Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
для перемещения растворенных пробок к конденсатосборникам. При продувке вводов надо предварительно перекрыть краны на стояках, чтобы отключить домовые газопроводы и приборы. В этом случае вся масса продувается в уличный газопровод. Растворенные смоляные и нафталиновые пробки можно также удалять вакуум-цистернами.
Закупорки посторонними предметами чаще всего остаются в газопроводах с момента строительства. Это, как отмечалось, могут оказаться грунт, куски дерева, камни, одежда и инстру мент. В процессе эксплуатации у этих предметов скапливаются переносимые газом мелкие вещества —• песок, окалина и т. п. Эти закупорки трудно обнаружить сразу, так как обычно в первый период эксплуатации газопровод работает не на пол ную мощность и даже небольшой прбход газа обеспечивает нормальное газоснабжение. Опасными закупорки становятся с увеличением расхода газа. Их устраняют шуровкой, протаски ванием через специально вырезанные окна ерша или вырезкой и заменой засоренного участка газопровода. Для этого сначала выявляют участок закупорки, а затем уточняют ее место. С этой целью производят измерения давлений- в возможно боль шем количестве точек. На участке закупорки часто приходится специально прорезать отверстия для измерения давления и че рез эти отверстия с помощью проволоки нащупывать закупор ку. После этого приступают к ликвидации закупорки описан ным выше способом.
При обрыве шиберов (дисков) задвижек, а также при сра батывании запорных клапанов мгновенно прекращается подача газа отдельным потребителям или целым районам. О такого рода нарушениях газоснабжения сразу же сообщают потреби тели. Устранение этих закупорок сводится к исправлению за порных устройств.
Профилактический осмотр и капитальный ремонт газопроводов
Помимо ремонтных работ, выполняемых в процессе текуще го обслуживания, подземные газопроводы должны подвергать ся в плановом порядке через определенные промежутки време ни профилактическому осмотру и, по мере необходимости, ка питальному ремонту.
Профилактический осмотр (ревизию) газопроводов выпол няют с целью проверки плотности и выявления утечек газа, осмотра и ремонта арматуры и изоляции труб, а также для устранения выявленных в процессе обслуживания дефектов и неисправностей. Основой профилактического осмотра является раскопка шурфов и буренце. Периодичность осмотра определя ется состоянием и материалом труб газопроводов. Чаще надо
8-849 |
113 |
осматривать старые и менее надежные газопроводы, газопрово ды, проложенные в районах интенсивного действия блуждаю щих токов, в коррозионно-активных грунтах, а также в плотно застроенных городских районах. На городских газопроводах, проложенных в зонах с высокой коррозионной активностью грунта, с положительными электропотенциалами, имеющих изоляцию ниже усиленной или проложенных в пучииистых грунтах, в местах бывших свалок мусора, шлака, в местах сто ка промышленных вод, а также на всех дворовых газопроводах буровой и шурфовой осмотры должны производиться не реже чем через каждые 5 лет. Вне пределов населенных пунктов, а также в районах с хорошими условиями прокладки шурфовой осмотр газопроводов производится через каждые 10 лет, а бу ровой осмотр не производится.
Буровой осмотр, как отмечалось, заключается в устройстве скважин у стыков на расстоянии 0,3—0,5 м от стенки газопро вода и определении наличия газа в них. Вместо бурения сква жин газопровод можно проверять на плотность опрессовкой. Для этого проверяемый газопровод предварительно отключают от действующей сети. Выявленные буровым осмотром утечки после раскопки газопровода устраняют. При этом котлован (шурф) одновременно используют для проверки состояния изо ляции газопровода.
Шурфовой осмотр заключается в раскопке газопроводов на длине 1,5—2 м на каждый километр распределительного газо провода и газопровода, проходящего вне территории населен ного пункта, и на каждые 200 м дворовой или квартальной разводки, но не менее одного шурфа на проезд, дворовую или квартальную разводку, а также в местах установки конденса тосборников и гидрозатворов, изолирующих фланцев и т. п. Шурфы служат для проверки качества изоляции и состояния труб. Для осмотра должны выбираться участки наибольшего приближения к трамвайным путям и электрифицированным железным дорогам, а также проложенные в грунтах с наиболее высокой коррозионной активностью.
При профилактическом осмотре подлежат раскопке все уз лы газопроводов, где не произведен буровой осмотр, но вблизи которых в колодцах обнаружен газ. В этом случае раскопку ведут до определения и устранения места утечки газа. Иногда газопроводы вскрывают для восстановления утраченных или уточнения имеющихся чертежей в связи с изменением располо жения зданий и сооружений по трассе. Профилактический ос мотр можно считать законченным только тогда, когда в колод цах и сооружениях не обнаруживается газ, а вся арматура находится в исправном состоянии. Результаты профилактичес кого осмотра вносят в паспорт газопровода и на основании их делают заключение о его пригодности к дальнейшей эксплуата ции.
ІИ
При неудовлетворительном состоянии газопровода (значи тельная коррозия, расстройство большого количества соедине ний, частые разрывы сварных стыков, засор внутренней поло сти труб и т. п.) принимают решение о перекладке или прове дении капитального ремонта. Эти работы включаются в план будущего года.
Капитальный ремонт стальных газопроводов назначается в тех случаях, когда в процессе эксплуатации выявлены неудов летворительные качества сварных стыков (стыки рвутся), а со стояние труб и изоляции удовлетворительное. В этом случае на все стыки наваривают усилительные муфты. Участки газопро водов, поврежденные коррозией, при капитальном ремонте перекладывают. По плану капитального ремонта переделывают отдельные узлы газопроводов (устанавливают задвижки с компенсаторами, делают переключения и т. п.), а также ре монтируют и переделывают колодцы и установки активной за щиты. При капитальном ремонте обязательно составляют новые исполнительные чертежи на все участки газопровода и переде ланные узлы, а также привязывают вновь установленные кон денсатосборники и усилительные муфты.
Особенности эксплуатации газопроводов в зимнее время
При эксплуатации подземных газопроводов зимой необхо димо учитывать следующие моменты:
1) в связи с замерзанием верхнего слоя грунта ухудшаются условия для выхода газа в атмосферу при утечках газа из га зопроводов, вследствие чего увеличивается количество случаев проникновения газа в здания и сооружения;
2)из-за охлаждения газопроводов в трубах возникают зна чительные температурные напряжения, которые при плохом качестве сварки могут вызвать разрушения сварных стыков;
3)увеличивается количество закупорок, так как более ин
тенсивно конденсируются водяные пары (при влажном газе) и выпадают смола и нафталин в искусственном (каменноуголь ном и нефтяном) газе, особенно на плохо утепленных и обна женных участках газопроводов;
4) значительно увеличивается расход газа и нагрузки на газопроводы.
Из сказанного видно, что в зимнее время задачи и требова ния к эксплуатационной службе усложняются.
Для выявления случаев проникновения газа в здания и со оружения в зимнее время, как отмечалось, осмотр колодцев и сооружений производится чаще, чем летом, при этом более опе ративно должны приниматься меры к устранению выявленных утечек газа. В частности, необходимо сразу же организовывать проветривание загазованных сооружений, а на газопроводах
8* |
115 |
высокого и среднего давления немедленно начинать буровой осмотр и раскопку для выявления и устранения утечки газа.
Для предотвращения возникновения больших температур ных напряжений в зимнее время нельзя оставлять неутеплен ными вскрываемые при производстве земляных работ участки газопроводов. Трубы при вскрытии необходимо хорошо подве шивать или делать под них надежные опоры. Засыпка таких участков должна производиться чистым песком. С целью обес печения пропуска большего количества газа в зимнее время давление в газопроводах повышается и значительно повыша ются требования к контролю давления газа.
В связи с изложенным в зимнее время значительно услож няются задачи аварийных служб. Нередко на этот период уве личивается численный состав дежурных бригад и улучшается их оснащение.
Особенности эксплуатации газопроводов, пересекающих водные препятствия и искусственные сооружения
Пересекаемые газопроводами естественные и искусственные препятствия и сооружения (реки, водоемы, каналы, шоссейные и железные дороги и т. п.) сильно усложняют выполнение экс плуатационных работ. Поэтому при строительстве, а также в процессе эксплуатации необходимо принимать меры, обеспечи вающие высокую надежность этих сооружений.
