Файл: Конструкция летательных аппаратов учеб. пособие для студентов инженер.-экон. фак.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
если сила /J olc, действующая на отсекаемую площадь, |
остаёт |
|||
ся |
неизменном, ее плечо относительно расчетного сечения с/_ |
|||
увеличивается |
_ с'/.=:() |
|
|
|
|
|
|
(3.30) |
|
|
|
cos у |
|
|
п, |
значит, |
|
|
|
М |
■'зг■’7 — 0 |
|
||
|
И p = |
(3.31) |
||
|
/J |
cos у |
||
|
п . н у |
и т с e o s y |
|
|
|
|
|
Рис. 3.19. |
Увеличение плеча силы |
|
Рис. 3.20. Схема возникновении |
||||||||
относительно |
оси расчетного |
|
оптимального угла стреловидности |
||||||||
сечения с увеличением |
угла |
стрелс- |
|
крыла: |
1 — вес крыла; 2 — вес |
||||||
|
топлива; |
3 |
— сумма веса крыла |
||||||||
видности крыла:Л'= |
еоп$(; |
Л' |
= |
|
|||||||
|
' |
|
|
отс |
|
|
|
|
н топлива. |
|
|
—const; |
1 — точка при |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
ложения силы |
Р и ГС* |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Таким образом, площадь поперечного сечения продольных |
|||||||||||
элементов крыла |
увеличивается |
с увеличением у. |
|
||||||||
|
|
|
' 1 ' 1Г4Г .. |
|
*'1нчг У 0 |
_ |
F |
Р'-ЧДу—о |
|
||
|
‘FРЧД V — |
|
|
|
|
■И |
р |
|
|
|
(3.32) |
|
Н,е р ■ ' р а з р |
^ср ^р;1зр СОЗ у |
|
cos у |
|||||||
|
|
|
|
Кроме того, вес стреловидного крыла увеличивается так же за счет увеличения длины продольных элементов с увели чением у. Так. длина элемента L равна
7=0
COS у
(3.33)
?0
поэтому вес крыла в первом приближении оказывается обрат но пропорциональным квадрату косинуса угла стреловидно сти.
Из приведенных соображении следует существование опти мального значения угла стреловидности крыла, которое сооб
щает |
минимальное значение взлетному |
весу самолета |
фпс. |
3.20). |
0 |
С увеличением удельной нагрузки па |
крыло |
уменьшается максимальное аэродинамическое качество само лета из-за роста доли сопротивления частей самолета, не участвующих в создании подъемной силы. Вместе с тем, ра стет скорость полета, приводящая к уменьшению километро вого расхода топлива. По этим причинам вес топлива Gг ме няется в зависимости от ра достаточно сложным образом, но не очень сильно (рис. 3.21).
Рис. 3.21. (.меча иознпкноиешы оитнмнлыюн удслиной нагрузки на крыло: 1 нес крыла: 2 --- вес топлива; 3 — нес двигателей; 4 — сумма
веса крыла, топлива и двигателей.
Вес крыла Ск с увеличением удельной нагрузки ри умень шается в связи с уменьшением площади крыла 6) его линей ных размеров и величин усилий в сечениях крыла {Qp, /Им31.р, ;мкрр).
Вес двигателей с увеличением р0 возрастает, так как с уменьшением площади крыла S скорость отрыва при взлете увеличивается, что при фиксированной длине разбега требует постановки двигателей с большей тягой. На рис. 3.21 показана схема получения оптимальной нагрузки на крыло роопт.
71
Важной геометрической характеристикой крыла является
сужение = |
где Ь0— осевая, а Ьк— концевая хорды кры- |
ла. С увеличением сужения вес крыла и величина изгибающе го момента у корня крыла уменьшаются, так как уменьшается плечо равнодействующей распределенных нагрузок Р огс (рис. 3.22). Увеличение сужения благоприятно сказывается также па снижении индуктивного сопротивления крыла.
Однако при большом сужении крылу свойственна резко выраженная тенденция к концевому срыву, что приводит к ухудшению характеристик устойчивости и управляемости самолета.
Рис. 3.22. |
С увеличением сужения плечо силы Я |
относительно оси |
расчетного |
сечения уменьшается (1 — точка приложения силы Я ). |
Эти противоречивые тенденции определяют существование оптимального значения сужения крыла.
Приведенный качественный анализ показывает сильную зависимость веса крыла от его основных параметров. В проек
тировочных расчетах для оценки относительного веса конст рукции крыла используются формулы, учитывающие все от
меченные обстоятельства.
72
ГЛ А В А 4
ФЮ З Е Л Я Ж
§1. НАЗНАЧЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА
ИОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Фюзеляж гражданского самолета предназначен для раз мещения экипажа, оборудования, коммерческой и служебной нагрузок. Фюзеляж связывает основные части самолета в еди ное целое; с ним соединяются крыло, оперение, передняя или хвостовая, а иногда и главные опоры шасси и на многих само летах — двигатели. Из многочисленных требований, предъяв ляемых к фюзеляжу, можно выделить четыре основные группы.
Компоновочные требования определяют размеры, форму поперечного сечения и расположение внутренних помещений фюзеляжа, обеспечивают удобство работы и необходимый об зор экипажу, задают определенный уровень комфорта в пас сажирских салонах. Эти требования должны выполняться при рациональном использовании объемов фюзеляжа, компактном размещении грузов, минимальном влиянии различных вариан тов загрузки самолета и заправки его топливом на продоль ную устойчивость самолета.
