ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
вышает кларковое в 2,5 раза (Федорчук, 1964; Никифоров;, 1969). Однако это обстоятельство не может быть решающим, так как наиболее обогащенными ртутью, оказываются самые поздние магматические образования и. многих других, геосин клиналей, в том числе и тех, которые не несут сурьмяно-ртут ного оруденения.
Хорошо известно также, что- в Алай-Кокшаальской гео синклинали щелочной магматизм имеет крайне незначитель ное площадное развитие в сравнении с гигантскими (более 600 км) поясами сурьмяно-ртутного оруденения. Проведенный, металлогенический анализ указывает на пространственную разобщенность щелочных интрузий и оруденения, их принад лежность к различным геотектоническим зонам. Щелочной магматизм распространен локально — только во внутренней зоне геосинклинали, а сурьмяно-ртутные пояса проявляются регионально — в периферических ее зонах.. Кроме того, изу чение геохимических особенностей щелочных интрузивов Тур кестано-Алая показало, что они обнаруживают отчетливую титано-тантало-ниобиевую геохимическую специализацию, со вершенно не характерную для сурьмяно-ртутного оруденения (Королев, Носырев, Пуркин, 1968).
Связующим звеном между сурьмяно-ртутным оруденением и щелочными магмами обычно считают флюорит, встречаю щийся как в рудах, так и в интрузивах нефелиновых сиени тов (Сургай, Федорчук, Никифоров). Здесь необходимо отме тить два обстоятельства. Во-первых флюорит в Южной Фер гане встречен лишь в некоторых комплексных сурьмяно-ртут ных месторождениях (Хайдаркан, Кадамджай, Чаувай), а в подавляющей массе собственно ртутных проявлений он от сутствует. Во-вторых, исследования Е. М. Головина и М. Д. Баймухамедова (1969), изучавших флюоритоносность Сред ней Азии, показали, что «Алай-Кокшаальская область вклю чает два района принципиально различной флюоритоносностп: Южно-Ферганский и Центрально-Алайский. В ЮжноФерганском районе флюоритоносность генетически связана с известным сурьмяно-ртутным оруденением, относится к со ответствующей рудной формации и представлена межформа ционным морфогенетическим типом (Хайдаркан, Абшир и др.). В Центрально-Алайском районе она представлена поч ти всей гаммой известных генетических типов: акцессорным, пегматитовым, грейзеновым, скарново-роговиковым и различ ными собственно гидротермальными. Эти флюорптопроявления воссоздают отчетливую картину генетической связи с ассоциированными с ними позднепермскими интрузиями сне-
155
Литов в истоках реки Сох и других пунктах центральной части -Алайского хребта».
В связи с изложенным представляется, что в рассматри ваемом регив-не имеют место по крайней мере две генерации флюорита, разобщенные пространственно и во времени. Пер вая генерация связана с внутрнкоровым кислым магматиз мом и проявлена во внутренней зоне геосинклинали, а вторая генерация — более молодая — имеет скорее всего глубинное происхождение и локализуется в краевых глубинных разло мах, выпадая из гидротермальных растворов совместно с сурьмой и ртутью.
Для сурьмяно-ртутного оруденения Туркестано-Алая не характерна также связь с дайками изверженных пород. Прав да, в пределах некоторых месторождений известны редкие штоки сиенит-монионитов (Хайдаркан), дайки ортофиров (Адыракоу), диабазов (Хайдаркан, Чаувай), порфиритов (Ходжагаир, Бирксу), порфиров (Ашат). Однако все эти дайги гидротермально изменены и являются дорудными, хотя и близки по возрасту к процессам рудообразования. Кроме того, эти дайки встречаются не только в пределах рудных по лей, но еще более часто обнаруживаются на обширных пло щадях, характеризующихся отсутствием сурьмяно-ртутного оруденения.
Вместе с тем серпентинитовые массивы, штоки сиенитмонцонитов и удивительно постоянные по составу дайки диа базового порфирита указывают на глубокое заложение вме щающих их зон разломов и дают основание предполагать косвенную (параструктурную) связь этих глубинных пород с проявлениями сурьмяно-ртутного оруденения. Важное значе ние таких дайковых поясов, трассирующих глубинные зоны повышенной рудоносности, неоднократно отмечалось В. А. Кузнецовым (1958), В. П. Федорчуком (1964'), В. Э. Поярко вым (1937, 1955) и другими исследователями.
