Файл: Автоматическое управление газотурбинными установками..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Конкретная расшифровка векторно-матричного уравнения (1.6) дана в гл. V. Задача устойчивости и качества системы, которая имеет математическое описание (1.6), хорошо разработана и доведена до инженерных рекомендаций. Но здесь опять сталкиваемся с неко торыми трудностями при расчете систем стабилизации, имеющих высокий порядок, а именно к таким системам относится газовая турбина. Поэтому, как правило, математическое описание, даже линейное, стараются еще больше упростить, понижая порядок системы дифференциальных уравнений. Все упрощения, конечно, нуждаются в достаточном инженерном обосновании.
Дополнительные трудности возникают, когда задана некоторая область режимов стабилизации, которые приходится рассчитывать
.уже для нескольких рабочих точек. Следовательно, математически расчет режимов стабилизации сводится к исследованию нескольких идентичных систем линейных дифференциальных уравнений с по стоянными коэффициентами. Как указывалось, решение данной задачи доведено до инженерных приемов и рекомендаций.
С инженерной, практической, точки зрения решение ^задачи стабилизации облегчается тем, что все промышленные и специально созданные регуляторы имеют широкий диапазон настроек пара метров. Поэтому упрощения математического описания турбины, приводящие к отклонению реальных процессов от расчетных, легко учитываются при настройке 'регуляторов. С математической точки зрения необходимо определить погрешности решений при замене нелинейной системы линейной. Практически этого не делают, так как наличие различных настроек в регуляторах позволяет компенси ровать погрешности. Качество системы стабилизации определяется моделированием при проектировании и проверяется при натурных испытаниях машин.
Проиллюстрируем все сказанное выше графически на примере управления температурой перед ТВД, т. е. температурой камеры сгорания. В процессе пуска ограничивается скорость нарастания температуры перед ТВД из условия допустимых термических и механических напряжений на лопатках и диске рабочего колеса. Ограничивается и сама температура также из условий надежности работы лопаточного аппарата. Возьмем пространство состояний, образованное координатами Ѳі и d&i/dt — 0 j (рис. 1.9). Проведем
линии ограничений 0 ^ Ѳ4 ѲІтах и Ѳ 0 j Ѳ1тах. Получим
замкнутую область ABCD, за пределы которой координаты Ѳ j и Ѳх не могут выходить. Но траектории изменения этих координат могут находиться на границе области, т. е. на линиях ВС и CD. Зададим
в пространстве состояний при |
£0 = 0 начальное значение темпера |
|
туры камеры сгорания |
Ѳ1 = |
Ѳ і п Ѳ 1= 0 (точка 1 на рис. 1.9, а) |
и при П — конечное Ѳг = |
Ѳ^и Ѳі = 0 (точка 2). Следует найти такое |
управление и (t), т. е. закон изменения положения регулирующего клапана, чтобы точки 1 и 2 соединились некоторой траекторией, не выходящей за пределы замкнутой области. Примером может
22
служить траектория 1, а, Ь, с, 2. Следующая задача заключается в стабилизации температуры в точке 2. Строгое математическое
решение управления пуском показано на рис. 1.9, а. |
|
Рассмотрим теперь решение управлением параметрами Ѳх |
и Ѳ1 |
в инженерном плане. Возьмем пространство состояний |
(см. |
рис. 1.9, б). В отличие от предыдущей задачи, начальное и конечное состояния задаются не точками, а соответственно отрезком 1 и областью 2. Ограничения задаются не линиями, а некоторыми
областями ДѲ-! и AG^. Траектория, соответствующая этим ограни чениям, показана линией а, Ъ, с, d.
Ценным свойством данной траекто рии является то, что в полосах ДѲХ
и ДѲі движение может быть любым, лишь бы оно не выходило из этих полос. Так как на движение внутри полос не накладывается ограниче ний, то реализация его значительно упрощается. Стабилизацию темпера туры теперь следует проводить не
вточке, а в некоторой области. Движение координат в области также может быть любым. Это зна чительно облегчает задачу стабили зации.
Отметим еще одно отличие тех нического решения задачи от мате матического. Математическое реше ние не допускает выхода траектории за область ограничений. В техниче ских системах такой выход возможен
ваварийных ситуациях. Поэтому техническая система должна преду
сматривать устройства, вступающие в действие после нарушения ограничений. Обычно выход координат газовой турбины за область ограничений влечет за собой ее аварий ную остановку. В аварийном режиме
системы управления и стабилизации работают в режимах быстрых отсечек (например, быстрое закрытие регулирующего клапана и быстрый сброс рабочего тела, имеющего большую энергию, путем открытия сбросных клапанов).
Турбина имеет не одну координату управления, а несколько.
