Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метаязык встречается повсюду. Играя чрезвычайно важную роль в развитии отношений, он, как и язык тела, является мощным средством вскрыть истинное отношение собеседника.

Большинство выражений метаязыка легко распознаются и используются людьми, но для того, чтобы раскрыть истинный смысл сказанного сознательно интерпретируются только некоторые из них.

Метаязык нашел широкое применение в деловой коммуникации.

Систематизируем основные слова и выражения метаязыка с их расшифровкой, наиболее часто встречающиеся в практике деловой коммуникации.

Типичные слова и выражения

 

Расшифровка.

метаязыка.

 

 

 

 

 

 

 

«Честно говоря», «По правде», «Если

Собеседник далеко не так правдив,

быть искренним»

честен и искренен, как он

 

утверждает.

 

 

 

 

 

«Всего лишь», «Только»

Используются для того, чтобы

 

снизить важность слов, которые

 

последуют за ними:

 

 

 

«Я отниму всего лишь пять минут».

 

 

 

 

«Пытаться»

Используется

людьми,

которые

 

привыкли к неудачам или не хотят

 

прилагать усилий

для

выполнения

 

задания: «Я попытаюсь».

 

 

 

 

 

«Я просто хотел помочь»

Используются

при

вмешательстве в

 

чужие дела.

 

 

 

 

 

 

«Кстати», «Но», «Однако», «В

Предваряют

важную информацию:

данном случае», «Между прочим»,

речь

начинается

с

какой-то

«Ну и...»

несущественной информации, а затем

 

 

используются связующие выражения

 

для перехода к тому, что

 

действительно

хочет

сказать

 

собеседник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Я не хочу показаться»

Сопровождаются

 

 

описанием

 

подлинных чувств говорящего. «Я не

 

хочу показаться

подозрительным»

 

свидетельствует

 

о

 

его

 

подозрительности, «Я не хочу

 

показаться сплетником» говорит о

 

его склонности посплетничать.

 

 

 

 

 

 

«Поверьте мне», «Я не дурачу вас»,

Свидетельствуют

о

 

лживости

«Не стану же я врать!»

последующих слов.

 

 

 

 

 

 

 

«По моему скромному мнению»,

Подчеркивают

 

собственную

«Если вы спросите у меня»

значимость человека и его желание

 

самоутвердиться,

предваряют некую

 

глубокую мысль, которой он

 

собирается осчастливить слушателя.

 

 

 

 

 

«Я скажу вам», «Почему бы нам не

Используются

в

 

качестве

поступить так…»

предисловий

к

отказу

от

 

предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бизнес есть бизнес»

Попытка

оправдать

собственные

 

неэтичные

действия или

подобные

 

поступки кого-либо другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы речевое общение было максимально эффективным, нужно в процессе его быть максимально гибким. Метаязык чрезвычайно важен для укрепления деловых отношений с окружающими. При речевом общении нужно обращать внимание на используемые стандартные фразы и клише, и

пытаться исключить их или заменить на те, которые способствуют эффективности коммуникации. Нужно выработать в себе умение понимать метаязык собеседника, что поможет понять его истинные цели и чувства и противостоять давлению с его стороны.

7.4. Устная речевая коммуникация: умение говорить и умение

слушать.

Любой акт устной вербальной коммуникации представляет собой диалог, состоящий из произнесения и слушания.

Умение говорить и умение слушать – залог успешности коммуникации.


7.4.1. Умение говорить.

Говорить умеют все, начиная с момента овладения речью в детском возрасте, но умением говорить так, чтобы собеседники не только слушали,

но и понимали, есть своего рода искусство, которым владеют далеко не все.

Еще в античности оформилась риторика, как наука об ораторском искусстве.

Ритором называли учителя красноречия, а оратором – человека, освоившего азы риторики и умеющего произносить речи.

Не только в античности, но и в более поздние времена искусство красноречия ценилось очень высоко. Людей, свободно владеющих словом,

называли златоустами, устная речь ставилась выше письменной. Фома Аквинский, выдающийся представитель схоластической философии в эпоху средневековья, отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, сказал: «Христос, обращаясь к сердцам,

ставил слово выше писания»1.

Не менее значимо и в настоящее время умение четко, ясно и грамотно выразить свои мысли, обосновать свою позицию, воздействовать на слушателей, убеждать и привлекая их, в сфере деловых коммуникаций.

