Файл: Терехин, Н. И. Расчет параметров объемной гидравлической передачи машин инженерного вооружения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с «Руководящими техническими материалами РТМ-2-67И» для гидропередач машин инженерного вооружения ре­ комендуются рабочие давления 100, 160 и 200 кГ/см2 (ГОСТ

356—59).

Учитывая основную зависимость для гидропередач с одинако­ вой мощностью, но с различными рабочими давлениями, можно написать:

P iQ i= P-Ai = P3Qt = const.

(33)

Из этого следует, что с увеличением рабочего давления умень­ шается производительность насоса, а следовательно, и его габа-

Вес^кг

Рис. 3. График зависимости веса гидропередачи от давления

риты и вес. Зависимость веса гидропередач от давления хорошо иллюстрируется графиком рис. 3. С увеличением рабочего давления (350—400 кГ/см2) вес гидропередач увеличивается из-за необ­

ходимости увеличения прочности элементов гидропередачи. Кро­ ме отмеченного при выборе величины рабочего давления следует также учитывать коэффициент использования номинального дав­ ления, влияющего на надежность гидропередачи. С увеличением

этого

коэффициента улучшается компактность гидропередачи.

При

высоком значении коэффициента использования номиналь­

ного давления без обеспечения достаточно хорошего ухода может быть снижена надежность и долговечность гидропередачи. Так, работа гидропередачи при коэффициенте &р=1,75 срок службы снижается н 5 раз, а при £р = 0,8 срок службы гидропередачи уве­ личивается в 4 раза.

Увеличение рабочего давления требует более дорогих насосов, высокой герметичности соединений и приводит к повышению на­ грузки в отдельных элементах. Уменьшение рабочего давления приводит к увеличению размеров элементов гидропередачи, но уменьшает требования к герметичности соединений, повышает

18

срок службы, позволяет применять более простые и дешевые на­ сосы.

При отступлении от рекомендаций РТМ-2-67И выбор величины рабочего давления при расчете и проектировании гидропередач машин инженерного вооружения следует проводить в соответствии с нормальным рядом давлений по ГОСТ 356—59 (таблица № 10 приложения 1) или нормали машиностроения МН 3610—62. В нормальные ряды кроме рабочего давления заложены разновид­ ности давлений:

условное давление ру — наибольшее давление, при котором могут работать насосы, гидродвигатели, трубопроводы й гидро­ аппаратура при отсутствии гидравлических ударов, толчков, со­ трясений и т. п. На условное давление рассчитываются основные магистрали гидросети и силовые агрегаты и их элементы;

давление пробное рПроб — давление, при котором произво­

дится проверка прочности корпусов насосов, гидродвигателей а других элементов, а также производится испытание гидропере­

дачи;

давление испытательное рисп (Рясп^=1,5р) — давление, при котором производятся испытания гидропередач на герметичность;

давление разрушающее рра3р (рРазр = 3 р ) — давление, при

котором производятся испытания прочности гидроагрегатов. Де­ тали и агрегаты гидропередач, прошедшие испытания под разру­ шающим давлением, к эксплуатации не допускаются.

Кроме этого различают абсолютное ра и избыточное ри давле­

ния, причем за нуль отсчета последнего принимается атмосферное давление рат. Избыточное и абсолютное давления связаны соот­ ношением

/?и =/>а— Рат.

(34)

При ра > /?ат величина р и^>0 и р и называется

манометрическим

давлением. При /?а<А,т давление /?и< 0, взятое с обратным зна­ ком, называется вакуумметрическим давлением /?в, оно изменяется

от нуля до атмосферы

 

 

 

Рв ~

Рьт

Р&’

(35)

Величину разрежения можно

также

характеризовать

величиной

абсолютного давления.

Производительность насоса гидропередачи зависит от скорости

рабочей жидкости и площади живого сечения потока /, т. е.

 

Q = v f-

(36)

Из этого выражения следует, что одним из способов достижения компактности гидропередачи является применение больших скоро­ стей рабочей жидкости. Однако этот способ имеет ряд ограниче­ ний, так как при больших скоростях значительно ухудшается ра­ бота гидропередачи. Наибольшую опасность создают высокие око-

2*

19



роети во всасывающем трубопроводе, соединяющем насос с баком для рабочей жидкости.

Условием работоспособности любой открытой гидропередачи является неравенство

<з7>

где т — объемный вес рабочей жидкости, /сГ/'ж3; h — высота всасывания, м\

^ — значение коэффициентов сопротивления в различных се­ чениях всасывающей магистрали насоса;

tvi — скорость течения рабочей жидкости в этих сечениях,.

м/сек\

k Tp— коэффициент, характеризующий сопротивление во вса­

сывающем трубопроводе.

При нарушении этого неравенства может возникнуть разрыв слруи во всасывающем трубопроводе, что может привести к пре­ кращению подачи рабочей жидкости. Для предотвращения таких явлений необходимо, чтобы значение коэффициента сопротивле­ ния во всасывающем трубопроводе было меньше 1, т. е.

