Файл: Геология и полезные ископаемые Киргизии [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК КИРГИЗСКОЙ ССР

ИНСТИТУТ ГЕОЛ0ГИИ

ГЕОЛОГИЯ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

КИРГИЗИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВ© «ИЛИМ»

Фрунзе 1974

Сборник освещает вопросы геологии, металлогении и по­ лезных ископаемых Киргизии.

Рассматривается история геологического развития от­ дельных рудных районов, структурно-тектоническая позиция, геохимия и минералогия месторождений железа, марганца, олова, сурьмы, ртути, редких металлов.

Приводятся новые данные по стратиграфии и геохимии осадочных формаций, металлогеническому районированию и геофизическим исследованиям применительно к решению гео­ логических задач,.,.—

 

"fSi5, rive'г

чная

[

:г1учно-те '

токая

]

бкб пиот - !

'■'■•Р

£>НЗЕ1ь:1ЯПГ цр-; БАЛЬНОГО Зг.ЛА :■

51055

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Академии наук Киргизской ССР

Ответственные редакторы: академик АН Киргизской ССР М. М. Адьииев, канд. геол-минерал. наук А. И. Денисов.

Рецензенты: чл-корр. АН Киргиз. ССР Ф. Т. Каширин, канд. геол.-минерал,

наук В. Ф. Ким.

2—9—4

(g) Издательство «Илим», 1974

костью способствовал раскрытию богатых природных ресур­ сов нашего горного края. Много сделал Д. И. Щербаков и для организации республиканской Академии наук, оказывая ей разностороннюю помощь в планировании и координации научно-исследовательских работ. Предметом его особых за­ бот была подготовка кадров ученых в республике. За выдаю­ щуюся научную и производственную деятельность Д. И. Щер­ баков был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР; ему присвоено также звание заслуженного деятеля науки и техники Киргизской ССР. Вся многогранная жизнь Д. И. Щербакова была отдана беззаветному служению советскому народу, делу строительства коммунизма в стране.

В Киргизии работает много учеников и последователей Дмитрия Ивановича Щербакова. Их вдохновенный труд на благо Родины является лучшим свидетельством уважения к его светлой памяти.

Академик АН Киргизской ССР М. М. Адышев.


РОЛЬД. И. ЩЕРБАКОВА В РАЗВИТИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

 

КИРГИЗИИ

Имя академика

Дмитрия Ивановича Щербакова заслу­

женно пользуется

огромной популярностью не только у нас

в стране, но и за

рубежом. За свой более чем полувековой

научный путь он сделал существенный вклад в развитие на­

ук о Земле, особенно геохимии, минералогии и металлогении. Но интересы его этим не ограничивались. Поражает широта его географических знаний. Многочисленные путешествия уче­ ного по стране и за рубежом рождали очень интересные и ценные идеи комплексного освоения природных богатств. Дмитрий Иванович исколесил всю страну: изучал Арктику, Урал и Кавказ, Забайкалье и Кольский полуостров, работал

вКызыл-Кумах, Кара-Кумах и на Памире, осваивал ТяньШань.

Сименем Д. И. Щербакова связано начало интенсивных поисковых работ на территории Средней Азии и, в частности,

вКиргизии. Раньше бытовало мнение о том, что Средняя Азия характеризуется незначительной интенсивностью руд­ ных процессов. В 1911 г. Де Лоне опубликовал монографию по металлогении азиатского материка. В этой работе автор отводит значительную роль металлогении Средней Азии. Если на территории, расположенной севернее Сыр-Дарьи, Де Лоне считает возможным наличие каких-либо рудопроявлений, то вся область южнее Сыр-Дарьи, по его мнению, является со­ вершенно бесперспективной. Такая негативная оценка потен­ циальных ресурсов Средней Азии затормозила геологические исследования этой обширной территории. Только после Ок­ тябрьской социалистической резолюции началось планомер­ ное изучение и освоение природных ресурсов среднеазиат­ ских республик.

