ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Сравнительный анализ анкерных тяг различных типов, про веденный на основании опыта строительства, эксплуатации и выполненных исследований, показал следующее.
Круглые анкерные тяги в наименьшей степени чувствитель ны к возможным перенапряжениям от прогибов, образующихся при проседании нижележащей засыпки и при неравномерной податливости опор. Их недостатком является затруднительность равномерного первоначального натяжения, от чего в значитель ной степени зависит удовлетворительная работа всей конструк ции. Необходимую равномерность натяжения можно обеспечить установкой на тяги па период монтажа съемных механических тензометров Аистова [1] или динамометрических шайб. Конт роль усилий в тягах по показаниям тензометров не представ ляет затруднений и не требует специальной длительной подго товки работников.
Стальные тяги из полосовой стали, швеллеров, уголков и других прокатных профилей удобны в монтаже и обеспечивают равномерное распределение усилий между собой. Однако они более чувствительны к просадкам нижележащего грунта и за висанию расположенной выше засыпки.
Железобетонные тяги, вследствие больших жесткостей и по перечных размеров, весьма чувствительны к вертикальным под вижкам грунтовой засыпки. Воздействие зависающего грунта создает в них значительные изгибные напряжения, что приводит к возникновению трещин и изломов.
Во всех случаях, применительно и к стальным, и к железо бетонным тягам, целесообразно проектировать шарнирное креп ление их к лицевой стенке и анкерным опорам. Наличие шарнир ных креплений с горизонтальной осью вращения предотвращает образование изгибных напряжений в наиболее ответственных узлах конструкций и делает их менее чувствительными к нерав номерным подвижкам и деформациям. При монтаже тяг необ ходимо надежно обеспечивать соосность их отдельных элемен тов и осевую передачу анкерного усилия в месте крепления к лицевой стенке.
Конструкция анкерных опор тонких подпорных стенок зави сит от того, выполняются ли они в виде отдельно стоящих плит, сплошных стенок, работающих на выпор, или в виде наклонных свай (конструкции типа козловый больверк). Отдельно стоя щие плиты практически всегда изготавливаются из железобе тона и имеют ребристую конфигурацию (рис, 7,а). В плитах предусмотрены отверстия для пропуска анкерных тяг, заклад ные металлические детали для опирания узлов крепления и про ушины для монтажа.
Сплошные анкерные стенки часто выполняются из отрезков металлического шпунта корытного или зетового профиля. В ме сте прикрепления к стенке анкеров устраивается пояс жестко сти (обычно из парных швеллеров № 20—30, рис. 7,6).
16
в)
2С
Рис. 7. Анкерные опоры и устройства
<2 — железобетонные анкерные плиты; б — анкерная |
стенка из стального |
шпунта; в — железобетонная анкерная свая; г — то |
же, повышенной несущей |
способности |
|
Анкерные сваи конструкций в виде козловых больверков из готавливаются из обычного или предварительно-напряженного железобетона. Сечение свай для уменьшения нагрузки от зави сания грунта целесообразно принимать не квадратным, а пря моугольным, с большей стороной в вертикальной плоскости. В анкерных сваях действуют значительные напряжения от осе вого растяжения и изгиба, что заставляет предусматривать их усиленное армирование. Пример анкерных свай одного из по строенных козловых больверков приведен на рис. 7, в. Сваи, имеющие размеры поперечного сечения 40x40 см и длину 17 м, изготовлены из бетона марки 300 и предварительно-напряжен ной стержневой арматуры периодического профиля.
Укргипроречтрансом (Г. П. Цинкер) предложена и осуще ствлена в натуре конструкция анкерной сваи повышенной не сущей способности с уширением на конце, предназначенная для погружения методом подмыва (рис. 7,г). Свая, арм-врованная
2 Заказ № 601 |
i |
17 |
центрально расположенным пучком высокопрочной проволоки, рассчитана только па восприятие осевого усилия. Рубашка, вы полненная из бетона марки 150, при действии изгибающей на грузки может получать сквозные трещины: ее работа на изгиб не предусмотрена. Для восприятия монтажных и транспортных нагрузок свая дополнительно армирована четырьмя стержнями
диаметром |
12 мм, |
расположенными по углам. |
Таким образом, |
по замыслу |
свая |
представляет собой гибкий |
стальной анкер |
в бетонной рубашке, обеспечивающей возможность его погру жения в грунт. В действительности же она обладает определен ной жесткостью, величину которой трудно оценить и, следова тельно, невозможно учесть в расчете. Однако последняя весьма существенно влияет на действительную работу рамной системы, которой является тонкая стенка, заанкерованная наклонными сваями.
