Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
сколько раньше закрытия окон продувки, благодаря чему коэф фициент наполнения рабочих цилиндров зарядом свежего воз духа увеличивается, а расход продувочного воздуха уменьшается.
Введение угла сдвига фаз пли угла опережения для поршня выпуска у ДВС с противоположно движущимися поршнями и
Рис. 3. Использование диаграммы Брикса при исследовании газо распределения двухтактных ДВС
призвано выполнять роль золотника на тракте выпуска без ка кого-либо усложнения конструкции собственно двигателя. Одно временно с этим сдвиг фаз рабочих поршней позволяет уменьшать относительные высоты окон выпуска и продувки, что дает уве личение полезных ^ходов рабочих поршней. Сдвиг фаз дает 'воз можность широкого варьирования высотами окон. Чтобы обеспе чить опережение открытия окон выпуска при синхронном движе
8
нии поршней, управляемых кривошипами а и b (рис. 3, диа грамма 1), они должны иметь высоту /гв > /гп. Введя угол опере жения А для верхнего поршня, можно уменьшить высоту окон выпуска до /гв = /гп. При этой (/гв = /гп) высоте окон продувки они будут открываться нижним поршнем на угол А позже окон выпуска. Когда верхний поршень закроет окна выпуска, окна продувки будут еще оставаться открытыми на некотором угле поворота кривошипа Ь. При этом потери продувочного воздуха практически сводятся к нулю, а часть сечения окон продувки, остающихся еще открытыми (заштрихована на диаграмме 1), после закрытия окон выпуска используется для подачи в рабо чий цилиндр продувочного воздуха, что способствует увеличению коэффициента наполнения рабочего цилиндра свежим зарядом и мощности рабочего цилиндра.
Обладая такой благоприятной особенностью, кривошипно шатунные механизмы ДВС с противоположно движущимися порш нями, имеющие сдвиг фаз рабочих поршней, вносят и значитель ные усложнения в расчет кинематики и параметров рабочего про цесса. Так, сдвиг фаз влияет на элементы газораспределения, на коэффициент б последующего расширения рабочих газов, на давление конца расширения рь и приводит к перераспределению работы, передаваемой поршнями выпуска и продувки их колен чатым валам.
4. Графическое представление сдвига фаз рабочих поршней у ДВС с противоположно движущимися поршнями и определение элементов газораспределения
Предварительный расчет рабочего процесса ДВС с противо положно движущимися поршнями, имеющих сдвиг фаз рабочих поршней, может быть произведен для цилиндра с одним поршнем, ход которого в любой момент равен сумме ходов обоих поршней. При этом могут быть определены значения всех параметров ра бочего процесса, включая среднее индикаторное давление p t и расчет продувки с определением необходимых высот и времясечений окон. Полученные параметры можно условно относить или к суммарному полезному ходу обоих поршней или к среднему полезному ходу каждого рабочего поршня. Расчет продувки дает необходимые время-сечения свободного выпуска и продувки, выраженные площадями F ± и Р2 диаграммы 2 (рис. 3) газораспре деления при различной высоте окон. Площадь F3 представляет собой время-сечение выпускных окон в период продувки рабочего цилиндра. Для симметричной диаграммы газораспределения пло щадь F,1 = Fx представляет собой время-сечение открытия выпуск ных окон после закрытия окон продувки и является вредной для' работы двигателя.
Чтобы избавиться от площади Ft при сохранении высоты про дувочных окон и площадей Fx и Fit необходимо ввести угол
9
опережения А для поршня выпуска; при этом можно варьировать площадями Fз и Fi диаграммы 3 за счет общей ширины окон выпуска и продувки. Площадь F,1становится-при этом полезной, так как она используется для повышения начального давления сжатия ра. Поясним это примером.
