Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двигатели четырех- и восьмицилиндровые рядные со звездо­ образными коленчатыми валами, восьмицилиндровые Ѵ-образные с углом с развала блоков у = 90° и четырехблочные шестнадцати­

цилиндровые

двигатели

«Пинкейк» могут

быть уравновешены

по методу

Шлика [1], т. е. при помощи

разновесных рабочих

поршней

и

разновесных

кривошипов.

 

25. Определение неуравновешенных моментов сил инерции двигателей «Нэпир-Дэлтик»

и способ их уравновешивания

Как было установлено в п. 9, двигатели этого типа компо­ нуются из трех и шести секций (9 и 18 рабочих цилиндров), и так как они работают по двухтактному циклу, то кривошипы коленча­ тых валов для трехсекционных двигателей заклинены под углом 120° и для шестисекционных — под углом 60°.

Трехсекционный двигатель имеет уравновешенные силы инер­ ции центробежные, первого и второго порядков и неуравновешен­ ные моменты этих сил; порядок работы цилиндров в блоках

1-2-3 или 1-3-2.

Шестисекционные двигатели при двух порядках работы цилин­ дров, а именно 1-5-3-4-2-6 и 1-4-5-2-3-6, имеют уравновешенные силы инерции центробежные, первого и второго порядков и моменты центробежных сил и сиЛ первого порядка; моменты сил инерции второго порядка неуравновешены для обоих порядков работы цилиндров.

Так как в практике для шестисекционных двигателей исполь­ зуется один из приведенных выше порядков работы цилиндров, то целесообразно рассмотреть неуравновешенные моменты трех­ секционного агрегата и моменты сил инерции второго порядка для шестисекционного агрегата с порядком работы цилиндров 1-4-5-2-3-6. Что силы инерции центробежные, первого и второго порядков в трех- и шестисекционных двигателях «Нэпир-Дэлтик» уравновешены,, видно из векторных диаграмм 1, 2 и 3 (см. рис. 48), так как суммы вертикальных и горизонтальных составляющих результирующих сил для любого положения кривошипов равны нулю. Для случая, изображенного на диаграмме 1, векторы кри­ вошипов находятся в точках 0, 120 и 240° для трехсекционного и в точках 0, 60, 120, 180 и 240', 300° для шестисекционного двига­ теля (номера кривошипов в скобках).

Суммы составляющих для трехсекционного двигателя: гори­ зонтальных— 4,15 — 3,40 +7,55 = 0; вертикальных +3,95 + + 0 — 3,95 - 0.

Суммы составляющих для шестисекционного двигателя: гори­

зонтальных

— 4,15 — 7,55 — 3,4 +4,15 + 7,55 + 3,4 = 0; вер­

тикальных

+ 3,95 + 3,95 + 0 —■3,95 — 3,95 + 0 = 0.

164


Вследствие влияния косинусов двойных углов на диаграмме 3 (рис. 48) кривошипы следуют через 120°, а для шестисекцнонного двигателя они совмещаются следующим образом: 1 и 2; 3 и 4\ 5 и 6.

Суммы составляющих результирующих сил второго порядка

для трехсекционного двигателя: горизонтальных

2,79 — 6,45 +

4- 3,66 = 0; вертикальных 2,34 + 2,34 — 4,68 =

0.

Суммы составляющих для шестисекционного двигателя: гори­

зонтальных +

2,79 — 6,45

+ 3,66 + 2,79 — 6,45 -|- 3,66

=

0;

вертикальных

+

2,34 + 2 ,3 4 — 4,68 + 2,34 + 2 ,3 4 — 4,68

=

0.

Очевидно,

что

и для

результирующих центробежных

сил

мы будем иметь суммы горизонтальных и вертикальных составля­ ющих, равные нулю при любом положении кривошипов.

Пользуясь рис. 58 и формулой (152), напишем уравнение момента горизонтальных составляющих результирующих сил первого порядка относительно плоскости движения кривошипно­ шатунного механизма первой секции в зависимости от угла ас поворота первого кривошипа от оси рабочих цилиндров Ьс

М1х = aPj {(— 0,185 cos ас+ 0,283 sin ас) 0 + [— 0,185 cos (120° +

+ cg + 0,283 sin (120° + cg] 1,0 + [— 0,185 cos (2406 + а,) +

+ 0,283 sin (240° +

а с)] 2,0].

 

После соответствующих преобразований получим

 

yi4j х = аРх(0,033 cos ас+

0,057 sin а с).

(178)

Пользуясь рис.-58 и формулой (153), составляем уравнение моментов вертикальных составляющих сил первого порядка

M Uj = CIPY {(0,178 cos ас— 0,103 sin ас) 0 +

[0,178 cos (120° +

+ ас) — 0,103 sin (120° + cg] 1,0 + [0,178 cos (240° + a c) —

 

-

— 0,103 sin (240° + c g ] 2,0].

 

 

После преобразований

 

 

 

 

M ly = aPx (— 0,178 cos c+ + 0,31 sin ac).

 

(179)

Используя формулы (178) и (179), производим расчет ординат

диаграммы момента сил первого порядка.

диаграммы

к

осям

Угол

наклона

осей

эллипса векторной

XXуу,

определенный

по формулам (112),

(113), (114)

и

(125),

б, = 5,5°.

