Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
затруднения при привязке типовых и повторно применяемых уста новок. Немаловажное значение имеет температура охлаждающей оборотной воды: в северных районах она принимается равной 25—
26 °С, в южных — не менее 29 °С.
В ранее запроектированных установках межремонтный пробег
•составлял 40—45 дней. В условиях настоящего времени число ра бочих дней следует довести до 340.
При комбинировании процессов необходимо предусмотреть воз можность временного отключения отдельных блоков (при их про стое), не прерывая работы всей установки.
Устранение недостатков установок
Качество работы установок АТ во многом зависит от схем отдельных технологических узлов, в первую очередь от различных но конструктивному оформлению схем узлов перегонки нефти. Ректификационные колонны атмосферной части при одинаковой мощности имеют разные размеры, разное число тарелок. Режим работы колонн, особенно в случае применения клапанных тарелок, изучен недостаточно. Нужно более тщательно изучить системы орошения колонн, эффективность и количество циркуляционных промежуточных орошений, поскольку наблюдается несоответствие проектного количества циркулирующей флегмы и фактического. Особенно важно установить факторы, влияющие на число тарелок, предназначенных для отдельных фракций, поскольку на установ ках АВТ это число меняется в широких пределах. Так, по схеме с однократным испарением на каждый отбираемый дистиллят при ходится по 7—8 тарелок, а при наличии двух ректификационных колонн— по 11—17. В то же время четкость погоноразделения в основных колоннах по обеим схемам практически одинакова. Рек тификация и способы регулирования температурных режимов в колоннах также осуществляются по-разному. В колоннах может быть или одно острое орошение или еще дополнительно промежу точное циркуляционное орошение.
Расход пара в ректификационных колоннах установок меняет ся в самых широких пределах. В то же время этот фактор оказы вает большое влияние' на погоноразделительную способность ко лонн. Вопрос оптимизации расхода технологического пара являет ся чрезвычайно важным.
Схемы перегонки мазута также отличаются большим разнооб разием. Вакуумные колонны имеют неодинаковое число ректифи кационных тарелок, отбираемых фракций и орошений. Число та релок, приходящихся на одну фракцию, колеблется от 8 до 14. Недостаточно изучено влияние конструкции тарелок на работу ва куумных колонн — встречаются колонны с самыми разнотипными тарелками: желобчатые, ситчатые, решетчатые, клапанные и др. В последних установках рекомендуются клапанные тарелки. Од нако на практике они не гарантируют удовлетворительную работу
232
колонны во всех ее сечениях. Так, на одной введенной в эксплуа тацию установке АВТ в вакуумной колонне был налажен режим только после перекрытия сечения многих тарелок на 40—70%.
Результаты обследований действующих установок АТ и АВТ показали на удовлетворительную работу многих ректификацион ных колонн. Большая их часть имеет различные показатели по отбору дистиллятов, четкости ректификации; число ректификаци онных колонн, входящих в схему, также неодинаково. Первые ректификационные колонны на установках двухкратного испаре ния из-за низкой температуры подогрева нефти (150—190 °С) ра ботают с небольшими паровыми и. жидкостными нагрузками тарелок в укрепляющей секции. В отгонных секциях наблюдаются недопустимо высокие нагрузки по жидкости при очень низкой рабо те обычных желобчатых тарелок. Низкая кратность орошения в. сочетании с низкими нагрузками создает неблагоприятные условия для процессов ректификации на тарелках, в результате чего имеет ся большое налегание температур конца кипения бензина и начала кипения отбензиненной нефти.
При проведении расчетов ректификации по различной методике возникает разнобой в технологических и конструктивных решениях,. принимаемых для отдельных установок АВТ.
Основная причина разнобоя в схемах перегонки нефти и ма зута— проведение расчетов по различным методикам, а также от сутствие изучения и обобщения опыта эксплуатации установок АТ' н АВТ. Всестороннее изучение и обобщение, теоретических и прак тических данных отечественных и зарубежных промышленных, установок АВТ должно привести к разработке рекомендаций по выбору наиболее эффективной схемы перегонки. В этой работедолжны совместно участвовать специалисты научных, научно-ис следовательских, проектно-конструкторских организаций и пред приятий.
