Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

включающая все их виды, разрабатывается в конфликтологии. Далеко не все из них значимы для деловых коммуникаций. Выделим основные виды конфликтов, наиболее часто возникающих в процессе деловой коммуникации.

Классификация конфликтов, как и любая классификация, строится на основе выделения того или иного основания – существенного признака, в

качестве которого могут выступать субъекты конфликта, сферы проявления конфликта, социальные последствия и др.

Приведем только те типы конфликтов, которые имеют отношение к сфере коммуникаций в целом, и деловым коммуникациям в частности.

Конфликт возникает тогда, когда его участники осознают ситуацию как конфликтную и начинают конфликтные действия, тем самым, становясь субъектами конфликта. На основе акторов, или действующих субъектов, в

качестве которых могут выступать индивид, социальная группа, организация,

институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других лиц, выделяют следующие типы конфликтов: межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Типы конфликтов на основе выделения субъектов конфликта.

Межличностные

 

Конфликты между

 

Межгрупповые

конфликты -

 

личностью и группой

 

конфликты происходят

столкновение нескольких

 

возникают при

 

между различными

личностей, наиболее

 

противопоставлении

 

(формальными и

распространены в

 

личности и группы.

 

неформальными) группами

организациях. Интересы

 

Конфликт может

 

в организации, между

сталкиваются в борьбе за

 

происходить между

 

высшим и более низким

занятие вакантного места,

 

сотрудником и группой, а

 

уровнями управления.

распределение ресурсов,

 

может быть представлен в

 

 

проявляются в претензиях

 

форме конфликта между

 

 

на доминирование,

 

группой и руководителем.

 

 

навязывание своей позиции

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Межличностные конфликты в зависимости от характера подчиненности

между оппонентами классифицируются на конфликты по вертикали, по

горизонтали и по диагонали.

Типы конфликтов на основе выделения характера подчиненности между сторонами конфликта.

 

 

Конфликты «по

 

Конфликты «по

Конфликты «по

 

 

 

горизонтали»

 

диагонали»,

вертикали» между

 

 

 

между

 

между

руководителем и

 

 

 

сотрудниками

 

оппонентами,

подчиненным

 

 

 

равного ранга

 

находящимися в

 

 

 

 

 

 

 

отношениях

 

 

 

 

косвенного

 

 

 

 

подчинения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По последствиям конфликты делятся на конструктивные

(созидательные) и деструктивные (неконструктивные, разрушительные).

Конструктивный конфликт

Деструктивный конфликт

Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы — в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития.

Возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Нужно различать деловой конфликт и личностно-эмоциональный:

первый сближает партнеров в поисках решения проблемы, а во втором

стороны относятся друг к другу враждебно, а их действия направлены на то,

чтобы нанести партнеру как можно больший ущерб.


Деловой конфликт

Личностно-эмоциональный

 

конфликт

Носит конструктивный характер и помогает решить проблему. Он связан с разногласиями, затрагивающими важнейшие стороны деятельности организации и ее сотрудников, разрешение которых выводит организацию на новый уровень развития. Такого рода конфликты являются необходимым элементом в деятельности организаций и единственной гарантией того, что организация продолжает развиваться.

Носит деструктивный характер и связан не с решением проблемы, а с борьбой против личностей. Конфликты такого рода перерастают в склоку и приводят к негативным, разрушительным последствиям и для личностей, вовлеченных в конфликт, и для организации в целом, резко снижая эффективность работы ее сотрудников. Нередко можно наблюдать, как деловой конфликт перерастает в личностный.

Рассматривая общество как систему, социологи и социальные

философы выделяют сферы социальной жизни, к которым относятся

экономическая, социальная, политическая и духовная сферы. Соответственно

этим сферам выделяют конфликты, наиболее характерные для данной сферы.

Для деловых коммуникаций наиболее значимы конфликты в социальной

сфере, исследование которых будет способствовать пониманию конфликтов

в деловых коммуникациях. Но не только пониманию. Практики разрешения

социальных конфликтов могут способствовать и их разрешению в деловой

сфере.

6.2.Социальные конфликты, их природа и сущность.

6.2.1.Понятие социального конфликта. Классы социальных

конфликтов.

Конфликты в сфере деловых отношений и деловых коммуникаций относятся к области социальных конфликтов, и для того, чтобы понять суть деловых конфликтов, нужно дать общий анализ социальных конфликтов.

Конфликт – это социальное явление и такая форма взаимодействия людей и социальных групп, при которой действия одной стороны,

столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей. В

широком смысле, социальный конфликт понимается исследователями как осознанные противоречивые социальные отношения между социальными субъектами, интересы, цели и ценности которых реально или предположительно несовместимы. Следовательно, социальный конфликт –

«это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»1.

Невозможно дать определения конфликта, которым бы задавался четкий класс объектов (ситуаций), выделяемых по какому-либо

«объективному основанию» (свойству, признаку). В каждом конкретном случае мы решаем вопрос, имеет ли эта ситуация смысл конфликта. Мы называем социальными конфликтами отношения людей, имеющие смысл угроз функционированию и воспроизводству социальных систем (от семьи,

группы, трудового коллектива до общества в целом). Конфликт – этой сбой в воспроизводстве системы на уровне осуществляющих и обслуживающих воспроизводство системы отношений людей.

В теории конфликта его природа связывается со склонностью человека как социального существа к конфликтным взаимодействиям: «Основное положение теории конфликта состоит в том, что человек есть общественное и в то же время склонное к конфликту животное. Почему существует конфликт? Прежде всего, конфликт существует потому, что при любых взаимодействиях в качестве потенциального ресурса может быть использовано принуждение, опирающееся на силу ... Подвергаться принуждению – это всегда неприятный опыт. А это значит, что любое

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.:Аспект Пресс.1996. – С.90



использование принуждения – даже в малейшей степени – вызывает конфликт в форме антагонизма»1.

Сторонники теории конфликта, к которым относятся Р.Даренрорф,

Г.Зиммель, А.Анцупов, А.Здравомыслов, Г.Силласте и др., обращают

внимание на творческую, созидательную роль конфликтов,

поскольку они

становятся причинами изменений социальных систем.

Это не всегда

корректно, поскольку участники конфликта, если он осуществляется на уровне межличностных Запруда на реке может привести к изменению её русла, но новое русло ищет и находит река, а не запруда.

Таким образом, социальными мы будем называть конфликты,

производные от общественных и социальных отношений, в которых участвуют люди. Этими отношениям люди могут ставиться:

в противоречия с собой – со своей совестью, здравым смыслом,

разумом, вкусом;

в противоречия с другими людьми;

в противоречия с институтами, «системой», «порядком вещей» и т.п.

Общественные и социальные отношения, участвуя в которых люди

вовлекаются в очерченные противоречия, являются источниками социальных

конфликтов. Нарастание противоречий выражается в социальной напряженности, создающий фон для развития конфликтов. Люди как бы чувствуют «приближение грозы», возрастание меры неопределённости

ситуации, её неустойчивость. Поведение их становится менее уверенным, и

они

теряют

ориентиры.

Социальная

напряженность

хорошо

«предчувствуется» в социальном стихотворении Н.Некрасова:

«Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!»

1 Коллинз Р. Стратификация сквозь призму теории конфликта. В кн.: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш.

гик., 2006. С. 430