Аэродинамические требования определяют внешние очер тания, размеры и параметры фюзеляжа, обеспечивающие его минимальное сопротивление в полете и достаточную продоль ную н путевую устойчивость самолета.
Прочностные требования — необходимая прочность, жест кость, долговечность и живучесть конструкции — должны вьо полниться при минимальном весе фюзеляжа.
Эксплуатационные требования определяют приспособлен ность фюзеляжа к эксплуатации на земле и в воздухе, техни ческому обслуживанию и ремонту. К ним относятся, напри мер, требование обеспечения необходимых жизненных усло вий для пассажиров и членов экипажа, требование механиза ции погрузочно-разгрузочных работ, требование удобного до ступа к агрегатам при их осмотре и обслуживании и ряд дру гих требований.
Характерные специфические требования предъявляются к
•фюзеляжам сельскохозяйственных, санитарных и других само летов авиации спецприменения. Например, фюзеляж самолета
73
сельскохозяйственной авиации должен быть хорошо защищен от коррозии под воздействием химикатов; должен иметь до статочным по размерам люк для установки п демонтажа бака для химикатов. Должна быть исключена возможность попада ния химикатов в кабину пилота п т. д.
Некоторые требования являются взаимно противоречивы ми и не могут удовлетворяться в полной мере одновременно. Так, например, требование заданной прочности при минималь ном весе конструкции находится в противоречии с эксплуата ционными и компоновочными требованиями, в силу которых фюзеляж должен иметь достаточное количество дверей, лю
ков п |
эксплуатационных |
лючков, |
обеспечивающих |
удоб |
||||||
ным |
подход |
к |
различным |
агрегатам, |
по вместе |
с тем |
||||
увеличивающих |
вес фюзеляжа |
из-за |
необходимости под |
|||||||
крепления |
вырезов |
в обшивке. |
и |
Критерием |
при |
оцен |
||||
ке степени важности |
требования |
при |
выборе |
компромис |
сного решения является в таких случаях экономическая эф фективность — минимальная себестоимость перевозок. Кстественпо. что никакие компромиссные решения не могут распро страняться на требования, от которых зависит безопасность полетов (например, па прочностные требования). Выполнение этих требовании должно быть обязательным и безоговорочным при любых условиях.
§ 2. ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ФЮЗЕЛЯЖА
Форма фюзеляжа влияет па его аэродинамические п весо вые характеристики. Ома определяется с обязательным учетом назначения самолета н компоновочных требовании, предъяв ляемых к фюзеляжу.
Минимальное лобовое сопротивление па дозвуковых ско ростях имеет фюзеляж, выполненный в виде тела вращения каплевидной формы. Фюзеляжи сверхзвуковых самолетов с этой же целью делают с заостренной носовой частью. Практи чески не удается придать фюзеляжу наиболее выгодную чисто осесимметричную форму, так как требование хорошего обзора из кабины экипажа обычно не выполняется без небольшого отгиба вниз носовой части фюзеляжа, а стремление обеспе чить нужный посадочный угол атаки крыла без увеличения
длины (а следовательно, п веса) главных |
ног шасси вынуж |
дает поднимать вверх ось хвостовой |
части фюзеляжа, |
(рис. 4.1 .а). |
|
74
отсеков фюзеляжа, расположенных под полом кабины. Для ■легких нескоростных самолетов, самолетов сельскохозяйствен ной авиации и для певысотных грузовых самолетов наиболее целесообразной формой, обеспечивающей хорошее использо вание внутренних объемов, минимальную поверхность фюзеляжа и простоту его изготовления, является прямоугольная (со
скругленными углами) поперечная форма |
(рис. 4.1,е). |
|
Важным параметром фюзеляжа, влияющим на его аэроди |
||
намические и весовые характеристики, |
является удлинение |
|
• Z-ф , гдеI А С Дф, ------— Aдлина^ H I U C I цфюзеляжаи о с ? t / » \ C l, clа |
Д,. |
максимальный |
^At> |
|
|
диаметр фюзеляжа. Для фюзеляжей с некруглой формой попе речного сечения за Д , принимают диаметр круга с площадью равной площади поперечного сечения фюзеляжа. Фюзеляжи дозвуковых самолетов имеют Xdl = 74-15.
В весовом отношении фюзеляжи больших удлинений невы годны, и значения Д = 144-15 встречаются лишь на моди фицированных самолетах, у которых длина фюзеляжей увели чена посредством вставок.
Для сверхзвуковых пассажирских самолетов л(|) - 124-20.
§ 3. НАГРУЗКИ ФЮЗЕЛЯЖА И УСИЛИЯ В ЕГО СЕЧЕНИЯХ
Нагрузками фюзеляжа в различных условиях эксплуата ции самолета являются:
а) силы, действующие па фюзеляж от прикрепленных к нему других частей самолета (крыла, оперения, шасси, двига телей и т. д.);
б) массовые силы конструкции фюзеляжа и массовые си лы грузов и агрегатов, находящихся внутри фюзеляжа;
в) аэродинамические силы, распределенные по всей по верхности фюзеляжа;
г) избыточное давление в герметических кабинах.
Под действием этих нагрузок фюзеляж изгибается и за кручивается; в его поперечных сечениях действуют горизон тальные и вертикальные поперечные силы Q, изгибающие Л4|13Г и крутящие Мкр моменты.
Внешним силам и моментам противодействуют нормальные н касательные напряжения и, т0, тЛ1кр, возникающие в обшив
ке и продольном наборе фюзеляжа. Определение этих напря жений выполняется теми же методами, что и при расчете кры