Для обеспечения грунтонепроницаемости подпорных стенок из железобетонного шпунта со стороны засыпки устанавли ваются специальные нащельники. Исключение составляют стен ки с каменной засыпкой или разгружающими призмами. Про сачивание песка сквозь каменную призму предотвращается от сыпкой на ее поверхности трехслойного обратного фильтра об щей толщиной 50—60 см.
Грунтозащитные устройства тонких подпорных стенок отли чаются большим разнообразием. Для стенок из плоского шпун та, имеющего обычно малую ширину, можно использовать сплошные дощатые щиты, устанавливаемые на расстоянии 50— 300 см от тыльной плоскости шпунтин; образованная полость заполняется мелким щебнем или каменной крошкой. Как пока зал опыт эксплуатации, ррунтонепроницаемость стенок из ши
рокого |
таврового шпунта |
надежно |
обеспечивается установкой |
на их |
стыках (со стороны |
засыпки) |
прямоугольных или тре |
угольных дощатых коробов, заполняемых мелким щебнем. Хо роший эффект дает навеска па тыльные плоскости стенок гидрорерина или армированных битумных матов. Для этой же цели можно применять стеклоткань на основе полиэфирной смолы ПН-1.
Если в засыпке за стенками возможно появление грунтовой воды, горизонт которой превышает уровень воды перед стенкой, то в них необходимо предусматривать специальные дренажные выпуски. В противном случае сооружение окажется подвержен ным воздействию гидростатического напора, что способно резко ухудшить его напряженное состояние. Причинами возникнове ния гидростатического напора грунтовых вод могут быть силь ные ливни, приливно-отливные явления на морских побережьях, сезонная сработка водохранилищ и др. Опасность возникнове ния гидростатического напора является наибольшей у стальных стенок и железобетонных стенок с грунтозащитой из рулонного материала, при связных грунтах основания.
18
Засыпка пазух подпорных стенок должна выполняться только несвязным грунтом. Плотность грунта засыпки — один из суще ственных факторов, определяющих работу тонкостенных кон струкций. Если первоначальная плотность песчаной засыпки недостаточна, грунт в процессе эксплуатации будет уплотняться, что может повлечь за собой провисание анкерных тяг и зависа ние над ними вышележащей засыпки. Усилия в анкерах при этом, как правило, значительно увеличиваются. Провисание тяг зачастую сопровождается смещением точки их прикрепления к лицевой стенке в сторону засыпки, вследствие чего консольный участок стенки испытывает реактивное давление грунта. В ре зультате происходит трансформация эпюры изгибающих мо ментов в стенке, при которой увеличиваются напряжения на ее консольном участке. Главная причина постепенного уплотнения грунтовой засыпки — разного рода эксплуатационные вибра ционные воздействия, источниками которых являются транспорт ные средства, перегрузочные машины и т. п., передвигающиеся и работающие на ее поверхности.
Возможность уплотнения песчаной засыпки при том или ином уровне вибраций зависит от ее относительной плотности. Взаимосвязь между плотностью песка и его способностью к вибрационному уплотнению изучал ряд исследователей [23, 52]. Введенное Н. Н. Масловым представление о «критическом ускорении» дае'т количественный показатель, с помощью ко торого можно судить о возможном виброуплотнении песка. Сопоставление критических ускорений с измеренными действи тельными ускорениями вибраций, создаваемых различными экс плуатационными факторами [11], позволяет рекомендовать мини мально необходимую плотность засыпки в зависимости от ха рактера вибрационных воздействий. Ниже приведены значения необходимой относительной плотности песчаной засыпки D, от вечающие некоторым типам средств механизации и транспорта, перемещающимся или работающим на ее поверхности:
|
|
Относительная |
|
|
плотность за |
Железнодорожные составы при скорости дви |
сыпки, не менее |
|
|
||
жения: |
|
0,7 |
до 20 км/ч .......................................................... |
||
» 10 |
» .......................................................... |
0,55 |
Грузовой автотранспорт при скорости движе |
0,5 |
|
ния до 50 |
к м / ч ...................................................... |
|
Портальные |
краны грузоподъемностью 5 тс |
0,4 |
Эффект воздействия вибраций на тонкие подпорные стенки может резко увеличиться в результате разуплотнения засыпки из-за нарушения грунтонепроницаемости стенок. Поэтому эф фективная грунтозащита — необходимое условие нормальной работы рассматриваемых конструкций при действии динами ческих нагрузок.
