Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уравновешивающих механизмов, установленных в плоскостях КК

II LL. Величина обратного момента

Мпр тах =

Рпр тах 6,5 а, и

так как

Л4Пртах =

5,25а 7,89, то, учитывая

равенство Л4ІІртах —

= ^пршах.

 

будем иметь

Япртах 6,5а =

5,25

а 7,89,

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп р та х

5.25 • 789

 

6,38 кН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При чугунных поршнях рабочих цилиндров ,Япр тах = 18,50 кН

(1820

кгс).

Моменту

М 11утах =

 

12,4

кН-м

противодействуют

центробежные силы Рпртах =

Яа1

+

Яа 2

=

6,38 кН,' а моменту

М И х max

 

5,1

кН-м

должны

противодействовать

центробежные

С И Л Ы

пр mm — Яа1 — ЯШ2 = 2,63 кН (258 кгс).

Решая два равен-

Р - " Г .........

 

Ям1 = 4,5

кН

(440

кгс)

и

 

 

 

 

ства,

находим

 

 

 

 

Яш2 =

1,88

кН (183 кгс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массы противовесов определяется из ус-

 

 

 

 

ловий

Яа1 =

 

 

Сй2

 

Я,о2

=

тчг,4со2

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тл

 

Р(01

 

т ,=

г24ш2 ’

 

 

(173)

 

 

 

 

 

 

 

г14со2

 

 

 

 

 

 

 

где со — угловая скорость коленчатого вала.

 

 

 

 

Положим, что в рассмотренных выше

 

 

 

 

примерах

17 и

18

угол

развала

блоков

 

 

 

 

Ѵ-образного двигателя у = 60°.

=

60° нами

 

 

 

 

Для

угла

развала

блоков у

уравновешивания

мо­

были получены формулы

(136),

определяю­

щие компоненты неуравновешенных сил для

мента

М цпри круго­

вой

 

векторной

диа­

одной секции

 

кривошипно-шатунного меха­

 

 

грамме

 

низма. Векторная

диаграмма,

выраженная

 

 

 

43.

формулами

(136),

представляет

собой окружность 4 на рис.

Используя

при выводе формул

(169)

и (170) вместо равенств (168)

равенства

 

(136), найдем,

что векторная

диаграмма

неуравнове­

шенного

момента

 

сил

второго

 

порядка также будет представ­

лять собой окружность 3 (см. рис. 51), выраженную формулами:

Мцх = аРп (— 4,49 cos 2а — 2,57 sin 2а);

(1J4)

МПу = аРи (+ 2,57cos 2а — 4,49 sin 2а).

 

Если механизм уравновешивания момента сил второго порядка при эллиптической векторной диаграмме требует по два разно­ весных противовеса с каждого конца двигателя, то при круговой векторной диаграмме требуется всего по одному противовесу с каж­ дой стороны. Механизм с одним противовесом приведен на рис. 55. Направление вращения противовеса 4, согласованное с вращением вектора неуравновешенного момента, обеспечивается введением промежуточной шестерни 3, которая связана с шестерней 2, жестко насаженной на коленчатый вал 1.

153



24. Определение неуравновешенных моментов сил инерции двигателя «Пинкейк» и способ

их уравновешивания

При рассмотрении вопросов уравновешивания двигателей этой системы воспользуемся сведениями п. 7 и расчетными вели­ чинами п. 20. Согласно формуле (143), вектор общей неуравнове­ шенной силы Р' — 0,72 (2Р[ -|- Рш). Если уравновешивать неурав­ новешенные силы'/3 каждого кривошипно-шатунного механизма [формула (142)], массы противовесов четырех кривошипов должны развивать центробежные силы, в сумме равные

4Рпр = 4-0,72 (2Л + P J . \ (175)

Однако этот способ уравновешивания неприемлем вследствие неоправданного увеличения веса двигателя. При уравновешива­ нии только одной общей неуравновешенной силы Р' = 0,72 (2Р-, -f-

+ Р ш)

противовесы

будут иметь

меньшие

массы, так как они

должны

развивать

значительно

меньшие

центробежные силы.

В первом приближении их массы должны быть в 3,5—4 раза меньше по сравнению с простейшим вариантом уравновеши­ вания.

Массы противовесов, уравновешивающих общую неуравнове­ шенную силу Р ' всего двигателя и направление действия их центробежных сил, можно установить после определения величины момента М, создаваемого неуравновешенными силами Р, дей­

ствующими в

четырех его кривошипно-шатунных механизмах,

а также после

определения положения плоскости действия этого

момента относительно плоскости первого кривошипа.

Эту задачу можно решить в общем виде, т. е. установить законы изменения компонентов искомого момента в зависимости от угла а поворота первого кривошипа. Учитывая, что величины неуравновешенных сил Р [формула (142)1, а следовательно, и их момента М являются постоянными, можно определить верти­ кальные и горизонтальные составляющие момента М для какоголибо определенного положения первого кривошипа, например Для а = 0.

.Найдем законы изменения компонентов искомого момента в общем виде для начала координат в середине первого коренного подшипника, расположенного над коробкой редуктора. Счет цилин­ дров в блоках будем вести от коробки редуктора вверх. Уравнения моментов составим, используя рис. 56 и полагая, что первый кривошип отклонился вправо от вертикали на угол а.

Составляющая общего неуравновешенного момента, действу­ ющего в плоскости xoz,

Му = — Р г cos а 0,5а -f- Р 3cos (65,7° — а) 2,5а

Р 2 cos (22,5° — а) 1,5а — Р4 cos (45° — а) 3,5а.

