Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типы вопросов.

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

 

Закрытые вопросы – это такие

Вам интересно наше предложение?

вопросы, на которые собеседник

Вы согласны на наши условия?

может

ответить либо

«да»,

либо

Вы хотели бы улучшить качество

«нет».

 

 

 

 

 

товара?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы согласны вложить деньги в этот

 

 

 

 

 

 

 

проект?

 

 

 

Открытые вопросы — такие, на

Какова причина того, что вы решили

которые собеседник вынужден давать

подписать договор именно с этой

полный ответ, когда у него нет

компанией?

 

 

возможности

ответить

коротко

Какие требования Вы предъявляете

«да» или «нет».

 

 

 

персоналу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вы делаете для того, чтобы

Открытые вопросы начинаются со

обеспечить...?

 

 

слов: «Что?», «Где?», «Когда?»,

 

 

На какой эффект вы рассчитываете

«Какой?» «Почему?».

 

 

 

при

внедрении

новых

 

 

 

 

 

 

 

информационных технологий?

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы задаются для

Что вы думаете по поводу...?

 

 

выяснения, прислушивается ли еще к

Считаете ли вы так же, как я?

 

 

вам собеседник, понимает ли он вас

Как вы относитесь к...?

 

 

или просто поддакивает.

 

 

Каковы будут дальнейшие шаги?

Вопросы для ориентации задаются,

Есть ли у вас еще вопросы по этой

чтобы

установить продолжает

ли

теме?

 

 

 

собеседник

придерживаться

Каково ваше мнение по этому

высказанного

ранее

мнения

 

или

пункту?

 

 

 

прежнего намерения.

 

 

 

И к каким выводам вы пришли?

 

 

 

 

 

 

 

Ваше мнение остается прежним?

Подтверждающие вопросы задают,

Замечательная модель, не так ли?

чтобы

вызывали

согласие

Наверняка вы тоже рады тому, что…?

собеседника.

Если

собеседник

Выгода данного предложения для Вас

несколько раз согласится, то на

очевидна, не так ли?

 

 

решающий вопрос он не станет

 

 

 

 

возражать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернативные

вопросы

Какой срок обсуждения подходит вам

предоставляют

собеседнику

больше всего: понедельник 12.30,

возможность

выбора.

Число

среда 14.00 или четверг 14.30?

 

 

возможных

вариантов

не должно

Когда я должен позвонить по этому

превышать трех. При этом словечко

вопросу снова: в четверг или в

«или» чаще всего является основным

пятницу?

 

 

компонентом вопроса.

 

 

 

Какой

срок монтажа вас

больше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

устраивает – 15 или 20 ноября?

 

 

 

 

 

 

Какую рубашку вам упаковать

 

 

 

 

 

серую или коричневую?

 

Зеркальные

вопросы обеспечивают

Я никогда не буду иметь с ним дела!

непрерывность

открытого

диалога.

Никогда?

 

Технически такой вопрос состоит в

Сейчас у меня нет для этого средств!

повторении

 

с

вопросительной

Нет средств? Или

 

интонацией

 

части

утверждения,

Именно сейчас?

 

только

что

произнесенного

 

 

собеседником, для того, чтобы

 

 

заставить

его

увидеть

свое

 

 

утверждение как бы со стороны.

 

 

Риторические

вопросы не

будучи

Как можно халатно относиться к

вопросами

 

по

своей

сути,

своим обязанностям?

 

подчеркивают

 

эмоциональную

Можно ли считать такое положение

окраску предложения, имея цель не

нормальным?!

 

оставить слушателя равнодушным.

Как долго нам ждать проведения

 

 

 

 

 

необходимых реформ?

 

 

 

 

 

 

Сколько можно терпеть постоянное

 

 

 

 

 

повышение цен?

 

 

 

 

 

Провокационные

вопросы

часто

Вы действительно считаете, что ваша

используются для того, чтобы

продукция в последующие три года

заставить человека

заговорить на

будет еще конкурентоспособна?

 

неприятную или сложную для него

Вы уверены, что сможете еще

тему. Такие вопросы необходимо

длительное время продавать

свое

использовать в разговоре, чтобы

изделие по такой цене?

 

понять, чего же в действительности

Почему Вы спрашиваете?

 

хочет собеседник и верно ли он

В связи с чем Вас это интересует?

понимает положение дел.

 

 

 

При постановке вопросов часто допускаются ошибки, причем не

только логико-семантического, но, в первую очередь, психологического характера.

Наиболее типичные ошибки

Способы преодоления ошибок при

постановки вопросов

постановке вопросов

 

 

 

1. Постановка вопроса в форме

1. Нужно задавать вопросы,

«почему?».

которые не содержат скрытого

 

обвинения.


Пример. Вопрос «Почему Вы так

 

 

 

 

решили?», содержит в себе скрытое

Пример.

«Каковы

основные

обвинение, которое в полном виде

аргументы в пользу этого решения?»,

звучало бы так: «Ваше решение мне

«Какова логика этого выбора?», «Чем

непонятно,

а

 

потому

оно

можно

было

бы

подтвердить

неправильно».

 

 

 

 

целесообразность такого решения?» и

 

 

 

 

 

 

т.п.

 

 

 

2. Постановка вопроса в форме

 

 

 

 

 

«Почему Вы не…».

2. Нужно задавать вопросы, которые

 

 

 

 

 

 

не содержат скрытого обвинения.

Пример. Вопрос «Почему Вы не

 

 

 

 

приняли

дополнительных

мер?»,

Пример. «Какие меры могли бы быть

содержит

скрытое

обвинение

эффективными

в этой

ситуации?»,

означает и что партнер выбрал

«Как мы могли бы обосновать их

неправильный путь.

 

 

 

эффективность?».

 

3. Постановка вопроса в форме

3. Нужно задавать вопросы, которые

«Как вы могли согласиться...?

не содержат скрытого обвинения.

(отказаться... пригласить... не

 

 

 

 

пригласить... так ответить... не

 

 

 

 

 

ответить ит. п.)»

 

 

 

 

 

Пример.

Содержит

скрытое

Пример.

«Чем

было продиктовано

обвинение

в

некомпетентности

положительное решение?», «Что

делового партнера.

 

 

 

 

побудило вас согласиться?», «Не

 

 

 

 

 

 

могли бы вы привести обоснования

 

 

 

 

 

 

своего решения?» т.п.

 

4. Формулировка вопросов в

4. Формулировка вопросов в

негативной,

форме.

 

позитивной форме,

форме.

Пример. Вопрос «Вы не поможете

Пример. На вопрос, заданный в

мне в этом вопросе?» провоцирует

позитивной форме «Вы ведь окажете

ответ «К сожалению, не могу

 

мне помощь в этом вопросе?» трудно

помочь».

 

 

 

 

 

ответить отказом.

 

Как отмечает Сидоренко,1 причиной того, что многие вопросы воспринимаются нами не как информационный запрос, а как обвинение или упрек, является особое положение вопроса в нашей культуре вообще. Право задавать вопросы — это статусная привилегия: «Вопросы здесь задаю я!». К

1 Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.

— СПб.: Речь, 2008// Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной...studmed.ru›view…ev…kommunikativnoykompetentnosti…


тому же в нашей культуре осуждение и запрет выражаются не столько императивными, сколько вопросительными предложениями: «Когда вы перестанете опаздывать?», «Где вы видели, чтобы...?», «Когда вы поумнеете?»

Отклик на вопросы такого рода носит характер отрицательной реакции,

поэтому лучше максимально избегать ошибок, лежащих в ее основе.

7.4.2. Умение слушать.

Слушание является одним из основных звеньев процесса коммуникации, успешность которой во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения ее воспринять, т.е. слушать. Слушая собеседника, мы тем самым показываем интерес к тому, что он говорит и получаем его уважение, что дает возможность влиять на собеседника.

Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами, персидско-таджикский поэт-

мистик и суфийский шейх, еще в 15 веке в поэтической форме выразил значимость слушания слушания в общении людей:

Язык один у нас, а уха - два,

Чтоб слышать много, но беречь слова.1

Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Представление о том, что слушать можно по-разному, «слышать» и «слушать» – это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Слышать – означает физически воспринимать звук, а «слушать» - воспринимать звуки определенного содержания, включая волевой акт и высшие мыслительные процессы. Многие з нас неоднократно

1 Афоризмы, цитаты и высказывания Джами wisdoms.ru›pavt/p77.html

попадали с ситуации, которые могут быть охарактеризованы как «Слушаю,

но не слышу», и «Слушаю, но не понимаю».

Пример.

-В нашем отделе сложилась сложная ситуация.

-А к нам пришла новая сотрудница, я Вам сейчас расскажу, как она себя

повела Неумение слушать – основная причина неэффективной коммуникации,

именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте, слушание – сложный процесс, требующий значительных затрат психической энергии, определенных навыков и общей коммуникативной культуры. Как говорил М.М.Жванецкий: «Почему слушающий засыпает, а говорящий нет? Тот больше устает?».

В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание.1

Термины «рефлексивное» и «нерефлексивное» образованы от понятия

«рефлексия» (от позднелат. reflexio — обращение назад), которое означает

— это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в

случае со слушанием это означает реакцию на речь собеседника.

Виды слушания

Нерефлексивное

 

 

 

Рефлексивное

слушание

 

 

слушание:

 

 

 

 

выяснение;

 

 

перефразирование;

 

 

отражение чувств;

 

 

резюмирование.

 

 

 

1 См.: Атватер И. Я ВАС СЛУШАЮ...//Психология внимания. Хрестоматия. /ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001; Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. //Скаженик Е.Н. Деловое общение: Слушание в деловой...aup.ru›books/m161/2.htm


Нерефлексивное слушание – это максимальная сосредоточенность на содержании речи собеседника без вмешательства в нее своими репликами и замечаниями.

Важным сигналом нерефлексивного слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д. Слушание этого вида особенно полезно при выражении собеседником своих чувств.

В деловой коммуникации важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания.

Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с собеседником.

Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п.

Перефразирование собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял Вас…», «Вы думаете, что…», «По Вашему мнению…».

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…» и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».

Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

В отечественной литературе по деловому общению выделяются такие виды слушания как активное, пассивное и эмпатическое слушания.

Активное слушание направлено на формулирование и решение Коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание — это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.

Активное слушание

Пассивное слушание

 

 

 

 

Попытки побудить партнера к

Терпеливое ожидание того, чтобы

 

разговору.

 

 

партнер заговорил.

 

 

 

 

Попытки точно воспринять сказанное

Ожидание того, когда партнер

партнером. Попытки убедиться в

окажется в состоянии сказать нечто

точности своего восприятия.

 

действительно

важное

или

 

 

 

интересное.

 

 

 

 

 

 

Свободный

поток

собственных

 

 

 

ассоциаций под воздействием того,

 

 

 

что уловило собственное внимание.

 

 

 

 

 

Попытки

удерживать

излишне

Отвлечение внимания на что-либо

 

многословного или отвлекающегося

другое при сохранении «маски

 

партнера в рамках темы; попытки

внимания».

 

 

 

вернуть его к обсуждаемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидание того, когда партнер

 

 

 

 

вернется к теме разговора.

 

 

 

 

Ожидание того, когда партнер

 

 

 

 

перестанет говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное

слушание отличается от пассивного, по

следующим

показателям.

 

 

 

 

Активное

слушание

предполагает

постоянное

уточнение

правильности понимания благодаря вопросам: «Правильно ли я вас понял,

что?..», парафразам: «Другими словами, вы имели в виду, что?..» и т.п. Оно