Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При эксплуатации мостовых переходов в зимнее время сле­ дует обращать особое внимание па пропускную способность газопроводов, по которым транспортируется влажный газ. Для этого систематически в начале и конце моста измеряют давле­ ние в газопроводе и по результатам измерений определяют пе­ репад. Если перепад окажется выше допустимого, это значит, что газопровод зарастает инеем и его необходимо прогреть для расплавления инея, а конденсат немедленно удалить. При от­ тепелях и весной у мостов следует производить более частую откачку конденсатосборников, так как в это время происходит таяние инея и льда на стенках труб, из-за чего сильно увеличи­ вается количество воды в газопроводе и она может полностью прекратить проход газа.

Ранее газопроводы на мостах нередко укладывались в ка­ налах, перекрываемых сверху плитами. В настоящее время та­ кая прокладка запрещена в связи с тем, что имели место слу­ чаи утечек и взрывов газа в каналах с тяжелыми последствиями. При эксплуатации газопроводов, проложенных в каналах, необходимо обеспечивать хорошую естественную вентиляцию каналов и систематическую проверку на загазован­ ность. Это требование в равной степени относится к береговым камерам мостов, через которые проходят газопроводы. Вообще же старые газопроводы из каналов следует выносить или ка­ налы с трубопроводами засыпать песком.

В настоящее время при пересечении газопроводами оврагов, небольших рек и ручьев, искусственных препятствий применя­ ют открытые (воздушные) горизонтальные или арочные пере­ ходы (рис. 62). При таких переходах трубы используют как несущую конструкцию. Арочные переходы особенно удобны при прокладке двух линий газопровода. В этом случае конструкция получается не только прочной, но и удобной, и ее можно при­ способить для переходных мостов. В процессе эксплуатации открытых переходов особенно тщательно надо следить за со­ стоянием и сохранностью береговых опор. На самих переходах периодически надо возобновлять антикоррозионное покрытие.

Переходы через шоссейные и железные дороги. Газопрово­ ды всех давлений при подземных переходах через магистраль­ ные железнодорожные и трамвайные пути, а также автомаги­ страли 1 и 2 класса должны заключаться в футляры, Допускается также прокладка в вентилируемых транспортных и пешеходных тоннелях. Концы футляров должны иметь герме­ тические уплотнения и выводиться за подошву насыпи, но не менее чем на 3 м от крайних рельсов путей или на 2 м от края проезжей части автомобильной дороги (рис. 63).

Необходимость прокладки газопроводов в футлярах или тоннелях определяется тем, чтобы при повреждении газопрово­ да можно было выходящий газ отвести из-под путей или доро­ ги, а также свободно заменить поврежденный газопровод. Кон-

119



троль плотности газопровода осуществляется с помощью контрольных трубок, которые должны проверяться газоанали­ затором.

Рис. 62. Схемы воздушных переходов газопроводов.

и — по полигональным фермам; б — по

арочным фермам;

в — балочный

(однопролетный) переход; г — эстакада;

д — висячая

система; е — ароч­

ный переход;

э/с — провисающая нить. 1

газопровод;

2 — фундаментные

опоры;

3 — ферма; 4 — стойка; 5 — пилон; 6 — ванта;

7 — якорь.

Необходимо иметь в виду, что железные дороги часто тре­ буют заполнения футляров бетоном или песком. Такое требо­ вание обосновывается тем, чтобы не допустить просадки осно­ вания дороги при разрушении футляра, а также чтобы исключить проход через футляр воды, которая также может явиться причиной разрушения полотна дороги.

При выполнении ремонтных работ с выходом газа вблизи шоссейной или железной дороги необходимо принимать строгие

120

меры по предотвращению воспламенения газа от проезжающих автомобилей, а также локомотивов и электровозов.

Газопроводы в футлярах должны покрываться усиленной изоляцией. При этом в случ трамвайных путей необходи­ мо принимать меры, исклю­ чающие перетекание на га­ зопровод и стекание с газо­

провода

электрического

 

 

 

 

 

тока. С этой целью газопро­

 

 

 

 

 

воды прокладывают в фут­

 

 

 

 

 

лярах на

диэлектрических

 

 

 

 

 

прокладках

или в коробах,

 

 

 

 

 

заливаемых

битумом. Сле­

 

 

 

 

 

дует заметить, что устройст­

 

 

 

 

 

во футляров в виде коробов,

 

 

 

 

 

заливаемых битумом, наибо­

 

 

 

 

 

лее приемлемо в местах пе­

Рис. 63. Пёреход газопровода под желез­

ресечений действующих га­

 

ной дорогой.

 

 

зопроводов строящимися же­

/ — газопровод;

2 —футляр; 3 — заделка

кон­

лезнодорожными и трамвай­

цов футляра;

4 — контрольная

трубка;

5 —

рельс; 6 — железнодорожная насыпь.

 

ными путями.

 

 

 

 

 

В процессе эксплуатации помимо плотности газопроводов в

тоннелях и

футлярах особо

тщательно

в

надо контролировать

электрическое состояние газопроводов

местах

пересечения

электрифицированных железных дорог. Нельзя допускать электрического контакта между газопроводом и металлическим футляром. В районах электрифицированных железных дорог и

путей трамвая в первую очередь должна

строиться

активная

защита газопроводов от коррозии.

