Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
На подземных газопроводах отключающая арматура должна
устанавливаться в |
колодцах, исключающих проникновение в |
них грунтовых вод. |
При применении чугунной и стальной ар |
матуры, присоединяемой к газопроводу с помощью фланцев, ря дом с ней в колодце должен ставиться компенсатор.
На газопроводах сжиженных газов отключающая арматура устанавливается в колодцах глубиной не более 0,6 м. В полевых условиях, а также на непроезжей части сельских населенных пунктов колодцы должны возвышаться над уровнем земли на 0,4—0,5 м и иметь легкую металлическую крышку с запором.
Широко распространенной запорной арматурой являются задвижки. Однако необходимо иметь в виду, что полного и надежного отключения газовой сети с их помощью достигнуть не удается. Из практики известно, что одна и та же задвижка иногда обеспечивает хорошее перекрытие газопровода, а иногда пропускает значительное количество газа. Объясняется это тем, что в корпусе задвижки скапливается пыль и окалина, которые мешают плотной посадке запорных дисков. К тому же в про цессе эксплуатации диски истираются. Эти обстоятельства дол жны учитываться при проектировании и строительстве газопро водов. Между задвижками необходимо предусматривать спе-
циальные устройства, |
с помощью |
которых можно |
сбросить |
||||
|
(стравить) в атмосферу газ, поступаю |
||||||
|
щий в газопровод за счет неплотного за |
||||||
|
крытия задвижек. Для этих целей могут |
||||||
|
быть использованы конденсатосборники, |
||||||
|
пропарники |
или |
специальные сбросные |
||||
|
(продувочные) свечи. Закрытие и откры |
||||||
|
тие проходного отверстия газопровода с |
||||||
|
помощью задвижек достигается опуска |
||||||
|
нием и подъемом запорного приспособле |
||||||
|
ния вдоль |
уплотняющих |
поверхностей, |
||||
|
которые при этом скользят друг по другу. |
||||||
|
Материалом для задвижек газопроводов |
||||||
|
низкого |
давления |
служит чугун, |
а для |
|||
|
высоких |
давлений — сталь. |
Основными |
||||
|
частями задвижек |
(рис. |
14) |
являются: |
|||
|
корпус 2 с крышкой 3, шибер задвижки |
||||||
|
или диск 1, шпиндель или шток 5 с саль |
||||||
Рис. 14. Задвижка (об |
ником 4. Различают задвижки с выдвиж |
||||||
ным и |
невыдвижным шпинделем |
(што |
|||||
щий вид). |
ком). При вращении невыдвижного што |
||||||
|
ка диск навертывается на |
червяк штока |
и поднимается по нему, а при вращении выдвижного штока диск поднимается вместе с ним. Задвижки могут присоединять ся на фланцах и сваркой. Все чугунные задвижки присоединя ются только на фланцах. Стальные задвижки для высоких давлений желательно присоединять сваркой.
32
Существует два основных типа задвижек: клиновые и парал лельные. У клиновых задвижек (рис. 15) запорные уплотняю щие поверхности наклонены к вертикальной оси корпуса. Кли новой затвор при закрытом положении прижимается своими по верхностями к уплотнительным поверхностям корпуса и пере крывает проход газа.
У параллельных задвижек запорные поверхности параллель ны плоскости поперечного сечения трубопровода. По принципу действия параллельные задвижки подразделяются на задвижки с распорными клиньями, самоуплотняющиеся задвижки без распорных устройств, задвижки с механическими управляемыми Дисками, а также задвижки со смазкой.
□
Рис. 15. |
Задвижка чугунная |
Рис. 16. Задвижка чугунная |
|
клиновая двухдисковая с невы- |
параллельная |
двухдисковая с |
|
Цвижным |
шпинделем типа |
выдвижным |
шпинделем типа |
30ч17бк. |
ЗОч7бк. |
Наибольшее распространение для |
газопроводов получили |
задвижки с распорными клиньями, у которых запорные поверх ности раздвигаются и плотно прижимаются к проходным отвер стиям при помощи специальных клиньев (одного или двух). Эти задвижки называются шиберными (рис. 16). Уплотняющие поверхности дисков могут быть образованы самим телом диска или с помощью специальных колец из нержавеющего металла
3—849 |
33 |
|
(чаще всего из бронзы), вставляемых с помощью горячей по садки, запрессовки или ввинчивания. Для газовых задвижек применение уплотнительных колец не рекомендуется вследствие трудности достижения необходимой плотности их посадки, а также из-за сильной коррозии этих колец, особенно при наличии в газе аммиака.
