Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
уравновешивающих механизмов, установленных в плоскостях КК
II LL. Величина обратного момента |
Мпр тах = |
Рпр тах 6,5 а, и |
|||||||||||||||||||
так как |
Л4Пртах = |
5,25а 7,89, то, учитывая |
равенство Л4ІІртах — |
||||||||||||||||||
= ^пршах. |
|
будем иметь |
Япртах 6,5а = |
5,25 |
а 7,89, |
|
|
|
|||||||||||||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рп р та х |
5.25 • 789 |
|
6,38 кН. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6,5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При чугунных поршнях рабочих цилиндров ,Япр тах = 18,50 кН |
|||||||||||||||||||||
(1820 |
кгс). |
Моменту |
М 11утах = |
|
12,4 |
кН-м |
противодействуют |
||||||||||||||
центробежные силы Рпртах = |
Яа1 |
+ |
Яа 2 |
= |
6,38 кН,' а моменту |
||||||||||||||||
М И х max |
|
5,1 |
кН-м |
должны |
противодействовать |
центробежные |
|||||||||||||||
С И Л Ы |
пр mm — Яа1 — ЯШ2 = 2,63 кН (258 кгс). |
Решая два равен- |
|||||||||||||||||||
Р - " Г ......... |
|
Ям1 = 4,5 |
кН |
(440 |
кгс) |
и |
|
|
|
|
|||||||||||
ства, |
находим |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Яш2 = |
1,88 |
кН (183 кгс). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Массы противовесов определяется из ус- |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
ловий |
Яа1 = |
|
|
Сй2 |
|
Я,о2 |
= |
тчг,4со2 |
|
|
|
|
|||||||||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тл |
|
Р(01 |
|
т ,= |
г24ш2 ’ |
|
|
(173) |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
г14со2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
где со — угловая скорость коленчатого вала. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Положим, что в рассмотренных выше |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
примерах |
17 и |
18 |
угол |
развала |
блоков |
|
|
|
|
||||||||||||
Ѵ-образного двигателя у = 60°. |
= |
60° нами |
|
|
|
|
|||||||||||||||
Для |
угла |
развала |
блоков у |
уравновешивания |
мо |
||||||||||||||||
были получены формулы |
(136), |
определяю |
|||||||||||||||||||
щие компоненты неуравновешенных сил для |
мента |
М цпри круго |
|||||||||||||||||||
вой |
|
векторной |
диа |
||||||||||||||||||
одной секции |
|
кривошипно-шатунного меха |
|
|
грамме |
|
|||||||||||||||
низма. Векторная |
диаграмма, |
выраженная |
|
|
|
43. |
|||||||||||||||
формулами |
(136), |
представляет |
собой окружность 4 на рис. |
||||||||||||||||||
Используя |
при выводе формул |
(169) |
и (170) вместо равенств (168) |
||||||||||||||||||
равенства |
|
(136), найдем, |
что векторная |
диаграмма |
неуравнове |
||||||||||||||||
шенного |
момента |
|
сил |
второго |
|
порядка также будет представ |
лять собой окружность 3 (см. рис. 51), выраженную формулами:
Мцх = аРп (— 4,49 cos 2а — 2,57 sin 2а); |
(1J4) |
|
МПу = аРи (+ 2,57cos 2а — 4,49 sin 2а). |
||
|
Если механизм уравновешивания момента сил второго порядка при эллиптической векторной диаграмме требует по два разно весных противовеса с каждого конца двигателя, то при круговой векторной диаграмме требуется всего по одному противовесу с каж дой стороны. Механизм с одним противовесом приведен на рис. 55. Направление вращения противовеса 4, согласованное с вращением вектора неуравновешенного момента, обеспечивается введением промежуточной шестерни 3, которая связана с шестерней 2, жестко насаженной на коленчатый вал 1.
