Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
частично разрушенным, а сцепление оставшейся эмали с металлом было крайне непрочным. На других образцах имелось множество точечных разрушений эмалевого слоя. Хотя максимальная скорость коррозии образца, покрытого белой титановой эмалью, оказалась в 8—11 раз ниже скорости коррозии неэмалированных листов, однако после раз рушения защитного слоя металл начинает интенсивно корродировать. Максимальная скорость коррозии эмалированного металла (ст. 08 КП) оказалась примерно на 30% выше, чем у стандартной набивки. Сопо ставление коррозионных характеристик исследованных эмалей свиде тельствует о том, что применение не устойчивых к серной кислоте эмалей для защитного покрытия набивки РВП недопустимо.
Средняя плотность отложений на неэмалированных пластинах при
температуре стенки |
101—127oC составила 2,6 кгім2 |
(интенсивность |
|
загрязнения 1,5 гЛи2 |
час), а на образцах, покрытых эмалью А-32,— |
||
0,5 кг/м2, (0,28 а/лг2 |
час). |
свидетельствует |
|
Визуальный осмотр |
эмалированных образцов |
о том, что за 5 IO5 периодов нагрева и охлаждения (4047 час. работы) растрескивания эмалевого слоя не происходит.
СТОЙКОСТЬ ЛАКОВЫХ ПОКРЫТИЙ
Покрытие составом на основе бакелитового лака, показавшее наи большую коррозионную стойкость при лабораторных испытаниях, проверено в промышленных условиях. I' Отдельные участки газоходов котла ТГМ-84/А были покрыты 4 слоя ми этого состава (без термообработки). Осмотр этих участков через 6000 час. эксплуатации на высокосернистом мазуте показал, что под покрытием металл коррозии не подвергался, несмотря на системати ческие водные промывки. Соседние участки в тех же условиях, не имев шие покрытия, имели следы активной коррозии. Однако само покрытие
отслаивалось.
Покрытие, находившееся под роторами РВП в зоне непосредствен ного воздействия агрессивных промывочных вод, сохранилось на 60— 70% поверхности вертикальных участков газоходов. На горизонталь ных участках, вне зоны непосредственного воздействия агрессивных вод, оно сохранилось почти полностью (более 90%). Вторичный осмотр, выполненный примерно через 10 000 час. работы на высокосернистом мазуте (с серосодержанием 4% и более), показал, что на стенках оста лось не более 20—30% первоначального покрытия, что свидетель ствует о его недостаточной коррозионной стойкости.
Для повышения стойкости покрытия на соседних котлах той же кон струкции была выполнена термообработка в процессе первого (после нанесения 6 слоев покрытия) пуска путем замедления растопки, по зволившей ограничить темп повышения температуры стенки газохо дов величиной 10° С/час. Систематические осмотры свидетельствуют о том, что металл газоходов не подвергался коррозии, а состояние покрытия за 10000 час. мало изменилось.
Следовательно, целесообразно использовать покрытия на основе бакелитового лака для защиты от коррозии низкотемпературных газо ходов, у которых скорость коррозии составляет 1,35 г/M2 час при тем пературе стенки 135° С. Однако на практике металл корродирует в большей степени, особенно в сварных соединениях.
В качестве примера (рис. 51) показано коррозионное разрушение одного из участков низкотемпературного газохода с толщиной стенки 5 мм котла ТГМ-84 через 5 тыс. час. работы на высокосернистом мазуте с частыми водными промывками. В данном случае локальное значение скорости коррозии превысило 9 г/м2 час. В этих условиях применение
Рис. 51. Общий вид коррозионного разрушения низкотемпера турного участка газохода.
покрытия, которое хотя бы в 2—3 раза затормозит интенсивность разрушения, оказывается весьма перспективным. Именно поэтому данный способ защиты от сернокислотной коррозии в зоне температур до 180° C нашел применение для защиты газоходов, конструкционных элементов РВП и дымососов мазутных котлов.
Разрушение покрытия начинается не ранее чем через 0,5 года не посредственно под РВП и через 1 год — на остальных участках газо ходов. В среднем срок службы газоходов при качественном их по крытии составом на основе бакелитового лака удваивается.