Шпиндели задвижек обычно делаются из стали. Резьба на них может находиться внутри корпуса или снаружи его. Для установки в зданиях и колодцах предпочтительнее применять задвижки с выдвижным шпинделем. У таких задвижек легко чистить и смазывать резьбу, а также просто определять степень открытия. При установке непосредственно в грунте целесообраз
но применять задвижки с |
невыдвижным шпинделем, так как в |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
7 |
|
|
|
|
Параметры задвижек для газопроводов |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Условные |
Услов |
|
|
|
Наименование задвижек |
Тип и услов |
ное |
Область |
|
|||||||
|
ное |
проходы, |
„ давле |
применения |
|
||||||
|
|
|
|
|
обозначение |
мм |
ние, |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кгс/см2 |
|
|
Параллельные |
двухдисковые |
30ч7бк |
80, |
100, |
4 |
Газопроводы |
с |
||||
с |
выдвижным |
шпинделем |
|
200, |
250, |
|
давлением |
до |
|||
чугунные |
фланцевые |
без |
|
300, 350, 400 |
|
3 кгс/см2 |
|
||||
колец с маховиком |
с |
|
|
|
|
|
|
||||
Клиновые |
двухдисковые |
|
|
|
|
|
|
||||
невыдвижным |
шпинделем |
|
|
|
|
|
|
||||
чугунные |
фланцевые |
без |
|
|
|
|
|
|
|||
колец: |
|
|
|
|
30ч17бк |
50, 80, 100, |
6 |
Газопроводы |
с |
||
с маховиком |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
150, 200, |
|
давлением |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
250, |
300, |
|
6 кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
400, 500, 600 |
6 |
То же |
|
|
с |
электроприводом |
|
30ч917бк |
50, 80, 100, |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
150, |
200, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
250, |
300, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
400, |
500, |
|
|
|
Клиновые |
с |
|
выдвижным |
|
600, |
800 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
шпинделем |
фланцевые |
или |
|
|
|
|
|
|
|||
под приварку стальные: |
|
ЗКЛ-2-16 |
50, |
80, |
16 |
Газопроводы |
'с |
||||
с |
маховиком |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
100, |
200, |
|
давлением |
от |
|
|
|
|
|
|
|
250, |
300, |
|
6 до 12кгс/сма |
|
|
|
|
|
|
|
|
400, |
500 |
|
и установки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сжиженного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газа |
|
-с |
маховиком |
|
|
30с64нж |
50, |
80, |
25 |
То же |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
100, |
150, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200, |
250 |
|
|
|
34
противном случае резьба легко забивается и шпиндель переста ет вращаться.
У малых задвижек шпиндель вращается вручную при помо щи маховичка (штурвала) или ключом с квадратным отверсти ем; у задвижек средних размеров для вращения шпинделя пользуются зубчатыми или червячными передачами. Крупные задвижки закрывают и открывают при помощи электроприво дов, гидравлических и пневматических устройств и т. п. Пара метры задвижек, устанавливаемых на газопроводах, приведены в табл. 7.
Рис. 17. Сальниковый (а) и натяжной (б) пробковые краны.
1— корпус крана; 2 — сальниковая набивка; 3 — пробка; 4 — на тяжная гайка.
Газовые краны представляют собой прототип пробочных кранов самоварного типа. Они могут быть сальниковые и на тяжные (рис. 17). Сальниковые краны более герметичны, чем натяжные, но с течением времени у них сальниковое уплотнение высыхает и может пропускать газ. Поэтому за сальниковыми кранами необходим более внимательный уход.