153
24. Определение неуравновешенных моментов сил инерции двигателя «Пинкейк» и способ
их уравновешивания
При рассмотрении вопросов уравновешивания двигателей этой системы воспользуемся сведениями п. 7 и расчетными вели чинами п. 20. Согласно формуле (143), вектор общей неуравнове шенной силы Р' — 0,72 (2Р[ -|- Рш). Если уравновешивать неурав новешенные силы'/3 каждого кривошипно-шатунного механизма [формула (142)], массы противовесов четырех кривошипов должны развивать центробежные силы, в сумме равные
4Рпр = 4-0,72 (2Л + P J . \ (175)
Однако этот способ уравновешивания неприемлем вследствие неоправданного увеличения веса двигателя. При уравновешива нии только одной общей неуравновешенной силы Р' = 0,72 (2Р-, -f-
+ Р ш) |
противовесы |
будут иметь |
меньшие |
массы, так как они |
должны |
развивать |
значительно |
меньшие |
центробежные силы. |
В первом приближении их массы должны быть в 3,5—4 раза меньше по сравнению с простейшим вариантом уравновеши вания.
Массы противовесов, уравновешивающих общую неуравнове шенную силу Р ' всего двигателя и направление действия их центробежных сил, можно установить после определения величины момента М, создаваемого неуравновешенными силами Р, дей
ствующими в |
четырех его кривошипно-шатунных механизмах, |
а также после |
определения положения плоскости действия этого |
момента относительно плоскости первого кривошипа.
Эту задачу можно решить в общем виде, т. е. установить законы изменения компонентов искомого момента в зависимости от угла а поворота первого кривошипа. Учитывая, что величины неуравновешенных сил Р [формула (142)1, а следовательно, и их момента М являются постоянными, можно определить верти кальные и горизонтальные составляющие момента М для какоголибо определенного положения первого кривошипа, например Для а = 0.
.Найдем законы изменения компонентов искомого момента в общем виде для начала координат в середине первого коренного подшипника, расположенного над коробкой редуктора. Счет цилин дров в блоках будем вести от коробки редуктора вверх. Уравнения моментов составим, используя рис. 56 и полагая, что первый кривошип отклонился вправо от вертикали на угол а.
Составляющая общего неуравновешенного момента, действу ющего в плоскости xoz,
Му = — Р г cos а 0,5а -f- Р 3cos (65,7° — а) 2,5а
-Е Р 2 cos (22,5° — а) 1,5а — Р4 cos (45° — а) 3,5а.
154
155
Учитывая, что Р х = • • • |
= |
Р4 = Р, будем иметь |
|
Му — аР [— 0,5 cos а -f- 2,5 cos (67,5° — а) -j- |
|||
-f- 1,5 cos (22,5° — а) — 3,5 cos (45° — а) ], |
|||
где |
= |
0,95 cos а |
-ф 2,3 sin а; |
2.5 cos (67,5° — а) |
|||
1.5 cos (22,5° — cc) = |
1,38 cos a |
+ 0,57 sin a; |
|
•— 3,5 cos (45° — a) |
= — 2,48 cos a — 2,48 sin a. |
Суммируя результаты почленного преобразования, получим
Му — аР (— 0,65 cos a -ф 0,39 sin а). |
(176) |
Составляющая общего неуравновешенного момента, действу
ющая в плоскости yoz, |
|
|
|
Мх = |
Р 4 sin a0,5a |
Р3sin (67,5° — a) 2,5a -f- |
|
+ P 2 sin (22,5° — a) |
1,5a— |
P4 sin (45° — a) 3,5a = |
|
= |
aP [0,5 sin a |
-f- 2,5 |
sin (67,5° — a) |
+ |
1,5 sin (22,5° — a) — 3,5 sin (45° — a)], |
где
2.5sin (67,5° — a) = 2,3 cos a — 0,95 sin a;
1.5sin (22,5° — a) = 0,57 cos a — 1,38 sin a;
—3,5 sin (45° — a) = — 2,48 cos a ■-)- 2,48 sin a'.
Суммируя результаты почленного преобразования, получим
Мх = аР (0,39 cos a -f 0,65 sin a). |
(177) |
Выражения (176) и (177) в совокупности представляют окруж ность.
