Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
очередь лунная кабина состоит из посадочной и взлетной ступе ней. Посадочная ступень остается на поверхности Луны.
Всостав лунной кабины входят следующие основные системы
иагрегаты:
—двигательная установка;
—система жизнеобеспечения;
—система навигации, наведения и управления угловым дви
жением;
—бортовая цифровая вычислительная машина;
—радиосистема связи;
—энергетическая установка.
Система навигации, наведения и управления угло!вым движе нием включает в себя:
—инерциальный измерительный блок;
—телескоп для установки гиростабилизированной платфор мы по азимуту (для чего используются опорные светила);
—радиолокатор для определения скорости и высоты полета
лунной кабины у поверхности Луны;
— радиолокатор, обеспечивающий встречу лунной кабины
икомандного модуля на селеноцентрической орбите;
—двигатели стабилизации.
Пилотируемые космические корабли
для будущих межпланетных полетов
Рассматривая возможные варианты пилотируемых межпла нетных полетов, можно выделить три основные схемы:
1. Облет планеты назначения без посадки КК на ее поверх ность с возможной посылкой автоматического зонда на поверх ность планеты и последующим его возвращением на пилотируе
мый кк .
2. Орбитальный полет КК вокруг планеты назначения с вы сылкой автоматического зонда на поверхность планеты и его возвращением на пилотируемый КК.
3. Орбитальный полет вокруг планеты назначения и последу ющая посадка пилотируемого отсека КК на поверхность пла неты.
Сложность операций при реализации каждого последующего варианта существенно возрастает, что влечет соответствующее усложнение системы управления и оборудования. Наиболее цен ную информацию можно получить при орбитальном полете вокруг планеты или при посадке на нее.
Возможный состав основных датчиков межпланетных КК:
—датчики углового положения в пространстве (астронави гационный блок, локатор, гиростабилизированная платформа);
—датчик скорости;
—датчик местоположения;
—датчики определения расстояний;
18
—инерциальные и доплеровские приборы;
—лазеры;
—датчики системы жизнеобеспечения;
—датчики научно-исследовательской аппаратуры.
1.3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ НА БОРТУ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотренные в предыдущем разделе задачи требуют для своего решения определенных вычислительных средств, разме щаемых на борту КА. Первоначально эти средства были органи зованы таким образом, что в различных системах аппарата име лись свои автономные вычислительные устройства аналоговые или цифровые. Даже качественный анализ позволяет сделать вывод о том, что основным недостатком подобной организации вычислительных средств является ее низкая эффективность. Отдельные задачи, подлежащие решению на борту, должны быть реализованы через большие промежутки времени, например, коррекция траектории, предварительная обработка телеметриче ской информации и т. д., что снижает коэффициент использова ния аппаратуры и уменьшает ее полезную массу.
Принципиально новой организацией вычислительных средств на борту, устраняющей указанный недостаток и обеспечивающей высокую производительность, точность и надежность вычислений, является использование в качестве основного звена обработки информации и управления бортовой цифровой вычислительной машины.
Цифровая вычислительная машина (ЦВМ) является наибо лее совершенным средством автоматизации процесса вычисле ний. ЦВМ представляет собой (рис. 1.1) сложный комплексустройств, состоящий из следующих основных частей: процессо ра, запоминающего устройства, устройств ввода — вывода, устройства управления. Процессор предназначен для выполнения арифметических или логических операций. Запоминающие
устройства (ЗУ) обычно |
делят на |
внешнюю, оперативную |
|
и сверхбыстродействующую |
память. |
ЗУ предназначены для |
|
хранения программ, исходных данных для решения |
различных |
||
задач, промежуточных и окончательных результатов |
решения |
различных задач. Устройства ввода — вывода предназначены для ввода исходных данных, программ и выдачи результатов решения.
Устройство управления предназначено для координации рабо ты всех устройств ЦВМ при решении различных задач. Основной чертой ЦВМ является автоматическое управление, которое дости гается использованием устройства управления и программы вычислений, т. е. принципа программного управления. Одним из наиболее существенных преимуществ ЦВМ является то, что
19
Рис. 1. 1. Блок-схема цифровой вычислительной машины
переход к решению другой задачи требует лишь замены про граммы и исходных данных, необходимых для ее решения. Эта замена сводится к перемещению определенных массивов данных из внешней памяти в оперативную. В более сложных ЦВМ, когда в оперативной памяти хранится несколько программ, для пере хода на решение другой задачи достаточно передать управление новой программе.
Целесообразно выделить две области применения цифровых систем, используемых для решения задач на борту КА:
—обработка получаемых данных;
—управление КА.
Первая область применения характеризуется большим пото ком поступающих данных и относительно несложной обработкой. Во втором случае ЦВМ используется в контуре автоматического управления (рис. 1.2).
При помощи ЦВМ могут быть решены следующие основные задачи:
—управление пространственным положением КА;
—управление функционированием аппарата;
—контроль за состоянием экипажа;
—контроль за состоянием и работой систем КА;
—перестройка программы на борту при выходе отдельных элементов из строя;
—предварительная обработка экспериментальных данных (сокращает объем передаваемой в наземные центры инфор мации).