По расчетным данным строим векторную диаграмму 1 (рис.59). Как видно из диаграммы /, вектор момента вращается с угловой скоростью' и в сторону вращения коленчатого вала С. Чтобы выяснить направление действия момента в точках ± MIJ/max, необходимо поставить коленчатый вал в положение, соответству­

ющее одному из максимумов,

например при ас = 120° (рис. 60).

Как видим,

М І!/ШХ при ас —

120° действует по часовой стрелке,

а ^ і у т а х

ПРИ <+ = 300°

против часовой стрелки.

165


Во избежание ошибок при определении направления действия моментов в плоскостях движения кривошипно-шатунных меха­ низмов силы наносятся в масштабах (вертикальные или горизон­ тальные); они определяются (величины и знаки) по векторным' диаграммам 1, 2 и 3 (см. рис. 48) в зависимости от положений на них первого кривошипа.

Пользуясь рис. 58 и формулами (154) и (155), составим урав­ нения моментов горизонтальных и вертикальных составляющих результирующих центробежных сил инерции, действующих в сек­ циях кривошипно-шатунных механизмов 1, 2 и 3.

Момент горизонтальных составляющих относительно плос­ кости действия механизма первого кривошипа

 

Мах = аРа {(0,152 cos ас + 0,866 sin ас) 0 +

+

[0,152 cos (120° + cg

+

0,866 sin (120° + а е)] 1,0 +

+

[0,152 cos (240°+ а

е)

+ 0,866 sin (240°+ ссс)] 2\.

Рис. 58.

Расчетная схема определения моментов неуравнове­

 

шенных

сил

инердии трехсекциошюго двигателя ■«Нэпир-

 

 

 

Дэлтик»

 

После преобразования

 

Мах =

аРа (— 0,98 cos ас — 0,17 sin ас).

(180)

Момент вертикальных составляющих

Мау = яЛо {(1.104 cos ас + 0,5 sin а с) 0 +

+ [1,104 cos (120° + а с) + 0 ,5 sin (120° + а с)[ 1,0 +

+ [1,104 cos (240°+ ас) + 0,5 sin (240° + ас)]

2).

После преобразований

 

Мт = аРа (— 2,1 cos ас + 0,21 sin ав).

(181)

По формулам (180) и (181) проводим расчет ординат векторной диаграммы.

Пользуясь формулами (112)—(114) и (125), по значениям коэффициентов при тригонометрических функциях равенств (180)

166


Рис. 59. Векторные диаграммы моментов сил инер­ ции для трехсекционного двигателя «Нэпир-Дэл- тик»:

1 — п е р в о г о п о р я д к а ; 2 — ц е н т р о б е ж н ы х ; 3 — в т о р о г о п о р я д к а

«\ - А

Рис. 60. Схема для определения направления действия моментов трех­ секционного двигателя «Нэпир-Дэлтик»

167

и (181) находим 5Й = 30°.

На

основании расчета

строим век­

торную. диаграмму 2 (рис. 59).

Как видно из диаграммы, вектор

момента вращается

с угловой

скоростью коленчатого вала с, но

в сторону, противоположную вращению последнего.

10° (рис. 60),

Поставив первое колено вала с в положение ас =

находим,

что

момент M mj пнх.

при

ас = 10° действует против

часовой

стрелки.

58 и

формулу

(156), напишем уравнение

Используя

рис.

горизонтальных составляющих результирующих сил второго порядка относительно той же плоскости

Мцх = аРп j(0,454 cos 2ас -f 0,946 sin с) 0 -f-

+ [0,454 cos (240°+ 2ас) + 0,946 sin (240°+ 2ас) ] 1,0 +

+ [0,454 cos (120°+2ас) + 0,946 sin (120° + 2+) ] 2|.

В результате

преобразований получим

 

М пх =

аРп (0,14 cos 2ас— 1,82 sin 2ас).

(182)

Используя формулу (157), составим уравнение момента вер­ тикальных составляющих сил инерции второго порядка

 

М Пу = аРи {(0,381 cos 2ас

0,66 sin 2ас) 0

+

 

+ [0,381 Qos ( 2 4 0 ° 2ас) — 0,66 sin (240° + 2ас)}

1,0

+

+

[0,381 cos (120°+ 2ас) — 0,66

sin (120°+ 2ас)] 2[.

После

преобразования

 

 

 

 

М иц = аРи (— 1 х145 cos 2ас 4- 0,66 sin 2ае).

(183)

Используя формулы (112), (113), (114) и (125), находим, что оси эллипса векторной диаграммы повернуты относительно глав­ ных осей координатной системы хх—уу на угол 6П = 30°.

На основании формул (182) и (183) производим расчет ординат Еекторной диаграммы.

По результатам расчета строим векторную диаграмму 3 момента результирующих сил второго порядка. Как видно из диаграммы 3 (рис. 59), вектор момента вращается с удвоенной угловой ско­ ростью в сторону, противоположную направлению вращения коленчатого вала с.

Первый максимум MfI!/max соответствует углу поворота первого кривошипа ас = 10°; M Ux тах будет при ас = 55°.

Чтобы определить направление действия момента, например

N11 шах> надо поставить

коленчатый вал с в положение ас = 10°,

как это сделано на рис. 60;

направление действия момента M Uym!SX

при'ас = 10° — по часовой стрелке.

Таким образом, у трехсекционного двигателя «Нэпир-Дэлтик» имеются три неуравновешенных внешних момента, отличающихся

168