2* |
19 |
(
§ 3. Безанкерные стенки
Безанкерные тонкие подпорные стенки представляют собой простейшее устройство для поддержания вертикального про филя грунта или других сыпучих материалов. Диапазон их воз можного применения при средних качествах оснований опреде ляется свободной высотой стенок до 3—4 м. Используя различ ного рода разгружающие и экранирующие устройства, можно довести свободную высоту безанкерных стенок до 4,5—6 м, од нако при таких высотах экономически целесообразнее строить заанкерованные конструкции.
На рис. 8, а показана деревянная безанкерная стенка полуоткосного профиля свободной высотой 1,8 м, забитая в грунт на глубину 2,5 м. Стенка возведена из брусчатого шпунта тол щиной 18 см, скрепленного поверху парными схватками и вен чаемого деревянным кордонным брусом. Схватки служат для выправления возможной криволинейное™ стенки в плане и при дания ей необходимой продольной жесткости. Кордонный брус, снабженный пазом для установки на гребень свайного ряда, крепится к нему металлическими хомутами или накладками.
Деревянные стенки подвержены в зоне переменного смачи вания гниению, что делает их недолговечными и ограничивает область применения.
Безанкерная стенка, показанная на рис. 8, б, выполнена из железобетонного шпунта таврового профиля, установленного ребрами в сторону засыпки. Свободная высота стенки 3 м; ши рина шпунтовых свай 1,6 м при толщине полок всего 10 см.
Рис. 8. Безанкерные стенки
а — деревянная; 6 — железобетонная
20
Шпунт погружен методом под |
|
|||||||
мыва в мелкозернистый песча |
|
|||||||
ный грунт основания на глу |
|
|||||||
бину 4 м. Отсыпанная за стен |
|
|||||||
ку |
разгружающая |
каменная |
|
|||||
призма, прикрытая щебеноч |
|
|||||||
ным обратным фильтром, су |
|
|||||||
щественно |
снижает |
распорное |
|
|||||
давление |
грунта |
и |
избавляет |
|
||||
от |
необходимости |
устанавли |
|
|||||
вать |
грунтозащитные нащель- |
|
||||||
ники. Кордонная железобетон |
|
|||||||
ная |
|
балка |
забетонирована |
|
||||
в плитах-оболочках, что при |
|
|||||||
дает ей хороший внешний вид. |
|
|||||||
|
Оригинальная |
конструкция |
|
|||||
тонкой подпорной стенки, ко |
|
|||||||
торая |
может |
выполняться как |
|
|||||
в безанкерном, так и в заанке- |
Рис. 9. Стенка типа «Panasol» |
|||||||
рованном |
варианте, |
разрабо |
||||||
1 — анкерная тяга |
||||||||
тана и внедрена в строитель |
||||||||
|
||||||||
ство французской фирмой «Pa |
||||||||
nasol». Конструкция |
(рис. 9) |
состоит из опорных и пролетных |
||||||
плит, |
стыки |
между |
которыми |
заливаются бетоном. Опорные |
плиты заглубляются в основание на 3—4 м, а пролетные пли ты — примерно на 1 м. Плиты устанавливаются в специально отрытую траншею, свободные полости которой заполняются рас твором. Толщина пролетных плит составляет 35 см. Такие кон струкции были использованы, в частности, при строительстве 35-этажных зданий для образования подпорных стенок свобод ной высотой до 7—8 м.
Следует отметить, что в общем объеме работ по возведению тонких подпорных стенок удельный вес безанкерных конструк ций чрезвычайно невелик. Это объясняется узостью диапазона свободных высот, при которых они могут конкурировать с заанкерованными стенками по экономичности. При одной и той же свободной высоте необходимая глубина погружения безанкер ных стенок в грунт основания по крайней мере в 1,5 раза больше, чем заанкерованных, что зачастую существенно затруд няет строительство. Применение безанкерных стенок может оказаться целесообразным, в частности, в тех случаях, когда сечение заанкерованной стенки для аналогичных условий при ходится увеличивать конструктивно из соображения ее долго вечности.
По сравнению с заанкерованными стенками безанкерные стенки обладают гораздо большей деформативностью, что сле дует учитывать при размещении на них рельсовых путей и дру гих коммуникаций.
21