ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ливается соосно со скалкой автооператора. Головка автооператора зажимает заготовку в перекошенном состоянии, в результате чего она не вставляется в патрон.
Такие отказы также являются неизбежным следствием того, что наружные и внутренние диаметры заготовок имеют большой разброс. В этих случаях стремление наладчиков отрегулировать положение магазина по высоте лишь приводит к увеличению ча стоты отказов, так как постоянное регулирование уменьшает жесткость системы, а получить гарантированную соосность осей заготовок с осью скалки невозможно из-за большого разброса по ложений оси заготовок. Заклинивание обработанного кольца в отводном лотке также происходит в основном из-за стружки. Стружка, попадая в отводной лоток, не дает возможности выкатиться кольцу, загораживает головку скалки автоопе ратора.
Таким образом, отказы обусловлены комплексным действием как циклических, так и необратимых факторов: наличие стружки
инестабильные размеры заготовок; несоосность осей зажимного патрона и скалки питателя из-за погрешностей сборки; хаотич ность положения заготовки при ее захвате головкой питателя и другие циклические факторы, действие которых проявляется с са мого первого момента эксплуатации автомата, после его пуска, ремонта, подналадки.
Действие необратимых факторов большой и средней интенсив ности — разрегулирование хода автооператора и положение дна магазина, снижение жесткости, загрязнение рабочих поверх ностей и т. д. — также проявляется достаточно быстро и требует периодической очистки и подналадки механизмов, что выполняется достаточно часто в новых станках или после капитального ремонта.
Все перечисленные циклические и необратимые факторы фор мируют сравнительно стабильную во времени интенсивность отказов автооператоров, которая зачастую бывает весьма высо кой. Так, автооператоры к автоматам 1261 для черновой обработки колец в линии системы Н. М. Князькова (1 ГПЗ) имели среднюю наработку на отказ не более 20—25 рабочих циклов; аналогичного типа автооператоры в линии системы Н. М. Морозова — около
55—70 циклов.
Необратимые, медленно действующие факторы (изнашивание рабочих поверхностей, усталостная прочность и т. д.) являются дестабилизирующими факторами уровня безотказности в работе из-за увеличения разброса параметров, поломок и т. д. Так, износ
иухудшение качества поверхностей магазинов (появление забоин, вмятин) увеличивают нестабильность положения заготовок и частоту их застревания в магазине; износ направляющих пита теля увеличивает нестабильность взаимного положения осей
шпинделя автомата и подаваемой заготовки в момент загрузки, а следовательно, — вероятность отказа при загрузке в патрон или на оправку.
29
Таким образом, задача повышения работоспособности авто операторов не должна рассматриваться только с позиций исполь зования малоизнашиваемых материалов, регулировки износа, увеличения габаритных размеров и прочности конструктивных звеньев, что позволило бы лишь несколько стабилизировать во времени интенсивность отказов, которая может при этом оказаться
весьма высокой.
Отказы лотковых устройств* Отказы транспортирующих меха низмов автоматических линий (подъемников, транспортеров-рас пределителей, подводящих и отводящих лотков, отводящих транс портеров и др.), как и у автооператоров, определяются комплекс ным воздействием как циклических (нестабильность размеров и формы заготовок, хаотичность их положения), так и необратимых факторов (износ, коробление, коррозия, разрегулирование звеньев; засорение и загрязнение). Рассмотрим действие этих факторов на примерах лотковых устройств.
Лотковые устройства (см. рис. 11) служат для подвода потока ориентированных деталей к механизмам автооператора (подвод ные лотки-магазины) и отвода их после выгрузки из зоны обработки станка (отводящие лотки). Детали в лотках перемещаются каче нием, под действием сил тяжести, без какого-либо механического воздействия приводных механизмов.
