Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Двигатели четырех- и восьмицилиндровые рядные со звездо образными коленчатыми валами, восьмицилиндровые Ѵ-образные с углом с развала блоков у = 90° и четырехблочные шестнадцати
цилиндровые |
двигатели |
«Пинкейк» могут |
быть уравновешены |
|
по методу |
Шлика [1], т. е. при помощи |
разновесных рабочих |
||
поршней |
и |
разновесных |
кривошипов. |
|
25. Определение неуравновешенных моментов сил инерции двигателей «Нэпир-Дэлтик»
и способ их уравновешивания
Как было установлено в п. 9, двигатели этого типа компо нуются из трех и шести секций (9 и 18 рабочих цилиндров), и так как они работают по двухтактному циклу, то кривошипы коленча тых валов для трехсекционных двигателей заклинены под углом 120° и для шестисекционных — под углом 60°.
Трехсекционный двигатель имеет уравновешенные силы инер ции центробежные, первого и второго порядков и неуравновешен ные моменты этих сил; порядок работы цилиндров в блоках
1-2-3 или 1-3-2.
Шестисекционные двигатели при двух порядках работы цилин дров, а именно 1-5-3-4-2-6 и 1-4-5-2-3-6, имеют уравновешенные силы инерции центробежные, первого и второго порядков и моменты центробежных сил и сиЛ первого порядка; моменты сил инерции второго порядка неуравновешены для обоих порядков работы цилиндров.
Так как в практике для шестисекционных двигателей исполь зуется один из приведенных выше порядков работы цилиндров, то целесообразно рассмотреть неуравновешенные моменты трех секционного агрегата и моменты сил инерции второго порядка для шестисекционного агрегата с порядком работы цилиндров 1-4-5-2-3-6. Что силы инерции центробежные, первого и второго порядков в трех- и шестисекционных двигателях «Нэпир-Дэлтик» уравновешены,, видно из векторных диаграмм 1, 2 и 3 (см. рис. 48), так как суммы вертикальных и горизонтальных составляющих результирующих сил для любого положения кривошипов равны нулю. Для случая, изображенного на диаграмме 1, векторы кри вошипов находятся в точках 0, 120 и 240° для трехсекционного и в точках 0, 60, 120, 180 и 240', 300° для шестисекционного двига теля (номера кривошипов в скобках).
Суммы составляющих для трехсекционного двигателя: гори зонтальных— 4,15 — 3,40 +7,55 = 0; вертикальных +3,95 + + 0 — 3,95 - 0.
Суммы составляющих для шестисекционного двигателя: гори
зонтальных |
— 4,15 — 7,55 — 3,4 +4,15 + 7,55 + 3,4 = 0; вер |
тикальных |
+ 3,95 + 3,95 + 0 —■3,95 — 3,95 + 0 = 0. |
164
Вследствие влияния косинусов двойных углов на диаграмме 3 (рис. 48) кривошипы следуют через 120°, а для шестисекцнонного двигателя они совмещаются следующим образом: 1 и 2; 3 и 4\ 5 и 6.
Суммы составляющих результирующих сил второго порядка
для трехсекционного двигателя: горизонтальных |
2,79 — 6,45 + |
4- 3,66 = 0; вертикальных 2,34 + 2,34 — 4,68 = |
0. |
Суммы составляющих для шестисекционного двигателя: гори
зонтальных + |
2,79 — 6,45 |
+ 3,66 + 2,79 — 6,45 -|- 3,66 |
= |
0; |
|
вертикальных |
+ |
2,34 + 2 ,3 4 — 4,68 + 2,34 + 2 ,3 4 — 4,68 |
= |
0. |
|
Очевидно, |
что |
и для |
результирующих центробежных |
сил |
мы будем иметь суммы горизонтальных и вертикальных составля ющих, равные нулю при любом положении кривошипов.
Пользуясь рис. 58 и формулой (152), напишем уравнение момента горизонтальных составляющих результирующих сил первого порядка относительно плоскости движения кривошипно шатунного механизма первой секции в зависимости от угла ас поворота первого кривошипа от оси рабочих цилиндров Ьс
М1х = aPj {(— 0,185 cos ас+ 0,283 sin ас) 0 + [— 0,185 cos (120° +
+ cg + 0,283 sin (120° + cg] 1,0 + [— 0,185 cos (2406 + а,) +
+ 0,283 sin (240° + |
а с)] 2,0]. |
|
После соответствующих преобразований получим |
|
|
yi4j х = аРх(0,033 cos ас+ |
0,057 sin а с). |
(178) |
Пользуясь рис.-58 и формулой (153), составляем уравнение моментов вертикальных составляющих сил первого порядка
M Uj = CIPY {(0,178 cos ас— 0,103 sin ас) 0 + |
[0,178 cos (120° + |
|||||
+ ас) — 0,103 sin (120° + cg] 1,0 + [0,178 cos (240° + a c) — |
||||||
|
- |
— 0,103 sin (240° + c g ] 2,0]. |
|
|
||
После преобразований |
|
|
|
|||
|
M ly = aPx (— 0,178 cos c+ + 0,31 sin ac). |
|
(179) |
|||
Используя формулы (178) и (179), производим расчет ординат |
||||||
диаграммы момента сил первого порядка. |
диаграммы |
к |
осям |
|||
Угол |
наклона |
осей |
эллипса векторной |
|||
XX—уу, |
определенный |
по формулам (112), |
(113), (114) |
и |
(125), |
б, = 5,5°.
