Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
международных переговоров: саммит, форум, сессии, совещания,
конференции, встречи на различных уровнях.
Так саммит (от лат. congressus — встреча, собрание) являются формой
международной коммуникации, позволяющей провести встречу
руководителей или представителей государств, территорий,
организаций и реализуется как вид международной конференции.
Вмеждународной практике наиболее значимыми являются саммит G8
иG20 и другие.
Международные саммиты
Название |
|
Страны участники саммита |
Цель |
Периоди |
||||||
саммита |
|
|
|
|
|
|
|
|
чность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G8 |
1. |
Россия |
|
|
|
|
Решение |
1977 г., |
||
|
2. |
США |
|
|
|
|
международных |
1984 |
г., |
|
|
3. |
Франция |
|
|
|
экономических, |
1991 г., |
|||
|
|
|
Германия |
|
|
|
||||
|
4. |
|
|
|
политических |
1998 г., |
||||
|
5. |
Италия |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
военных вопросов |
2005, |
|
|||
|
6. |
Великобритания |
|
|
||||||
|
|
|
2013, |
|
||||||
|
7. |
Канада |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
8. |
Япония |
|
|
|
|
|
2014 (без |
||
|
|
С 2014 года стала G 7 (без |
|
России) |
||||||
|
|
участия России) |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||||
G20 |
|
Австралия, Аргентина, Бразилия, |
Регулирование |
Ежегодн |
||||||
|
|
Великобритания, |
|
Германия, |
международной |
ый |
с |
|||
|
|
Индия, Индонезия, Италия, |
финансовой |
1999 |
|
|||||
|
|
Канада, Китай, Мексика, Россия, |
системы |
года |
|
|||||
|
|
Саудовская |
Аравия, |
США, |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Турция, Франция, Южная Корея, |
|
|
|
|||||
|
|
ЮАР, Япония. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Председатель |
от |
Европейской |
|
|
|
|||
|
|
комиссии |
и |
председатель |
|
|
|
|||
|
|
Европейского совета. |
|
|
|
|
||||
|
|
От международных организаций: |
|
|
|
|||||
|
|
Совет |
по |
финансовой |
|
|
|
|||
|
|
стабильности, |
Международный |
|
|
|
||||
|
|
валютный фонд, |
Всемирная |
|
|
|
||||
|
|
торговая |
|
организация, |
|
|
|
|||
|
|
Организация |
Объединённых |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наций и Всемирный банк.
Название |
Страны участники |
Цель |
|
Периоди |
|||
саммита |
саммита |
|
|
|
чность |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ШОС |
Китай, Россия, Казахстан, |
укрепление |
стабильности |
Ежегодн |
|||
|
Таджикистан, Киргизия и |
и безопасности, |
борьба с |
ый |
с |
||
|
Узбекистан, |
|
терроризмом, |
|
2001 |
|
|
|
Индия (с 2017 года), |
сепаратизмом, |
|
года |
|
||
|
Пакистан (с 2017 года) |
экстремизмом, |
|
|
|
||
|
|
|
наркотрафиком, |
развитие |
|
|
|
|
|
|
экономического |
|
|
|
|
|
|
|
сотрудничества, |
|
|
|
|
|
|
|
энергетического |
|
|
|
|
|
|
|
партнерства, |
научного и |
|
|
|
|
|
|
культурного |
|
|
|
|
|
|
|
взаимодействия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
БРИКС |
Бразилия, |
|
создание условий для |
Ежегодн |
|||
|
Россия, |
|
эффективного |
|
ый |
с |
|
|
Индия, |
|
сотрудничества |
и |
2009 |
|
|
|
Китай, |
|
существенного |
усиления |
года |
|
|
|
ЮАР |
|
экономического |
и |
|
|
|
|
|
|
технологического |
|
|
||
|
|
|
потенциала |
|
стран- |
|
|
|
|
|
участниц, |
|
для |
|
|
|
|
|
устойчивого |
|
|
|
|
|
|
|
экономического |
развития |
|
|
|
|
|
|
и укрепления финансовой |
|
|
||
|
|
|
и |
социальной |
|
|
|
|
|
|
стабильности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АТЭС |
Австралия; |
Бруней- |
Повышение |
|
|
Ежегодн |
|
|
Даруссалам; |
Канада; |
экономического |
роста и |
ый |
с |
|
|
Индонезия; |
Япония; |
процветания в регионе и |
1989 |
|
||
|
Корея; Малайзия; Новая |
укрепление |
|
азиатско- |
года |
|
|
|
Зеландия; |
Филиппины; |
тихоокеанского |
|
|
|
|
|
Сингапур; |
Таиланд и |
сообщества. |
|
|
|
|
|
Соединенные Штаты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форум (от лат. forum) – крупное мероприятие, проводимое для
обозначения или решения каких-либо глобальных проблем. Форумы
реализуются как в рамках саммитов, так и являются самостоятельными мероприятиями. В зависимости от состава участников и целей могут быть:
экономическими, политическими, социальными, а также отраслевыми
(сельскохозяйственные, производителей, маркетологов и др. Форумы реализуют как отдельные организации, так и заинтересованные лица. По результатам форума подписывает резолюция, которая является рекомендательным документом для дальнейших действий ее участников.
