Файл: Автоматическое управление газотурбинными установками..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
а также их взаимодействие между сооои налагают существенные ограничения на процесс управления.
Вернемся к основной технологической схеме газоперекачиваю щего агрегата и рассмотрим работу его отдельных узлов.
Валоповоротное устройство (рис. ІѴ.З), служащее для преодоле ния трения покоя и приведения во вращение осевого компрессора
итурбины высокого давления в процессе пуска, представляет собой двухступенчатый редуктор с большим передаточным отношением (1440 : 12). Первую ступень редуктора образует червячная пара 1, обладающая большим передаточным отношением, вторую — шестер ня-гайка 3, расположенная на одном валу 2 с червячной шестерней,
ишестерня, насаженная иа вал турбо
компрессора. Приводом валоповоротно- |
|
|
|
|
|||||||
го устройства служит асинхронный дви |
|
|
|
|
|||||||
гатель мощностью несколько киловатт. |
|
|
|
|
|||||||
Шестерня-гайка имеет возможность |
|
|
|
|
|||||||
перемещаться по |
винтовым выступам |
|
|
|
|
||||||
вдоль |
оси |
вала |
и |
при этом |
входить |
|
|
|
|
||
в зацепление с шестерней турбокомпрес |
|
|
|
|
|||||||
сора или выходить из него в зависимости |
|
|
|
|
|||||||
от направления вращения вала. При |
|
|
|
|
|||||||
включении |
двигателя валоповоротиого |
Рпс. |
IV.3. |
Схема |
валопово |
||||||
устройства |
вал |
начинает |
вращаться |
||||||||
|
ротиого |
устройства. |
|||||||||
и как бы ввинчивается в шестерню- |
|
в сторону |
ведомой |
||||||||
гайку, |
благодаря |
чему |
она |
перемещается |
шестерни. При реверсировании двигателя вал начинает вывинчи ваться из шестерни-гайки и выводит ее из зацепления.
Шестерня-гайка соединена с расположенной вне корпуса рукоят кой 4 валоповоротиого устройства, которая при перемещении ше стерни-гайки поворачивается на некоторый угол, перемещая при этом штифт конечного выключателя 5 валоповоротиого устройства ВК ВПУ таким образом, что в исходном положении замкнут его раз мыкающий контакт 6. После ввода шестерпи в зацепление замыкается контакт 7, а при промежуточных положениях шестерни-гайки оба контакта разомкнуты.
Как уже отмечалось, скорость, сообщаемая валоповоротным устройством ротору, мала (—42 об/мин). После запуска турбодетан дера скорость ротора увеличивается и шестерня-гайка выходит из зацепления. В этот момент двигатель ВПУ должен быть реверси рован, для того чтобы облегчить возврат шестерни-гайки в исходное состояние, после чего двигатель отключается. Несмотря на наличие пружинных захватов, предназначенных для удержания шестернигайки в исходном состоянии, необходимо предусматривать автома тический возврат ее в это положение с помощью двигдтеля ВПУ во всех случаях, когда она начинает самопроизвольно перемещаться в направлении ведомой шестерни.
Условия работы валоповоротиого устройства могут быть описаны с помощью логической функции нескольких переменных, которая,
139
как указывалось выше, должна охватывать все частичные условия, выраженные либо через логическое произведение, либо через логи ческую сумму переменных. Выходной сигнал Уг (рис. IV.4) для включения ВПУ на движение в зацепление іі на вращение вала ТВД может возникнуть только при одновременном выполнении следу ющих условий (совпадении следующих событий).
1.Подана команда на включение ВПУ. При ручном пуске эта команда возникает от поворота ключа управления Кл ВПУ в поло жение «Включить», чему соответствует сигнал А г При автоматическом пуске включение ВПУ должно произойти (в соответствии с устано вленной последовательностью пусковых операций) после открытия крана 1 (сигнал А'2) и закрытия крана 4 (сигнал X 3) при наличии общего сигнала А4 на автоматический пуск А 77.,Сигнал о положении кранов может быть получен от сигнальных реле (1РО и 4РЗ) или непосредственно от их конечных включателей (10 я 43). Таким обра зом, совокупность условий, обеспечивающих возникновение команды на включение ВПУ, запишется в виде
2.После включения ВПУ замкнется коптакт конечного выключа теля ВК ВПУ1 (сигнал Х ь), через который удерживается во вклю ченном состоянии пускатель ВПВ.
3.Давление масла смазки достигло необходимой величины, т. е. обеспечена смазка подшипников. Этот сигнал (А0) может быть за менен равнозначным ему сигналом о том, что включена защита по давлению масла смазки ЗМС.
4.Не вращается ротор компрессора. Этот сигнал, предотвраща ющий ВПУ от поломки, может быть получен или от тахометра (сиг нал А3 ДМО) или косвенно: по отсутствию давления воздуха за осевым компрессором (сигнал А7 РДВ). Выбор того или иного сиг нала или использование обоих сигналов определяется надежностью каждого пз них и субъективными данными конструктора: его опытом,
склонностью к применению той или иной аппаратуры и т. д.
5. Нет команды на отключение ВПУ от ключа управления Кл ВПУ (сигнал А 10) или от; ключа снятия напряжения Кл ОВПУ (сигнал Ад).
6. Нет сигнала о реверсе двигателя ВПУ. Этот сигнал (У2) может быть получен от замыкания блок-контакта пускателя‘777777.
Совокупность перечисленных условий может быть выражена сле дующим уравнением:
Уг = (Ах + А2А3А4 + А6) а Д 7З Д Х 10? 2.
