Файл: Автоматическое управление газотурбинными установками..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходит из строя, если продолжительность включения превышает 1,5—2 мин. Теоретически это время в несколько раз (раз в 10) больше времени перестановки краиа, однако из-за недостаточной надежности край часто не переставляется. Для предотвращения выхода из строя соленоидов приходится прибегать к специальным схемам защиты, контролирующим продолжительность нахождения соленоида под током.

В процессе эксплуатации возможны случаи обрыва цепи управле­ ния соленоидом. Причины обрыва могут быть самыми разными, однако наиболее вероятны и чаще других встречаются обрывы обмотки соленоида и потеря контакта в конечном выключателе. Готовность краиа к работе должна быть весьма высокой, особенно у тех крапов, которые переставляются при остановке агрегата и пре­ кращают доступ газа в камеру сгорания и в нагнетатель. Поэтому схемы управления предусматривают контроль целости цепи тех соленоидов, которым предстоит включаться: соленоидов открытия для закрытых крапов и соленоидов закрытия для открытых.

Проводятся большие работы по усовершенствованию систем управления краном. Создан узел управления ЭПУУ-3 с соленоидами, потребляющими значительно меньшую мощность (15 вт) и способ­ ными находиться под током длительное время. Разработай бескон­ тактный конечный выключатель для крана (БДПК), обладающий рядом несомненных преимуществ. Однако в настоящее время их распространение и влияние на схемы управления невелико и ска­ жется в полной мере лишь в будущем.

Принцип перестановки всех кранов обвязки турбины и нагнета­ теля аналогичен, различие заключается только но входных сигна­ лах, что связано с особенностью технологии запуска и остановки ГТУ, а не с управлением самими кранами, поэтому естественно схемы управления всеми кранами делать идентичными. Такой подход с уче­ том того, что аппаратура управления кранами составляет не менее половины схемы управления ГТУ, создает определенные удобства

при

эксплуатации. В

этом случае закон управления краном

(рис.

IV.14) может быть выражен в виде

 

Y x= (ХхХ г+ Х 3) Рхг хХ , Х ь+ УгХз,

 

 

zx=

У2х 7х 8,

 

Г2 = (Х2Х 6+

Р2) ЪзХь + ГзХ1,

 

 

Z2= Y хХх0Ххх,

где X, Р, Z — сигналы:

Х в — ключа управления крана соответ­

ственно на его открытие и закрытие (или наоборот, если в про­ цессе пуска агрегата кран закрывается), Х 2 — ключа выбора ре­ жима Кл ВР (сигнал имеется в положении ключа «Ручной режим»),

Х 3 — на перестановку крана при

автоматическом пуске (практи­

чески во всех схемах это сигнал АЛ),

Х й — аварийной остановки АО,

11 Заказ 588

161


Кл.ЗР

Х 6 — длительного включения ДВ соленоида крана (появляется при

нахождении любого

соленоида под напряжением дольше

30

сек),

Хі, Х10 — конечных

выключателей, сигнализирующих

о

полном

открытии ВКО и закрытии В КЗ крана (или-наоборот,

если

кран

при пуске закрывается), конечные выключатели размыкаются при

проходе крана

в соответствующее положение, Х3, Х 1± — обрыва

цепи соленоида

открытия и закрытия (или наоборот) крана, при

обрыве цепи соленоида мультипликатора появляются оба сигнала, Р г — выполнения предыдущей операции при пуске ГТУ, Р 2 — ава­ рийной остановки АО или выполнения предыдущей операции при нормальной остановке агрегата или при пуске, если в процессе пуска кран возвращается в исходное состояние, Z x, Z2 — показы­ вающие, что цепь соленоида крана к соответствующей операции подготовлена (ЦОП, ЦЗП).

Благодаря таким взаимоисключающим сигналам может вклю­ чаться только тот соленоид, который обеспечивает выполнение пред­ стоящего алгоритма — пуска или остановки ГТУ. Для примера даны схемы управления кранами 12 и 9.

Приведенные схемы (см. рис. IV.14) несколько различаются: в схемах на бесконтактных элементах нет явно выраженных сигна­ лов подготовки соленоидов к выполнению соответствующей опера­ ции [Zx, Z 2), включающих .в себя сигнал взаимной блокировки. Кроме того, здесь нет цепи блокировки сигнала включения (цёпи

Рис. IV.14. Схема

управления краном.

а — im контактных реле; на элементах:

S — «Логика М», в «Логика T».

 

И*

іез


памяти). Это вызвано тем, что при автоматическом пуске или оста­ новке агрегата входные сигналы и так действуют в течение всего времени перестановки крана. При ручном управлении, которое не является основным, это требование практически не доставляет неудобств обслуживающему персоналу, так как только в двух слу­ чаях, а именно при управлении кранами 1 (2) и 3, ключи управле­ ния требуется держать в нажатом состоянии более 1—2 сек.