Среди наиболее распространенных международных форумов,
проводимых в России, следует считать:
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ),
Московский международный экономический форум (ММЭФ),
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее»,
Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория смыслов» и другие.
Неразрешенные конфликты по почве религиозных, национальных вопросов, территориальных, этнополитических и других зачастую требуют посредников для разрешения сложившейся ситуации. Международный опыт реализации переговоров через посредников сформировал следующие типы третьей стороны: третейский судья, арбитр, посредник, помощник,
наблюдатель.
Каждый из посредников призван выполнить строго определенные функции:
1.Блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель).
2.Применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр).
3.Волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр).
4.Оказание помощи в поиске решений (посредник или помощник).
5.Оказание помощи в организации общения (посредник или помощник).
6.Контроль за выполнением соглашений (третейский судья, посредник или наблюдатель).
Однако только этой типологический разнообразие непрямых переговоров не ограничивается. Получили широкое распространение фасилитаторство, консультационное посредничество и посредничество с элементами арбитража. Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения:
1 Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ, facilitate — облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.
2Консультационное посредничество. Специфика заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.
3Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том,
что, если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми
результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс.
разрешенных конфликтов за 50 лет работы. Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению,
соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т.п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.
Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.
1 Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность, предполагающая, прежде всего,
умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности, это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.
2 Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность, которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное — не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой
участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта
(1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии — страны, не входящей в состав НАТО.
3 Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом. Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г.
определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.
Структура переговорного процесса состоит из трех последовательных этапов: организационная и теоретическая подготовка к переговорам, реализация переговоров и реализации договоренностей.
Поэтому и успешность реализации переговоров зависит от методически выстроенной подготовительной работы.
Этап 1. Организационная подготовка
-Разработка повестки дня
-Согласование времени и места проведения, выбор здания
-Формирование делегации (глава, состав)
-Реализация протокольных мероприятий (согласование логистики движения: встреча, размещение, обеспечение, сопровождение и др.)
-Составление плана рассадки во время переговоров
-Выработка регламента
-Деловая переписка (подготовка приглашений, писем, уведомлений,
достижение соглашения о переговорах)
Этап 2. Теоретическая подготовка
-Диагностика состояния осуждаемых проблем
-Сбор информации об оппоненте (сильные, слабые стороны)
-Прогнозирование ситуации
-Определение позиций
-Выбор стратегии и тактики, рамок переговоров
-Цели и задачи переговоров (цель-минимум и цель-максимум)
-Подготовка возможных вариантов решения
-Подбор аргументации
Этап 3. Реализация переговоров. Реализация переговоров - это венец подготовительной работы. Формально переговоры очень простое и даже приятное мероприятие: приветствие, выстраивание отношений,
последовательное изложение каждой стороной своей позиции, уточнении от оппонента его взглядов, позиций, позиционные торги, поиск взаимного решения, завершение сделки (принятие решения или признание провала) и
закрепление итогов переговоров (резюме, письменная фиксация итогов, план дальнейших действий, договоренность о их сроках).
Однако для реализации переговоров необходимо заблаговременно провести скрытую работу с целью выработки:
1.Стратегии поведения в ходе переговоров
2.Выработка границ (предела) диалога
3.Формирование тактики работы с оппонентом.
Стратегия – это искусство планирования и проведения переговоров.
Принятой стратегии необходимо придерживаться до конца переговорного процесса. Классическими подходами к выбору стратегии, как совокупности приемов и способов проведения переговоров, являются следующие:
1. «Выигрыш-проигрыш» - суть сводится к девизу: «Будет так, как решу я» - жесткая стратегия с выраженным стремлением добиться преимуществ за счет интересов другой применяется в экстремальной ситуации, когда важен только результат и безразличны дальнейшие
деловые связи. Не ориентирована на прочные долговременные отношения. Применяется при кратковременных деловых связях. НО!
Учитывать, что другая сторона находится под жестким психологическим давлением, поэтому оппонент может саботировать решение и не выполнит соглашение. Ведет к напряженности в отношениях между сторонами, а возможно, и к их разрыву.
2.«Проигрыш-выигрыш» - реализуется под девизом «Я неудачник и всегда был неудачником» или «Я человек миролюбивый и готов на все,
только бы избежать конфликта между нами». Стратегия уступить или вообще сорвать переговоры или готовность соглашаться с мнением других, так как не хватает мужества выражать свои истинные чувства и убеждения, легко запугать. Но! Это приводит к существенным уступкам и нарушению собственных интересов. Можно использовать,
если результат является второстепенным и служит достижению иных целей, если это завуалированная форма взятки, форма жульничества,
если переговоры имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.
3.«Выигрыш-выигрыш» - девиз переговоров: «Бизнес — это сотрудничество, а не арена борьбы». Считается, что выигрыш одного партнера более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров. В ходе таких переговоров обе стороны удовлетворены решением и готовы приложить максимум для его выполнения.
4.«Выигрыш-проигры» - ориентирована на достижение собственного выигрыша независимо от того, учитываются или нет интересы оппонента, проявляется, как только один из партнеров начинает чувствовать отсутствие соперничества. Но! эффективна в условиях высокой степени неопределенности из-за отсутствия информации,
усиливается, если нет представления о том, как долго будут продолжаться деловые связи