Появление выходного сигнала У 2 на реверс ВПУ, вывод валоповорота из зацепления и возвращение в исходное состояние с одно временным отключением двигателя при этом возможно, если: 1) нет сигнала на включение ВПУ, 2) нет сигнала А9 от ключа общего выключения ВПУ, 3) ВПУ не находится в начальном положении,
140
а |
в |
АП-ІЗ-40
ІЗГП
40^
АП
ВКВПУІ
-жпР ІО~п
КлОВПУ
КлВПУ
Рис. IV.4. Схема управления валоповоротным устройством.
а— структурная; ö — на контактах реле; на алементах; в — «Логика М», г — «Логика Т».
т. е. нет сигнала Хх1 от конечного выключателя В К ВПУ2. При этом
условие реверса ВПУ запишется в виде Y 2 |
= X iX 11Y 1. |
|
|
|
Таким образом, без уточнения типа логических элементов схема |
||||
управления ВПУ, реализующая логические |
функции |
и У2, |
со |
|
стоит из пяти элементов (см. рис. |
IV.4, а). |
ч |
|
осо |
Релейно-контактная схема (рис. |
IV.4, б) |
имеет некоторые |
бенности по сравнению со структурной. Так, в связи с тем, что сиг нал Х 9 (Кл ОВПУ) действует и при включении двигателя на движе ние муфты ВПУ в зацепление, и при реверсе двигателя, ключ ОВПУ устанавливается в цепи питания схемы управления пускателями двигателя таким образом, что с его помощью полное отключение ВПУ производится путем обесточивания всей схемы. Вторая осо бенность заключается в том, что в схему ВПУ вводится дополни тельное реле отключения ВПУ (реле ВПО), которое является релеповторителем, размыкающим контакт конечного выключателя начального положения ВПУ, так как этот сигнал должен использо ваться в других схемах. Кроме того, в бесконтактной схеме вместо
сигналов 10 и 43 используются сигналы 13 и 40, которые, очевидно, равнозначны.
При построении схемы на магнитно-диодных элементах «Ло гика М» (рис. IV.4, б) во входных цепях усилителей приходится уста навливать дополнительные элементы. Это обусловлено малым входным сопротивлением усилителей (в связи с чем невозможно одновременно подсоединять на выход элемента входы усилителя и другой логический элемент).*
Для повышения надежности отключения ВПУ снгпал ключа ОВПУ лучше подавать на выходные элементы, которые в этом случае должны реализовать (выполнять) функции «запрет», так как при такой схеме укорачивается путь сигнала ОВПУ. Возможно, как и в схеме на контактных реле, с помощью ключа ОВПУ снять напряжение питания с обмоток пускателей, что повысит надежность отключения (даже при выходе из строя элементов или усилителя), но это не всегда оправданно, так как в подобном случае в щит логи ческих устройств придется завести провода с высоким напряжением, что снизит общую надежность схемы.
Схема ВПУ, приведенная на рис. IV.4, г, требует несколько большего числа логических элементов. Это связано с тем, что серия «Логика Т» включает в себя только один тип логического элемента — универсальную ячейку «или — не», причем число входов ячейки ограниченно. В остальном она подобна схеме на элементах «Ло
гика М».
Управление турбодетандером
Пусковая турбина, или турбодетандер, предназначена для при дания валу осевого компрессора скорости вращения, при которой
* Элементы «запрет» можно не устанавливать, если применять реверсивные пускатели, в которых действует взаимная блокировка (магнитная или электри
ческая) от одновременного срабатывания.
142
осуществляется зажигание топлива в камере сгорания. .Она «помо гает» турбине высокого давления до тех пор, пока последняя не смо жет самостоятельно вращать компрессор. Турбодетандер предста вляет собой расширительную турбину. Рабочим телом для нее служит природный газ, который поступает в турбину через краны 11 и 13 (рис. IV.5), а затем выбрасывается в атмосферу. Пусковая турбина соединяется с валом осевого компрессора с помощью зубчатой пары, шестерня которой, управляемая гидравлическим сервомотором или электродвигателем, может перемещаться в осевом направлении.
Рис. IV.5. Схема узлов управления турбодетандером.
При гидравлическом управлении командный импульс поступает на электромагнит 1, который перемещает управляющий золотник 2 таким образом, что масло начинает поступать в правую от поршня полость сервомотора 3, а левая полость соединяется со сливом (линии слива не показаны). Поршень начинает перемещаться влево, и про исходит зацепление зубчатой пары 4, 5. Полному зацеплению соот ветствует такое положение поршня сервомотора, при котором сред нее отверстие открывается и масло начинает поступать под поршень сервомотора 6 крана 13. Таким образом, кран 13 может открыться только тогда, когда турбодетандер находится в зацеплении.
При обесточенном электромагните управляющий золотник воз вращается пружиной в исходное положение, правая полость серво мотора 3 соединяется со сливом, а в левую начинает поступать масло. Поршень сервомотора перемещается вправо, турбодетандер выходит из зацепления, а отверстие, через которое масло поступает под поршень сервомотора 6 крана 13, закрывается. Имевшееся в этом сервомоторе масло сливается через управляющий золотник, и кран 13 закрывается. Следовательно, выход турбодетандера из зацепления автоматически приводит к закрытию крана 13. Такая жесткая связь между положением муфты турбодетандера и краном 13 служит для
143
iB> |
О |
АО
б
13ВНР 130
— о о -
КлВР КлІЗ
I I I
О I о -1-
♦ I 1
IJ ВИЗ
-fl-Q-
змгк
Рис. IV.6. Схема управлениятурбодетандером . при гидравлической системе регулирования.
а — na контактных реле; на элементах: б — «Ло
гика М», в — «Логика Т».