Используя равенства (176) и (177), произведен расчет величин
Му и М х для a = 0; |
22,5°; 45° |
и т. д., приведенный |
в табл. 30. |
В табличном расчете |
принято: |
Рѵ = 1,0 и Ра = 1,5 |
Р,. Следо |
вательно, имеем результирующую неуравновешенную силу дви
гателя согласно |
формуле |
(143) |
|
|
|
||||
|
Р ' = |
|
0,72 (2Р, |
+ P J = |
0,72-3.5PJ - |
2.52Р, |
|||
и индекс |
момента |
М |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
аР — 2,52аР1. |
|
|
|
На основании табличного расчета величина вектора неуравно- |
|||||||||
вешенного момента будет М = V |
V |
a2P?(l,642 + 0,982) = |
|||||||
= І.ЭІаРі- |
|
Принимая масштаб |
для сил и |
моментов 1 см =■ |
|||||
= 0,40 Pj, |
находим: вектор силы |
Р] = |
2 52 = 63 мм и вектор |
||||||
момента М |
= |
0,91 |
, 0 |
|
|
|
|
||
|
0.4 |
= 48 мм. |
|
|
|
156
Т а б л и ц а 30. Расчет ординат векторной диаграммы момента
а в град |
cos а |
sin а |
0,39 sin а |
— 0,65 cos а |
0,65 sin а |
0,39 cos а |
1 |
2 |
! |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
||||||
0 |
1,0 |
0 |
0 |
—0,65 |
0 |
0,39 |
22,5 |
0,92 |
0,38 |
0,15 |
—0,60 |
0,25 |
0,36 |
45 |
0,71 |
0,71 |
0,28 |
—0,46 |
0,46 |
0,28 |
67,5 |
0,38 |
0,92 |
0,36 |
—0,25 |
0,60 |
0,15 |
90 |
0 |
1,0 |
0,39 |
0 |
0,65 |
0 |
|
2,52оР, |
|
М |
= 2 ,5 2 а Р , |
X |
||
М = |
X |
|
X |
[(6) + |
|
||
X [(4) + (5)] |
кН-м |
|
|
|
|||
|
+ (7 )]к Н .м |
|
|||||
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
—1,64аРі |
|
|
|
-|-0,98аРі |
|
||
—1,135аРі |
|
|
+ 1,54аР[ |
|
|||
—0,454аЯі |
|
|
-г -1,87аРі |
|
|||
+0,277аР| |
|
|
+ 1,89аР, |
|
|||
+0,98аРі |
|
|
|
+ 1,64аЯі |
|
Используя расчетные величины граф 8 и 9 (табл. 30), строим диаграмму 2 (рис. 56) изменения вектора общего неуравновешен ного момента М от угла а.
Как видно из диаграммы, ее точки лежат на окружности радиуса ОМ. Вектор момента М вращается в сторону вращения и с угловой скоростью коленчатого вала.
Плоскость действия момента М при а = 0 будет составлять с плоскостью первого кривошипа угол %, тангенс которого опре деляется из условия:
Мх М7 =
0,98
0,6; %~ЗК
1,64
Используя данные п. 20, а именно: величину и угол наклона о = 5’6°15' результирующей неуравновешенной силы Р ', наносим ее вектор на диаграмму 2.
Вектор силы Р', как и вектор момента М, вращается в сторону коленчатого вала и с его угловой скоростью.
Как видно из диаграммы 2, плоскость действия неуравнове шенного момента М, определяемая углом %= 31°, не совпадает
сплоскостью действия вектора неуравновешенной силы Р' (а —
—56°15'). Чтобы совместить плоскости действия силы Р' и мо
мента М, т. е. |
чтобы обеспечить равенство углов а' = |
необхо |
димо добавить |
к системе такую вспомогательную центробежную |
силу, которая повлияла бы только на вертикальные составляющие силы Р' и момента М. Этого можно достичь, если к восьмой щеке четвертого кривошипа добавить вспомогательный противовес, кото рый, развивая небольшую центробежную силу фР \ уменьшил бы до необходимой величины вертикальные составляющие момента М и силы Р '.
Как видно из схемы 1 коленчатого вала (рис. 56), положением (заклинкой) вспомогательного противовеса относительно плос кости первого кривошипа (ф ^ 0) можно влиять как на величину
157