ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
чающееся в нарушении работоспособности в переходе системы или элемента из работоспособного состояния в неработоспособное, вследствие возникших неполадок, называется отказом. При этом система или элемент считаются неисправными, если нарушено хотя бы одно из технических требований; однако не всякая неис правность приводит к неработоспособности — к отказам. Отказы различных элементов (механизмов, устройств, аппаратуры) при водят к частичным или полным отказам всей системы — автомати
ческой линии.
Так как в общем функциональном назначении автоматической линии (выпуск годной продукции при выполнении технологи ческих операций обработки, контроля, сборки и т. д.) транспортно загрузочная система несет вспомогательные функции, состояние отказа линии определяется по основному технологическому обо рудованию. Поэтому влияние отказов различных элементов транс портно-загрузочной системы на функционирование основного обо рудования неодинаково. Отказы механизмов автоматической загрузки-выгрузки (автооператоров) приводят к простоям станков, т. е. безусловным отказам автоматической линии и потерям произ водительности. Отказы транспортирующих устройств (подъем ники, транспортеры, лотковые системы), как правило, не вызывают простоев основного технологического оборудования ввиду нали чия межоперационных заделов и возможностей временного вы полнения транспортных операций иными способами (вручную или
средствами механизации).
Поэтому при всей важности проблемы высокой работоспособ ности транспортно-загрузочных систем в целом особенно важным является обеспечение высокой надежности в работе автооператоров.
Причины отказов в работе« Теория надежности рабочих машин рассматривает отказы как свойство процессов функционирования машин, неизбежное следствие нестабильности внешних воздей ствий и рабочих параметров технологических процессов и кон структивных элементов. Безотказных систем и механизмов не бывает. Задача расчета, конструирования и эксплуатации авто матических линий заключается в том, чтобы свести количество отказов к допустимому минимуму, максимально сократить дли тельность их обнаружения и устранения.
Отказы механизмов возникают при неблагоприятном воздей ствии разнообразных факторов, которые можно разделить на две
основные категории.
Обратимые, циклические факторы, действие которых прояв ляется в любом интервале срока службы, начиная с момента ввода в эксплуатацию: 1) нестабильность воздействия внешней среды ц условий работы механизмов и устройств (колебание окружаю щей температуры, степени запыленности и загрязненности; не стабильность размеров, геометрической точности, твердости обра батываемых материалов; наличие стружки и других отходов про изводства и т. д.); 2) нестабильность параметров работы самих
23
механизмов и устройств (колебание величины сил, температуры, вязкости и давления масла, коэффициентов трения, перемещений при работе механизмов, неточность изготовления и сборки и т. п.).
Необратимые, монотонные факторы, действие которых прояв ляется тем сильнее, чем длительнее сроки службы: 1) износ ме ханизмов и сопряжений; 2) изменение физико-химических свойств; снижение предела выносливости, коррозия, коробление и т. д.; 3) разрегулирование; 4) засорение и загрязнение и т. д.
Во многих работах по надежности машин в качестве основных причин отказов элементов называют износ механизмов и мест сопряжений, а также поломки вследствие усталостных напряже ний, т. е. надежность по существу отождествляется с долговеч ностью деталей и мест сопряжений. Это положение справедливо для универсальных металлорежущих станков, где минимальное количество целевых механизмов и простота их взаимодействия при условии постоянного присутствия рабочего ограничивают диапазон возможных отказов в работе поломками зубчатых колес, обрывами ремней, выходом из строя подшипников, чрезмерным износом направляющих ит.д ., что обусловлено их долговечностью. В автоматических линиях ввиду их конструктивной сложности и отсутствия человека как непосредственного участника технологи ческого процесса трактовка явлений надежности только с пози ций предела выносливости и износа недостаточна; причины отка зов автоматических линий и их механизмов являются более слож ными и многофакторными.
Причины возникновения отказов в работе машин, механизмов и устройств обуславливают, как правило, и способы их устране ния. Так, отказы, связанные с поломками, требуют разборки ме ханизмов с заменой вышедших из строя деталей, либо в крайнем случае— разборки, очистки, регулировки и т. д. Между тем, в подавляющем большинстве случаев (85—95%) устранение отка зов автоматических линий не требует ни разборки, ни замены изно шенных или потерявших прочность деталей, ни даже регулировки, и это справедливо для линий с различными сроками службы. В новых автоматических линиях отказы, связанные с заменой изношенных деталей, составляют около 10% по количеству и не менее 20% общей длительности устранения. В дальнейшем доля простоев, связанных с заменой изношенных деталей, возрастает до 40%. Отказы, связанные с поломками, наоборот, более харак терны для первого периода эксплуатации линий, после чего их
доля снижается (до 2—4% по количеству, 17—20% по длитель ности).
