Файл: Серго, Е. Е. Опробование и контроль технологических процессов на обогатительных фабриках учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
|
|
1-1 |
|
в пробу. |
Этот |
метод |
да |
||||||
|
|
|
ет |
невысокую |
точность |
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
опробования. Поэтому |
он |
||||||||
|
|
|
|
применяется |
|
для |
опро |
||||||
|
|
|
|
бования |
|
таких |
ископа |
||||||
|
|
|
|
емых, |
как |
уголь, |
желез |
||||||
|
|
|
|
ные |
и |
апатитовые |
руды, |
||||||
|
|
|
|
известняк, |
калийные соли |
||||||||
|
|
|
|
ит. д. |
|
|
|
опробования |
|||||
|
|
|
|
Точность |
|||||||||
|
|
|
|
этим |
методом |
зависит |
от |
||||||
|
|
|
|
равномерности |
состава ма |
||||||||
|
|
|
|
териала по |
высоте вагона, |
||||||||
|
|
|
|
штабеля и т. д. Чем нерав |
|||||||||
Рис. 8. Щупы для отбора проб: |
номернее состав материала |
||||||||||||
по |
крупности |
и распреде |
|||||||||||
1 — |
конический; |
2 — |
цилиндрический; |
||||||||||
лению полезных компонен |
|||||||||||||
|
3 |
—двойной. |
тов |
в отдельных кусках и |
|||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
зернах, |
т^м меньше |
точ |
|||||||
ность опробования. Здесь проявляется в значительной |
сте |
пени явление сегрегации, заключающееся в том, что при движении материала по наклонной поверхности происхо дит классификация его по крупности и плотности.
Для повышения точности опробования методом вычер пывания частичные пробы берут со дна лунок, на глубине до 0,4 м. Более точные результаты получаются при систе матическом отборе частичных проб по мере наращивания штабеля или по мере загрузки вагона.
Метод отбора пробы щупом применяется при опробова нии мелкозернистого материала, находящегося в вагонах, вагонетках и небольших штабелях. Щуп для отбора пробы {рис. 8) представляет собой тонкостенную трубу цилиндри ческой или слегка конической формы. Его вдавливают в оп робуемый материал, который при этом заполняет щуп. Затем
^ щуп вытаскивают и опорожняют.
Цилиндрический щуп имеет продольную щель, через которую набирается проба. После вдавливания щуп враща ют для заполнения материалом.
Двойной щуп вдавливают при закрытой щели (положе ние а). На заданной глубине отбора пробы его открывают (положение б) и после заполнения материалом вытаскивают и опорожняют. Внутренний диаметр щупа составляет 12, 25 или 50 мм.
60
Когда опробованию подвергается мелкозернистый мате риал, находящийся в старых высоких отвалах, отвал разби вают на квадраты размером 30—50м2, в центре которых же лоночным буром пробуривают скважины. Материал, полу ченный из каждой скважины, поступает в среднюю пробу.
Отбор товарных проб из железнодорожных и других транспортных сосудов. Товарная проба отбирается для опре деления качества отгружаемой потребителям продукции (исходной руды, концентрата и т. д.). Каждой шахте, руд нику, обогатительной фабрике устанавливаются ГОСТы или временные нормы на качество отгружаемой продукции. На основании данных анализа товарных проб осуществля ются приемка или браковка продукции, а также взаимо расчеты между поставщиками и потребителями.
Отбор товарных проб угля из железнодорожных вагонов производят от партии массой более 300 т. Если суточная производительность шахты или обогатительной фабрики (по рядовому углю, концентрату и др.) составляет меньше 300 т, разрешается накапливать пробу до тех пор, пока размер партии не достигнет 300 т.
Товарную пробу отбирают от каждой отгружаемой пар тии угля. Она составляется из отдельных частичных проб (порций), набираемых из всех вагонов партии.
Масса порций зависит от максимального размера кусков опробуемого угля:
Максимальный размер кусков, мм |
13 |
25 |
50 |
100 |
150 |
Минимальная масса порций, кг |
0,6 |
1,5 |
2,5 |
5,0 |
9,0 |
Для угольных разрезов при крупности материала до |
|||||
200—300 мм масса порции должна быть не меньше |
12 кг. |
||||
Согласно действующему |
ГОСТу масса порции должна |
составлять примерно 0,06 dmах, мм.
Количество отбираемых порций в пробу принимают со гласно данным табл. 7. Если опробуемая партия угля любой зольности имеет массу менее 300 т, то количество порций должно быть не менее 15.