Покрытие изучалось и в качестве защиты от коррозии трубчатого воздухоподогревателя на котле ПК-10 при сжигании мазута с серосодержанием 3,1% в режиме с коэффициентом избытка воздуха 1,05 при относительной нагрузке 0,82. Температура холодного воздуха со ставляла 102° С, а уходящих газов— 158° С. Температура холодных концов труб воздухоподогревателя около 125° С. Для оценки влияния дробевой очистки на состояние покрытий и коррозию правая часть конвективной шахты ежесуточно обрабатывалась дробью лавинным методом с интенсивностью около 100 кг/м2, левая работала без дробе очистки.
8* |
117 |
C целью получения сравнительных данных о стойкости различных лаков два «холодных» куба были покрыты лаком ФГ-9, один — ФЛ-4,
Рис. 52. Схема расположения кубов воздухоподогре вателя с лаковыми покрытиями:
1 — покрытие на основе бакелитового лака; 2 — лак ФГ-9; 3 — лак ФЛ-4; 4 — без покрытия; I-IV кубы без дробеочистки,
V — VIII — с дробеочисткой.
Рис. 53. Разрез трубы с покрытием на основе бакелитового лака после
6000 час. эксплуатации.
Осмотр через 3 тыс. час. показал следующее: на «горячей» стороне «холодных» кубов лак ФГ-9 полностью отсутствует, ФЛ-4 — частично, состав на основе бакелитового лака полностью сохранился; покры тие на основе бакелитового лака при работе дробеочистки утонилось, но сохранилось всюду; отложения сцеплены с покрытием меньше, чем с металлом.
118
После осмотра воздухоподогреватель был промыт технической водой й вновь осмотрен. Оказалось, что покрытия лаками ФГ-9 и ФЛ-4 «смы лись» и отходили от металла «лентами»; покрытие на основе бакелито вого лака хорошо сохранилось и на трубных досках (особенно ниж ней), и на трубах. Об этом, в частности, свидетельствует вырезка и распил на участки одной из труб и проверка состояния покрытия по всей высоте (рис. 53); защищенные поверхности полностью очистились от отложений в процессе водной промывки.
Следующий осмотр сделан после 10 тыс. час. работы котла. Оказа лось, что кубы, покрытые лаками ФГ-9 и ФЛ-4, а также часть куба, не имевшая покрытия, почти полностью прокорродировали и требуют замены. Кубы, покрытые составом на основе бакелитового лака, не имеют следов коррозии, хотя покрытие примерно на 50% поверхнос ти разрушилось. Оценка состояния металла в зоне разрушения покры тия указывает на реальную возможность эксплуатации еще не менее 1 года. Следовательно, и на трубчатом воздухоподогревателе исполь зование данного покрытия позволяет увеличить срок службы Λθ2÷3 лет, что согласуется с аналогичными данными, полученными на газо ходах. Этот вывод подтверждается длительным опытом эксплуатации низкотемпературных поверхностей нагрева ряда котлов, где внедрен данный метод защиты трубчатых воздухоподогревателей от сернокис лотной коррозии.
РАБОТА КОТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ C КОРРОЗИОННО-СТОЙКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ НАГРЕВА
Наибольший опыт эксплуатации газомазутного котла с коррозион но-стойкими поверхностями нагрева при сжигании высокосернистого мазута накоплен на котле ТГМ-84/А с двумя регенеративными воздухо подогревателями типа РВП-54. Набивка в обоих РВП покрыта кисло тостойкими эмалями А-32 (Сырицкая, Рогожин, Ушакова, 1964) и А-168 (Рашкован и др., 1970). По высоте набивка разделена на 2 яруса: верхний «горячий» (1000 мм) и нижний «холодный» (600 мм). РВП разбит радиальными перегородками на 24 сектора, в каждом распо ложено по 3 пакета (большой, средний и малый). Суммарная поверх
ность «горячего» |
слоя интенсифицированной |
набивки толщиной |
0,6 мм 7270 м2, |
а «холодного» слоя набивки с |
гладкими щелевыми |
каналами толщиной 1,2 мм — 3916 м2.
В период капитального ремонта «холодный» слой набивки, повреж денный коррозионными разрушениями, был заменен эмалированной интенсифицированной набивкой высотой 400 мм. За счет перехода от листов «холодного» профиля толщиной 1,2 мм к листам «горячего» профиля толщиной 0,6 мм и уменьшения высоты удалось снизить метал лоемкость и стоимость металла примерно в 2,5 раза.