Аппаратурное и материальное оформление укрупненных установок
За последние годы на ранее построенных и вновь сооружае мых установках АВТ начали использовать укрупненные кожухо трубчатые теплообменники, конденсаторы, холодильники, аппараты: воздушного охлаждения, S-образные, ситчатые, клапанные та релки, печи вертикального факельного пламени, котлы-утилизато ры, новые комплексные системы автоматизации и регулированиятехнологическими процессами (системы «старт»), новые агрегаты для ремонтно-монтажных работ и др. Однако еще наблюдаются серьезные недостатки в выборе аппаратов, оборудования и проти вокоррозионного материала для их изготовления. Многочисленные отечественные установки АВТ еще не модернизированы. На уста новках действуют малоэффективные аппараты — печи шатрового
233:
типа, погружные конденсаторы-холодильники, конденсаторы сме шения и др.
Должны быть не только созданы новые, более эффективные ап
параты и оборудование, |
но и освоены новые методы по их сборке |
|
и монтажу. Необходимо |
максимально сократить удельный расход |
|
.дефицитных дорогостоящих материалов |
(легированная сталь, не |
|
ржавеющая сталь, биметаллы и др.) на |
изготовление аппаратов. |
Мало еще применяют на установках АВТ изделия и арматуру из пластических масс, полиэтиленовые трубы и др. Применение труб, арматур, фитингов исключительно из черного или цветного метал ла приводит к значительному удорожанию строительства устано вок АВТ.
Следует создать ГОСТ, нормали и ТУ на укрупненные кожухо трубчатые аппараты, емкости, электродегидраторы, электроразде лители, арматуру. Уменьшение числа аппаратов позволит значи тельно сократить количество арматуры и снизить потери нефте продуктов на установках. Весьма целесообразна замена шатровых электродегидраторов горизонтальными с малым объемом. Однако неоебходимо также разработать более производительные электро
дегидраторы для новых АВТ мощностью 6, 8, |
12 млн. т/год. |
При проектировании укрупненных установок |
должны быть |
устранены диспропорции в размерах основной аппаратуры путем унификации технологических данных для расчета.
Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
|
|||||
А л е к с а н д р о в |
И. А. |
Ректификационные и абсорбционные аппараты. М.,. |
|||||||
«Химия», 1965. 296 с. |
|
|
|
|
|
|
|||
А л е к с а н д р о в |
И. А. |
и др. Абсорбция углеводородных газов в колоннах: |
|||||||
с решетчатыми тарелками провального типа. М., ВНИИОЭНГ, 1965, 56 с. |
|||||||||
А ш у м о в Г. Г. Азербайджанские нефти. Баку, |
Изд. АН |
Азерб. ССР, |
1961- |
||||||
745 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б а г и р о в |
И. Т., |
Н у р и е в а |
3. Д. |
Современная укрупненная комбини |
|||||
рованная установка ЭЛОУ — АВТ с вторичной перегонкой бензина. |
М.,. |
||||||||
ЦНИИТЭнефтехим, 1970. 66 с. |
|
|
|
|
|
||||
Б а г и р о в |
И. Т., |
«Химия и технология топлив и масел», 1963, № 4, с. 38. |
|||||||
Б а г и р о в |
И. Т. |
Высокопроизводительные атмосферные |
и атмосферно-ваку |
||||||
умные установки. М., «Химия», 1964, |
132 с- |
|
|
|
|||||
Б а г и р о в |
И. Т., |
«Химия и технология топлив и масел», |
1962, № 8, с. 43. |
||||||
Б а г и р о в |
И. Т., |
К а р д а ш И. М. Пути снижения энергозатрат на нефте |
|||||||
заводах, М., «Химия», 1972, 143 с. |
|
|
|
|
|||||
Д е х т е р м а н |
А. Ш., |
К а з а ч е н к о |
А. И. |
Реконструкция' атмосферно |
|||||
вакуумных трубчаток. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1963. 65 с. |
|
||||||||
3 е л ь к и н д |
Е. М. |
Производство и потребление топлив и масел в капитали |
|||||||
стических странах. М., Гостоптехиздат, 1959. 280 с. |
|
|
|||||||
И с м а и л о в |
|
Р. Г., |
С п е к т о р |
Ш. Ш., |
Азерб. нефт. хоз., 1959, № 7, с. 35- |
Ко р г и н А. Ф. Модернизация электрообессоливающих установок. (Научноаналитический тематический обзор). М., ЦНИИТЭнефтехим, 1963. 43 с.