Точки отбора порций определяют по схеме (рис. 9). Точ ки 1, 2, 3, 13, 14, 15 располагаются на расстоянии 1 ж от ло бовых стенок вагона, точки 4, 5, 6, 10, 11, 12 — на равном расстоянии от крайних и средних точек, точки 7 и 9 — на
61
|
равном расстоянии от |
|||
|
бортов и центра ваго |
|||
|
на, точка |
8 — в цен |
||
|
тре вагона. |
|
||
|
Если |
масса опро |
||
|
буемой |
партии менее |
||
|
300 и |
более |
600 т, |
|
|
число |
порций, отби |
||
Рис. 9. Схема отбора порций из железно |
раемых |
из |
каждого |
|
дорожного вагона. |
вагона, |
определяется |
||
|
делением общего чис |
|||
|
ла порций (15 или 30) |
на число вагонов. При этом отбирается не менее одной пор ции. Порции отбираются последовательно из каждого вагона.
При числе вагонов в партии более 30 |
из каждого ваго |
|
на должно быть отобрано по 1 порции. |
|
|
Пример. Определить число порций и массу первичной |
||
пробы при отборе проб угля крупностью 0—100 мм из |
10 |
|
вагонов грузоподъемностью по 60 т. |
10 X 60 = 600 |
т. |
Общая масса опробуемой партии |
Согласно табл. 7 необходимо отобрать 30 порций. От каждо
го вагона следует отобрать 30 : 10 = |
3 порции. Масса каж |
|||||
дой порции должна быть не менее 5 |
кг, а общая масса пер |
|||||
вичной пробы — 5 X 30 = 150 кг. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
Число порций, отбираемых из железнодорожных |
||||||
|
|
вагонов |
|
|
|
|
Грузоподъем |
|
Масса опробуемой: партии, т |
||||
до |
300 |
до |
600 |
1 более 600 |
||
ность |
||||||
Максимальное количество порций |
||||||
вагона, |
||||||
из опробуе из |
каждого |
из опробуе |
||||
т |
||||||
мой партии |
вагона |
мой партии |
||||
|
||||||
Более 60 |
|
15 |
5 |
|
30 |
|
20—60 |
|
15 |
3 |
|
30 |
|
до 20 |
|
15 |
1 |
|
30 |
Отбор товарных проб из вагонов рекомендуется произво дить механизированным способом. Новогорловским маши ностроительным заводом выпускается установка OB, состо
62
ящая из прббоотборника с крышкой; винта, нижний конец которого связан с отводным рычагом крышки; редуктора; электродвигателя для внедрения пробоотборника в слой угля на 400 мм. при закрытом ковше, а затем еще на 200 мм при открытом ковше. Все это закреплено на каретке, кото рая перемещается по рельсам портала, поперек ж.-д. путей. Пробоотборник состоит из клиновидного захвата с крышкой и электродвигателя с редуктором [8].
После установки каретки в точке отбора пробы включа ется механизм внедрения пробоотборника и отбирается про ба. Затем крышка захвата закрывается, и пробоотборник с пробой поднимается в верхнее положение. Крышка откры вается, и проба ссыпается в воронку, расположенную на ка ретке. Затем каретка перемещается в другую точку отбора пробы, и цикл повторяется. По окончании отбора всех пор ций общая проба подвергается разделке в проборазделочной машине.
Крупность опробуемого угля 0—150 мм, максимальная влажность до 12%, масса порции 5-^10 кг, время отбора од ной порции 20—25 сек, глубина отбора проб 0,5—0,7 м, мас са одной лабораторной пробы 0,5—1,3 кг.
Ручной отбор проб из вагонов допускается в исключи тельных случаях. Порции отбираются из ямок на глубине 0,4 м, а при крупности опробуемого материала до 25 мм — с поверхности угля. Отбор товарных проб угля из шахтных вагонеток, применяемых для рельсового и монорельсового транспорта, производится в течение смены или суток. Число порций должно быть не менее 30. Масса порций применяет ся такая же, как и при опробовании угля в ж.-д. вагонах.
Отбор товарных проб железных и марганцевых руд, их концентратов, агломератов и окатышей осуществляется
впунктах сдачи и приемки товарной продукции. Перечи сленные виды продукции далее называются рудой. ГОСТом предусмотрен механический способ опробования руды из потока ее. К ручному отбору проб товарной руды следует прибегать в тех случаях, когда невозможно организовать механическое опробование. Отбор проб руды, погруженной
ввагоны, морские, речные суда и баржи, допускается про изводить вручную.
При отборе проб из вагонов количество порций принима ется согласно табл. 8. Это количество делится на число ва гонов с рудой, и частное округляется до целого числа в боль шую сторону. Число порций отбирается из каждого вагона
63