П р и м е р 1. Допустим, что двигатель с противоположно движущимися поршнями имеетдва коленчатых вала и одинако вый ход рабочих поршней, управляемых кривошипами а и b (рис. 3), и что при их синхронном движении продувка обеспечи
вается |
при |
высоте |
продувочных |
окон, равной 0,115 (открытие |
||||
за 45° |
до |
н. м. т.), |
и выпускных, окон — 0,205 |
(диаграмма |
1\ |
|||
открытие |
за |
60° до |
и. м. т.). Чтобы |
ликвидировать площадь |
Р г |
|||
диаграммы |
газораспределения |
при |
сохранении |
площадей |
||||
и f,'B |
данном случае следует ввести угловое опережение А = |
15° |
для поршня выпуска (диаграммы 1 н 3), что позволяет уменьшить высоту выпускных окон до 0,115, приводит к ликвидации не производительных потерь продувочного воздуха, к увеличению коэффициента наполнения и степени последующего расширения <5, т. е. к увеличению общего полезного хода рабочих поршней при близительно на 4,3%;
Как было сказано ранее,- введение угла опережения А при водит к изменению некоторых параметров рабочего процесса, полученных в предварительном расчете, что требует их коррек тировки, а также определения исходных данных для построения индикаторных диаграмм для опережающего и отстающего порш ней. Эту задачу можно решить графоаналитическим методом, который рассмотрен ниже. .
П р и м е р 2. Рассмотрим графическое изображение сдвига фаз рабочих поршней, представленное на рис. 4, для кривошипно шатунного механизма двигателя с противоположно движущимися поршнями, имеющего два коленчатых вала. Диаметр рабочего цилиндра D = 140 мм; ход верхнего поршня, управляющего окнами выпуска, 5 ' =.140 мм; ход нижнего поршня, управляю
щего окнами продувки, 5" = |
170 |
мм; длины шатунов L' = 306 |
|||
и L" — 361 |
мм. Допустим, |
что |
поршень |
стороны |
продувки |
отстает от |
поршня стороны |
выпуска на |
угол А = |
20° (это |
предельный угол, который присущ двигателям «Нэпир-Дэлтик» вследствие особенностей схемы их кривошипно-шатунного меха низма).
Для построения графиков путей рабочих поршней в зависи мости от углов ос поворота их кривошипов воспользуемся диаграм-
R |
|
которых |
|
* |
Я? |
|
мами Ьрикса, для |
эксцентриситеты будут: |
- 2р —= |
||||
702 |
8 мм и |
#2 |
V, |
852 |
я« Ю мм. Имея эти |
исходные |
2-306 |
„г„ ■= |
|
||||
|
2L" |
2-361 |
|
|
данные, произведем необходимые графические построения в еле дующем порядке.
10
Рис. 4. Диаграммы к графоаналитическому анализу сдвига фаз рабочих поршней
11
1. На поле^ис. 4 слева, в удобном масштабе (для многооборот ных ДВС— в'масштабе 1 : 1; 2 : 1), на оси хх наносятся размеры рабочего цилиндра с окнами выпуска и продувки с рабочими порш нями в их н. м. т. и произвольным объемом Vс камеры сжатия, расположенной симметрично относительно оси уу, перпендикуляр ной оси хх.
Для рабочих поршней, имеющих не плоские днища, их пере мещения откладываются между верхними и нижними мертвыми точками линий, определяющих равновеликие объемы спрямлен ных днищ. Для формы днищ поршней, показанных на рис. 4,
величина h1 = h(d/D)2. Если /г = 8, D — 140 и d — 115 мм, то |
||||
Ііх = 5,4 мм. Если цилиндр |
имеет выносную камеру |
(факелы-юго |
||
зажигания), |
то ее объем |
учитывается |
в объеме |
пространства |
сжатия. |
|
|
на диаметрах (/?X= S72 |
|
2. На ходах рабочих поршней, как |
||||
и R а = S"/2), |
описываются |
полуокружности диаграмм Брикса |
||
с центрами Ох и 0 2. От центров Ох и 0 2 |
в стороны расположения |
коленчатых валов (в стороны н. м. т.) откладываются эксцентри ситеты (в рассматриваемом примере равные 8 и 10 мм) и находятся точки 0( и Оо. Из точек 0[ и О2, как из центров, описываются полуокружности произвольныхрадиусов, меньших R x и R 2. Внутренние полуокружности делятся на равные (одинаковые) числа частей. Через центры 0{ и О2 и точки делений на внутрен них полуокружностях проводятся лучи до пересечения с наруж ными полуокружностями. Через точки пересечения лучей с на ружными полуокружностями проводятся два семейства параллель ных оси уу горизонтальных линий.