Подводящие лотки, связывающие транспортеры-распредели тели со станками, и отводящие лотки, связывающие станки с от водящим транспортером (см. рис. 3, 4), изготовляют обычно из полос пружинной листовой стали, которые служат бортами лотка. Лотки выполняют обычно сборными из нормализованных элемен тов (стальные полосы, соединительные скобы, проставки, крепеж ные изделия и т. д.), что позволяет их легко изготовлять и соби рать, гнуть по месту с последующей затяжкой болтов и т. д. В под водных лотках создаются межоперационные заделы; это обуслав ливает постоянную распределенную нагрузку на стенки лот ков, элементы заслонок и отсекателей, значительные силы, дей ствующие на кольца. В результате лотки изгибаются в плоскости наименьшей жесткости и дополнительно поворачиваются вокруг продольной оси; кольца выдавливаются, заклиниваются и застре вают. Тем самым, несмотря на видимую простоту конструкции и выполняемых функций, отсутствие приводных и подвижных эле ментов (кроме отсекателей и заслонок), лотковые подводные и от водные устройства являются источником значительной части отказов транспортирующих систем.
Например, анализ работы транспортной системы автомати ческой линии токарной обработки конического кольца конического
подшипника показал, |
что около 80% колец застревает в лотках |
|
перед отсекателями, |
заслонками, в местах |
стыка лотков, т. е. |
в местах остановки колец. |
различная ширина |
|
Причины застревания колец следующие: |
лотков из-за деформации лент; ослабление гаек винтов, стягиваю-
30
щмх ленты лотков, в результате чего не соблюдается расчетный зазор; загрязнение и забивание лотков стружкой; разброс колец; несоблюдение величин углов наклона лотков; перекосы лотков и т. п. На качение и застревание колец влияет также их форма.
Рис. 12. Схема западания бурта одного кольца за бурт другого
Например, конические кольца подшипников часто застревают из-за западания бурта одного кольца за бурт другого (рис. 12).
По рекомендуемым нормам на параметры лотков, разработан ным МСКБ АЛ и СС, зазоры между кольцом и боковой стенкой лотка для цилиндрических колец должны быть 4—8 мм, но не более Ѵ3 толщины кольца; для конических — не более Ѵ3 толщины буртов.
Диаграмма фактического рассеяния ширины лотка В, рабо тающего четыре года на участке обработки конических колец, при-
Рис. 13. Диаграмма фактического рассея ния ширины лотка В:
К — число случаев, по
павших в данный интер вал; номинальная шири
на лотка і?н = |
35,4 |
мм; |
номинальная |
высота |
|
кольца Яң = |
33,2 |
мм |
ведена на рис. 13. Математическое ожидание |
ширины |
лотка |
т = 37,62 мм, среднеквадратичное отклонение а = |
1,89 мм. |
Фак |
тическая ширина лотка как увеличивается, так и уменьшается. Наибольший зазор между кольцом и бортом лотка стал при мерно в 2,5 раза больше требуемого, а наименьшая ширина лотка стала меньше номинальной высоты кольца, что делает невозмож ным качение колец. Такое изменение ширины лотков — резуль тат неправильного монтажа и погрешностей сборки, действия динамических ударов катящихся колец о заслонки лотков и дру гие препятствия.
31
Вероятность застревания конических колец в лотках зависит от многих факторов: нестабильности ширины лотка, рассеяния высоты кольца, высоты бурта, разворота кольца и западания бурта одного кольца за бурт другого. Последний фактор уста новлен на примере качения конических колец в эксперименталь ном лотке.
Прокатываемые конические кольца брали с токарного участка технологического потока цеха 1 ГПЗ в количестве, обеспечивающем
|
|
|
установление закономерности рас |
||||||
|
|
|
сеяния их размеров. Была уста |
||||||
|
|
|
новлена |
закономерность |
вероят |
||||
|
|
|
ности застревания колец в лотках |
||||||
|
|
|
перед отсекателем в |
зависимости |
|||||
|
|
|
от изменяющихся параметров лот |
||||||
|
|
|
ка, от числа скопившихся |
колец |
|||||
|
|
|
перед отсекателем и от способа |
||||||
|
|
|
качения |
колец — поштучно |
или |
||||
|
|
|
партией. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимости вероятности Р за |
||||||
|
|
|
стревания колец в прямолинейном |
||||||
|
|
|
лотке от изменения его ширины В |
||||||
|
|
|
при разных углах наклона лотка а |
||||||
|
|
|
и количества п скопившихся колец |
||||||
|
|
|
перед отсекателем при поштучном |
||||||
Рис. 14. Зависимости вероятности |
качении их показаны на рис. |
14. |
|||||||
При номинальной ширине лот |
|||||||||
застревания колец в прямолиней |
|||||||||
ном лотке от ширины лотка В при |
ка Вн = 35,4 мм обеспечивается |
||||||||
различном размере партии колец |
относительно высокая надежность |
||||||||
п = |
2, 3, 4: |
10°; |
проходимости колец. |
Увеличение |
|||||
а — при угле наклона лотка а = |
ширины |
лотка |
до |
37,5—38 |
мм |
||||
б — при угле наклона лотка а = |
15° |
||||||||
|
|
|
не меняет закономерности застре |
||||||
вания колец. |
При ширине |
лотка 41—43 мм |
проходимость ко |
лец становится практически невозможной. Между тем, более чем у 35% лотков ширина больше 39 мм (см. рис. 13). При углах на клона а = 10 и 15° (см. рис. 14) и ширине лотка 38 мм обеспечи вается допустимая вероятность отказов, равная 0,05—0,07.
