Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Расчет передаточных чисел САУ
З а к о н у п р а в л е н и я С А У в и д а :
|
Р\ |
= |
+ (zp + * ) (дЯ — дН зая) |
и |
т«Р |
К — |
P^ -\ -(z P -Ь -*)(Д Н — Д/^зад). |
|
ТнР + 1 |
Контур управления отклонением от заданной высоты полета самолета показан на рис. 2.2. Оптимальные величины переда-
Ю
Рис. 2.2. Контуры управления системы самолет — САУ (без сигнала угла тан гажа) по отклонению от заданной высоты полета:
a — для САУд/ j СОС; б — для СА У д^ ИОС
точных чисел р. и v определяются следующими выражениями
[14]:
|
k |
j v |
|
(2- 13) |
|
(О,71 -г-0,83) с4 + (1 ,6 8 |
ч- 1 , 5 7 ) / ^ — (^ + 64 + |
6 5) |
(2. |
14) |
|
V — |
сз |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Ia I lllil (ci + |
с4 + |
с5 — |Pi[) — (сгс4 + с2) |
|
(2. |
15) |
иСз(И — 1)04— IPil)
где
N = (0 ,6 - * - 0 ,8 ) - ^ - |
п р и |
Ту > Т я= и |
1 v |
|
|
N = (0 ,6 |
п р и |
Tv < T „ = l . |
*И
37
После замыкания контуров управления по сигналам угловой ско рости тангажа передаточная функция контура, разомкнутого по сигналу отклонения от заданной высоты полета, имеет вид:
для системы с САУдя СОС
|
С6 |
|
|
X — (Tzp + 1) |
(2.16) |
1^С0ДЯ (Р> |
У_________ |
|
Р'1(Т%Р + 1) (Т ? Р 2 + 2?сТzp + |
|
|
дя„ |
l ) |
идля системы с САУдя ИОС
х~ (ТzP + 1) (Т„р + 1)
^ ИДЯ |
|
(Р) = |
________ У_________________________ |
(2. 17) |
||||
где |
д |
|
|
Р2 ( Тб Р + 1) ( Т'пР2 + К Ти Р + О |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' Г |
^ . |
ГР __^ |
^ “Ь |
V . |
т ’ |
Т и |
(2. 18) |
|
1 *Р— |
«V |
’ |
|
Гь |
’ |
6~ |
, |
|
|
|
|
u-«-c |
|
|
u<(vc |
|
причем всегда
Те Ж
пж -
Для удовлетворительного регулирования по траектории необ ходимо, чтобы логарифмическая амплитудно-фазовая частотная характеристика (ЛАФЧХ) разомкнутой системы имела вид, изо браженный на рис. 2. 3, и выполнялись следующие условия:
Тг= Ш , |
и Тг= ЮГ'; |
|
|
— > 2 |
и - 4 - > 2. |
(2. |
19) |
|
|
||
7>с |
т6ыс |
|
|
Примем во внимание, что |
|
|
|
|
|
( 2. 20) |
|
Тогда совместное решение |
выражений (2.18) — (2.20) даст |
следующие зависимости для определения оптимальных величин передаточных чисел х0пт и 20Пт:
для системы самолет — САУдя СОС |
|
|
|||
•*?пОС = |
0.05 |
^ |
2 |
; |
(2. 2 1) |
опт |
’ |
|
' |
|
|
|
|
СЬ*6 |
|
|
|
2сос= 0 )5 |
^ |
|
, |
(2. 22) |
|
опт |
|
СбГб |
|
|
38
для системы САУДЯ ИОС
|
|
Г'И |
д-иос— о 05— & |
||
|
се (г6Г ’ |
|
2йос = 0,5; |
Ри |
|
OtTT |
’ |
с6^6 |
|
|
|
З а к о н у п р а в л е н и я |
САУ |
вида: |
!&*=?• рЪ-\-\р*Ъ + г р Ш + х ( Д / / - д Я зад)
и
г Т"-~ К=РрЪ + гр&Н + X (д я - д я зад).
Т кр + 1
Оптимальные величины передаточных чисел р и ляются выражениями (2. 13) — (2. 14) и (2. 15).
