Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
превосходить 20% сопротивления сплошного рельса длиной 3 м, что, к сожалению, не всегда обеспечивается на практике.
Следует иметь в виду, что работа рельсового пути как про водника тока имеет следующие особенности. Прежде всего рель-
Рис. 65. Схема питания трамвайной сети.
/ — генератор тяговой подстанции; |
2 — отрицательная шина; |
3 — поло |
|
жительная шина; |
4 — питающие |
кабели; 5 —контактный |
провод; |
6 — отсасывающие |
пункты; 7 — отсасывающие кабели; 8 — рельсовый |
путь; 9 — уравнительные реостаты.
сы не изолированы от земли. Но так как между любыми двумя точками рельсового пути существует разность потенциалов, то часть токов, проходящих по рельсам, ответвляется от них, про ходит в земле и снова возвращается на рельсы. Количество токов, ответвляющихся в землю тем больше, чем хуже электро проводимость рельсов и их изоляция от земли. При неисправ ном состоянии стыков с рельсов может ответвляться до 30—40% протекающих по ним токов. Наиболее благоприятные условия для протекания токов в земле бывают в тех случаях, когда па раллельно рельсам проложено металлическое сооружение (например, газопровод), так как токи прежде всего текут по этому сооружению (рис. 66). С другой стороны, такое размеще ние сооружения приводит к наиболее интенсивному разрушению его протекающими блуждающими токами.
Зона, в которой блуждающие токи входят в сооружение (газопровод) .называется катодной, а зоіна, где токи переходят из сооружения в грунт, называется анодной. В анодной зоне происходит интенсивное разрушение металла труб (коррозия) в тем большей степени, чем большее количество тока стекает в грунт. Установлено, что 1 а тока в течение года может перено сить в электролит (в грунт) до 34 кг свинца и более 9 кг стали.
Чем выше разность потенциалов между отдельными пункта ми рельсовой сети (при прочих равных условиях), тем большая
130
часть токов стекает в землю и тем интенсивнее проявляется действие блуждающих токов. В местах стекания токов с рель сов в грунт разрушается подошва рельсов.
|
^1 |
Г |
|
■- |
|
S |
) 1 1 |
1 11 11 III |
|
=20 |
0L |
зоно зона зона
Рис. 66. Схемы возникновения и распространения блуждающих токов.
/ — газопровод; 2 — рельс; 3 — тяговая |
подстанция; |
4 — контактный |
провод; 5 — тяговый ток; 6 — обратный |
ток; 7 — пути |
движения блуж |
дающих токов. |
|
Определение коррозионного состояния газопроводов
В условиях города определение коррозионного состояния га зопроводов и особенно выявление основных причин коррозии в целях последующей защиты представляют весьма сложную за дачу. Для получения исчерпывающей характеристики коррози онного состояния газопровода необходимо сопоставить:
а) общие коррозионные условия района, в котором проложен или будет прокладываться газопровод;
б) условия распространения блуждающих токов в зоне про кладки газопровода;
в) электрическую характеристику коррозионного состояния газопровода.
Общие коррозионные условия района определяются характе ристикой почвы и воды, профилем и глубиной заложения газо провода, расположением его относительно сооружений электри фицированных железных дорог и взаимным расположением различных подземных сооружений. Для выявления условий распространения блуждающих токов необходимо располагать данными о потенциале рельсов и отсасывающих пунктов отно сительно земли и о разности потенциалов между отрицатель ными шинами различных тяговых подстанций. Электрическая характеристика подземного газопровода в первую очередь определяется потенциалами газопровода относительно земли,
9* |
13) |
рельсовых путей и соседних металлических сооружений, величи ной и направлением тока в газопроводе, а также поверхностной плотностью стекающего с газопровода тока.
