Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литература.

Егидес А.П. Как научиться разбираться в людях, или психологический рисунок личности. – М.: АСТ-Пресс, 2008.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология Учебник для вузов. – М.:

НОРМА–ИНФРА • М.: 1999.

Литвак М.Е. Как узнать и изменить судьбу. Способности. Темперамент.

Характер. – Ростов н/Д,: Феникс, 2002.

Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Союз, 2000.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. – М.: Просвещение – Владос, 1994.

Островский Э.В. Чернышова Л.И. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017.

Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.

Академический курс /Под ред. В.Н. Лавриненко и Л.И. Чернышовой. – М.:

Юрайт, 2016.

Хьелл Л., Зигерт Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение /Пер. с англ. – СПб.: ПИТЕР, 1998.

Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Академический проект, 2018.

Глава 4. Восприятие и формирование имиджа в процессе коммуникации.

«Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность, не обратив внимания на то, как вы выглядите».

Б . Трейси, крупный предприниматель.

4.1. Восприятие в коммуникации.

Коммуникативный процесс будет успешен только в том случае, когда его субъекты будут иметь адекватное представление друг о друге.

Восприятие оказывает влияние на отношение к деловому партнеру, а также на его ответную реакцию. В свою очередь деловой партнер составляет свое впечатление о партнере по общению в соответствии со своим пониманием

его поведения в тех или иных ситуациях.

Образ партнера по коммуникации формируется в процессе восприятия,

в котором происходит выделение наиболее существенных и основных

признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом.

Взаимное восприятие людей в процессе общения, наряду с общими характеристиками, свойственными восприятию любых объектов, обладает еще и рядом особенностей, которые позволяют говорить не просто о восприятии, а о социальной обусловленности восприятия, или о социальной

перцепции (от лат. perceptio – восприятие и socialis – общественный).

Применительно к деловым коммуникациям социальную перцепцию

можно определить как целостное восприятие субъектов коммуникации, в

качестве которых могут выступать как отдельные личности, так и группы

людей.

 

 

Особенностями восприятия в процессе коммуникации следующие:

 

активность субъектов коммуникации,

означающая, воспринимаемые

субъекты (индивид, группа и т.

д.) не пассивны и

не


безразличны по отношению к воспринимающему субъекту,

как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов.

Воздействуя

на

субъект

восприятия,

воспринимаемый

человек стремится

трансформировать представление о себе

вблагоприятную для своих целей сторону;

мотивированность субъекта коммуникации, которая свидетельствует, что восприятие других субъектов коммуникации характеризуется слитностью познавательных компонентов с эмоциональными компонентами и зависимостью от мотивационно-

смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его

личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют суть социальной перцепции.

Таким образом, социальная перцепция в коммуникативном процессе представляет собой деятельность субъекта коммуникации по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица в результате которой у субъекта коммуникации складывается конкретное отношение к партнеру по коммуникации и формируются определенные представления о его возможном поведении.

Рассмотрим, каким образом в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателя) другого (наблюдаемого),

именуемый межличностной перцепцией. В другом человеке нам доступны для восприятия лишь внешние признаки (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения

(часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему

(это отношение чаще всего носит эмоциональный характер по принципу

«нравится – не нравится»).

Для оптимизации деловых коммуникаций целесообразно посмотреть на себя глазами своего партнера по общению и попытаться ответить на вопросы, какое воздействие я оказываю на окружающих и как они меня воспринимают:

впечатление, производимое моей внешностью и ее оформлением

(выражение лица, одежда, обувь, сочетание цветов, стиль, прическа, очки…);

моя манера держаться (дружелюбно, открыто, недружелюбно,

замкнуто) и поведение (энергичное, честолюбивое, робкое, тактичное…);

моя речь и коммуникационные способности (четкая, внятная,

уверенная, сумбурная, невнятная, лаконичная…);

произвожу ли я впечатление человека надежного, которому можно доверять?

какая энергия исходит от меня? Произвожу ли я впечатление человека уравновешенного или нервозного и суетливого.

Вцелом в ходе межличностного восприятия в процессе коммуникации осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения, что можно изобразить схематично.

Восприятие внешнего образа и поведения партнера по общению

ОЦЕНКА

Создание представлений о психологических особенностях и состоянии партнера по общению

ОЦЕНКА

Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения

ОЦЕНКА

Создание стратегии собственного поведения


Личностные особенности субъекта восприятия оказывают большое влияние на процесс межличностного восприятия в коммуникации. Они сказываются на том, в каком свете люди воспринимают других людей.

В деловых коммуникациях особое внимание уделяется процессу восприятия как другого субъекта, так и формированию и восприятию своего собственного образа в глазах других субъектов коммуникации. Крупный предприниматель, а ныне президент США, советовал: «Почаще смотритесь в зеркало: вы должны гордиться тем, что в нем отражается. Если вы выглядите неопрятно, таким же будет и ваш бизнес».1

Проблемами целенаправленного создания образа занимается такая практическая дисциплина как имиджелогия, освоение результатов исследований которой будут способствовать повышению коммуникативной компетентности специалиста.

