Файл: Терехин, Н. И. Расчет параметров объемной гидравлической передачи машин инженерного вооружения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
В соответствии с «Руководящими техническими материалами РТМ-2-67И» для гидропередач машин инженерного вооружения ре комендуются рабочие давления 100, 160 и 200 кГ/см2 (ГОСТ
356—59).
Учитывая основную зависимость для гидропередач с одинако вой мощностью, но с различными рабочими давлениями, можно написать:
P iQ i= P-Ai = P3Qt = const. |
(33) |
Из этого следует, что с увеличением рабочего давления умень шается производительность насоса, а следовательно, и его габа-
Вес^кг
Рис. 3. График зависимости веса гидропередачи от давления
риты и вес. Зависимость веса гидропередач от давления хорошо иллюстрируется графиком рис. 3. С увеличением рабочего давления (350—400 кГ/см2) вес гидропередач увеличивается из-за необ
ходимости увеличения прочности элементов гидропередачи. Кро ме отмеченного при выборе величины рабочего давления следует также учитывать коэффициент использования номинального дав ления, влияющего на надежность гидропередачи. С увеличением
этого |
коэффициента улучшается компактность гидропередачи. |
При |
высоком значении коэффициента использования номиналь |
ного давления без обеспечения достаточно хорошего ухода может быть снижена надежность и долговечность гидропередачи. Так, работа гидропередачи при коэффициенте &р=1,75 срок службы снижается н 5 раз, а при £р = 0,8 срок службы гидропередачи уве личивается в 4 раза.
Увеличение рабочего давления требует более дорогих насосов, высокой герметичности соединений и приводит к повышению на грузки в отдельных элементах. Уменьшение рабочего давления приводит к увеличению размеров элементов гидропередачи, но уменьшает требования к герметичности соединений, повышает
18
срок службы, позволяет применять более простые и дешевые на сосы.
При отступлении от рекомендаций РТМ-2-67И выбор величины рабочего давления при расчете и проектировании гидропередач машин инженерного вооружения следует проводить в соответствии с нормальным рядом давлений по ГОСТ 356—59 (таблица № 10 приложения 1) или нормали машиностроения МН 3610—62. В нормальные ряды кроме рабочего давления заложены разновид ности давлений:
—условное давление ру — наибольшее давление, при котором могут работать насосы, гидродвигатели, трубопроводы й гидро аппаратура при отсутствии гидравлических ударов, толчков, со трясений и т. п. На условное давление рассчитываются основные магистрали гидросети и силовые агрегаты и их элементы;
—давление пробное рПроб — давление, при котором произво
дится проверка прочности корпусов насосов, гидродвигателей а других элементов, а также производится испытание гидропере
дачи;
—давление испытательное рисп (Рясп^=1,5р) — давление, при котором производятся испытания гидропередач на герметичность;
—давление разрушающее рра3р (рРазр = 3 р ) — давление, при
котором производятся испытания прочности гидроагрегатов. Де тали и агрегаты гидропередач, прошедшие испытания под разру шающим давлением, к эксплуатации не допускаются.
Кроме этого различают абсолютное ра и избыточное ри давле
ния, причем за нуль отсчета последнего принимается атмосферное давление рат. Избыточное и абсолютное давления связаны соот ношением
/?и =/>а— Рат. |
(34) |
При ра > /?ат величина р и^>0 и р и называется |
манометрическим |
давлением. При /?а<А,т давление /?и< 0, взятое с обратным зна ком, называется вакуумметрическим давлением /?в, оно изменяется
от нуля до атмосферы |
|
|
|
Рв ~ |
Рьт |
Р&’ |
(35) |
Величину разрежения можно |
также |
характеризовать |
величиной |
абсолютного давления.
Производительность насоса гидропередачи зависит от скорости
рабочей жидкости и площади живого сечения потока /, т. е. |
|
Q = v f- |
(36) |
Из этого выражения следует, что одним из способов достижения компактности гидропередачи является применение больших скоро стей рабочей жидкости. Однако этот способ имеет ряд ограниче ний, так как при больших скоростях значительно ухудшается ра бота гидропередачи. Наибольшую опасность создают высокие око-
2* |
19 |
роети во всасывающем трубопроводе, соединяющем насос с баком для рабочей жидкости.
Условием работоспособности любой открытой гидропередачи является неравенство
<з7>
где т — объемный вес рабочей жидкости, /сГ/'ж3; h — высота всасывания, м\
^ — значение коэффициентов сопротивления в различных се чениях всасывающей магистрали насоса;
tvi — скорость течения рабочей жидкости в этих сечениях,.
— м/сек\
k Tp— коэффициент, характеризующий сопротивление во вса
сывающем трубопроводе.
При нарушении этого неравенства может возникнуть разрыв слруи во всасывающем трубопроводе, что может привести к пре кращению подачи рабочей жидкости. Для предотвращения таких явлений необходимо, чтобы значение коэффициента сопротивле ния во всасывающем трубопроводе было меньше 1, т. е.
Величины коэффициентов сопротивления для црямолинейных уча стков зависят от длины трубопроводов. Поэтому при размещении узлов и агрегатов гидропередач машин инженерного вооружения целесообразно располагать бак для рабочей жидкости ближе к насосу. Если этого не удается сделать по конструктивным усло виям, то необходимо принимать все меры к тому, чтобы .всасываю щий трубопровод имел как можно меньше местных сопротивлений,, т. е. поворотов, нарушений постоянства сечений. При установке фильтра на всасывающей магистрали рекомендуется устанавли вать бак над насосом. Скорости движения рабочей жидкости в трубопроводах выбираются на основании сложившихся практиче ских норм и рекомендаций (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Рекомендуемые скорости движения рабочей жидкости в трубопроводах
Вид |
магистрали |
Скорость, |
|
м/сек |
|||
|
|
||
Всасывающая |
магистраль |
0 ,5 - 1 ,5 |
|
Нагнетательная |
магистраль . |
3 - 5 |
|
Сливная магистраль............................. |
2 - 3 |
20
Для длинных трубопроводов данные, (приведенные в таблице, следует уменьшить на 30—50% (длинными трубопроводами счи таются такие, у которых отношение длины к диаметру составляет
Внекоторых случаях при коротких трубопроводах ^-^-<100^ ,
атакже в местах нарушения постоянства сечения трубопроводов
максимальная скорость движения рабочей жидкости достигает 8 м/сек. Следует учитывать, что максимальная скорость движения
рабочей жидкости не должна превышать 50% номинального зна чения.
Иногда скорость в каналах нагнетания достигает 15—20 м/сек.
Высокие скорости рабочей жидкости в нагнетательной магистрали нежелательны, так как это связано с ростом потерь давления, снижением гидравлического к.п.д. и образованием зон понижен ного давления с паровоздушными полостями — кавернами. Опас ным последствием высоких скоростей в нагнетательной магистрали является также эмульсирование рабочей жидкости. Это явление состоит в том, что растворенный в рабочей жидкости воздух выде ляется в виде пузырьков при резком увеличении живого сечения потока или при крутом повороте струи жидкости. В результате этого рабочая жидкость превращается в эмульсию, приобретает способность сжиматься под давлением и вследствие этого снижа ется к.п.д. гидропередачи. Одним из средств предотвращения эмульсирования рабочей жидкости является ограничение скорости движения жидкости и устранение в трубопроводах резких поворо тов и изменений живого сечения. Допустимые скорости во всасы вающих трубопроводах необходимо выбирать в соответствии с давлением в баке и длиной трубопровода так, чтобы не допустить разрыва потока и возникновения кавитации.
После выбора скорости движения рабочей жидкости необхо димо проверить потери напора в трубопроводе, которые не долж ны превышать 5—6% рабочего давления. Если это условие не вы полняется, то необходимо скорость движения рабочей жидкости уменьшить и повторить расчет снова.
§8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ НАСОСОВ И ГИДРОДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ МАШИН ИНЖЕНЕРНОГО
ВООРУЖЕНИЯ
Применяемые в гидропередачах машин инженерного вооруже ния насосы и гидродвигатели различаются по конструктивным схемам и характеристикам, поэтому возможности их использова ния в гидропередачах неодинаковы. Для правильного выбора гид равлических агрегатов рассмотрим их основные характеристики, под которыми будем подразумевать изменение параметров гид-
21
равлической машины при изменении условий ее работы. Bice насо сы и гидродвигатели объемного типа разных конструктивных исполнений имеют аналогичные характеристики, что позволяет установить общие для всех закономерности. К числу основных характеристик относятся характеристика удельной подачи и регу лировочная характер истика.
Под удельной подачей qu насоса понимается теоретическое ко
личество рабочей |
жидкости, нагнетаемое насосом |
в магистраль |
|
за поворот ротора на один оборот или один радиан |
|
||
|
_Он_ см3 |
|
|
|
«„ |
об |
(39> |
|
Он. |
смъ |
|
|
|
||
|
<°н |
рад |
|
В соответствии |
с РТМ-2-67И в гидропередачах |
машин инже |
нерного вооружения рекомендуется применять насосы с удельной подачей от 10 до 500 смъ)Ъб.
Регулировочная характеристика определяет зависимость полез ного расхода рабочей жидкости от параметра регулирования. Для идеальных условий работы при холостом ходе производительность
насоса будет |
|
Qh = Qht^ h, |
(40) |
где QHT — теоретическая производительность; Он — параметр регулирования насоса.
Теоретическая производительность насоса зависит только от рабочего объема и скорости, но совершенно не зависит от давле ния. Действительная производительность насоса с увеличением давления уменьшается в результате увеличения объемных потерь (утечек)
|
Qh= Qht- 4 Q h- |
a Q„, |
(41) |
|
где A QH— объемные |
потери |
в насосе, |
|
привод |
A Qn — потери за |
счет изменения скорости вращения |
|||
ного вала |
насоса. |
A Qn = 0, |
получим |
|
Пренебрегая этими потерями |
|
|||
|
Qh= |
Qht- A Q h. |
(42) |
Объемные потери AQHявляются неизбежными, а точное определе ние их затруднено. С достаточной для практических расчетов точ ностью потери AQU можно считать пропорциональными рабочему давлению насоса рн, т. е.
/bQ„ = a„pH, |
(43) |
где ан — коэффициент утечек.
22.