При проектировании газопроводов обычно представляется возможным достаточно точно учесть только влияние грунта п предусмотреть защиту от почвенной коррозии. Это в большин стве случаев достигается применением пассивной защиты, кото рая включает различные устройства и мероприятия, предназна ченные для изоляции подземных газопроводов от непосредст венного соприкосновения с грунтом и увеличения переходного сопротивления между почвой и газопроводом. Защиту от блуждающих токов газопроводов или других подземных соору жений в процессе проектирования предусматривают только в районах тяговых подстанций. Защита остальных газопроводов, как отмечалось, разрабатывается после постройки газопроводов.
Проектирование защиты от блуждающих токов в большин стве случаев осуществляется экспериментальным путем и обычно сводится к выбору и проверке действия одного из спосо бов активной защиты на вновь построенном или уже действую щем газопроводе. При выборе того или иного способа активной защиты предварительно достаточно точно и подробно произво дятся электрические измерения на газопроводе, смежных с ним подземных металлических сооружениях и источниках блуж дающих токов. Останавливаются на том способе, который в конкретных условиях дает наилучшие результаты, не причиняя вреда соседним сооружениям.
Под активными методами защиты подразумевается создание па защищаемом сооружении (газопроводе) такого электричес кого режима, при котором коррозия сооружения прекращается.
При прохождении газопроводов в зонах влияния блуждаю щих токов рельсового электротранспорта в первую очередь должны быть приняты меры к уменьшению утечки токов с рель совых путей в землю, а затем — мероприятия по ограждению подземных газопроводов от проникновения в них блуждающих токов. Если же это окажется недостаточным, должны быть проведены мероприятия по отводу и нейтрализации блуждаю щих токов, проникших в подземное сооружение. Наличие блуждающих токов в земле на трассе газопровода может быть выявлено еще при проектировании по разности потенциалов между другими металлическими подземными сооружениями и землей. Наиболее вероятно наличие блуждающих токов в райо нах тяговых подстанций и пунктов отсоса.
Электрические измерения на газопроводах
Коррозионное состояние подземных газопроводов, как уже отмечалось, определяется на основе ряда электрических изме рений. Их производят с помощью специальных приборов, КОТО
132
рые чаще всего присоединяют к контрольно-измерительным пунктам.
Контрольные пункты на газопроводах устанавливают при строительстве. Если контрольные пункты отсутствуют, то для электрических измерений могут быть использованы обнаженные участки газопроводов (в колодцах, в раскопанных котлованах, на вводах). Но при этом обязательно надо один провод от при бора присоединять к заземляющему электроду. При измерениях в городских условиях в качестве заземляющего электрода обыч но применяют стальной стержень, погруженный в грунт на глубину 30—50 см. Необходимо, однако, отметить что стальные электроды искажают действительное значение потенциалов ме таллических подземных сооружений по отношению к зеМле, особенно при большом электродном потенциале и значительной поляризации электрода. Искажение, вносимое металлическим электродом в измеряемую величину потенциала, меняется в за висимости от места установки электрода в земле, влажности почвы и т. д., и учесть его заранее практически невозможно.
Применение неполяризующихся электродов (медносульфат ных, уксусносвинцовых и др.) связано с необходимостью устрой ства специальных лунок в земле, что в городских условиях осуществить довольно трудно, а в зимнее время практически не возможно. Обычно неполяризующиеся электроды применяют для большей точности замеров при измерениях потенциалов неболь шой величины (до 0,5 в), в частности при измерениях потен циалов за счет почвенной коррозии на загородных трассах.
Основными величинами, подлежащими измерению, являются: â) потенциалы газопровода относительно земли, б) потенциалы газопровода относительно других подземных
сооружений и рельсов электрифицированного транспорта; в) величина и направление тока, протекающего по газопро
воду; г) 'плотность тока утечки, стекающего с подземного металли
ческого сооружения в землю.
Для измерения разности потенциалов, которая может состав лять от нескольких сотых вольта (между газопроводом и зем лей) до десятков вольт (между газопроводом и рельсами элек трифицированных железных дорог), применяют вольтметры, имеющие несколько пределов измерений. Рекомендуются сле дующие пределы измерений, в: 0,1—0—0,1; 1—-0—1; 10—0—10; 100—0—100.