4.2. Понятие имиджа: содержание, типы

Мыслитель XV века Н. Макиавелли обосновывал необходимости заботы о собственном образе, что с полным основанием позволяет его называть одним из творцов науки об имидже. «Пусть тем, кто его видит и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие,

человечность и, особенно, благочестие. Ибо люди, большей частью, судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками немногим»2.

Проведенные в начале 1990-х годов социологические исследования приходили к выводу об незначимости имиджа, либо его значимость целиком отвергалась3. Ныне отношение к имиджу кардинально изменилось, и он единодушно признается важным слагаемым любого публично действующего человека - предпринимателя, преподавателя, ученого, политика и пр. Со-

138 лучших цитат Дональда Трампа о бизнесе, успехе. shopolog.rumetodichka/kompanii-i- rynki…biznese…i…

2Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. С. 352.

3Шепель В. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., ЮНИТИ, 1994. С 27.

временный исследователь проблем управления X. Маккей считает задачу развития имиджа основной заповедью руководителя1.

Немалое воздействие на усиление вопросов, связанных с имиджем,

изменение социально-экономической системы, обретение ею рыночного характера, в ней в свою очередь утвердился маркетинг, ориентирующийся на продвижение товара к потребителю. «Коммерсант-Daily» отметил необычайное увлечение многими проблемой имиджа, доходящее до крайних форм: «Ряд агентств отмечает, что для многих заказчиков (особенно банков)

имидж превратился в самоцель»2.

Необычайную популярность приобрела возникшая относительно недавно наука – имиджелогия. Первоначально она существовала как определенное направление, развивающаяся в рамках прикладной дисциплины под названием паблик рилейшнз (связи с общественностью).

Более фундаментальное толкование свойственно профессору Мичиганского университета Кеннета Боулдингу, «имиджеведение» есть универсальный подход к изучению поведения людей3. Постепенно эта наука приобрела определенную самостоятельность и респектабельность. Появились различные практические пособия, и научные монографии, посвященные данным проблемам. В них изучаются закономерности формирования имиджа, его структура, инструменты, его формирующие, используемые при этом средства и методы.

Современная наука об имидже – имиджелогия - изобилует немалым числом понятий. Они обозначают имидж учителя и организации, события,

страны и региона, политический или корпоративный и др. Такой образ имеет основательные корни в подсознании и опирается на социальную природу человека, поскольку каждый стремится произвести благоприятное впечатление на других, что является одной из базисных потребностей.

1Маккей Х. Как уцелеть среди акул? М., Экономика. 1991. С. 19.

2Коммерсант-daily. 1995. № 207.

3Boulding K. The image. Knowledge in Life and Society. N.Y. University of Michigan Press, 1956. С. 30; Boulding K. National images and international system // Comparative Foreign Policy. Ed. By W. Hanrieder. N.Y., 1971. p. 90–102.



Вэтом же ряду имидж делового человека, вынесенный в заголовок многих отечественных и зарубежных работ1. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля под словом «дело» расширительно подразумевается «работа и труд, занятие, обязанность и должность, поступок

идействие». А в «Тезаурусе русской деловой лексики» (2004) к ним присоединяется «предприятие, начинание, бизнес».

Вшироком смысле понятие «имиджа делового человека» охватывает образ любого человека в любой сфере человеческой деятельности, это имидж специалиста, руководителя, профессионала, учёного и учителя и т.п. В узком смысле такой имидж охватывает такие виды деятельности, связанные с предпринимательством (бизнесом), управлением и политикой. Автор статьи

«Имидж делового человека» в «Психологическом словаре» наделяет

«делового человека» такими качествами как серьезность и предприимчивость, ориентированного на прибыль и деньги, ценящего время,

и умеющего привлекать «других людей к своим делам»2. К ним необходимо добавить коммуникабельность или способность к общению, уверенность в себе, лидерство и инициативность.

Для обозначения подобного имиджу явления в русском языке ис-

пользуется понятие «личины», например, «личина друга или недруга»; а

также понятие «лика», которому придается иной смысл на «внешних очертаниях, видимой поверхности чего-нибудь».3

Имидж представляет собой в определенной степени отделенное,

отчужденное и независимое от самого человека явление. Это маска, которую человек может надеть и снять. Известный немецкий философ Ф. Ницше говорил, что каждый гений носит маску, отправляясь от этой идеи, В.

Шепель посчитал маску одним «из функциональных назначений имиджа»4.

Иногда она порождается ситуацией: Чичиков не менял своей сути, хотя по-

1Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002; Панфилова А.П. Имидж делового человека. С-Пб., 2007 и др.

2https://www.psyoffice.ru/7/handbook/image/imidzh_delovogo_cheloveka.html

3Ожегов С. Словарь русского языка. М., Русский язык. 1990. С. 326, 329.

4Шепель В. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., ЮНИТИ, 1994. С. 234.