Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полного разрушения металлических образцов в тех же условиях, можно увидеть, что по сроку службы эмалированные образцы пример­

но в 20 раз превышают «холодную»

набивку и в 30 раз — «горячую».

В отличие от металлических

у

эмалированных образцов, прорабо­

тавших

в течение года в

РВП,

коррозионная

стойкость

снижалась

в 3—4

раза. Это связано

с тем,

что в процессе

«работы»

происходит

Рис. 47. Скорость коррозии металла ст. 3 до и после «работы» в РВП:

1 — до «работы», 100° С; 2 — после «работы», 100° С; 3 ™ до «работы», 80° С; 4 — после «работы», 80° С.

старение эмали, появляются отдельные очаги разрушения покрытия, под слоем которого происходит локальное разрушение металла. Однако и в этом случае эмалевое покрытие продолжает обладать значительно большей коррозионной стойкостью, чем незащищенный металл.

Среди образцов, изготовленных на заводе «Рубин», наименьшей коррозионной стойкостью обладает покрытие эмалью 105-Т (см. рис. 49), несколько большей — эмалью АЗ-З. Эмали А-32 и 143 обладают примерно одинаковой коррозионной стойкостью. Различия в техноло­ гии изготовления покрытий эмалью А-32 и грунтовых эмалей на заво­ дах «Металлист» и «Рубин» обусловили большую стойкость образцов завода «Металлист».

Таким образом, наивысшей коррозионной стойкостью характери­ зуются покрытия кислотостойкими эмалями А-168 и А-32 (Цирульни­ ков, Солун, Хасанова, Надыров, 1970).

Рис. 48. Скорость коррозии эмалированных изделий завода

«Металлист» в растворах H2SO4:

а — при температуре 80° С:

] — грунтовая эмаль № 189; 2 — посудная зеленая эмаль; 3 — посудная синяя эмаль; 4— титановая белая эмаль; 5— эмаль А-168; 6— эмаль А-32 (2 слоя); 7 — эмаль А-168; 8 — эмаль А- 168а; 9 — эмаль А-168 с окисью хрома; 10 — эмаль А-32 («брак»); б — при температуре IOOo С: 1 — эмаль АЗ-З; 2 — эмаль 105 — Т; 3 — эмаль А-32; 4 — эмаль № 143.

Результаты опытов с образцами, имеющими антикоррозионные покрытия на базе бакелитового лака (см. рис. 50), показали, что нанесе­ ние покрытия повышает коррозионную стойкость образцов (по срав­ нению с незащищенным металлом) в 100—200 раз. Надо иметь в

Ill


Рис. 49.

Скорость коррозии эмалированных изделий завода

«Рубин»

в

растворах

H2SO4 при

температурах 80° C (а)

1—посудная

синяя эмаль;

и 100° C (б):

белая эмаль; 3 — эмаль А-32

2— титановая

<(1 слой); 4—эмаль Л-168; 5 — эмаль А-168 а; 6 — эмаль А-168 о'окисью хрома.

Рис. 50.

Влияние термообработки на скорость коррозии

образцов с покрытием на основе бакелитового лака:

1 « без

термообработки; 2 — iκoll=160°C; 3 — koh=I80°C;

 

<- *koh=200°C.

112

виду, что скорость коррозии образцов без покрытия относительно мало зависит от времени опыта, а при большей длительности опыта покрытие (особенно образцов без термообработки или с термообработ­ кой при температурах 200—220° С), изменившее внешний вид за 4 час., может заметно разрушиться, после чего скорость коррозии начнет катастрофически расти, приближаясь к скорости коррозии незащищен­ ного металла. Тем не менее полученные данные позволяют утверждать, что применение антикоррозионного покрытия на базе бакелитового лака дает возможность осуществить защиту металла от сернокис­ лотной коррозии.

Сопоставление данных показывает, что наилучшие результаты достигнуты при термообработке образцов с конечной температурой

160—180° С. Дальнейшее ее повышение приводит к снижению

корро­

зионной стойкости.