Культура речевого общения, включающая в себя свободное владение языком,

характеризует профессиональную пригодность представителей целого ряда профессий: менеджеров, бизнесменов, юристов, политиков, журналистов,

преподавателей и т.д. Наполеону приписывают слова «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру».

Рассмотрим общие требования к культуре речи и умению говорить в деловых коммуникациях.

1.Умение говорить правильно, т.е. грамотно, не допуская в речи ошибок,

инеправильных ударений. Эти ошибки сразу фиксируются слушателями, и в значительной степени определяют отношение к собеседнику.

1 Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. http://www.fedy- diary.ru/html/102010/29102010-03a.html

2.В деловых коммуникациях, заметим, и не только в деловых, нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. Эффективность речи во многом определяется способностью говорить на простом и понятном языке.

3.Нужно избегать излишней эмоциональности и художественности речи,

говорить по делу, опираясь на факты. Как тут не вспомнить роман И.С.

Тургенева «Отцы и дети»: «О друг мой, Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво».

Вместе с тем, коэффициент воздействия на слушателей сухой речи будет весьма низок. Деловая коммуникация, несмотря на всю свою регламентированность и формальность, в той или иной степени эмоционально окрашена. Эмоциональная окрашенность речи усиливает ее воздействие. В качестве примера приведем отрывок из выступления В.В.Путина в марте 2006 года на совещании с членами правительства.

«Мы будем сопли жевать здесь годами? Мы уже, сколько говорим на эту тему - с 99-го года? Почти ничего не происходит, только одни разговоры. Все это шуруют туда, не переставая, в огромных количествах. И ничего не сделано для того, чтобы стимулировать переработку на территории России. Я обращал внимание правительства на этот вопрос уже несколько раз, и все только разговоры. Я понимаю,

с чем это связано, - и вы понимаете: это связано с лоббированием экспортеров. Они думают о своих экономических интересах, а вы должны думать об интересах российского народа»1.

4. Использование образных выражений усиливает воздействие на слушателей и надолго запоминается. Мастерски использовал этот прием в выступлении на Валдайском форуме в 2014

году В.В. Путин, говоря о государственном суверенитете России, он использовал образ медведя: «Вообще он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать в другие

1 ria.ru›Политика›20080507/106744531.html


климатические зоны, ему там неуютно. Тайги он своей никому не

отдаст. Я думаю, что это должно быть понятно. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира».1

5. Поскольку устная речь – это речь звучащая, то нужно учитывать особенности восприятия речи и тщательно следить за своей дикцией. Только правильная артикуляция всех звуков гарантирует, что говорящий будет верно понят слушателями.

Умение говорить проявляется в умении вести диалог с деловым

партнером.

Диалог можно определить как специфическую коммуникацию,

состоящую из взаимообусловленных высказываний-реплик собеседников и опирающуюся на психологическое равенство их позиций. Обратим внимание

на психологическое равенство позиций, иначе диалога не будет.

Врассказе А.П. Чехова наглядно видно как неравенство психологических позиций приводит к тому, что диалог не состоялся.

«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий…

-Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

-Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

-Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...

-Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.

-Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

1 http://www.aif.ru/politics/russia/1370104

- Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

В процессе диалога идет обмен информацией и тут большую роль играет умение задавать вопросы.

Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога. Последовательный ряд, состоящий из вопросов: что? кто? где? какими средствами? почему? как? когда?,

позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее вербально-логического анализа.

Умение задавать вопросы имеет большое практическое значение для деловой коммуникации. Они применяются во всех формах деловых коммуникаций: С помощью вопросов можно не только выявить интересы собеседника и направить его внимание на важные детали разговора, но и сообщить свою мысль собеседнику и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо. Наконец, с помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.

Действительно, тот, кто спрашивает, тот и управляет беседой.

Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, нужно смягчать их интонационно, а также при помощи вежливой формулировки: «Не могли бы вы уточнить, какой…?». Обязательно нужно дождаться ответа на свой вопрос и не торопить собеседника с ответом.

В литературе по деловому общению1 выделены типы вопросов и дана характеристика наиболее эффективных в деловой коммуникации вопросов.

1См.: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л.: изд-во ЛГУ, 1991; Мицич Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987; Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. Сидоренко