Величины коэффициентов сопротивления для црямолинейных уча­ стков зависят от длины трубопроводов. Поэтому при размещении узлов и агрегатов гидропередач машин инженерного вооружения целесообразно располагать бак для рабочей жидкости ближе к насосу. Если этого не удается сделать по конструктивным усло­ виям, то необходимо принимать все меры к тому, чтобы .всасываю­ щий трубопровод имел как можно меньше местных сопротивлений,, т. е. поворотов, нарушений постоянства сечений. При установке фильтра на всасывающей магистрали рекомендуется устанавли­ вать бак над насосом. Скорости движения рабочей жидкости в трубопроводах выбираются на основании сложившихся практиче­ ских норм и рекомендаций (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Рекомендуемые скорости движения рабочей жидкости в трубопроводах

Вид

магистрали

Скорость,

м/сек

 

 

Всасывающая

магистраль

0 ,5 - 1 ,5

Нагнетательная

магистраль .

3 - 5

Сливная магистраль.............................

2 - 3

20


Для длинных трубопроводов данные, (приведенные в таблице, следует уменьшить на 30—50% (длинными трубопроводами счи­ таются такие, у которых отношение длины к диаметру составляет

Внекоторых случаях при коротких трубопроводах ^-^-<100^ ,

атакже в местах нарушения постоянства сечения трубопроводов

максимальная скорость движения рабочей жидкости достигает 8 м/сек. Следует учитывать, что максимальная скорость движения

рабочей жидкости не должна превышать 50% номинального зна­ чения.

Иногда скорость в каналах нагнетания достигает 15—20 м/сек.

Высокие скорости рабочей жидкости в нагнетательной магистрали нежелательны, так как это связано с ростом потерь давления, снижением гидравлического к.п.д. и образованием зон понижен­ ного давления с паровоздушными полостями — кавернами. Опас­ ным последствием высоких скоростей в нагнетательной магистрали является также эмульсирование рабочей жидкости. Это явление состоит в том, что растворенный в рабочей жидкости воздух выде­ ляется в виде пузырьков при резком увеличении живого сечения потока или при крутом повороте струи жидкости. В результате этого рабочая жидкость превращается в эмульсию, приобретает способность сжиматься под давлением и вследствие этого снижа­ ется к.п.д. гидропередачи. Одним из средств предотвращения эмульсирования рабочей жидкости является ограничение скорости движения жидкости и устранение в трубопроводах резких поворо­ тов и изменений живого сечения. Допустимые скорости во всасы­ вающих трубопроводах необходимо выбирать в соответствии с давлением в баке и длиной трубопровода так, чтобы не допустить разрыва потока и возникновения кавитации.

После выбора скорости движения рабочей жидкости необхо­ димо проверить потери напора в трубопроводе, которые не долж­ ны превышать 5—6% рабочего давления. Если это условие не вы­ полняется, то необходимо скорость движения рабочей жидкости уменьшить и повторить расчет снова.

§8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ НАСОСОВ И ГИДРОДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ МАШИН ИНЖЕНЕРНОГО

ВООРУЖЕНИЯ

Применяемые в гидропередачах машин инженерного вооруже­ ния насосы и гидродвигатели различаются по конструктивным схемам и характеристикам, поэтому возможности их использова­ ния в гидропередачах неодинаковы. Для правильного выбора гид­ равлических агрегатов рассмотрим их основные характеристики, под которыми будем подразумевать изменение параметров гид-

21


равлической машины при изменении условий ее работы. Bice насо­ сы и гидродвигатели объемного типа разных конструктивных исполнений имеют аналогичные характеристики, что позволяет установить общие для всех закономерности. К числу основных характеристик относятся характеристика удельной подачи и регу­ лировочная характер истика.

Под удельной подачей qu насоса понимается теоретическое ко­

личество рабочей

жидкости, нагнетаемое насосом

в магистраль

за поворот ротора на один оборот или один радиан

 

 

_Он_ см3

 

 

«„

об

(39>

 

Он.

смъ

 

 

 

<°н

рад

 

В соответствии

с РТМ-2-67И в гидропередачах

машин инже­

нерного вооружения рекомендуется применять насосы с удельной подачей от 10 до 500 смъ)Ъб.

Регулировочная характеристика определяет зависимость полез­ ного расхода рабочей жидкости от параметра регулирования. Для идеальных условий работы при холостом ходе производительность

насоса будет

 

Qh = Qht^ h,

(40)

где QHT — теоретическая производительность; Он — параметр регулирования насоса.

Теоретическая производительность насоса зависит только от рабочего объема и скорости, но совершенно не зависит от давле­ ния. Действительная производительность насоса с увеличением давления уменьшается в результате увеличения объемных потерь (утечек)

 

Qh= Qht- 4 Q h-

a Q„,

(41)

где A QH— объемные

потери

в насосе,

 

привод­

A Qn — потери за

счет изменения скорости вращения

ного вала

насоса.

A Qn = 0,

получим

 

Пренебрегая этими потерями

 

 

Qh=

Qht- A Q h.

(42)

Объемные потери AQHявляются неизбежными, а точное определе­ ние их затруднено. С достаточной для практических расчетов точ­ ностью потери AQU можно считать пропорциональными рабочему давлению насоса рн, т. е.

/bQ„ = a„pH,

(43)

где ан — коэффициент утечек.

22.