Переходы через водные преграды. Через реки, каналы и другие водные преграды газопроводы прокладывают дюкерами или по специальным переходам и мостам. Дюкером называют переход трубопроводом водной преграды ниже отметки дна (рис. 60). Трубы укладывают примерно по профилю дна с ук лоном в сторону одного берега на глубине, исключающей их повреждение. При пересечении небольших и несудоходных рек заглубление делают не менее 0,5 м, а при пересечении судоход ных рек заглубление увеличивают до 1 м от верха трубы.
Пересечение водных преград магистральными газопровода ми, как правило, осуществляется в две нитки. Работают обычно обе линии сразу. На каждом берегу на дюкере устанавливают специальные колодцы — камеры, в которых размещают зад вижки для выключения любой линии газопровода. В одной из камер обычно находится устройство (насос) для удаления во ды из подводной части газопровода. Стенки камер должны быть водонепроницаемыми, а состояние камер должно позво лять их обслуживание в любое время года.
Сварные стыки подводной части газопровода нередко уси ливают специальными муфтами (лепестковыми). В низшей точке газопровода устанавливают специальный конденсато сборник.
116
Рис. 61. |
Подвеска газопр овода к |
железобетонному мосту. |
|
продольны й ра зр ез мос та по газопроводу; |
6 — поп ере чны й |
разрез. |
1 — скол ьзящ ие опоры газопровода; 2 — ме рт ва я опора газопр о |
вода; 3 — линзовый |
трехволновый компенсат ор. |
Основные задачи эксплуатации дюкеров — своевременное удаление конденсата и контроль за обеспечением плотности и сохранности подводной части трубопровода. Из дюкеров на га зопроводах низкого давления конденсат удаляют с помощью насосов. При этом глубина заложения конденсатосборника, а следовательно, и высота всасывания насоса не должна превы шать 7 м. При большей глубине применяют специальные глу бинные насосы или конденсат выдавливают компрессором, по очередно выключая при помощи задвижек то одну, то другую линию газопровода я создавая в них давление, обеспечивающее выброс (выдавливание) конденсата. При подаче природного газа конденсат бывает редко, но газопровод может заполнять ся водой в случае образования неплотностей на подводной час ти дюкера — при коррозии, разрыве стыка и т. п. Появление большого количества воды в дюкере указывает на неплотность; такой дюкер необходимо немедленно ремонтировать. Неплот ности подводной части трубопроводов, находящихся под высо ким и средним давлением определяют по появлению пузырей на поверхности воды, что указывает на выход газа. За дюкера ми необходимо вести систематический надзор. Нельзя в районе прокладки дюкеров бросать якоря и допускать устройство при станей и стоянку судов, а также разработку песка или грунта земснарядами. Особое внимание сохранности газопроводов на до уделять во время паводков и сильных дождей. Паводковы ми водами нередко размываются берега, а также изменяется русло, что может привести к разрушению газопровода. Поэто му берега реки в месте прокладки газопровода должны быть хорошо укреплены. Укрепляется также и дно реки. Периодиче ски подводная часть дюкера должна осматриваться водолаза ми; в случае размыва или подмыва труб из необходимо засы пать. В отдельных случаях (при подмыве на большой длине) газопровод приходится разрезать и опускать в подготовленную траншею с последующей засыпкой, как при новой прокладке.
При переходах газопроводов по металлическим и железобе тонным мостам (рис. 61) трубы подвешивают к конструкциям моста, при этом обязательно устанавливают компенсаторы. В рйде случаев вместо специальных компенсаторов используют повороты газопровода в береговых камерах, особенно при гну тых отводах. При этом нельзя допускать жесткой заделки га зопровода в стенах, а следует применять скользящие опоры. При транспортировании влажного газа подвешенный к конст рукции моста газопровод покрывают тепловой изоляцией. При этом надо следить за тем, чтобы хомуты для подвески охваты вали тело трубы, а не тепловую изоляцию.
Следует также учитывать, что на мостах через железные дороги с конструкции моста на газопровод может перетекать электрический ток. Поэтому подвески должны быть диэлектри чески разъединены с мостом или трубопроводом.
118