 

давления,

Следует иметь в виду, что при редуцировании

как отмечалось, происходит понижение

температуры

газа на

0,55° С на 1 кгс/см2 снижения давления. Поэтому оборудование ГРС обмерзает, и с ГРС нередко подается газ с отрицательной температурой даже в летнее время. В практике имел место случай, когда газ в летнее время на ГРС охлаждался до—13° С и, проходя в футляре под магистральными железнодорожными путями, настолько заморозил вокруг трубы и футляра увлаж­ ненное основание, что произошло его пучение, из-за чего при­ шлось значительно уменьшать скорость движения поездов. Пу­ чение отмечалось в течение двух лет, пока в месте пересечения дороги газопроводом не были проведены осушительные рабо­ ты. Для предотвращения подобных случаев нельзя допускать подачи газа из ГРС с отрицательной температурой. Его следует подогревать. Нельзя также допускать попадания воды в фут­ ляры. Концы футляров необходимо тщательно заделывать. Во­ обще пересечения весьма нежелательно делать, исходя из инте­

121


ресов дорог и эксплуатационных организаций газового хозяйства, в низинных местах.

Пересечения с подземными сооружениями. Этот вид пересе­ чений наиболее распространен в крупных городах, где сильно развито подземное хозяйство. При прокладке газопроводов, по которым транспортируется природный (осушенный) газ, как правило, за счет изменения глубины заложения и расположения в плане, удается избегать непосредственного пересечения под­ земных сооружений. При подаче влажного газа, а в ряде слу­ чаев и природного, чтобы не усложнять конструкцию газопро­ вода (не ставить дополнительные конденсатосборники, не утеплять и т. її.), подземные сооружения в процессе строитель­ ства газопроводов, а также при строительстве сооружений при­ ходится пересекать газопроводами. Эти пересечения необходимо выполнять таким образом, чтобы не ухудшалась работа как газопровода, так и пересекаемых сооружений в момент строи­

тельства и в процессе эксплуатации.

 

 

 

При прокладке газопроводов под или над подземными со­

оружениями и наоборот

(при прокладке сооружений

под

или

з

ь

над

газопроводами) необходи­

мо

обеспечить разрыв

между

 

 

ними, чтобы в случае осадки

 

 

одного сооружения оно не да­

 

 

вило и не повреждало другое.

 

 

Минимальный разрыв по вер­

 

 

тикали должен быть 0,15 м, а

 

 

между газопроводом

и теле­

 

 

фонным или электрическим ка­

 

 

белем 0,5 м.

 

 

 

 

 

При пересечении газопрово­

 

 

дами с давлением до 6 кгс/см2

Рис. 64. Пересечение газопроводом

стенок канализационных

или

канализационного коллектора.

водосточных коллекторов,

пе­

1 — газопровод; 2 — коллектор; 3 — фут­

шеходных или коммуникацион­

ляр; 4 — заделка битумом.

 

ных туннелей, колодцев и дру­

 

 

 

 

гих

подземных сооружений га­

зопроводы должны укладываться в футлярах, покрытых проти­ вокоррозионной изоляцией. Концы футляра должны выводиться

за

пределы пересекаемого сооружения

не менее чем на 0,5 м

в

каждую сторону (рис. 64), опираться

на плотный естествен­

ный или насыпной утрамбованный грунт и уплотняться специ­ альным сальником или просмоленной прядью с заливкой би­ тумом.

Пересечение газопроводами с давлением более 6 кгс/см2 указанных сооружений не допускается.

Некоторые сооружения, пересекаемые газопроводами, в зим­ нее время не работают и сильно промерзают. К таким соору­ жениям, в частности, относятся неглубокие водостоки, а также

122


пешеходные тоннели. Естественно, что если через эти сооруже­ ния или над ними проложить газопровод, то он будет промер­ зать. Поэтому пересечения с такими сооружениями газопрово­ дов с влажным газом следует осуществлять только снизу.

В процессе эксплуатации необходимо обращать особое вни­ мание на проверку пересекаемых сооружений на загазован­ ность. При появлении в таких сооружениях газа должны приниматься немедленные меры по их проветриванию и пре­ дотвращению появления в них огня. Для проветривания целе­ сообразно использовать компрессоры. При пересечении соору­ жений снизу на газопроводе получается как бы скоба, в которой может скапливаться конденсат. Поэтому необходимо учиты­ вать возможность образования в этих местах закупорок (про­ бок).

Эксплуатация резервуарных установок сжиженного газа

Групповая резервуарная установка, как мы отмечали, яв­ ляется самостоятельной системой газоснабжения. В нее входят емкости для хранения запаса газа (источник газоснабжения), узел редуцирования давления с предохранительными устрой­ ствами и подземные газопроводы, по которым подается газ от источника газоснабжения к объектам газопотребления.

Эксплуатация подземных газопроводов и узлов редуцирова­ ния сжиженного газа специфических особенностей не имеет и производится так же, как при снабжении природным газом. Поэтому эти вопросы мы специально не рассматривали. В то же время эксплуатация резервуаров сжиженного газа имеет свои особенности, которые определяются тем, что на резервуарах (головках) установлено большое количество арматуры, а сами резервуары являются сосудами под давлением, на которые рас­ пространяются правила Котлонадзора.

В связи с тем что на головках резервуаров много запорной арматуры, а также устанавливаются регуляторы давления и предохранительные клапаны, здесь много фланцевых и резьбо­ вых соединений, которые нередко являются местом утечек газа. Возникновению утечек способствует постоянное изменение температуры, так как все это оборудование находится на откры­ том воздухе. Поэтому за резервуарными установками должен осуществляться систематический надзор с целью выявления и устранения утечек газа. Чаще всего устранение утечек сводится к подтягиванию фланцевых и резьбовых соединений. Сроки про­ филактического осмотра резервуаров 1—2 раза в месяц.

Одновременно с осмотром и выявлением утечек из надзем­ ных газопроводов и арматуры необходимо проверять отсутствие утечек газа из подземной части резервуарных установок. Наи­ более слабым местом в подземных резервуарах является обвяз­

123