Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
При эксплуатации мостовых переходов в зимнее время сле дует обращать особое внимание па пропускную способность газопроводов, по которым транспортируется влажный газ. Для этого систематически в начале и конце моста измеряют давле ние в газопроводе и по результатам измерений определяют пе репад. Если перепад окажется выше допустимого, это значит, что газопровод зарастает инеем и его необходимо прогреть для расплавления инея, а конденсат немедленно удалить. При от тепелях и весной у мостов следует производить более частую откачку конденсатосборников, так как в это время происходит таяние инея и льда на стенках труб, из-за чего сильно увеличи вается количество воды в газопроводе и она может полностью прекратить проход газа.
Ранее газопроводы на мостах нередко укладывались в ка налах, перекрываемых сверху плитами. В настоящее время та кая прокладка запрещена в связи с тем, что имели место слу чаи утечек и взрывов газа в каналах с тяжелыми последствиями. При эксплуатации газопроводов, проложенных в каналах, необходимо обеспечивать хорошую естественную вентиляцию каналов и систематическую проверку на загазован ность. Это требование в равной степени относится к береговым камерам мостов, через которые проходят газопроводы. Вообще же старые газопроводы из каналов следует выносить или ка налы с трубопроводами засыпать песком.
В настоящее время при пересечении газопроводами оврагов, небольших рек и ручьев, искусственных препятствий применя ют открытые (воздушные) горизонтальные или арочные пере ходы (рис. 62). При таких переходах трубы используют как несущую конструкцию. Арочные переходы особенно удобны при прокладке двух линий газопровода. В этом случае конструкция получается не только прочной, но и удобной, и ее можно при способить для переходных мостов. В процессе эксплуатации открытых переходов особенно тщательно надо следить за со стоянием и сохранностью береговых опор. На самих переходах периодически надо возобновлять антикоррозионное покрытие.
Переходы через шоссейные и железные дороги. Газопрово ды всех давлений при подземных переходах через магистраль ные железнодорожные и трамвайные пути, а также автомаги страли 1 и 2 класса должны заключаться в футляры, Допускается также прокладка в вентилируемых транспортных и пешеходных тоннелях. Концы футляров должны иметь герме тические уплотнения и выводиться за подошву насыпи, но не менее чем на 3 м от крайних рельсов путей или на 2 м от края проезжей части автомобильной дороги (рис. 63).
Необходимость прокладки газопроводов в футлярах или тоннелях определяется тем, чтобы при повреждении газопрово да можно было выходящий газ отвести из-под путей или доро ги, а также свободно заменить поврежденный газопровод. Кон-
119
троль плотности газопровода осуществляется с помощью контрольных трубок, которые должны проверяться газоанали затором.
Рис. 62. Схемы воздушных переходов газопроводов.
и — по полигональным фермам; б — по |
арочным фермам; |
в — балочный |
||
(однопролетный) переход; г — эстакада; |
д — висячая |
система; е — ароч |
||
ный переход; |
э/с — провисающая нить. 1 |
— газопровод; |
2 — фундаментные |
|
опоры; |
3 — ферма; 4 — стойка; 5 — пилон; 6 — ванта; |
7 — якорь. |
Необходимо иметь в виду, что железные дороги часто тре буют заполнения футляров бетоном или песком. Такое требо вание обосновывается тем, чтобы не допустить просадки осно вания дороги при разрушении футляра, а также чтобы исключить проход через футляр воды, которая также может явиться причиной разрушения полотна дороги.
При выполнении ремонтных работ с выходом газа вблизи шоссейной или железной дороги необходимо принимать строгие
120
меры по предотвращению воспламенения газа от проезжающих автомобилей, а также локомотивов и электровозов.
Газопроводы в футлярах должны покрываться усиленной изоляцией. При этом в случ трамвайных путей необходи мо принимать меры, исклю чающие перетекание на га зопровод и стекание с газо
провода |
электрического |
|
|
|
|
|
тока. С этой целью газопро |
|
|
|
|
|
|
воды прокладывают в фут |
|
|
|
|
|
|
лярах на |
диэлектрических |
|
|
|
|
|
прокладках |
или в коробах, |
|
|
|
|
|
заливаемых |
битумом. Сле |
|
|
|
|
|
дует заметить, что устройст |
|
|
|
|
|
|
во футляров в виде коробов, |
|
|
|
|
|
|
заливаемых битумом, наибо |
|
|
|
|
|
|
лее приемлемо в местах пе |
Рис. 63. Пёреход газопровода под желез |
|||||
ресечений действующих га |
|
ной дорогой. |
|
|
||
зопроводов строящимися же |
/ — газопровод; |
2 —футляр; 3 — заделка |
кон |
|||
лезнодорожными и трамвай |
цов футляра; |
4 — контрольная |
трубка; |
5 — |
||
рельс; 6 — железнодорожная насыпь. |
|
|||||
ными путями. |
|
|
|
|
|
|
В процессе эксплуатации помимо плотности газопроводов в |
||||||
тоннелях и |
футлярах особо |
тщательно |
в |
надо контролировать |
||
электрическое состояние газопроводов |
местах |
пересечения |
электрифицированных железных дорог. Нельзя допускать электрического контакта между газопроводом и металлическим футляром. В районах электрифицированных железных дорог и
путей трамвая в первую очередь должна |
строиться |
активная |
защита газопроводов от коррозии. |
|
давления, |
Следует иметь в виду, что при редуцировании |
||
как отмечалось, происходит понижение |
температуры |
газа на |
0,55° С на 1 кгс/см2 снижения давления. Поэтому оборудование ГРС обмерзает, и с ГРС нередко подается газ с отрицательной температурой даже в летнее время. В практике имел место случай, когда газ в летнее время на ГРС охлаждался до—13° С и, проходя в футляре под магистральными железнодорожными путями, настолько заморозил вокруг трубы и футляра увлаж ненное основание, что произошло его пучение, из-за чего при шлось значительно уменьшать скорость движения поездов. Пу чение отмечалось в течение двух лет, пока в месте пересечения дороги газопроводом не были проведены осушительные рабо ты. Для предотвращения подобных случаев нельзя допускать подачи газа из ГРС с отрицательной температурой. Его следует подогревать. Нельзя также допускать попадания воды в фут ляры. Концы футляров необходимо тщательно заделывать. Во обще пересечения весьма нежелательно делать, исходя из инте
121
ресов дорог и эксплуатационных организаций газового хозяйства, в низинных местах.