К о в а л е н к о Н. М., Ч е р в о н н ы й О. М. Комбинированная атмосфер но-вакуумная и электрообессоливающая установка. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1963. 63 с.
Ко з о р е з о в Ю. П. и др. Ректификационные колонны с желобчатыми та релками. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1963. 58 с.
К о н о п л е в |
В. П., П и н к о в с к и й Я- И., «Химия и технология топлив, |
и масел», |
1969, № 4, с. 43. |
235-
й а н о в я я А. К- «Химия и технология топлив и масел», 1961, № 1, с. 48.
Новые нефти восточных районов СССР (Справочник). Под ред. С. Н. Павловой
и 3. В. Дриапкой. М., «Химия», 1967. 670 с. |
|
||
П л я с к и н |
Ю. А- |
Опыт реконструкции атмосферно-вакуумных трубчатых |
|
установок |
Омского нефтеперерабатывающего завода. |
М., ЦНИИТЭнефте- |
|
хим, 1967. |
65 с. |
|
|
Ш е й н м а н |
В. И. |
и др., «Химия и технология топлив и |
масел», 1962, № 7, |
с. 54. |
|
|
|
Исмаил Тагиевич Багиров
Современные установки первичной переработки нефти
Редактор С. И. Бабушкина
Технический редактор А. С. Кочетова, В. М. Скитина Художник Г. А. Петров
Корректоры М. М. Новичкова, Р. А. Шкиперова
Т 20873. Сдано а наб. 6/XII 1973 г. Поди, к печ. 11/IV 1974 г. Формат бумаги бОХЭО'Ле. Бумага тип. № 2. Уел. печ. л. 15. Уч.-изд. л. 15,92. Тираж 4500 экз. Заказ 2551. Изд. № 324. Цена 94 к.
Издательство «Химия». 107076, Москва, Стромынка, 23.
Типография № 11 Союзполиграфпрома при Государствен ном комитете Совета Министров СССР по делам изда тельств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 113105, Нагатинская ул., д. 1.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХИ М И Я »
Готовится к выпуску в 1974 году
ОГНЕСТОЙКИЕ ТУРБИННЫЕ М АСЛА
под ред. проф. К. И. ИВАНОВА
18 л., ц. 1 р. 19 к. в пер.
Книга посвящена новым синтетическим маслам— эфирам ортофосфорной кислоты, — применяемым в турбинах на современных электростанциях. В книге обобщены итоги работы исследователей разных специальностей — химиков-синтетиков, турбостроителей, инженеров-эксплуатационников, токсикологов и гигиенистов, позво
лившие впервые |
в мировой практике разработать |
и внедрить |
||
в производство |
ценные |
огнестойкие масла, |
обладающие малой |
|
токсичностью. |
|
|
|
|
Рассмотрены |
свойства |
и методы синтеза |
эфиров |
фосфорной |
кислоты, освещены вопросы конструирования систем регулирова ния, в которых применены эти масла; даны рекомендации по экс плуатации таких систем; указаны меры и способы по созданию безопасных условий работы с этими маслами.
Книга предназначена для химиков-инженеров и исследователей, занимающихся синтезом и исследованием этих масел, и для инже неров, занятых разработкой и эксплуатацией оборудования для электростанций.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ НА КНИГУ СЛЕДУЕТ ОФОРМИТЬ В МАГАЗИНАХ, РАСПРОСТРА
НЯЮЩИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ.