Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Метаязык встречается повсюду. Играя чрезвычайно важную роль в развитии отношений, он, как и язык тела, является мощным средством вскрыть истинное отношение собеседника.
Большинство выражений метаязыка легко распознаются и используются людьми, но для того, чтобы раскрыть истинный смысл сказанного сознательно интерпретируются только некоторые из них.
Метаязык нашел широкое применение в деловой коммуникации.
Систематизируем основные слова и выражения метаязыка с их расшифровкой, наиболее часто встречающиеся в практике деловой коммуникации.
Типичные слова и выражения |
|
Расшифровка. |
|||
метаязыка. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
«Честно говоря», «По правде», «Если |
Собеседник далеко не так правдив, |
||||
быть искренним» |
честен и искренен, как он |
||||
|
утверждает. |
|
|
|
|
|
|
||||
«Всего лишь», «Только» |
Используются для того, чтобы |
||||
|
снизить важность слов, которые |
||||
|
последуют за ними: |
|
|
||
|
«Я отниму всего лишь пять минут». |
||||
|
|
|
|
||
«Пытаться» |
Используется |
людьми, |
которые |
||
|
привыкли к неудачам или не хотят |
||||
|
прилагать усилий |
для |
выполнения |
||
|
задания: «Я попытаюсь». |
|
|||
|
|
|
|
||
«Я просто хотел помочь» |
Используются |
при |
вмешательстве в |
||
|
чужие дела. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
«Кстати», «Но», «Однако», «В |
Предваряют |
важную информацию: |
|||
данном случае», «Между прочим», |
речь |
начинается |
с |
какой-то |
|
«Ну и...» |
несущественной информации, а затем |
||||
|
|||||
|
используются связующие выражения |
||||
|
для перехода к тому, что |
||||
|
действительно |
хочет |
сказать |
||
|
собеседник. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я не хочу показаться» |
Сопровождаются |
|
|
описанием |
||
|
подлинных чувств говорящего. «Я не |
|||||
|
хочу показаться |
подозрительным» |
||||
|
свидетельствует |
|
о |
|
его |
|
|
подозрительности, «Я не хочу |
|||||
|
показаться сплетником» говорит о |
|||||
|
его склонности посплетничать. |
|
||||
|
|
|
|
|
||
«Поверьте мне», «Я не дурачу вас», |
Свидетельствуют |
о |
|
лживости |
||
«Не стану же я врать!» |
последующих слов. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
«По моему скромному мнению», |
Подчеркивают |
|
собственную |
|||
«Если вы спросите у меня» |
значимость человека и его желание |
|||||
|
самоутвердиться, |
предваряют некую |
||||
|
глубокую мысль, которой он |
|||||
|
собирается осчастливить слушателя. |
|||||
|
|
|
|
|
||
«Я скажу вам», «Почему бы нам не |
Используются |
в |
|
качестве |
||
поступить так…» |
предисловий |
к |
отказу |
от |
||
|
предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
«Бизнес есть бизнес» |
Попытка |
оправдать |
собственные |
|||
|
неэтичные |
действия или |
подобные |
|||
|
поступки кого-либо другого. |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы речевое общение было максимально эффективным, нужно в процессе его быть максимально гибким. Метаязык чрезвычайно важен для укрепления деловых отношений с окружающими. При речевом общении нужно обращать внимание на используемые стандартные фразы и клише, и
пытаться исключить их или заменить на те, которые способствуют эффективности коммуникации. Нужно выработать в себе умение понимать метаязык собеседника, что поможет понять его истинные цели и чувства и противостоять давлению с его стороны.
7.4. Устная речевая коммуникация: умение говорить и умение
слушать.
Любой акт устной вербальной коммуникации представляет собой диалог, состоящий из произнесения и слушания.
Умение говорить и умение слушать – залог успешности коммуникации.
7.4.1. Умение говорить.
Говорить умеют все, начиная с момента овладения речью в детском возрасте, но умением говорить так, чтобы собеседники не только слушали,
но и понимали, есть своего рода искусство, которым владеют далеко не все.
Еще в античности оформилась риторика, как наука об ораторском искусстве.
Ритором называли учителя красноречия, а оратором – человека, освоившего азы риторики и умеющего произносить речи.
Не только в античности, но и в более поздние времена искусство красноречия ценилось очень высоко. Людей, свободно владеющих словом,
называли златоустами, устная речь ставилась выше письменной. Фома Аквинский, выдающийся представитель схоластической философии в эпоху средневековья, отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, сказал: «Христос, обращаясь к сердцам,
ставил слово выше писания»1.
Не менее значимо и в настоящее время умение четко, ясно и грамотно выразить свои мысли, обосновать свою позицию, воздействовать на слушателей, убеждать и привлекая их, в сфере деловых коммуникаций.
Культура речевого общения, включающая в себя свободное владение языком,
характеризует профессиональную пригодность представителей целого ряда профессий: менеджеров, бизнесменов, юристов, политиков, журналистов,
преподавателей и т.д. Наполеону приписывают слова «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру».
Рассмотрим общие требования к культуре речи и умению говорить в деловых коммуникациях.
1.Умение говорить правильно, т.е. грамотно, не допуская в речи ошибок,
инеправильных ударений. Эти ошибки сразу фиксируются слушателями, и в значительной степени определяют отношение к собеседнику.
1 Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. http://www.fedy- diary.ru/html/102010/29102010-03a.html
2.В деловых коммуникациях, заметим, и не только в деловых, нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. Эффективность речи во многом определяется способностью говорить на простом и понятном языке.
3.Нужно избегать излишней эмоциональности и художественности речи,
говорить по делу, опираясь на факты. Как тут не вспомнить роман И.С.
Тургенева «Отцы и дети»: «О друг мой, Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво».
Вместе с тем, коэффициент воздействия на слушателей сухой речи будет весьма низок. Деловая коммуникация, несмотря на всю свою регламентированность и формальность, в той или иной степени эмоционально окрашена. Эмоциональная окрашенность речи усиливает ее воздействие. В качестве примера приведем отрывок из выступления В.В.Путина в марте 2006 года на совещании с членами правительства.
«Мы будем сопли жевать здесь годами? Мы уже, сколько говорим на эту тему - с 99-го года? Почти ничего не происходит, только одни разговоры. Все это шуруют туда, не переставая, в огромных количествах. И ничего не сделано для того, чтобы стимулировать переработку на территории России. Я обращал внимание правительства на этот вопрос уже несколько раз, и все только разговоры. Я понимаю,
с чем это связано, - и вы понимаете: это связано с лоббированием экспортеров. Они думают о своих экономических интересах, а вы должны думать об интересах российского народа»1.
4. Использование образных выражений усиливает воздействие на слушателей и надолго запоминается. Мастерски использовал этот прием в выступлении на Валдайском форуме в 2014
году В.В. Путин, говоря о государственном суверенитете России, он использовал образ медведя: «Вообще он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать в другие
1 ria.ru›Политика›20080507/106744531.html
климатические зоны, ему там неуютно. Тайги он своей никому не
отдаст. Я думаю, что это должно быть понятно. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира».1
5. Поскольку устная речь – это речь звучащая, то нужно учитывать особенности восприятия речи и тщательно следить за своей дикцией. Только правильная артикуляция всех звуков гарантирует, что говорящий будет верно понят слушателями.
Умение говорить проявляется в умении вести диалог с деловым
партнером.
Диалог можно определить как специфическую коммуникацию,
состоящую из взаимообусловленных высказываний-реплик собеседников и опирающуюся на психологическое равенство их позиций. Обратим внимание
–на психологическое равенство позиций, иначе диалога не будет.
Врассказе А.П. Чехова наглядно видно как неравенство психологических позиций приводит к тому, что диалог не состоялся.
«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий…
-Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
-Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
-Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...
-Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
-Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
1 http://www.aif.ru/politics/russia/1370104
- Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
В процессе диалога идет обмен информацией и тут большую роль играет умение задавать вопросы.
Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога. Последовательный ряд, состоящий из вопросов: что? кто? где? какими средствами? почему? как? когда?,
позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее вербально-логического анализа.
Умение задавать вопросы имеет большое практическое значение для деловой коммуникации. Они применяются во всех формах деловых коммуникаций: С помощью вопросов можно не только выявить интересы собеседника и направить его внимание на важные детали разговора, но и сообщить свою мысль собеседнику и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо. Наконец, с помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.
Действительно, тот, кто спрашивает, тот и управляет беседой.
Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, нужно смягчать их интонационно, а также при помощи вежливой формулировки: «Не могли бы вы уточнить, какой…?». Обязательно нужно дождаться ответа на свой вопрос и не торопить собеседника с ответом.
В литературе по деловому общению1 выделены типы вопросов и дана характеристика наиболее эффективных в деловой коммуникации вопросов.
1См.: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л.: изд-во ЛГУ, 1991; Мицич Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987; Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. Сидоренко