(2. 23)
(2. 24)
v опреде
Рис. 2.3. |
Вид желаемой ЛАФЧХ разомкнутой |
системы |
самолет — САУ дя |
|
(без сигнала угла тангажа): |
|
|
|
а — для С А У д^ СОС; б — для С А У д^ ИОС |
|
|
Контур управления отклонением от заданной высоты полета |
|||
самолета изображен на рис. 2.4. |
виду, |
показанному на |
|
Этот |
контур преобразовывается к |
рис. 2. 5. Как следует из рис. 2. 5, величина передаточного числа по сигналу производной отклонения от заданной высоты полета
39
2 влияет на величину корней характеристического уравнения замкнутого контура управления по сигналу угла наклона траек тории, причем основное влияние передаточное число z оказывает
а)
5)
Рис. 2.4. Контуры управления системы самолет — САУДЯ (без сигнала угла
тангажа) по отклонению от заданной высоты полета для второго закона управления:
о. — для САУдуу СОС; б — для С А У д^ ИОС
на величины малых корней, т. е. на «>**= — Приближенные
Ti
значения параметра со** определяются следующими выраже ниями [14]:
для системы с САУдя СОС
Z k cCQ |
(2. 25) |
|
”“= / т+ \lkcTу |
||
|
||
для системы с САУдя ИОС |
|
|
z k cC& |
(2. 26) |
|
\xkcTу |
||
|
40
Выражения (2.25) и (2.26) справедливы для значений, удов летворяющих соответственно следующим неравенствам:
гсос-\ |
____ |
(2. 27) |
|
и |
4сб(1 + [i.kcTv) |
|
|
АС(Л |
|
||
2и ос> |
(2.28) |
||
|
4Сб(^и + ^ h Tv)
Для системы с САУдя СОС при малых значениях передаточ ного числа г характеристическое уравнение замкнутого контура
а)
б)
Рис. 2.5. Преобразованные контуры управления системы самолет — САУДЯ по отклонению от заданной высоты полета для второго закона управления:
а — для С А У дя СОС; б — для С А У дя ИОС
управления по сигналу угла наклона траектории может иметь два малых корня:
Ш1 )i |
|
(2. 29) |
+ |
у + v k c |
Коэффициент усиления контуров управления, замкнутых по сигналу угла наклона траектории (рис. 2. 5) независимо от типа обратной связи сервопривода, определяется выражением
— . |
(2.30) |
СZ
41
Передаточные функции контуров управления, разомкнутых по сигналу отклонения от заданной высоты полета, имеют вид: для системы с САУдл СОС
X
W дя ДЯ00
( Р У -
Р f ( ^ ) V + 2 C ic O + l] ( Tl P 2 + X A p + 1) ;
(2.31)
для системы с САУДЯ ИОС |
|
|
W дя |
Z |
СТиР + О |
(РУ |
+ !] ( Г1<Р2 + 2^ 2„A + 1) |
|
д//_ |
А [ ( Q V + 2 Ь и О |
(2. 32)
Соответствующие этим функциям ЛАФЧХ изображены на рис. 2. 6.
Рис. 2 .6 . Примерный вид желаемой ЛАФЧХ
разомкнутой системы самолет — САУ:
а — для САУдя СОС; б — для САУдя ИОС
Для удовлетворительного регулирования необходимо, чтобы: —• частота среза ЛАЧХ разомкнутого контура была на уча
стке характеристики с наклоном — 20 дБ/дек;
**
(О-
— отношения частот о>**/«>с были равны ——■^ 4.
42
Выполнение этих условий приводит к тому, что оптимальная величина передаточного числа хопт равна
|
|
|
-копт = |
0,25<о;*гО11Т. |
|
(2.33) |
|||
Передаточные числа х01п и 20Пт связаны между собой соот |
|||||||||
ношением |
|
сиС |
|
|
|
|
(2.34) |
||
|
|
|
Л-ОПТ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^опт |
|
|
|
|
Совместное решение зависимостей (2.33) и |
(2.34) |
с учетом |
|||||||
(2.25) и (2.26) дает: |
|
|
|
|
|
|
|
||
для системы с САУдя СОС |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
_ |
(432 -ь2000) (1 + |
i>.kcTv ) |
|
(2. 35) |
||
|
|
-'"опт |
|
|
о |
|
’ |
|
|
|
|
|
|
|
^сс6^рег |
|
|
|
|
|
|
„ ... |
(144 -и 400)(1 |
+ v k cTv ) |
|
(2.36) |
|||
|
|
^опт |
|
|
2 |
|
’ |
|
|
|
|
|
|
|
^сс6^рег |
|
|
|
|
для системы с САУдя |
ИОС |
|
|
|
|
||||
|
|
|
_ |
(216 ч- 10 0 0 ) (Ги + ix kjy ) |
’ |
(2. 37) |
|||
|
|
-'"опт |
|
|
, |
|
|||
|
|
|
|
|
^сс6^рег |
|
|
||
|
|
„ |
__ |
(72 -ь 200) (Ти + |
fj.kJ'y) |
|
(2.38) |
||
|
|
'‘'опт |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
^сс6^рег |
|
|
|
|
Обычно (per~30—40 С. |
|
|
|
|
|
|
|
||
З а к о н у п р а в л е н и я |
САУдя |
вида : |
|
|
|||||
|
p \ = i |
Т*Р |
1 ft+ ! V a + |
+ х ( ь Н — д / / зад); |
|
||||
|
- |
|
|||||||
|
|
тьр + |
|
||||||
|
Т»р |
i |
■Т*Р-■ &+ v-pb+ |
* (д и - |
д я зал). |
|
|||
|
Т’иР + |
|
|||||||
|
1 |
Тьр + \ |
|
|
|
|
|||
При |
данных законах |
управления САУ устойчивость траек- |
|||||||
торного |
движения системы |
самолет — САУдя |
обеспечивается |
||||||
только за счет внутренней стабилизирующей связи по |
сигналу |
||||||||
угла тангажа |
(рис. 2.7). |
Поэтому на величину постоянной вре |
мени фильтра высоких частот ib цепи сигнала угла тангажа Тъ накладываются вполне определенные ограничения, поскольку при Т&= 0 система неустойчива.
Для расчета параметров САУдя контуры управления, изобра женные на рис. 2.7, преобразуем к виду, показаному на рис. 2. 8. Из рис. 2.8 видно, что часть структурной схемы, охваченная еди ничной отрицательной обратной связью по сигналу угла тан гажа, представляет собой контур управления системы самолет — автопилот угла тангажа.
43