Научная деятельность Д. И. Щербакова началась именно

вКиргизии, когда в 1914 и в 1922 гг. он участвовал в работах Ферганской радиевой экспедиции, организованной академи­ ком В. И. Вернадским. Здесь он занимался разведкой Тюяму-

юнского месторождения радиевых руд и поисковыми работа­ ми в его окрестностях. В Южном Тянь-Шане (в Аланском, Туркестанском хребтах) экспедицией Академии наук СССР

под руководством Д. И. Щербакова были обнаружены про­ мышленные месторождения сурьмы'и ртути, а также много­ численные полиметаллические рудопроявления в углеродис­ то-кремнисто-сланцевой формации силура (кембрия). В свет выходит ряд работ Д. И. Щербакова по металлогении и гео­ химии отдельных областей Средней Азии, которые не потеря­ ли своего значения и в наше время.

На основании глубоких исследований, давших возмож­ ность получить обширный фактический материал, Дмитрий Иванович в своей работе «Особенности металлогении Сред­ ней Азии» дает анализ существующего состояния вопроса и намечает пути дальнейшего направления исследовании. Он отмечает, что для Средней Азии характерно огромное разно­ образие рудных проявлений, в минеральных ассоциациях ко­ торых установлено до 60 элементов.

Дмитрий Иванович приходит к выводу о необходимости изучения региональной геохимии Средней Азии, а также цик­ лов литогенеза, вулканизма, метаморфических явлений и вы­ ветривания в пределах каждой самостоятельной структурной единицы. Он неоднократно подчеркивал, что Средняя Азия яв­ ляется крупным источником рудных и нерудных полезных ис­ копаемых, которые обеспечат переход региона х индустриаль­ ному строительству на основе развития металлургической, хи­ мической и нерудной промышленности.

В деятельности Д. И. Щербакова всегда теоретические ис­ следования были тесно связаны с практикой. Так, в Южной Фергане он впервые наметил Южно-Ферганский сурьмяно­ ртутный пояс, контролируемый серией тектонических наруше­ ний. По его инициативе здесь были поставлены поисковые ра­ боты, которые дали прекрасные результаты. В тяжелые го­ ды Великой Отечественной войны основными поставщиками ртути, так необходимой фронту, были киргизские месторожде­ ния Хайдаркан и Чаувай. Значение работ Дмитрия Иванови­ ча по геологии, условиям локализации сурьмяно-ртутных ме­ сторождений сохранилось и до наших дней.

Интересные и важные металлогенические построения Д. И. Щербакова не ограничились выделением Южно-Ферган­ ского сурьмяно-ртутного пояса. К югу (параллельно Алаю и Туркестану) он выделил мышьяково-полиметаллический и оловорудный пояса. Давая общую оценку сурьмяно-ртутным месторождениям, Д. И. Щербаков подчеркивал, что огромные

6


масштабы рудных залежей и сравнительно удобное географи­ ческое положение месторождения делают их очень важными промышленными объектами.

Д. И. Щербаковым был обоснован один из основных кри­ териев выбора перспективных площадей для проведения поис­ ковых работ. Он последовательно проводил идею об «унасле­ дованное™» металлогенического облика рудных провинций от рудоносности докембрийского фундамента и считал, что «переработка именно этого субстрата последующими магматическими процессами и воздействие на него газов и гидро­ термальных растворов привели к региональной зараженности отдельных металлогенических провинций теми или иными ме­ таллами». ■

Будучи пионером в изучении рудоносности углеродисто- кремнисто-сланцевой формации Южного Тянь-Шаня, Д. И. Щербаков настаивал на детальном изучении геологии.и ред-

кометальной

минерализации республики и оказывал науч­

ную помощь

Институту в выполнении этих исследований.

Д. И. Щербаков полностью разделял наши (Адышев, Калмурзаев, 1962) представления о том, что пятикомпонентная фор­ мация Южного Тянь-Шаня является стратиграфическим эк­ вивалентом аналогичной формации Срединного Тянь-Шаня и обнаруживает с ней формационное и геохимическое сходство. В дальнейшем эти идеи полностью были подтверждены рабо­ тами многих геологов Киргизии и Узбекистана (Калмурзаев, Сабдюшев, 1969; Ахмеджанов, 1969; и др.).

В последний период жизни Дмитрий Иванович активно выступал за скорейшее изучение таких важных и крупных объектов, как Джетымский железорудный бассейн, Сандыкский сиенитовый массив и Кызыл-Омпульское месторождение, исследование которых является неотъемлемой частью пробле­ мы Большого Нарына.