Пересечения с подземными сооружениями. Этот вид пересе чений наиболее распространен в крупных городах, где сильно развито подземное хозяйство. При прокладке газопроводов, по которым транспортируется природный (осушенный) газ, как правило, за счет изменения глубины заложения и расположения в плане, удается избегать непосредственного пересечения под земных сооружений. При подаче влажного газа, а в ряде слу чаев и природного, чтобы не усложнять конструкцию газопро вода (не ставить дополнительные конденсатосборники, не утеплять и т. її.), подземные сооружения в процессе строитель ства газопроводов, а также при строительстве сооружений при ходится пересекать газопроводами. Эти пересечения необходимо выполнять таким образом, чтобы не ухудшалась работа как газопровода, так и пересекаемых сооружений в момент строи
тельства и в процессе эксплуатации. |
|
|
|
||
При прокладке газопроводов под или над подземными со |
|||||
оружениями и наоборот |
(при прокладке сооружений |
под |
или |
||
з |
ь |
над |
газопроводами) необходи |
||
мо |
обеспечить разрыв |
между |
|||
|
|
ними, чтобы в случае осадки |
|||
|
|
одного сооружения оно не да |
|||
|
|
вило и не повреждало другое. |
|||
|
|
Минимальный разрыв по вер |
|||
|
|
тикали должен быть 0,15 м, а |
|||
|
|
между газопроводом |
и теле |
||
|
|
фонным или электрическим ка |
|||
|
|
белем 0,5 м. |
|
|
|
|
|
|
При пересечении газопрово |
||
|
|
дами с давлением до 6 кгс/см2 |
|||
Рис. 64. Пересечение газопроводом |
стенок канализационных |
или |
|||
канализационного коллектора. |
водосточных коллекторов, |
пе |
|||
1 — газопровод; 2 — коллектор; 3 — фут |
шеходных или коммуникацион |
||||
ляр; 4 — заделка битумом. |
|
ных туннелей, колодцев и дру |
|||
|
|
||||
|
|
гих |
подземных сооружений га |
зопроводы должны укладываться в футлярах, покрытых проти вокоррозионной изоляцией. Концы футляра должны выводиться
за |
пределы пересекаемого сооружения |
не менее чем на 0,5 м |
в |
каждую сторону (рис. 64), опираться |
на плотный естествен |
ный или насыпной утрамбованный грунт и уплотняться специ альным сальником или просмоленной прядью с заливкой би тумом.
Пересечение газопроводами с давлением более 6 кгс/см2 указанных сооружений не допускается.
Некоторые сооружения, пересекаемые газопроводами, в зим нее время не работают и сильно промерзают. К таким соору жениям, в частности, относятся неглубокие водостоки, а также
122
пешеходные тоннели. Естественно, что если через эти сооруже ния или над ними проложить газопровод, то он будет промер зать. Поэтому пересечения с такими сооружениями газопрово дов с влажным газом следует осуществлять только снизу.
В процессе эксплуатации необходимо обращать особое вни мание на проверку пересекаемых сооружений на загазован ность. При появлении в таких сооружениях газа должны приниматься немедленные меры по их проветриванию и пре дотвращению появления в них огня. Для проветривания целе сообразно использовать компрессоры. При пересечении соору жений снизу на газопроводе получается как бы скоба, в которой может скапливаться конденсат. Поэтому необходимо учиты вать возможность образования в этих местах закупорок (про бок).
Эксплуатация резервуарных установок сжиженного газа
Групповая резервуарная установка, как мы отмечали, яв ляется самостоятельной системой газоснабжения. В нее входят емкости для хранения запаса газа (источник газоснабжения), узел редуцирования давления с предохранительными устрой ствами и подземные газопроводы, по которым подается газ от источника газоснабжения к объектам газопотребления.
Эксплуатация подземных газопроводов и узлов редуцирова ния сжиженного газа специфических особенностей не имеет и производится так же, как при снабжении природным газом. Поэтому эти вопросы мы специально не рассматривали. В то же время эксплуатация резервуаров сжиженного газа имеет свои особенности, которые определяются тем, что на резервуарах (головках) установлено большое количество арматуры, а сами резервуары являются сосудами под давлением, на которые рас пространяются правила Котлонадзора.
В связи с тем что на головках резервуаров много запорной арматуры, а также устанавливаются регуляторы давления и предохранительные клапаны, здесь много фланцевых и резьбо вых соединений, которые нередко являются местом утечек газа. Возникновению утечек способствует постоянное изменение температуры, так как все это оборудование находится на откры том воздухе. Поэтому за резервуарными установками должен осуществляться систематический надзор с целью выявления и устранения утечек газа. Чаще всего устранение утечек сводится к подтягиванию фланцевых и резьбовых соединений. Сроки про филактического осмотра резервуаров 1—2 раза в месяц.
Одновременно с осмотром и выявлением утечек из надзем ных газопроводов и арматуры необходимо проверять отсутствие утечек газа из подземной части резервуарных установок. Наи более слабым местом в подземных резервуарах является обвяз
123