Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет передаточных чисел САУ

З а к о н у п р а в л е н и я С А У в и д а :

 

Р\

=

+ (zp + * ) (дЯ — дН зая)

и

т«Р

К

P^ -\ -(z P -Ь -*)(Д Н — Д/^зад).

 

ТнР + 1

Контур управления отклонением от заданной высоты полета самолета показан на рис. 2.2. Оптимальные величины переда-

Ю

Рис. 2.2. Контуры управления системы самолет — САУ (без сигнала угла тан­ гажа) по отклонению от заданной высоты полета:

a — для САУд/ j СОС; б — для СА У д^ ИОС

точных чисел р. и v определяются следующими выражениями

[14]:

 

k

j v

 

(2- 13)

,71 -г-0,83) с4 + (1 ,6 8

ч- 1 , 5 7 ) / ^ — (^ + 64 +

6 5)

(2.

14)

V —

сз

 

 

 

 

 

 

 

Ia I lllil (ci +

с4 +

с5 — |Pi[) — (сгс4 + с2)

 

(2.

15)

иСз(И — 1)04— IPil)

где

N = (0 ,6 - * - 0 ,8 ) - ^ -

п р и

Ту > Т я= и

1 v

 

 

N = (0 ,6

п р и

Tv < T „ = l .

*И

37


После замыкания контуров управления по сигналам угловой ско­ рости тангажа передаточная функция контура, разомкнутого по сигналу отклонения от заданной высоты полета, имеет вид:

для системы с САУдя СОС

 

С6

 

 

X (Tzp + 1)

(2.16)

1^С0ДЯ (Р>

У_________

Р'1(Т%Р + 1) (Т ? Р 2 + 2?сТzp +

 

дя„

l )

идля системы с САУдя ИОС

х~ (ТzP + 1) (Т„р + 1)

^ ИДЯ

 

(Р) =

________ У_________________________

(2. 17)

где

д

 

 

Р2 ( Тб Р + 1) ( Т'пР2 + К Ти Р + О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' Г

^ .

ГР __^

^ “Ь

V .

т ’

Т и

(2. 18)

1 *Р—

«V

 

Гь

6~

,

 

 

 

u-«-c

 

 

u<(vc

 

причем всегда

Те Ж

пж -

Для удовлетворительного регулирования по траектории необ­ ходимо, чтобы логарифмическая амплитудно-фазовая частотная характеристика (ЛАФЧХ) разомкнутой системы имела вид, изо­ браженный на рис. 2. 3, и выполнялись следующие условия:

Тг= Ш ,

и Тг= ЮГ';

 

 

> 2

и - 4 - > 2.

(2.

19)

 

 

7>с

т6ыс

 

 

Примем во внимание, что

 

 

 

 

 

( 2. 20)

Тогда совместное решение

выражений (2.18) — (2.20) даст

следующие зависимости для определения оптимальных величин передаточных чисел х0пт и 20Пт:

для системы самолет — САУдя СОС

 

 

•*?пОС =

0.05

^

2

;

(2. 2 1)

опт

 

'

 

 

 

СЬ*6

 

 

2сос= 0 )5

^

 

,

(2. 22)

опт

 

СбГб

 

 

38


для системы САУДЯ ИОС

 

 

Г'И

д-иос— о 05— &

 

се (г6Г

2йос = 0,5;

Ри

OtTT

с6^6

 

 

З а к о н у п р а в л е н и я

САУ

вида:

!&*=?• рЪ-\-\р*Ъ + г р Ш + х ( Д / / - д Я зад)

и

г Т"-~ К=РрЪ + гр&Н + X (д я - д я зад).

Т кр + 1

Оптимальные величины передаточных чисел р и ляются выражениями (2. 13) — (2. 14) и (2. 15).

(2. 23)

(2. 24)

v опреде­

Рис. 2.3.

Вид желаемой ЛАФЧХ разомкнутой

системы

самолет — САУ дя

 

(без сигнала угла тангажа):

 

 

а — для С А У д^ СОС; б — для С А У д^ ИОС

 

Контур управления отклонением от заданной высоты полета

самолета изображен на рис. 2.4.

виду,

показанному на

Этот

контур преобразовывается к

рис. 2. 5. Как следует из рис. 2. 5, величина передаточного числа по сигналу производной отклонения от заданной высоты полета

39


2 влияет на величину корней характеристического уравнения замкнутого контура управления по сигналу угла наклона траек­ тории, причем основное влияние передаточное число z оказывает

а)

5)

Рис. 2.4. Контуры управления системы самолет — САУДЯ (без сигнала угла

тангажа) по отклонению от заданной высоты полета для второго закона управления:

о. — для САУдуу СОС; б — для С А У д^ ИОС

на величины малых корней, т. е. на «>**= — Приближенные

Ti

значения параметра со** определяются следующими выраже­ ниями [14]:

для системы с САУдя СОС

Z k cCQ

(2. 25)

”“= / т+ \lkcTу

 

для системы с САУдя ИОС

 

z k cC&

(2. 26)

\xkcTу

 

40

Выражения (2.25) и (2.26) справедливы для значений, удов­ летворяющих соответственно следующим неравенствам:

гсос-\

____

(2. 27)

и

4сб(1 + [i.kcTv)

 

АС(Л

 

2и ос>

(2.28)

 

4Сб(^и + ^ h Tv)

Для системы с САУдя СОС при малых значениях передаточ­ ного числа г характеристическое уравнение замкнутого контура

а)

б)

Рис. 2.5. Преобразованные контуры управления системы самолет — САУДЯ по отклонению от заданной высоты полета для второго закона управления:

а — для С А У дя СОС; б — для С А У дя ИОС

управления по сигналу угла наклона траектории может иметь два малых корня:

Ш1 )i

 

(2. 29)

+

у + v k c

Коэффициент усиления контуров управления, замкнутых по сигналу угла наклона траектории (рис. 2. 5) независимо от типа обратной связи сервопривода, определяется выражением

— .

(2.30)

СZ

41


Передаточные функции контуров управления, разомкнутых по сигналу отклонения от заданной высоты полета, имеют вид: для системы с САУдл СОС

X

W дя ДЯ00

( Р У -

Р f ( ^ ) V + 2 C ic O + l] ( Tl P 2 + X A p + 1) ;

(2.31)

для системы с САУДЯ ИОС

 

W дя

Z

СТиР + О

(РУ­

+ !] ( Г1<Р2 + 2^ 2„A + 1)

д//_

А [ ( Q V + 2 Ь и О

(2. 32)

Соответствующие этим функциям ЛАФЧХ изображены на рис. 2. 6.

Рис. 2 .6 . Примерный вид желаемой ЛАФЧХ

разомкнутой системы самолет — САУ:

а — для САУдя СОС; б — для САУдя ИОС

Для удовлетворительного регулирования необходимо, чтобы: —• частота среза ЛАЧХ разомкнутого контура была на уча­

стке характеристики с наклоном — 20 дБ/дек;

**

(О-

— отношения частот о>**/«>с были равны ——■^ 4.

42

Выполнение этих условий приводит к тому, что оптимальная величина передаточного числа хопт равна

 

 

 

-копт =

0,25<о;*гО11Т.

 

(2.33)

Передаточные числа х01п и 20Пт связаны между собой соот­

ношением

 

сиС

 

 

 

 

(2.34)

 

 

 

Л-ОПТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^опт

 

 

 

 

Совместное решение зависимостей (2.33) и

(2.34)

с учетом

(2.25) и (2.26) дает:

 

 

 

 

 

 

 

для системы с САУдя СОС

 

 

 

 

 

 

 

_

(432 -ь2000) (1 +

i>.kcTv )

 

(2. 35)

 

 

-'"опт

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

^сс6^рег

 

 

 

 

 

„ ...

(144 -и 400)(1

+ v k cTv )

 

(2.36)

 

 

^опт

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

^сс6^рег

 

 

 

для системы с САУдя

ИОС

 

 

 

 

 

 

 

_

(216 ч- 10 0 0 ) (Ги + ix kjy )

(2. 37)

 

 

-'"опт

 

 

,

 

 

 

 

 

 

^сс6^рег

 

 

 

 

__

(72 -ь 200) (Ти +

fj.kJ'y)

 

(2.38)

 

 

'‘'опт

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

^сс6^рег

 

 

 

Обычно (per~30—40 С.

 

 

 

 

 

 

 

З а к о н у п р а в л е н и я

САУдя

вида :

 

 

 

p \ = i

Т*Р

1 ft+ ! V a +

+ х ( ь Н — д / / зад);

 

 

-

 

 

 

тьр +

 

 

Т»р

i

Т*Р-■ &+ v-pb+

* и -

д я зал).

 

 

Т’иР +

 

 

1

Тьр + \

 

 

 

 

При

данных законах

управления САУ устойчивость траек-

торного

движения системы

самолет — САУдя

обеспечивается

только за счет внутренней стабилизирующей связи по

сигналу

угла тангажа

(рис. 2.7).

Поэтому на величину постоянной вре­

мени фильтра высоких частот ib цепи сигнала угла тангажа Тъ накладываются вполне определенные ограничения, поскольку при Т&= 0 система неустойчива.

Для расчета параметров САУдя контуры управления, изобра­ женные на рис. 2.7, преобразуем к виду, показаному на рис. 2. 8. Из рис. 2.8 видно, что часть структурной схемы, охваченная еди­ ничной отрицательной обратной связью по сигналу угла тан­ гажа, представляет собой контур управления системы самолет — автопилот угла тангажа.

43