С увеличением угла наклона лотка повышается вероятность застревания колец. Это объясняется тем, что у скатывающихся колец возрастает кинетическая энергия, усиливающая силу ди намического соударения колец. Борта лотков под действием уда ров колец об отсекатель или кольцо воспринимают часть динами ческой нагрузки и могут упруго деформироваться, тем самым увеличивая зазор и вероятность застревания колец. Под действием ударов катящихся колец скопившиеся перед отсекателем кольца постепенно выдавливаются из ряда и деформируют лоток; при этом бурты колец заклиниваются и кольца застревают.
Повышение надежности при проектировании автоматических линий должно достигаться не только применением более износо
32
стойких материалов и методов снижения интенсивности износа (термической обработкой, упрочнением, компенсирующими устрой ствами и т. д.), но и стабилизацией параметров деталей, техноло гических процессов и конструктивных элементов. Для этого необ ходимо: 1) максимально перейти к цельным и жестким конструк циям; 2) создать механизмы с минимально возможным числом регулировочных звеньев и надежным их стопорением; 3) ввести блокировки, локализирующие действие случайных отказов; 4) тщательно рассчитать геометрические размеры и величину перемещений, точность изготовления и монтажа конструкций, исходя из анализа возможных вероятностных состояний при про цессах транспортировки и загрузки-выгрузки; 5) пересмотреть требования к заготовкам и ввести дополнительные операции, обес печивающие повышение точности их размеров и геометрической формы; 6) разработать меры по улучшению организации обслужи вания, профилактики и ремонта, позволяющие стабилизировать
интенсивность отказов, и т. д.
Необходимо исследовать работоспособность автоматических линий, в том числе и транспортно-загрузочных систем с учетом реальной нестабильности определяющих факторов как цикли ческого, так и необратимого характера. Особое место должно быть уделено исследованиям работоспособности автооператоров, как наименее надежных механизмов не только по сравнению с другими элементами транспортно-загрузочной системы, но и в целом по линии, что подтверждает табл. 1.
Таблица 1
Относительное распределение простоев механизмов и устройств многошпиндельных автоматов, встроенных
в автоматические линии 1 ГПЗ
|
|
|
Механизмы |
|
Автоматическая линия |
Автомат |
рабо |
пита |
зажи |
|
|
чих |
ния |
ма |
|
|
ходов |
|
|
Систе пово ма рота и управ фикса ления
ции
Системы Н. А. Морозова
Системы Н. М. Князькова для подшипников:
шариковых
карданных
«Питтлер» |
п |
75 |
3 |
3 |
6 |
|
№ 13 |
4 |
90 |
2 |
2 |
2 |
|
«Питтлер» |
||||||
№ 14 |
13 |
71 |
|
3 |
3 |
|
1261 |
П № 23 |
10 |
||||
1261 |
П № 24 |
8 |
79 |
6 |
3 |
4 |
С05 |
10 |
64 |
10 |
2 |
14 |
|
КА-76 |
18 |
37 |
26 |
13 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
У всех автоматов, несмотря на конструктивные и технологи ческие различия, на долю механизмов питания приходится наи больший процент простоев оборудования. Таким образом, надеж ность работы автоматов для обработки заготовок деталей типа
2 |
Л. И. Волчкевич |
33 |
|