Таким образом, все попытки увязать генезис сурьмяно ртутного оруденения Туркестано-Алая с теми или иными ти нами магматических образований не имели какой-либо прак тической ценности и остаются гипотезами, не подкрепленны ми конкретным фактическим материалом. По-видимому, прав был В. Э. Поярков, утверждавший, что «значительная удален ность ртутных и сурьмяных месторождений от их материн ских магматических очагов лишает надежности различные петрографические признаки и для практических целей гораздо большее значение имеет связь месторождений с глубокими трещинами и зонами разломов.
Невозможность установления генетической связи между изверженными породами н ртутно-сурьмяным оруденением лишает реального значения какие-бы то ни было магматогенные поисковые критерии. Поэтому учет магматических пород имеет смысл только для оценки их возможной роли в качест ве рудоподводящей, рудолокализующей или рудопокрываю щей среды» (Поярков, 1955). Вместе с тем предварительный прогрев внедрившимися интрузиями рудоподводящих кана лов, по которым в последующем проникают восходящие гид ротермальные растворы, имеет решающее значение для вер тикального размаха рудоотложения и определяет степень «отсепарированности» рудоносных растворов (Федорчук.,. 1964). В случае такого предварительного прогрева рудовме щающих каналов не происходит последовательного осажде ния тех или иных компонентов гидротермального комплекса! и все они привносятся к местам локализации,, что. и обусловь ливает комплексность вещественного состава месторождений», образованных растворами такого рода (сурьмяные рудопроявления сложного состава в зоне термального влияния Кичикалайского и других гранитоидных плутонов)..
В последние годы все более широкое распространение.' получает гипотеза о генетических связях ртути с глубинным (подкоровым) базальтоидным магматизмом.. Так, В. Э. Пояр ков (1967) приходит к выводу, что ртуть является одним из; продуктов дегазации мантии в понимании А. П;. Виноградова. При этом принимается, что рудные эманации могут проникать, в приповерхностные горизонты земной коры только по раз рывным структурам, уходящим своими корнями вплоть до мантии, т. е. по глубинным разломам, которые на поверхно сти часто трассируются поясами гипербазитов и основных, эффузивов.
Другой видный исследователь сурьмяно-ртутного орудене ния В. А. Кузнецов заключает, что «крупные группы место рождений ртутной рудной формации обнаруживают опреде ленные связи с проявлениями магматизма, причем в подав ляющем большинстве случаев устанавливаются связи не с гранитоидным внутрикоровым магматизмом, а с глубинным; подкоровым магматизмом базальтоидного состава. Конечно,, во всех или почти во всех случаях речь идет не о прямой, а об отдаленной парагенетической связи» (Кузнецов, 1968).
Е. Д. Карпова (1958, 1960), подчеркивая пространствен ную и структурную связь месторождений сурьмы и ртути с- проявлениями основных магм (различными по возрасту из лияниями основных эффузивов, основных и ультраосновных интрузивных комплексов), не исключает, что «сурьмяно-ртут
ная минерализация представляет собой один из конечных про дуктов дифференциации длительно развивавшегося очага ба зальтовых магм».
Постоянная приуроченность сурьмяно-ртутного оруденения к офиолиговым поясам Южного Тянь-Шаня может служить указанием на глубинный источник этих металлов — базаль товый слой земной коры, который, по данным геофизических наблюдений, фиксируется в Туркестано-Алае на небольшой глубине (7—20 км) в виде узкой зоны, обрамляющей с юга Ферганскую впадину (Уломов, 1962; Мелькаковицкий, 1966; Муминов и Азизов, 1966). Глубинный характер рудогенериру ющего очага в Южно-Ферганском рудном поясе (более 12 км, по В. П. Федорчуку, 1964) хорошо согласуется с большим вер тикальным размахом рудоотложения (более 2800 м), однотип ным вещественным составом руд в этом интервале, отсутстви ем явлений телескопирования и вертикальной зональности оруденения, а также большой протяженностью рудных полей (более 2 0 км).
Принципиальная возможность генерации ртути из базаль тового слоя подтверждается недавним сообщением А. И. Тугаринова о том, что советскими учеными на дне Атлантиче ского и Тихого океанов, «вымощенном» основными породами базальтового слоя, наблюдалась подводная вулканическая деятельность, выделялись газы, обогащавшие природные во ды медью, фтором, ртутью, фосфором (Тугаринов, 1970).
Исследованиями в Тихом океане установлена протяжен ная зона океанического дна, сложенного базальтом, где содер жание ртути в донных пробах возрастает в 400 раз против фонового. Эта зона, повышенных концентраций-ртути харак теризуется большой интенсивностью теплового потока и мо жет рассматриваться как место осуществления вулканизма п дегазации мантии (Бострем, Фишер, 1969).