Широкая эрудиция Дмитрия Ивановича позволила в зна­ чительном числе работ охватить и экономическую сторону во­ проса. Он особенно подчеркивал важность освоения природ­ ных богатств юга Киргизии.

«Не менее важным фактором, — писал он, — являются дороги и транспорт. Горная промышленность Южной Кирги­ зии разовьется только тогда, когда будут налицо эти два ос­ новных фактора развития всякой промышленности — хоро­ шие дороги и дешевое энергоснабжение. Потребность в этом вполне назрела. Она отвечает современным экономическим предпосылкам края и росту его производительных сил».

Многочисленные нерудные ископаемые и сырье для про-

7.


Нзводства материалов также he остались вне поля зрений Д. И. Щербакова. Он считал Среднюю Азию крупным источ­ ником таких нерудных полезных ископаемых, как каменные и калийные соли, сульфаты натрия и магния, барит, витерит, целестин, квасцы, сера, фосфаты кальция и алюминия, селит­ ра, доломиты, глины и др. Его внимание привлекал также оса­ дочный комплекс пород, к которым приурочены нефть, газ и угли. Дмитрий Иванович видел прекрасные возможности соз­ дания на базе данного сырья мощной химической промышлен­ ности.

До конца своих дней весь свой талант, все силы и знания Д. И. Щербаков отдавал исследованиям, направленным на расширение минерально-сырьевой базы нашей страны и, в ча­ стности, Киргизии. Он был разносторонним и глубокого эру­ дированным консультантом во всех областях геологических знаний. Прочный фундамент в области поисков, разведки, геохимии и металлогении, заложенный Дмитрием Ивановичем В Киргизии, отныне расширяют и наращивают многочислен­ ные его последователи и ученики — геологи нашей респуб­ лики.

М, М. Адышев, К. Е. Калмурзаёв, Р. Д. Дженчураева,

А. И. Денисов.

М. М. А д ы ш е в

ОСАДОЧНАЯ МЕТАЛЛОГЕНИЯ ТЯНЬ-ШАНЯ

По подсчетам ряда зарубежных (Персиваль, 1955) и совет­ ских (Н. А. Быховер, 1963) исследователей, рудные полезные ископаемые осадочного и осадочно-метаморфического генезиса в настоящее время по существу составляют основу минеральносырьевой базы всех стран мира, в частности Советского Сою­ за. Суммарные запасы железных руд осадочного и осадочно­ метаморфического происхождения по отношению ко всем уч­ тенным их запасам в СССР составляют 71%, а в капиталисти­ ческих странах достигают 91% (Н. А. Быховер, 1963); более 50% мирового производства чугуна обеспечивается рудами из осадочных месторождений. Сырьевые источники марганца це­ ликом имеют осадочный генезис. Запасы таких важнейших ме­ таллов, как алюминий, магний и титан, также представлены рудами осадочного типа. Алюминий, который исключительно широко применяется во всех отраслях народного хозяйства, практически целиком добывается из бокситов; 85% запасов магниевых руд в капиталистических странах имеют осадочное происхождение; на долю осадочных (россыпных) месторож­ дений титана приходится около 80% всех титановых руд, до­ бываемых в капиталистических странах.

Для таких цветных металлов, как свинец, цинк, медь, ни­ кель и олово, соотношение также складывается в пользу руд, образовавшихся в результате экзогенных процессов. На долю пластовых месторождений меди в капиталистических странах приходится около 72%; 50% свинцово-цинковых руд в этих странах спорного генезиса; из общих ресурсов никеля в капи­ талистических странах 76% приходится на месторождения, свя­ занные с корой выветривания ультрабазитов (А. А. Глазковский, 1964). Еще более внушительные цифры можно привести по запасам руд «малых» и редких элементов в капиталистичес­ ких странах: около 80% всех запасов кобальта в этих странах сосредоточено в месторождениях осадочного происхождения (Н. А. Быховер, 1963); почти все запасы промышленных ти­ пов цирконо-гафниевых руд относятся к россыпным месторож­ дениям; россыпные месторождения составляют основную сырь­ евую базу капиталистических стран по тантало-ниобиевым

9