3. Поле рис. 4 справа от диаграмм Брикса, представляющее по оси уу повороты кривошипов от 0 до 360° , делится на равные части с таким же угловым интервалом, как и полуокружности диаграмм Брикса, причем верхняя часть поля (для опережаю щего поршня) смещается влево относительно нижней части поля (для отстающего поршня) на угол А, который в рассматриваемом примере принят равным 20°.
4. На верхней и нижней -частях поля находим точки пересе чения горизонтальных линий с вертикальными для соответствен ных углов поворотов каждого кривошипа, которые соединяются плавными линиями, представляющими собой перемещения ра бочих поршней в зависимости от углов поворота их кривошипов. На полученных таким образом графиках перемещений рабочих поршней заштрихованные площадки представляют собой диаграммы
газораспределения |
для принятых высот окон (0,1575' = |
22 мм |
и 0.10S" = 17 мм) |
и угла опережения А. Начало сжатия |
будет |
соответствовать моменту закрытия продувочных окон и положе нию рабочих поршней: опережающего-— 62° и отстающего—■ 42° за их и. м. т., т. е. опережающий поршень закрывает выпуск ные окна за 10° до момента закрытия отстающим поршнем про дувочных окон. Конец расширения и начало выпуска будет за
1 2
53°, а начало продувки — за 43° до прихода поршней в их и. м. т. Опережение открытия выпускных, окон относительно момента начала продувки будет составлять —30° по углу поворота отстаю щего кривошипа. Рассмотренный пример является одним из ва риантов, которые могут быть осуществлены, если изменять угол А
ивысоты окон.
5.Метод нахождения на диаграмме перемещения поршней значений степеней предварительного р
ипоследующего б расширения, конечного давления расширения р ь, а также построения индикаторных диаграмм у ДВС с противоположно движущимися поршнями, имеющих сдвиг фаз
Допустим, что при предварительном расчете параметров рабо чего процесса были установлены: степень повышения давления
Xz = 1,75; расчетная степень сжатия |
ер = 10; абсолютное дав |
||||
ление |
начала |
сжатия ра = 3,0 бар; |
температура |
конца |
сжатия |
Тс = |
900° К; |
температура конца сгорания Тг = |
2000° К; |
коэф |
|
фициент молекулярного изменения |
= 1,03 и |
что расчетные |
параметры рабочего процесса достигаются при помощи обычного кривошипно-шатунного механизма.
Введем опережение А = 20°, обеспечивающее фазы газорас пределения, рассмотренные в п. 4. Тогда решение поставленной задачи будет заключаться в следующем. Произведем измерения расстояний (ординат) Ѵса между рабочими поршнями при их встречном движении от момента начала сжатия (ссот = 42°; ѴД) через каждые 10° поворота кривошипов. Эти ординаты при плоских днищах рабочих поршней будут пропорциональны объе мам пространств рабочего цилиндра, заключенных между ними. Наибольшая ордината Ѵс1 = 274 мм (при масштабе 1 : 2) соот ветствует началу сжатия. Наименьшая ордината Ѵеф = 15,0 мм соответствует моменту наибольшего сближения рабочих поршней (аоп = 190° и ,аот = 170°). Следовательно, фиктивная степень сжатия 8ф, отвечающая произвольно принятой величине объема
камеры сжатия Ѵс = 12 |
мм, |
будет |
|
‘♦ “ |
T J |
- ' T T “ 18’3- |
<4> |
Так как расчетная степень сжатия ер = 10, то очевидно, что принятый на рис. 4 объем камеры сжатия, выраженный через ее высоту Ѵс — 12 мм, надо изменить на величину АУСс таким усло вием, чтобы получить расчетную степень сжатия ер, т. е. надо прибавить (или отнять) величину АУСк тем величинам, с помощью которых определяется значение еф, а именно:
®Ф — |
У д + АУс |
(5) |
ІАф + ДІА ’ |
13