Кроме того, имеется сообщение о том. что при нагревании до 150° образцов базальтов, доставленных с Луны, наблюда лось резкое, подобное взрыву, выделение паров ртути из по роды («Химия н жизнь». 1970, № 11). Изложенное показыва ет, что базальтовый слой также может рассматриваться в ка честве первоисточника ртути в земной коре.
Таким образом, в результате изучения связи сурьмяно ртутного оруденения Туркестано-Алая с магматизмом мы. пришли к следующим выводам:
1 . Грачитондные и щелочные магматические образования не являются источником сурьмяно-ртутного оруденения.
2. Основные и ультраосновные интрузивные н эффузивные
158
породы района также не обнаруживают генетических связей
стелетермальным оруденением.
3.Источником сурьмяно-ртутного оруденения является,
по-видимому, базальтовый слой земной коры, залегающий под Южно-Ферганским поясом на глубинах 7—20 км и трассируе мый на земной поверхности в виде офиолетового пояса, обра зованного трещинными телами гипербазитов и линейными из лияниями основных эффузивов в зоне Южно-Ферганского глубинного разлома.
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
Б о с т р е м |
К., Ф и ш е р Е. Распределение ртути |
в отложениях во |
сточной части Тихого океана. 1969. |
Флюоритоносность |
|
Г о л о в и н |
Е. М., Б а й м у х а м е д о в а М. Д. |
Средней Азии. В сб.: Закономерности размещения и вопросы прогнозиро вания полезных ископаемых Средней Азии. Ташкент, «Фан», 1969.
К а р п о в а Е. Д. Металлогеническая карта восточной части Средней Азии. «Материалы научной сессии по металлоген. и прогн. картам», изд
АН Каз. ССР, Алма-Ата, 1958. |
|
|
|
|
зон |
Тянь-Шаня |
и Пами |
|||||
К ар п о в а Е. Д. |
Типы металлогенических |
|||||||||||
ра. «Закономерности размещения |
полезных ископаемых», т. III. М., 1960 |
|||||||||||
К о р о л е в В. Г. и др. Некоторые особенности |
проявления щелочного |
|||||||||||
магматизма в Тянь-Шане. В кн.: Щелочные |
породы Киргизии и Казахста |
|||||||||||
на», Фрунзе, «Илим», 1968. |
|
проблемы металлогении ртути. |
В сб.: |
|||||||||
К у з н е ц о в В. А. • Основные |
|
|||||||||||
Вопросы металлогении ртути. М., «Наука», 1968. |
|
|
глубинного |
строения |
||||||||
М е л ь к а и о в и ц к и й И. М. и др. Особенности |
||||||||||||
Ферганской впадины и ее горного |
обрамления. |
В сб.: Совещание по про |
||||||||||
блеме «Прогибы». Л., 1966. |
|
С. Т. Особенности размещения |
основ |
|||||||||
М у м и н о в Ш. А., |
А з и з о в |
|||||||||||
ных эффузивов и интрузивов в Абширской полосе |
юго-восточной |
Ферганы. |
||||||||||
В кн.: Тектоника, |
магматизм и геохимия |
палеозойских |
формаций |
Узбе |
||||||||
кистана». Ташкент, 1966. |
|
|
|
|
|
оруденение |
Южного |
Тянь- |
||||
Н и к и ф о р о в |
Н. А. Ртутно-сурьмяное |
|||||||||||
Шаня. Фрунзе, «Илим», 1969. |
|
|
В сб.: Оценка месторождений при |
|||||||||
П о я р к о в В. Э. Ртуть и сурьма. |
||||||||||||
поисках и разведках, вып. 15. М„ |
Госгеолтехиздат, |
1955. |
|
|
|
|||||||
П о я р к о в В. Э. О поисках, |
разведке |
и |
оценке ртутных месторож |
|||||||||
дений. Алма-Ата, 1967. |
|
ртутных |
месторождений Средней |
Азии. |
||||||||
С м и р н о в В. И. Геология |
||||||||||||
М., Госгеолтехиздат, 1947. |
|
|
видеть |
скрытое. |
«Комсомольская |
|||||||
Т у г а р и и н о в |
А. И. Умеющая |
|||||||||||
правда», 21 марта 1970 г. |
|
исследований |
|
глубинного |
строения |
|||||||
У л о м о в В. И. О |
результатах |
|
земной коры в Средней Азии по данным сейсмологии. Изв. АН СССР, се рия геофиз., № 10, 1962.