По расчетным данным строим векторную диаграмму 1 (рис.59). Как видно из диаграммы /, вектор момента вращается с угловой скоростью' и в сторону вращения коленчатого вала С. Чтобы выяснить направление действия момента в точках ± MIJ/max, необходимо поставить коленчатый вал в положение, соответству
ющее одному из максимумов, |
например при ас = 120° (рис. 60). |
|
Как видим, |
М І!/ШХ при ас — |
120° действует по часовой стрелке, |
а ^ і у т а х |
ПРИ <+ = 300° — |
против часовой стрелки. |
165
Во избежание ошибок при определении направления действия моментов в плоскостях движения кривошипно-шатунных меха низмов силы наносятся в масштабах (вертикальные или горизон тальные); они определяются (величины и знаки) по векторным' диаграммам 1, 2 и 3 (см. рис. 48) в зависимости от положений на них первого кривошипа.
Пользуясь рис. 58 и формулами (154) и (155), составим урав нения моментов горизонтальных и вертикальных составляющих результирующих центробежных сил инерции, действующих в сек циях кривошипно-шатунных механизмов 1, 2 и 3.
Момент горизонтальных составляющих относительно плос кости действия механизма первого кривошипа
|
Мах = аРа {(0,152 cos ас + 0,866 sin ас) 0 + |
||
+ |
[0,152 cos (120° + cg |
+ |
0,866 sin (120° + а е)] 1,0 + |
+ |
[0,152 cos (240°+ а |
е) |
+ 0,866 sin (240°+ ссс)] 2\. |
Рис. 58. |
Расчетная схема определения моментов неуравнове |
|
|
шенных |
сил |
инердии трехсекциошюго двигателя ■«Нэпир- |
|
|
|
Дэлтик» |
|
После преобразования |
|
||
Мах = |
аРа (— 0,98 cos ас — 0,17 sin ас). |
(180) |
Момент вертикальных составляющих
Мау = яЛо {(1.104 cos ас + 0,5 sin а с) 0 +
+ [1,104 cos (120° + а с) + 0 ,5 sin (120° + а с)[ 1,0 +
+ [1,104 cos (240°+ ас) + 0,5 sin (240° + ас)] |
2). |
После преобразований |
|
Мт = аРа (— 2,1 cos ас + 0,21 sin ав). |
(181) |
По формулам (180) и (181) проводим расчет ординат векторной диаграммы.
Пользуясь формулами (112)—(114) и (125), по значениям коэффициентов при тригонометрических функциях равенств (180)
166
Рис. 59. Векторные диаграммы моментов сил инер ции для трехсекционного двигателя «Нэпир-Дэл- тик»:
1 — п е р в о г о п о р я д к а ; 2 — ц е н т р о б е ж н ы х ; 3 — в т о р о г о п о р я д к а
«\ - А
Рис. 60. Схема для определения направления действия моментов трех секционного двигателя «Нэпир-Дэлтик»
167
и (181) находим 5Й = 30°. |
На |
основании расчета |
строим век |
||||
торную. диаграмму 2 (рис. 59). |
Как видно из диаграммы, вектор |
||||||
момента вращается |
с угловой |
скоростью коленчатого вала с, но |
|||||
в сторону, противоположную вращению последнего. |
10° (рис. 60), |
||||||
Поставив первое колено вала с в положение ас = |
|||||||
находим, |
что |
момент M mj пнх. |
при |
ас = 10° действует против |
|||
часовой |
стрелки. |
58 и |
формулу |
(156), напишем уравнение |
|||
Используя |
рис. |
горизонтальных составляющих результирующих сил второго порядка относительно той же плоскости
Мцх = аРп j(0,454 cos 2ас -f 0,946 sin 2ас) 0 -f-
+ [0,454 cos (240°+ 2ас) + 0,946 sin (240°+ 2ас) ] 1,0 +
+ [0,454 cos (120°+2ас) + 0,946 sin (120° + 2+) ] 2|.
В результате |
преобразований получим |
|
М пх = |
аРп (0,14 cos 2ас— 1,82 sin 2ас). |
(182) |
Используя формулу (157), составим уравнение момента вер тикальных составляющих сил инерции второго порядка
|
М Пу = аРи {(0,381 cos 2ас— |
0,66 sin 2ас) 0 |
+ |
|
+ [0,381 Qos ( 2 4 0 ° 2ас) — 0,66 sin (240° + 2ас)} |
1,0 |
+ |
||
+ |
[0,381 cos (120°+ 2ас) — 0,66 |
sin (120°+ 2ас)] 2[. |
||
После |
преобразования |
|
|
|
|
М иц = аРи (— 1 х145 cos 2ас 4- 0,66 sin 2ае). |
(183) |
Используя формулы (112), (113), (114) и (125), находим, что оси эллипса векторной диаграммы повернуты относительно глав ных осей координатной системы хх—уу на угол 6П = 30°.
На основании формул (182) и (183) производим расчет ординат Еекторной диаграммы.
По результатам расчета строим векторную диаграмму 3 момента результирующих сил второго порядка. Как видно из диаграммы 3 (рис. 59), вектор момента вращается с удвоенной угловой ско ростью в сторону, противоположную направлению вращения коленчатого вала с.
Первый максимум MfI!/max соответствует углу поворота первого кривошипа ас = 10°; M Ux тах будет при ас = 55°.
Чтобы определить направление действия момента, например
N11 \у шах> надо поставить |
коленчатый вал с в положение ас = 10°, |
как это сделано на рис. 60; |
направление действия момента M Uym!SX |
при'ас = 10° — по часовой стрелке.
Таким образом, у трехсекционного двигателя «Нэпир-Дэлтик» имеются три неуравновешенных внешних момента, отличающихся
168