Основная часть набивки (около 88%) была покрыта двумя слоями эмали — грунтовой и кислотостойкой; 3 пакета (один сектор) собраны из листов с трехслойным покрытием. Общая толщина покрытия (на сторону) — 0,15—0,25 мм. Кроме того, листы одного пакета покрыты
119
грунтовой эмалью. В двух других пакетах сгруппированы листы с некачественным двухслойным покрытием, обусловившим начальное разрушение эмали в пределах 10—12% поверхности по сравнению с 0,5—3% у листов с «нормальным» покрытием. В РВП-2А установлены 6 пакетов (два сектора) с металлической набивкой толщиной 1,2 мм
Рис. 54. Зависимость скорости коррозии (а) и интенсивности загрязнения (б) образцов от температуры стенки:
1 — с покровной и грунтовой эмалями, 2 — с грунтовой эмалью. 3 -*• без эмали.
для получения сравнительных данных о коррозионной стойкости эма лированной и металлической поверхностей нагрева.
РВП оснащены калориферами для предварительного подогрева воз духа, схемой промывки холодной технической водой (2—2,5 бар, 8,3 кг/сек), подаваемой через многосопловые стационарные устрой ства. Кроме того, на РВП-2Б смонтирована система воздушной об дувки.
120
Для получения коррозионных характеристик эмалевого покрытия и металла в РВП установлены специальные образцы, предварительно взвешенные с точностью до 0,01 г и измеренные с точностью до 0,1 мм. Часть образцов была покрыта грунтовой эмалью, часть грунтовой и слоем покровной эмали, 4 образца — грунтовой и 2 слоями покровной эмали. Остальные образцы изготовлены из стандартной интенсифици рованной набивки.
За 7224 час. РВП промывались 9 раз: первые 10—15 мин. — горячим конденсатом из дренажных баков, а затем — технической водой со средней температурой 15° С. Общая длительность промывок каждого РВП составила 14,5 час.
Определение скорости коррозии образцов показало (рис. 54, а), что при прочих равных условиях у эмалированных образцов (с двух слойным покрытием — грунтовой и кислотостойкой эмалью) она при мерно в 8,5 раз меньше, чем у металлических, и в 3 раза меньше, чем у образцов с грунтовой эмалью. Замеренное значение скорости коррозии 0,54 г!Mi час на последнем по ходу газов металлическом образце явля ется заниженным, так как при расчете время, за которое образец разру шился полностью, условно было принято равным длительности испыта ний на мазуте и смеси его с газом. На самом же деле скорость коррозии холодных концов металлических листов толщиной 1,2 мм, уста новленных в том же РВП, была значительно выше, так как большая часть их прокорродировала на высоту от 80 до 150 мм, что соответству ет скорости коррозии от 0,76 до 1,5 г/м2 час. Эти значения согласу ются с результатами, приведенными в главе IV.
Образцы и листы с одним и двумя слоями кислотостойкой эмали находятся в примерно одинаковом состоянии и характеризуются малой убылью веса. В то же время необходимо иметь в виду, что полная гаран тия сохранения сплошности эмалевого покрытия в процессе длитель ной эксплуатации котлов на высокосернистом мазуте может быть полу чена при двукратном покрытии эмалью.
Определение интенсивности эолового заноса показало (рис. 54,6), что металлическая набивка загрязняется примерно в 7 раз быстрее, чем эмалированная. Еще более интенсивно загрязняется набивка, покрытая грунтовой эмалью, что, по-видимому, связано с шерохо ватостью поверхности, возникающей из-за недостаточной коррози онной стойкости грунтового покрытия, ис ухудшением условий очистки ее от отложений.
Эмалированная набивка так же, как и металлическая, загрязняется тем интенсивнее, чем ниже ее температура. В связи с этим можно ожи дать, что при отключении калориферов будет наблюдаться резкое увеличение интенсивности заноса. Поэтому целесообразно предвари тельно подогревать воздух на входе в РВП для обеспечения температу ры стенки не ниже 90 ÷ 100° С.
Эмалированная набивка покрыта сажистыми сухими рыхлыми от ложениями толщиной примерно 1 мм. Отдельные проходные каналы в набивке полностью или частично забиты. На металлических листах толщина слоя отложений достигает 3—5 мм. Отложения плотные и пло
121