В последнее время начинают получать широкое распростра нение специальные краны с принудительной смазкой (рис. 18). Опыт эксплуатации этих кранов показал, что они являются лучшим видом запорной арматуры для газопроводов. Краны со смазкой не требуют больших усилий при закрытии и открытии, они достаточно просты и надежны в эксплуатации. Такие кра ны герметично закрывают проход, даже если в газе содержится примесь окалины и пыли, и применимы на трубопроводах боль шого диаметра, работающих при повышенном давлении. Прин цип действия кранов со смазкой под давлением основан на за коне Паскаля. У этих кранов роль жидкости выполняет смазка, а роль поршня — небольшой нарезной болт, под давле-
3* |
35 |
ниєм которого смазка подается во внутреннюю камеру крана. Давление смазки по канавкам передается на всю площадь меньшего торца конусной пробки и несколько приподнимает ее. Образующийся между корпусом и пробкой зазор заполняется
масляной |
пленкой, обеспечивающей |
легкость |
поворачивания |
||||||||||
|
|
|
|
пробки |
и защиту поверхности |
от |
по |
||||||
|
|
|
|
вреждения. |
Пробка |
прижимается к |
|||||||
|
|
|
|
уплотнительной |
поверхности |
корпуса |
|||||||
|
|
|
|
усилием |
упругой |
диафрагмы |
либо |
||||||
|
|
|
|
упругой набивки сальника (в зависи |
|||||||||
|
|
|
|
мости от конструкции крана). Это |
|||||||||
|
|
|
|
усилие |
подбирается |
такой величины, |
|||||||
|
|
|
|
чтобы пробка не была отжата от сед |
|||||||||
|
|
|
|
ла корпуса давлением среды в трубо |
|||||||||
|
|
|
|
проводе. Смазочные |
каналы |
внутри |
|||||||
|
|
|
|
крана пересекают поверхность сопри |
|||||||||
|
|
|
|
косновения пробки с |
корпусом. |
|
|||||||
|
|
|
|
Конструкции |
|
кранов |
со |
смазкой |
|||||
|
|
|
|
различаются |
по |
|
положению пробки, |
||||||
|
|
|
|
представляющей собой усеченный ко |
|||||||||
|
|
|
|
нус. Для малых диаметров трубопро |
|||||||||
|
|
|
|
водов и низких давлений газа приме |
|||||||||
|
|
|
|
няют краны |
с |
обычным положением |
|||||||
|
|
|
|
пробки в корпусе, когда головка (квад |
|||||||||
Рис. |
18. |
Крап |
чугунный |
рат) для управления краном располо |
|||||||||
фланцевый |
со смазкой под |
жена со стороны большого основания |
|||||||||||
давлением типа |
11ч7бк. |
конуса. В настоящее время отечествен- |
|||||||||||
1 — корпус; |
2 — пробка; 3 — ка- |
НОЙ |
промышленностью |
выпускаются |
|||||||||
навки |
для |
смазки; |
4—винт; |
краны со смазкой для высокого давле |
|||||||||
5 — сальниковая набивка. |
|||||||||||||
|
|
|
|
ния |
(стальные) |
и |
для низкого давле |
ния (чугунные). По конструкции присоединения краны разделя ют на муфтовые, цапковые и фланцевые.
Материалом для кранов чаще всего служит бронза и чугун. Предпочтение следует отдавать бронзовым кранам, так как они позволяют производить более тщательную притирку запорных поверхностей и отличаются большей прочностью. Краны долж ны удовлетворять требованиям ГОСТ 9702—67. Параметры кранов приведены в табл. 8.
Гидрозатворы являются наиболее примитивными запорными устройствами, действующими по принципу сифона. При необхо димости в гидрозатвор через трубку заливают воду, и образую щийся водяной затвор перекрывает проход газа. Применяются гидрозатворы, как отмечалось, только для газопроводов низкого давления. Для газопроводов среднего и высокого давления по требовался бы затвор большой глубины (в несколько метров).
Гидрозатвор позволяет производить лишь полное выключе ние газопровода. Регулировать же величину потока и давление с помощью гидрозатвора нельзя.