У Л у н ы |
р т у т н а я а т м о с ф е р а ? |
«Химия и |
жизнь», |
1970, 11. |
Ф е д о р ч у к |
В. П. Металлогения ртути и сурьмы Тянь-Шаня. В сб.: |
|||
Металлогения Тянь-Шаня. Фрунзе, «Илим», 1968. |
скрытого |
ртутне- |
||
Ф е д о р ч у к |
В. М. Методика поисков и |
разведки |
||
сурьмяного оруденения. М., «Недра», 1964. |
|
|
|
И. X. Когай
МИНЕРАЛОГИЯ РУД КУЛДАМИНСКОГО РТУТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
(Восточный Алай)
Открытое в 1957 г. в Восточном Алае, в бассейне р. КокСу (Кашгарский), месторождение ртути Кулдама с рядом рудопроявлений составляют обособленную ртутную рудную зо ну, приуроченную к карбонатным отложениям живетского яруеа (D2gv). В связи с широким развитием этих пород и благоприятных для осаждения ртутной минерализации струк тур вдесь возможно открытие новых однотипных месторожде ний. Изучение минералогии Кулдаминского месторождения в какой-то мере позволит выделить достоверные поисковые признаки для таких месторождений.
В тектоническом отношении месторождение входит в со став западной части Кокшаальской структурно-фациальной зоны Н. И. Синицына (1957 г.), а в регионально-металлогени- ческом отношении — в состав Алай-Кокшаальского сурьмяно ртутного рудного пояса, составляя самостоятельно обособлен ную Восточно-Алайскую ртутную рудную зону, выделенную в 1958 г. автором.
Месторождение Кулдама приурочено к контакту живетских известняков с перекрывающей их терригенной толщей верхнего девона. Контакт представлен линзами пластообраз ных тел известняково-сланцевой брекчии, сцементированной кварц-карбонатным материалом, в основном с киноварной минерализацией.
Минералогический состав Кулдаминского месторождения сравнительно несложный.
Здесь, в рудах пластообразных тел,- основным рудным минералом является киноварь (см. таблицу). Кроме кинова ри редко встречается антимонит, очень редко — пирит, халь копирит, гематит, не имеющие промышленного значения. По
этому Кулдаминское месторождение можно назвать мономинеральным.
Жильные минералы представлены кварцем, кальцитом и редко баритом, флюоритом и антраксолитом (битумом). Из
100
|
|
|
|
|
Таблица |
Минералогический состав руд |
Кулдаминского месторождения |
||||
|
|
Минералы |
|
В рудных |
|
|
|
|
рудные |
|
|
Стадий- |
|
|
|
телах |
|
|
|
|
|
межплас |
|
ность |
жильные |
|
|
||
|
|
товых |
|||
|
|
гипогенные |
гипергенные |
||
|
|
брекчий |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Пирит |
|
|
+ |
|
|
Гематит |
|
||
|
|
Халькопирит |
Лимонит |
+ + |
|
|
|
|
4 |
||
А |
Флюорит |
|
|
|
4 |
|
Кварц 1 |
Антимонит |
|
+ + |
|
|
|
Валентинит |
4 |
||
|
|
|
|
4 |
|
Б |
Барит |
|
|
|
4 |
|
Кварц 2 |
1 |
' |
|
4 4 |
|
Кальцит |
|
+ + ■ |
||
|
|
Киноварь |
|
4 4 - |
|
В |
Антраксолит |
|
|
_4 |
|
|
Кальцит |
2 |
|
|
4 4 |
П р и м е ч а н и е : |
распространенность |
минералов имеет |
следующие |
||
обозначения: |
+ редко встречаются; |
+ 4 - обычны, но встречаются в неболь |
|||
ших количествах; 4 4 |
4 основные (главные) |
минералы. |
|
вторичных (гипергенных) рудных минералов обнаруживаются валентинит и лимонит.
Киноварь и антимонит приурочиваются к кальнитовому и кварцевому образованию.
Киноварь встречается в виде вкрапленников различного размера, прожилков и реже гнезд в обломках и цементе брек чии, выполняя в последнем случае промежутки между агре гатами кварцевых зерен. Часто киноварь тяготеет к кальцитовым прожилкам, секущим брекчию в различных направле ниях.
Нередко киноварь в результате тектонических подвижек и циркуляции подземных вод нацело превращена в порошок оранжевого цвета. Она совместно с лимонитом выполняет тре щины и пустоты в брекчии и встречается в виде примазок по мелким трещинам. Здесь киноварь в форме густой мелкой вкрапленности совместно с отдельными гнездами антимонита наблюдается по трещинам и зонам дробления в дайке квар цевого порфира, расположенной в зоне контакта с брекчией.
Цвет киновари обычно мясо-красный, блеск стекловато алмазный. По степени модификации киноварь встречается в
11 |
1679 |
161 |