Что касается операции подготовки (Z1, Z2), то в этих схемах она решается одновременно для всех соленоидов, участвующих в пуске и в остановке с помощью реле: «ПускьРП, «Агрегат в работе» РАР и «Аварийная остановка» АО. Конечно, можно было бы пойти по пути, избранному при построении релейно-контактной схемы. Однако в этом случае в каждую схему управления краном при­ шлось бы устанавливать по два контактных реле с отдельными схе­ мами для управления ими. Это решение усложнило бы схему, не дав выигрыша в надежности.

Как видно из приведенных схем (см. рис. IV.14, б, в), цепи со­ леноидов, участвующих в процессе пуска, подключаются к источ­ нику напряжения питания только на время пуска. Это осуще­ ствляется с помощью контактов реле пуска РП. После окончания пускового периода или при аварийной остановке эти соленоиды обесточиваются. Другие соленоиды кранов, наоборот, при пуске обесточены, а подключаются к -источнику питания только после появления сигнала окончания пускового периода ОПП или при аварийной ситуации (сигнал АО). Такое решение принято с целью повысить надежность прохождения пуска и остановки и уменьшить вероятность выхода из строя усилителей и соленоидов кранов.

Для набивки кранов смазкой перед запуском ГТУ в цепи управле­ ния соленоидов СМ и СЗ (или СО, если кран перед пуском открыт) вводится сигнал от ключа управления мультипликаторами Кл УМ. При пуске и остановке ГТУ этот ключ не оказывает влияния на функцию управления кранами.

Г л а в а V. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ ВРАЩЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

Режимы компрессорных станцпн II схемы включения агрегатов

Компрессорная станция должна непрерывно поддерживать по­ стоянное максимальное давление газа на выходе независимо от по­ требления. Иными словами, компрессорная станция должна пере­ качивать столько газа, сколько его необходимо потребителю в ка­ ждый момент времени, с учетом обеспечения оптимальных режимов газопровода. При течении газа по трубопроводу происходит потеря давления газа, которую можно представить следующим уравне­ нием (без учета разности высот между конечными точками трубо­ провода):

где V — скорость

газа в

трубопроводе; L — длина; d— диаметр

трубопровода;

X — коэффициент трения;

2 ё — сумма местных

сопротивлений

(в коленах,

запорной и регулирующей арматуре);

у — плотность

газа;

g — ускорение силы

тяжести.

При стационарном течении, величины, стоящие в скобках, можно принять постоянными:

Тогда формула потери давления запишется в следующем виде:

р = Си2у.

Мощность, необходимая для транспортировки газа по трубопро­ воду,

У

где 6?г — массовый расход газа.

165


Учитывая, что при стационарном течении газа массовый расход пропорционален произведению скорости на плотность:

&г = с1ѵУі

аплотность пропорциональна давлению:

У= с 2р ,

формулу мощности можно записать в следующем виде:

дГ

pGr

CvZyGr

CG*

CG?

G?

^ ~

у

у

cf ya

cfc2p2 ~

p2 •

Анализ полученной формулы приводит к выводу, что с точки зрения затрат мощности на перекачку выгодно увеличивать давле­ ние газа в трубопроводе. Однако максимальное давление ограни­ чивается прочностью труб. Поэтому в реальных эксплуатационных

Рлс. Ѵ.1. Схема стабилизации давления двумя последовательно включенными нагнетателями.

условиях стремятся поддерживать давление газа на выходе станции на максимальном допустимом уровне при переменных расходах.

Обратимся снова к формуле мощности N = pGr/y. Станция должна развивать мощность, соответствующую расходу газа и перепаду давления. Многообразие режимов перекачивания при неравномер­ ном потреблении газа не может быть обеспечено одной газотурбин­ ной установкой ограниченной мощности. Поэтому применяют раз­ ные схемы их включения.

Последовательное соединение нескольких ГТУ применяют, когда при заданном расходе одна установка не может обеспечить нужного перепада давления на станции из-за ограниченной мощности. Для надежной и экономичной работы каждой ГТУ необходимо распреде­ лить нагрузки. Для этой цели может служить схема соединения машин (рис. Ѵ.1), обеспечивающая постоянное давление на выходе при равномерном распределении нагрузки на агрегаты. Схема со­ стоит из измерителя давления ЯД, задатчика давления ЗД и сумми­ рующего устройства, на выходе которого формируется ошибка рас­ согласования Ар = р 0 р. Ошибка Ар поступает на селектор С, в котором происходит ее разделение на две равные уставки ско~ рости ух и у2.

166