Отсюда следует, что в автоматических линиях причинами отка зов являются не только износ или снижение прочности, но и в пер
вую очередь |
циклические потери, нестабильность рабочих па |
|
раметров и |
процессов |
обработки. |
В условиях сложного взаимодействия механизмов и отсутствия |
||
постоянного |
контроля |
и наблюдения со стороны человека бла- |
24 |
|
|
і'оприятное сочетание этих параметров означает нормальное сра батывание и получение продукции заданного качества; неблаго приятное сочетание— отказ. Износ является дестабилизирующим фактором этих случайных циклических процессов, снижая ве роятность благоприятного сочетания параметров и вероятности безотказной работы (например, износ направляющих скалки автооператора приводит к увеличению возможной ее несоосности с осью шпинделя в момент загрузки колец в патрон и выгрузки). Во многих случаях отказы механизма и устройств обусловлены и неполным замещением функций человека при автоматизации. Множество технологических процессов и конструкций машин
втечение десятилетий формировались и отрабатывались из усло вия совместной работы человека и машины, с исключительно ра циональным распределением обязанностей (снятие стружки —■ машина, удаление ее со шпинделей и от суппорта — человек; загрузка и съем — человек, зажим и разжим — машина и т. д.). Создание автоматических линий приводит к нарушению сложив шихся связей, так как никакая автоматика сегодняшнего дня не
всостоянии полностью заменить функции человека, его руки и разум. В итоге — увеличение интенсивности отказов при автома тизации даже при полном сохранении технологических процес сов, компоновки машин и конструкций механизмов. Ниже при ведены данные по обслуживанию рабочим-оператором полуавто матов в поточных линиях (полуавтоматы типа 1265, кольца ко нических подшипников, автоматно-токарный цех 1 ГПЗ):
|
|
Количество |
|
|
операций |
Операция |
в среднем |
|
|
|
за одну смену |
Загрузка и съем заготовок ....................... |
620 |
|
Межстаночная транспортировка заготовок |
140 |
|
Визуальный осмотр |
к о л е ц ....................... |
620 |
Измерение колец |
....................................... |
160 |
Снятие заусенцев ....................................... |
|
107 |
Очистка от стружки |
рабочей зоны . . . |
200 |
Уборка стружки от корыта станка . . . |
2 |
|
Укладка колец в т а ...............................р у |
145 |
При создании автоматической линии автоматизируются за грузка-выгрузка, межстаночная транспортировка, иногда кон троль готовых деталей. Что касается функций постоянного кон троля хода процесса, качества заготовок и готовых деталей, со стояния инструментов и механизмов, подготовки заготовок, очистки рабочей зоны от стружки и т. д., то эти функции механиз мами, как правило, не замещаются.
Между тем, в среднем через каждый третий цикл рабочий производит очистку шпинделей, суппортов, инструментов от стружки; каждый шестой цикл — зачистка или отбраковка заго товок и т. д. В автоматических линиях, которые обслуживают наладчики, непрерывный контроль за ходом технологического
25
процесса, состоянием инструмента, качеством заготовок, наличием стружки в рабочей зоне и т. д. невозможен. Отсюда высокая интен сивность отказов из-за несрабатывания механизмов (автоонераторов, транспортеров), возрастание поломок инструментов, бо лее частые выходы из строя механизмов и устройств, удовлетво рительно работавших при наличии рабочего у станка. Поэтому проблема высокой эксплуатационной надежности для автомати-
Рис. 11. Автоонератор к многошпиндельному токарному полуавтомату 1261 системы Н. М. Князькова:
а — принципиальная схема; б — циклограмма
ческих линий является гораздо более актуальной, чем для отдель ных станков, работающих индивидуально, при постоянном при сутствии человека.
Рассмотрим наиболее типовые отказы автооператоров и других механизмов автоматических линий на примере линий обработки подшипниковых колец.
Отказы автооператоров* Типовая конструктивная схема и цик лограмма автооператора к токарному станку — многошпиндель ному автомату в линии обработки колец подшипников — приве дена на рис. 11. Автооператор установлен на шестой позиции. Перемещения исполнительных органов автооператора совер шаются от гидравлического привода. Механизмы автооператора управляются от распределительного вала полуавтомата. Авто оператор состоит из питателя, включающего скалку, с левой сто роны которой установлена головка 14 с зажимными кулачками, а с правой — гидравлический цилиндр, шток 7 которого закреплен в задней стенке коробки привода станка (правой стойки). Скалка 9 перемещается в двух опорах: неподвижная опора 10 выполнена
26
в виде втулки, закрепленной в передней стенке коробки привода; вторая подвижная опора 12 установлена на продольном суппорте 13. Скорость перемещения скалки 9 изменяется коробкой управления 6, которая регулирует поступление жидкости в гидравлический цилиндр автооператора.