Для получения удовлетворительных результатов вольтметры должны обладать большим входным сопротивлением, не менее 10 000 ом. В настоящее время для полевых измерений чаще всего используют магнитоэлектрический милливольтамперметр типа М-231. Следует, однако, заметить, что оснащение групп защиты показывающими приборами далеко не полностью решает вопрос электрических измерений при исследованиях
133
блуждающих токов. Основными недостатками визуальных приборов являются: ограниченность во времени периода изме рения, личные ошибки и искажение истинной кривой величины потенциалов за счет интервалов между отсчетами. Длительность отсчетов по визуальному прибору одним наблюдающим при минимальном интервале 5 сек должна составлять не более 20—25 мин. При этом к концу периода личная ошибка значи тельно возрастает, и получение средних за сутки величин по тенциалов и токов представляет весьма трудоемкую работу. Эти недостатки устраняются при использовании автоматических ре гистраторов потенциалов и токов.
Для коррозионных исследований наиболее широкое распро странение получили приборы Н-373 и Н-39 (на полупроводни ках) (рис. 67).
Рис. 67. Автоматический регистратор для коррозионных исследований.
При оценке коррозионного состояния газопроводов важно знать как средние, так и максимальные значения разности потенциалов. По величине и характеру изменения потенциалов судят о характере тока в сооружении (газопроводе). Когда из меряемая разность потенциалов имеет устойчивый характер, то это указывает на наличие в земле токов почвенного происхожде ния либо блуждающих токов от линий передач постоянного тока по системе «провод—земля», если таковые имеются в об следуемом районе. Длительность измерения в одном пункте мо жет меняться в зависимости от вероятного источника блуждаю щих токов следующим образом:
134
а) в зонах блуждающих токов трамвая и метрополитена, как правило, достаточным периодом является 10 мин; за это время обычно поезда (вагоны) проходят в обоих направлениях;
б) в районах, прилегающих к электрифицированным желез ным дорогам, период измерения выбирается в соответствии с расписанием движения электропоездов, чтобы поезда проходили
в обоих направлениях.
При измерении блуждающих токов с помощью показываю щих приборов отсчеты показаний приборов должны произво диться через равные промежутки времени — 5 сек. Отсчитан ные значения потенциалов заносятся в полевой журнал-протокол (в вольтах, с точностью до второго знака). В полевой журнал обязательно вносится эскиз привязки пункта измерений или указывается закрепленный номер постоянного контрольного
пункта.
Подсчет средних значений потенциалов одного знака (в) производится по формуле:
Кр = A¡n,
где А — общая сумма значений потенциалов одного знака, в; п — число всех отсчетов (положительных, отрицательных и нулевых значений).
По результатам измерений обычно составляются потенци альные диаграммы, на которых от осп (газопровода) цветными столбиками наносятся средние значения потенциалов: красным цветом — положительные потенциалы (откладываются вверх); синим цветом — отрицательные потенциалы (откладываются вниз). По этим диаграммам можно не только наглядно уста новить, каковы потенциалы на газопроводе в данный момент, но при сравнении диаграмм последующих измерений проследить, как эти потенциалы меняются во времени.
Электрические измерения (потенциалов) проводятся как на вновь принимаемых в эксплуатацию газопроводах, так и на действующих. Па новых газопроводах измерения должны про водиться после окончания всех строительно-монтажных работ непосредственно перед приемкой. При этом измерения прово дятся как до электрического соединения (шунтирования) вновь построенного газопровода с действующим, так и после такого соединения. Соединения обычно выполняются с помощью метал лической полосы, привариваемой к действующему и вновь по строенному газопроводу.
Измерения до и после соединения необходимы для того, чтобы видеть, как изменяется электрическое состояние дейст вующих газопроводов после присоединения нового газопровода. При этом необходимо иметь в виду, что ів одним случаях присое динение нового газопровода улучшает электрическое состояние действующих газопроводов, а в'других ухудшает, и на газопро
135