154


155

Учитывая, что Р х = • • •

=

Р4 = Р, будем иметь

Му — аР [— 0,5 cos а -f- 2,5 cos (67,5° — а) -j-

-f- 1,5 cos (22,5° — а) — 3,5 cos (45° — а) ],

где

=

0,95 cos а

-ф 2,3 sin а;

2.5 cos (67,5° — а)

1.5 cos (22,5° — cc) =

1,38 cos a

+ 0,57 sin a;

•— 3,5 cos (45° — a)

= — 2,48 cos a — 2,48 sin a.

Суммируя результаты почленного преобразования, получим

Му — аР (— 0,65 cos a -ф 0,39 sin а).

(176)

Составляющая общего неуравновешенного момента, действу­

ющая в плоскости yoz,

 

 

Мх =

Р 4 sin a0,5a

Р3sin (67,5° — a) 2,5a -f-

+ P 2 sin (22,5° — a)

1,5a—

P4 sin (45° — a) 3,5a =

=

aP [0,5 sin a

-f- 2,5

sin (67,5° — a)

+

1,5 sin (22,5° — a) — 3,5 sin (45° — a)],

где

2.5sin (67,5° — a) = 2,3 cos a — 0,95 sin a;

1.5sin (22,5° — a) = 0,57 cos a — 1,38 sin a;

3,5 sin (45° — a) = — 2,48 cos a ■-)- 2,48 sin a'.

Суммируя результаты почленного преобразования, получим

Мх = аР (0,39 cos a -f 0,65 sin a).

(177)

Выражения (176) и (177) в совокупности представляют окруж­ ность.

Используя равенства (176) и (177), произведен расчет величин

Му и М х для a = 0;

22,5°; 45°

и т. д., приведенный

в табл. 30.

В табличном расчете

принято:

Рѵ = 1,0 и Ра = 1,5

Р,. Следо­

вательно, имеем результирующую неуравновешенную силу дви­

гателя согласно

формуле

(143)

 

 

 

 

Р ' =

 

0,72 (2Р,

+ P J =

0,72-3.5PJ -

2.52Р,

и индекс

момента

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аР — 2,52аР1.

 

 

На основании табличного расчета величина вектора неуравно-

вешенного момента будет М = V

V

a2P?(l,642 + 0,982) =

= І.ЭІаРі-

 

Принимая масштаб

для сил и

моментов 1 см =■

= 0,40 Pj,

находим: вектор силы

Р] =

2 52 = 63 мм и вектор

момента М

=

0,91

, 0

 

 

 

 

 

0.4

= 48 мм.

 

 

 

156


Т а б л и ц а 30. Расчет ординат векторной диаграммы момента

а в град

cos а

sin а

0,39 sin а

— 0,65 cos а

0,65 sin а

0,39 cos а

1

2

!

4

5

6

7

3

0

1,0

0

0

—0,65

0

0,39

22,5

0,92

0,38

0,15

—0,60

0,25

0,36

45

0,71

0,71

0,28

—0,46

0,46

0,28

67,5

0,38

0,92

0,36

—0,25

0,60

0,15

90

0

1,0

0,39

0

0,65

0

 

2,52оР,

 

М

= 2 ,5 2 а Р ,

X

М =

X

 

X

[(6) +

 

X [(4) + (5)]

кН-м

 

 

 

 

+ (7 )]к Н .м

 

 

8

 

 

 

 

9

 

—1,64аРі

 

 

 

-|-0,98аРі

 

—1,135аРі

 

 

+ 1,54аР[

 

—0,454аЯі

 

 

-1,87аРі

 

+0,277аР|

 

 

+ 1,89аР,

 

+0,98аРі

 

 

 

+ 1,64аЯі

 

Используя расчетные величины граф 8 и 9 (табл. 30), строим диаграмму 2 (рис. 56) изменения вектора общего неуравновешен­ ного момента М от угла а.

Как видно из диаграммы, ее точки лежат на окружности радиуса ОМ. Вектор момента М вращается в сторону вращения и с угловой скоростью коленчатого вала.

Плоскость действия момента М при а = 0 будет составлять с плоскостью первого кривошипа угол %, тангенс которого опре­ деляется из условия:

Мх М7 =

0,98

0,6; %~ЗК

1,64

Используя данные п. 20, а именно: величину и угол наклона о = 5’6°15' результирующей неуравновешенной силы Р ', наносим ее вектор на диаграмму 2.

Вектор силы Р', как и вектор момента М, вращается в сторону коленчатого вала и с его угловой скоростью.

Как видно из диаграммы 2, плоскость действия неуравнове­ шенного момента М, определяемая углом %= 31°, не совпадает

сплоскостью действия вектора неуравновешенной силы Р' (а —

56°15'). Чтобы совместить плоскости действия силы Р' и мо­

мента М, т. е.

чтобы обеспечить равенство углов а' =

необхо­

димо добавить

к системе такую вспомогательную центробежную

силу, которая повлияла бы только на вертикальные составляющие силы Р' и момента М. Этого можно достичь, если к восьмой щеке четвертого кривошипа добавить вспомогательный противовес, кото­ рый, развивая небольшую центробежную силу фР \ уменьшил бы до необходимой величины вертикальные составляющие момента М и силы Р '.

Как видно из схемы 1 коленчатого вала (рис. 56), положением (заклинкой) вспомогательного противовеса относительно плос­ кости первого кривошипа (ф ^ 0) можно влиять как на величину

157