Поэтому |
области |
и процессы рассматриваются не на плоскости, |
а в многомерном |
пространстве. Но существо вопроса от этого не |
|
меняется. |
Следовательно, выбрав разумные области ограничений |
и стабилизации, можно создать качественные и достаточно простые
23
системы управления. Выбор областей ограничений — задача не такая простая, как кажется на первый взрляд. Она зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов. ,
Нами было рассмотрено управление основным процессом преоб разования энергии в турбине. Но управлять следует и вспомога тельными механизмами. Управление ими значительно проще и сводится к их включению или выключению в определенной после довательности, которая может быть задана в программно-временной или пооперационной форме (последующая операция выполняется после совокупности предыдущих). Могут быть применены и комби нированные способы управления.
Из приведенных рассуждений, очевидно, ясна цель автоматиче ского управления: осуществлять перевод ГТУ из одного режима на другой без нарушения ограничений, накладываемых на коорди наты; стабилизировать параметры в окрестностях заданных режцмов; строго соблюдать последовательность операций при пусках и оста новках; предотвращать развитие аварийных режимов; непрерывно или дискретно контролировать работу наиболее ответственных узлов и сигнализировать об отклонениях от их нормальных режимов.
Г л а в а II. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫМИ КОМПРЕССОРНЫМИ СТАНЦИЯМИ
Функции подсистем управления
Управление любым производственным агрегатом или процессом требует знания закономерностей и взаимных связей, присущих этому агрегату или процессу. Управление турбиной разбивается на два этапа: пуск (или остановка) и стабилизация некоторых пара метров. Система управления газотурбинной установкой может быть разделена на ряд подсистем, некоторые из них перечислим ниже.
1. Подсистема пуска и остановки турбины с включением и выклю чением нагнетателя из газовой сети, осуществляющая практически все операции по заранее заданной программе.
2.Подсистема стабилизации скорости вращения нагнетателя или давления за нагнетателем.
3.Подсистема защиты турбины от аварийных режимов и непра вильной реализации программ, действующая как в пусковых режи
мах, |
так и в режиме стабилизации. |
4. |
Подсистема контроля основных параметров газотурбинной |
установки и состояния отдельных агрегатов, без которой невозможна работа предыдущих трех подсистем. Более того, первые три под системы обязательно содержат элементы четвертой.
Первые три подсистемы содержат целый ряд общих звеньев.
1.Измерительные звенья, являющиеся одновременно элементами подсистемы контроля.
2.Логические звенья, в которых происходит переработка инфор мации, полученной в результате измерений, и формирование команд управления.
3.Исполнительные звенья, служащие для приведения в действие
органов управления турбиной (регулирующий и стопорные клапаны, задвижки на трубопроводах обвязки и. т. д.).
4. Усилительные звенья, необходимые для усиления по мощности сигналов управления, формируемых в логических звеньях.
Рассмотрим коротко назначение перечисленных звеньев.
25
PI з м е р и т е л ь н ы е з в е н ь я снабжают непрерывной или
.дискретной информацией другие подсистемы и поэтому должны
учитывать их специфику. |
1 |
Подсистема стабилизации, поддерживающая значение какого-либо параметра на определенном уровне или изменяющая этот параметр по заданной программе, требует пропорциональных измерительных звеньев. Такие звенья непрерывно фиксируют отклонения пара метра от заданного уровня и величину этого отклонения. Пропор циональные измерительные звенья могут иметь линейные и нели нейные статические характеристики и могут быть инерционными и безынерционными. Предпочтение отдается безынерционным изме рительным звеньям с линейными статическими характеристиками.
Для подсистем пуска и защиты, осуществляющих перевод газо
турбинной установки из одного характерного состояния в другое, |
|||
ІйІХОО |
требуются |
измерительные |
|
устройства |
дискретного |
дей |
|
|
ствия. Такие звенья выдают |
||
|
сигнал только при определен |
||
|
ных значениях контролиру |
||
|
емого параметра. Статическая |
||
|
характеристика выход — вход |
||
|
измерительных звеньев |
ука |
|
занных двух типов различна |
||
вход |
(рис. |
II.1). |
|
Рпс. II.1. Характеристики датчиков про |
Л о г и ч е с к и е |
з в е н ь я |
|
порционального (а) и релейного (б) дей |
в подсистеме стабилизации, |
||
ствия. |
как |
правило, |
выполняют |
|
функции непрерывного огра |
ничения или сравнения заданных значений параметров с их текущими значениями. Разность между заданным значением некоторой величины и ее текущим значением называется ошибкой рассогла сования или просто ошибкой. Величина и знак ошибки используются в качестве управляющих воздействий, Ограничивать и сравнивать можно электрические напряжения или токи, механические усилия и их производные. Подробно логические звенья непрерывного дей ствия рассматриваются в гл. V.
В подсистемах пуска и защиты логические звенья выполняют функции сравнения состояний агрегатов с заданными програм мой или техническими условиями. При совпадении состояний логи ческие звенья вырабатывают сигналы, разрешающие включение (или отключение) отдельных агрегатов или продолжение техноло гической операции. При несовпадении состояний логические звенья вырабатывают сигналы, запрещающие продолжение технологиче ского процесса, или аварийные сигналы, вызывающие остановку агрегатов. Следовательно, в данных подсистемах логические звенья перерабатывают дискретную информацию и выдают диск ретные команды, на основе которых меняется состояние агре гатов.
26