 

Следует отметить, что при температуре 100oC максимум коррозии

образцов с покрытием располагается в области концентраций

серной

кислоты 10—25%, в то время как максимум коррозии металла при тех же условиях — в области 35%. Эти данные отличаются от справочных данных Г. Я. Воробьевой (1967) о стойкости бакелитового лака, кото­ рый принято считать вполне стойким материалом для области концент­ раций серной кислоты ниже 60%. Так как введенные добавки к баке­ литовому лаку не могут снизить его коррозионной стойкости, то указан­ ное различие можно объяснить главным образом тем, что справочные данные получены при относительно низких температурах 20—60° C по сравнению с 100° C (в данных опытах).

Можно сделать вывод, что при температурных условиях, близких к реальным для холодных участков низкотемпературных поверхнос­ тей, защита металла с антикоррозионным покрытием на базе бакелито­ вого лака с термообработкой до 160—180oC может оказаться высоко­ эффективной, близкой по этому показателю к эмалированию.

Покрытия на основе фурановых смол с включением корунда и алю­ миниевой пѵдры не обладают достаточной коррозионной стойкостью, термообработка этих покрытий практически не повышает их коррозион­ ной стойкости, поэтому они не могут быть рекомендованы для защиты металла от сернокислотной коррозии.

Высокую коррозионную стойкость имеют образцы из стеклопласти­ ка. В актуальной для хвостовых поверхностей нагрева зоне температур образцы из стеклопластика практически не корродировали, не меняли состояния и внешнего вида. К таким же выводам привели наблюдения над образцами из органического стекла.

В отличие от стеклопластика и органического стекла, образцы из «нержавеющей') стали 1Х18Н9Г корродировали в большинстве слу­ чаев более интенсивно, чем образцы набивки РВП (см. рис. 42).

Изучение совместного действия раствора серной кислоты и сернис­ того ангидрида показывает, что ток сернистого ангидрида, направлен­ ный на образны, увеличивает скорость их коррозии примерно на 5— 10%. Значит, совокупное воздействие серной кислоты и сернистого ангидрида на металлические и эмалированные поверхности будет

½ h 1 7С

113


определяться главным образом концентрацией кислоты и вряд ли ока­ жется значительно больше, чем воздействие на них только серной кис­ лоты.

В результате изучения влияния теплосмен на состояние эмали ус­ тановлено, что нагревание эмали до 225—275o C с последующим-резким охлаждением в ванне с холодной (2G0C) водой практически не приводит к растрескиванию или другому виду разрушения эмали. Активное раз­ рушение эмали (сколы, трещины, «сползание») начинается при разности температур образца и воды 280o C и выше. Прочность эмалевого покры­ тия при температуре стенки до 275o C и разности температур в 250o C свидетельствует о принципиальной возможности эмалирования не толь­

ко набивки «холодного» слоя РВГ1,

но и «горячего», в том числе той

ее части, которая может оказаться

в коррозионно-опасной

зоне (до

130—140° С) при режимах эксплуатации РВП без

предварительного

подогрева холодного воздуха.

 

(6 бар,

250° C и

В опытах по изучению взаимодействия паровой

10,5 бар, 350° С) струи с поверхностью эмалированных листов при тем­ пературе стенки не выше 60°C за 1,5—3 час , как правило, внешний вид листов не менялся. При попеременной подаче пара с параметрами 10,5 бар, 350° C и воздуха с параметрами 6 бар, 40° C в течение 2,5 час. с длительностью периода подачи каждого агента около 5 мин. эмаль с температурой стенѵи не более 100° C также не разрушалась. Результа­ ты этих опытов показывают, что для удаления отложений с эмалирован­ ных поверхностей нагрева целесообразно использовать воздушную или паровую обдувку.

Таким образом, результаты лабораторного изучения коррозион­ ной стойкости образцов с кислотостойкими покрытиями свидетель­ ствуют о перспективности применения, в первую очередь, эмалей А-32, А-168 и покрытия на основе бакелитового лака с термообработкой.