Кольца с транспортера-распределителя подаются в магазин, откуда поштучно выдаются отсекателем 2. Отсекатель 2 управ ляется через тягу 3 от упора 11, закрепленного на скалке 9 авто оператора. Чтобы кольцо заготовки не перекосилось и не выпало из магазина 1, предусмотрены подпружиненные защелки 16. Управление работой зажимных кулачков головки 14 осуще ствляется переключателем 8. Автооператор снабжен блокирующей системой 5, которая обеспечивает выключение фрикционной муфты распределительного вала станка в случаях, если автоопе ратор, встретив какое-либо препятствие на пути движения к шпин делю, не совершает полного хода; если автооператор не совершил полного цикла операций по съему обработанного кольца и уста новке заготовки к моменту начала поворота шпиндельного блока станка и в конце обратного хода не нажмет на упор 4. Блокирую щая система предотвращает произвольное включение фрикцион ной муфты до полного устранения возникшей неисправности.
Циклограмма работы автооператора показана на рис. 11,6. После поворота шпиндельного блока станка шпиндель останав ливается в загрузочной позиции (выключается муфта сцепления с последующим торможением), питатель получает перемещение влево и подходит к шпинделю, кулачки головки 14 захватывают обработанное кольцо, которое освобождается патроном. Далее читатель совершает обратный ход, кулачки головки 14 освобо ждают обработанное кольцо и оно сбрасывается в приемный ло ток 15. При дальнейшем обратном ходе упор 11, установленный на питателе, воздействует через тягу 3 на отсекатель 2 и заготовка подается в нижнюю часть магазина 1. Затем питатель совершает второй ход в направлении шпинделя станка. При проходе кольца через магазин 1 кулачки головки 14 захватывают заготовку и пе реносят последнюю в патрон шпинделя станка, где заготовка за крепляется; питатель с головкой 14 возвращается в исходное по ложение. Включается вращение шпинделя, поворачивается шпин дельный блок, и цикл обработки, съема и загрузки повторяется в описанной последовательности. Таким образом, за один рабочий цикл автооператора питатель с головкой 14 совершает два двой ных хода разной длины. Такая конструкция автооператора яв ляется универсальной и может использоваться для автоматизации загрузки различных заготовок и съема обработанных колец при небольших конструктивных изменениях (замене двух узлов —• магазина 1 и головки 14).
Применение кулачкового зажима в головке автооператора позволяет использовать его при обработке заготовок с значи тельными допусками по диаметру. Положение магазина 1 может
27
регулироваться в радиальном и осевом направлениях относительно головки 14 автооператора. Питатель с головкой установлен на двух опорах, что создает хорошую устойчивость и обеспечивает соосность его относительно оси шпинделя станка; ход питателя может также регулироваться. Таким образом, в конструкции автооператоров, как наименее надежных механизмов автомата, встраивают блокирующие устройства, что позволяет устранять
отказы за 1,5—2,5 мин.
Автооператор должен: а) отделить нижнюю заготовку в лоткенакопителе от общей массы заготовок с тем, чтобы она под дей ствием силы тяжести заняла положение, соосное шпинделю станка; б) захватить заготовку в нижнем положении на дне лотка и пере нести ее к шпинделю; в) вставить заготовку в шпиндель, патрон или оправку; г) закрепить заготовку в шпинделе и открепить ее после окончания обработки, когда шпиндельный блок снова займет то же положение; д) перенести кольцо в отводной лоток; е) отнести кольцо из зоны станка с дальнейшей передачей для последующей обработки.
Отказ автооператора заключается в том, что при его включе нии в работу одно из перечисленных действий оказывается не выполненным, в результате готовая деталь не отводится из зоны обработки или заготовка не загружается в патрон.
Исследования работоспособности таких автооператоров в авто матической линии системы Н. М. Князькова на 1 ГПЗ показали, что все элементы цикла работы автооператора подвержены отказам.
Отказ |
В % к общему |
числу отказов |
|
Кольцо не подано на дно м агазина........................ |
14 |
Кольцо не захвачено головкой питателя . . . . |
29 |
Кольцо не загружается в шпиндель........................ |
8 |
Кольцо не снимается со ш п и н д ел я ........................ |
2 |
Кольцо роняется при переносе и не попадает в от |
2 |
водной лоток ........................................................... |
|
Кольцо застревает в отводном лотке и не уда |
45 |
ляется из рабочей зоны ....................................... |
Причинами застревания заготовки в лотке-магазине являются прежде всего большой разброс размеров заготовок и наличие заусенцев, а также попадание стружки в лоток. Если ширина за готовок колеблется в широких пределах, то практически невоз можно создать систему с высокой надежностью транспортирова ния заготовок по лотку [1 ]. Большие припуски на обработку при водят к забиванию зоны обработки и попаданию стружки внутрь станка.
Заготовки колец с большими заусенцами не надеваются на головку скалки автооператора или застревают в магазине, и авто мат отключается блокирующим механизмом. Кольца в нижней части магазина перекашиваются потому, что кольцо не устанав-
28