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
8 |
|
|
Параметры кранов для газопроводов |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Услов |
|
|
|
Наименование кранов |
Тип |
Условные |
ное |
Область |
|
||||
|
и условное |
проходы, |
давле |
применения |
||||||
|
|
|
обозначение |
|
мм |
|
|
ние, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кгс/см* |
|
|
Пробковые натяжные муфто |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
вые: |
|
ПбЮбк |
15, |
20, |
25 |
1 |
Газопроводы |
|||
латунные или бронзовые |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкого |
дав |
|
|
|
|
25, |
32, |
49, |
1 |
ления |
|
|
чугунные |
|
НчЗбк |
То же |
|
||||||
|
|
|
— |
50, |
70 |
1 |
» |
|
||
комбинированные |
15, |
20 |
|
|||||||
латунные или |
бронзовые |
ИбИбк |
15, |
20, |
25 |
I |
Газопроводы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
давления |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 кгс/см* |
|
чугунные |
|
Пчббк |
25, |
|
50 |
То же |
|
|||
|
|
|
|
32, |
40, |
|
|
|
||
Сальниковые муфтовые: |
Нбббк |
15, |
70 |
25, |
10 |
Газопроводы |
||||
бронзовые |
|
20, |
||||||||
|
|
|
|
32, |
40, |
50 |
|
давления |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 кгс/сма |
|
чугунные |
|
11чббк |
15, |
20 25, |
10 |
То же |
|
|||
|
|
|
|
32,40, |
50, |
|
|
|
||
|
|
|
11ч8бк |
70, |
80 |
10 |
|
|
||
Сальниковые фланцевые |
25, |
32 |
» |
|
||||||
|
|
|
|
40, |
50, |
70, |
|
|
|
|
|
|
|
11ч7бк |
|
80 |
|
6 |
» |
|
|
Фланцевые со смазкой |
25, |
32, |
40, |
|
||||||
|
|
|
|
50, |
70, |
80, |
|
|
|
|
Муфтовые со смазкой |
11ч17бк |
100 |
25 |
6 |
» |
|
||||
15, |
20, |
|
||||||||
Стальные фланцевые со смаз |
КСР и ксп 50, 80, |
|
100, |
16 |
Газопроводы |
|||||
кой и ручным приводом |
|
150, |
200 |
|
давления |
до |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 кгсдсм® и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
установки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сжиженного |
|
Со смазкой, с червячной пе- |
|
|
|
|
|
|
газа |
|
||
редачей: |
|
11с320бк |
50, 80, |
|
100, |
64 |
То же |
|
||
фланцевые |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
150, |
200, |
|
« |
|
||
|
|
|
11с320бк |
300 |
|
|
|
|
|
|
с |
концами под приварку |
80, |
100, |
64 |
> |
|
||||
|
|
|
|
150, |
200, |
|
|
|
||
|
|
|
|
300 |
|
|
|
> |
|
|
с |
концами под |
приварку |
11с321бк |
400, |
500, |
64 |
|
|||
|
для бесколодезной ус |
|
700 |
|
|
|
|
|
тановки
37
Основное преимущество гидрозатворов заключается в гер метичности отключения, а также в простоте конструкции. В то же время они имеют и существенные недостатки. При влажном газе их необходимо постоянно проверять и удалять из них кон денсат. Заглублять гидрозатворы следует ниже зоны промерза
ния, так как в противном слу-
±0.00 |
чае скапливающийся |
конден |
||
^5 |
сат в зимнее время замезрает |
|||
|
и образует |
ледяную |
пробку. |
|
|
Но, с другой стороны, наличие |
|||
|
гидрозатворов |
позволяет |
||
|
уменьшить |
количество |
конден |
|
|
сатосборников. |
При |
подаче |
|
|
сухого газа заглублять гидро- . |
|||
|
затворы ниже зоны промерза |
|||
|
ния грунта |
необязательно. |
Конструкции гидрозатво ров могут быть самыми разно образными, одна из них пока зана на рис. 19. Глубина затво
Рис. 19. Гидрозатвор па гнутых отво дах, оборудованный для электричес ких измерений.
1 — стальной горшок; 2 — отвод; 3 — зазем ляющий электрод сравнения; 4 — стояк (для заполнения водой); 5—стальная пла стина для присоединения прибора; 6—ко вер.
ра h должна быть на 200 мм больше максимального рабоче го давления в газопроводе, измеренного в миллиметрах водя ного столба.
Конденсатосборники
Конденсатосборники уста навливают в наиболее низких точках газопровода при изме нении направления уклона. Их также необходимо устанавли вать в местах пересечений (обводок) подземных сооруже ний (рис. 20).
Места установки конденса тосборников необходимо выби рать с таким расчетом, чтобы
эксплуатация их не была затруднена. Крайне нежелательно устанавливать конденсатосборники на перекрестках улиц, в трамвайных путях, у подъездов общественных и административ ных зданий, а также в местах, где затруднен ремонт их из-за на личия каких-либо сооружений.
Существует большое количество различных видов конденса тосборников, но все их можно разбить на две группы:
а) конденсатосборники низкого давления, из которых кон денсат удаляют с помощью насоса;
38