Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
включающая все их виды, разрабатывается в конфликтологии. Далеко не все из них значимы для деловых коммуникаций. Выделим основные виды конфликтов, наиболее часто возникающих в процессе деловой коммуникации.
Классификация конфликтов, как и любая классификация, строится на основе выделения того или иного основания – существенного признака, в
качестве которого могут выступать субъекты конфликта, сферы проявления конфликта, социальные последствия и др.
Приведем только те типы конфликтов, которые имеют отношение к сфере коммуникаций в целом, и деловым коммуникациям в частности.
Конфликт возникает тогда, когда его участники осознают ситуацию как конфликтную и начинают конфликтные действия, тем самым, становясь субъектами конфликта. На основе акторов, или действующих субъектов, в
качестве которых могут выступать индивид, социальная группа, организация,
институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других лиц, выделяют следующие типы конфликтов: межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.
Типы конфликтов на основе выделения субъектов конфликта.
Межличностные |
|
Конфликты между |
|
Межгрупповые |
конфликты - |
|
личностью и группой |
|
конфликты происходят |
столкновение нескольких |
|
возникают при |
|
между различными |
личностей, наиболее |
|
противопоставлении |
|
(формальными и |
распространены в |
|
личности и группы. |
|
неформальными) группами |
организациях. Интересы |
|
Конфликт может |
|
в организации, между |
сталкиваются в борьбе за |
|
происходить между |
|
высшим и более низким |
занятие вакантного места, |
|
сотрудником и группой, а |
|
уровнями управления. |
распределение ресурсов, |
|
может быть представлен в |
|
|
проявляются в претензиях |
|
форме конфликта между |
|
|
на доминирование, |
|
группой и руководителем. |
|
|
навязывание своей позиции |
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Межличностные конфликты в зависимости от характера подчиненности
между оппонентами классифицируются на конфликты по вертикали, по
горизонтали и по диагонали.
Типы конфликтов на основе выделения характера подчиненности между сторонами конфликта.
|
|
Конфликты «по |
|
Конфликты «по |
Конфликты «по |
|
|
||
|
горизонтали» |
|
диагонали», |
|
вертикали» между |
|
|
||
|
между |
|
между |
|
руководителем и |
|
|
||
|
сотрудниками |
|
оппонентами, |
|
подчиненным |
|
|
||
|
равного ранга |
|
находящимися в |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
отношениях |
|
|
|
|
косвенного |
|
|
|
|
подчинения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По последствиям конфликты делятся на конструктивные
(созидательные) и деструктивные (неконструктивные, разрушительные).
Конструктивный конфликт |
Деструктивный конфликт |
Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы — в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития.
Возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
Нужно различать деловой конфликт и личностно-эмоциональный:
первый сближает партнеров в поисках решения проблемы, а во втором
стороны относятся друг к другу враждебно, а их действия направлены на то,
чтобы нанести партнеру как можно больший ущерб.
Деловой конфликт |
Личностно-эмоциональный |
|
конфликт |
Носит конструктивный характер и помогает решить проблему. Он связан с разногласиями, затрагивающими важнейшие стороны деятельности организации и ее сотрудников, разрешение которых выводит организацию на новый уровень развития. Такого рода конфликты являются необходимым элементом в деятельности организаций и единственной гарантией того, что организация продолжает развиваться.
Носит деструктивный характер и связан не с решением проблемы, а с борьбой против личностей. Конфликты такого рода перерастают в склоку и приводят к негативным, разрушительным последствиям и для личностей, вовлеченных в конфликт, и для организации в целом, резко снижая эффективность работы ее сотрудников. Нередко можно наблюдать, как деловой конфликт перерастает в личностный.
Рассматривая общество как систему, социологи и социальные
философы выделяют сферы социальной жизни, к которым относятся
экономическая, социальная, политическая и духовная сферы. Соответственно
этим сферам выделяют конфликты, наиболее характерные для данной сферы.
Для деловых коммуникаций наиболее значимы конфликты в социальной
сфере, исследование которых будет способствовать пониманию конфликтов
в деловых коммуникациях. Но не только пониманию. Практики разрешения
социальных конфликтов могут способствовать и их разрешению в деловой
сфере.
6.2.Социальные конфликты, их природа и сущность.
6.2.1.Понятие социального конфликта. Классы социальных
конфликтов.
Конфликты в сфере деловых отношений и деловых коммуникаций относятся к области социальных конфликтов, и для того, чтобы понять суть деловых конфликтов, нужно дать общий анализ социальных конфликтов.
Конфликт – это социальное явление и такая форма взаимодействия людей и социальных групп, при которой действия одной стороны,
столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей. В
широком смысле, социальный конфликт понимается исследователями как осознанные противоречивые социальные отношения между социальными субъектами, интересы, цели и ценности которых реально или предположительно несовместимы. Следовательно, социальный конфликт –
«это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»1.
Невозможно дать определения конфликта, которым бы задавался четкий класс объектов (ситуаций), выделяемых по какому-либо
«объективному основанию» (свойству, признаку). В каждом конкретном случае мы решаем вопрос, имеет ли эта ситуация смысл конфликта. Мы называем социальными конфликтами отношения людей, имеющие смысл угроз функционированию и воспроизводству социальных систем (от семьи,
группы, трудового коллектива до общества в целом). Конфликт – этой сбой в воспроизводстве системы на уровне осуществляющих и обслуживающих воспроизводство системы отношений людей.
В теории конфликта его природа связывается со склонностью человека как социального существа к конфликтным взаимодействиям: «Основное положение теории конфликта состоит в том, что человек есть общественное и в то же время склонное к конфликту животное. Почему существует конфликт? Прежде всего, конфликт существует потому, что при любых взаимодействиях в качестве потенциального ресурса может быть использовано принуждение, опирающееся на силу ... Подвергаться принуждению – это всегда неприятный опыт. А это значит, что любое
1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.:Аспект Пресс.1996. – С.90
использование принуждения – даже в малейшей степени – вызывает конфликт в форме антагонизма»1.
Сторонники теории конфликта, к которым относятся Р.Даренрорф,
Г.Зиммель, А.Анцупов, А.Здравомыслов, Г.Силласте и др., обращают
внимание на творческую, созидательную роль конфликтов, |
поскольку они |
становятся причинами изменений социальных систем. |
Это не всегда |
корректно, поскольку участники конфликта, если он осуществляется на уровне межличностных Запруда на реке может привести к изменению её русла, но новое русло ищет и находит река, а не запруда.
Таким образом, социальными мы будем называть конфликты,
производные от общественных и социальных отношений, в которых участвуют люди. Этими отношениям люди могут ставиться:
в противоречия с собой – со своей совестью, здравым смыслом,
разумом, вкусом;
в противоречия с другими людьми;
в противоречия с институтами, «системой», «порядком вещей» и т.п.
Общественные и социальные отношения, участвуя в которых люди
вовлекаются в очерченные противоречия, являются источниками социальных
конфликтов. Нарастание противоречий выражается в социальной напряженности, создающий фон для развития конфликтов. Люди как бы чувствуют «приближение грозы», возрастание меры неопределённости
ситуации, её неустойчивость. Поведение их становится менее уверенным, и
они |
теряют |
ориентиры. |
Социальная |
напряженность |
хорошо |
«предчувствуется» в социальном стихотворении Н.Некрасова:
«Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!»
1 Коллинз Р. Стратификация сквозь призму теории конфликта. В кн.: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш.
гик., 2006. С. 430