СТОЙКОСТЬ ЭМАЛЕВЫХ ПОКРЫТИЙ

Для проверки коррозионной стойкости эмалевого покрытия при раз­ личных температурных режимах набивки в пакеты «холодного» слоя

устанавливались образцы из ст. 08 КП размерами 100

× 100 X 1 мм

с трехслойным покрытием эмалями (грунтовой — 1

слой, эмалью

А-32 — 2 слоя). Толщина трехслойного покрытия близка к 0,2 мм. Для сопоставления рядом с эмалированными были укреплены образ­ цы, изготовленные из стандартной набивки толщиной 1,2 мм. Кроме того, проверена стойкость широко распространенной белой титановой эмали, а также стали 08 КП, использованной для эмалирования. Ис­ следования проводились на котлах ТГМ-84, ТМ-84 и Б КЗ-320-140 ГМ с различными способами очистки РВП.

Во время испытания образцов, покрытых эмалью А-32, в топке котла ТГМ-84 сжигались мазут и смесь его с газом со средним содер­ жанием мазута 90%. Так как коррозия низкотемпературных поверх­ ностей нагрева протекает при сжигании смеси 'высокосернистого ма­ зута и газа почти так же интенсивно, как при сжигании только мазута

114


(гл. I), при вычислении скорости коррозии учитывалась общая длитель­ ность работы на мазуте и смеси (1384 час). Очистка набивки произво­ дилась технической водой (3 бар, 8,3 кгісек, 70—80° С), подаваемой через расположенные в газоходах над РВП стационарные трубы с рав­ номерно распределенными по их длине отверстиями. В период иссле­ дований РВП 10 раз промывался водой, общая продолжительность очистки — около 52 час.

Установлено, что для эмалированных образцов скорость коррозии не превышает 0,02 г/м2час. Убыль веса этих образцов вызвана не кор­ розионным разрушением эмалевого покрытия, а главным образом ско­ лом эмали в местах крепления гайками и болтами к установочному листу, так как в остальных местах заметного разрушения не обнаруже­ но. Это свидетельствует о том, что при нормальной установке эмали­ рованных листов, где имеет место их свободная укладка в пакеты и где отсутствуют описанные крепления, убыль в весе может быть значи­ тельно меньше. В тех же случаях у неэмалированных образцов скорость коррозии превысила 1,7 гім2, час. Максимальная убыль в весе образ­ цов за промывку составляла 4,7% от первоначального веса, что соот­ ветствует скорости коррозии 42 г/м2 час.

Таким образом, при сжигании мазута с серосодержанием 4% в ре­ жиме с коэффициентом избытка воздуха 1,10 при частых очистках РВП технической водой не наблюдалось разрушения эмали (растрес­ кивание, отслоение и т.п.), очистка была достаточно эффективной и не вызывала заметного повышения коррозии эмалированных образцов.

Аналогичные результаты получены на РВП котла БКЗ-320-140ГМ, в топке которого сжигались высокосернистый мазут (1022 час.) и смесь его с газом (432 час). РВП очищался одновременно технической водой (6 бар, 10° С) и водой непрерывной продувки (140 бар, 300° С) через стационарные многосопловые устройства. В период опытов РВП промы­ вался 13 раз, общая продолжительность — около 13 час.

Осмотр после опытов показал, что эмалированные образцы покрыты тонким слоем отложений, которые механически легко удаляются; на металлических образцах толщина слоя отложений достигала 0,5—1 мм, причем удалить их механически было весьма трудно.

Эмалевое покрытие надежно защищает металл от коррозионного

разрушения — максимум скорости коррозии был

менее

0,02 г/м2 ×

X час. В то же время у образцов из стандартной набивки

максималь­

ная скорость коррозии достигла более 1,4 г!мг

час.

 

На котле ТМ-84, помимо покрытия эмалью А-32 и коррозионных образцов, испытаны образцы из стали 08 КП и покрытия белой титано­ вой эмалью. В топке сжигались высокосернистый мазут (1488 час.), смесь мазута с газом (258 час.) и газ (2301 час.) РВП два раза промывал­ ся водой непрерывной продувки (140 бар, 300° С) через стационарные трубы с коническими соплами, общая продолжительность очистки — около 12 час. Экспериментальные данные показывают, что разрушение покрытия эмалью А-32 практически отсутствует.

Белый цвет покрытия титановой эмалью превратился после ис­ пытаний в серый. Покрытие наиболее «холодного» образца оказалось

3 4-70

115