Эти задачи Можно разделить на две группы. Решение одной группы задач обеспечивает управление аппаратом, другой— позволяет оптимизировать процесс сбора и обработки различных экспериментальных данных, получаемых в процессе полета.
При создании БЦВМ необходимо учитывать следующие фак торы.
1. Возможность ввода в бортовую ЭВМ сигналов различных типов, как аналоговых так и цифровых.
20
2.Высокую производительность (вычислительных средств.
3.Возможность решения определенных задач в реальном мас штабе времени.
4.Гибкость системы математического обеспечения, позволяю щую наращивать число решаемых задач, количество каналов, ввода и вывода и объемы поступающей на обработку инфор мации.
5. Высокую надежность, малые |
массы и энергопотребле |
ние. |
' |
6.Возможность восстановления программы с Земли.
7.Наличие в БЦВМ, устанавливаемых на обитаемых КА„ удобных пультов общения операторов с вычислительной маши ной, обеспечивающих дублирование при управлении космическим, аппаратом.
Многолетний опыт создания цифровых вычислительных ма шин, используемых в наземных средствах обработки, подготовил, ту теоретическую базу, которая послужила основой для создания бортовых ЭВМ. Однако наличие на первых аппаратах автоном ных средств обработки оправдывается тем, что разработка бор товых вычислительных машин встретилась с существенными, трудностями: жесткие ограничения по массе при увеличения надежности.
Решение этой задачи представляло собой основную проб лему, и она могла быть решена лишь при разработке прин ципиально новых методов построения элементов. Успехи в микро миниатюризации, достигнутые в 1960—1970 г. позволили сделатькачественный скачок в этой области.
Рис. 1. 1. Блок-схема ЦВМ для автоматической обработки данных и управления
Существенное влияние на задачи, решаемые при помощи БЦВМ, и требования, предъявляемые к машине, оказывают прин ципы построения системы управления КА.
Вавтономных системах (рис. 1.3) основные задачи управле ния: навигация, управление движением, функционированием, оперативный контроль за состоянием аппарата и другие решаются на борту. На Землю периодически передаются резуль таты эксперимента и телеметрическая информация, характери зующая состояние аппарата. С Земли на борт могут переда ваться данные, уточняющие цели исследования или программу полета.
Вполуавтономных системах (рис. 1.4) наблюдается более тесная связь корабля с наземным центром обработки. В этом случае на Земле решаются основные наиболее трудоемкие зада чи такие, как определение местоположения аппарата, выработка исходных данных, необходимых для управления пространствен
ным положением аппарата, решение задач по анализу состояния аппарата в интересах управления и т. д. На бортовые средства в этом случае возлагаются такие частные задачи, как своевре менная выдача (на основании исходных данных, полученных с Земли) и распределение по системам команд управления, сжа тие телеметрической информации, передаваемой с борта в назем ный центр обработки, и т. д.
Рис. 1. 3. Функциональная блок-схема автономного |
управления |
КАГ |
||
осуществляющего сближение с другими КА: |
|
|
|
|
ДУ — двигательная установка; 1 — сигналы |
на ДУ управления |
КА |
как |
|
материальной точки; 2 — сигналы на ДУ |
управления |
угловым |
поло |
|
жением КА |
|
|
|
|
■к ДУ
12
Датчики |
Наведение |
|
антенны |
|
|
Н |
БЦВМ |
|
Управление |
|
|||
|
Управление |
|
|
|
|||||
|
|
датчиками |
|
|
|
|
передви- |
|
|
|
|
и контроль |
|
|
|
жением |
|
||
|
|
|
I |
|
Команды |
непосредствен |
|||
|
|
|
Телеметрия |
ного доступа |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
для номанд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
Земли |
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
■7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■Z |
7 |
Обработка |
Печать |
Научное |
|
|
||||
2 |
данных |
данных |
планирование |
|
|||||
на Земле |
и оценка |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
системы |
|
|
|
|
|
|
|
|
управления |
|
|
|
|
|
Визуаль - |
|
|
|
движением |
|
|
|
|
|
Управление |
|
|
||||
|
Оператор |
ное ото |
|
|
|||||
|
программой |
|
|
||||||
|
|
|
бражение |
|
|
||||
|
|
|
исследований |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
s) |
|
|
|
|
|
Рис. |
1. 4. Функциональная |
блок-схема |
полуавтоматической |
системы |
управления: |
|
|||
а — бортовая |
система; б — наземная |
система; |
1 — прием |
с |
Земли; |
2 — передача |
на» |
||
|
|
|
|
Землю; |
V — передача |
на КА; |
2' — прием с |
КА |
|
|
1.4 |
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ |
|
|
|
|
|||
|
УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ |
|
|
Перспективы развития бортовых средств управления и обра ботки информации определяются следующими четырьмя глав ными тенденциями, характеризующими развитие космических аппаратов и расширение области их применения:
— увеличением объема оборудования различного назначения,, устанавливаемого на КА, и объемов экспериментов, проводя щихся в процессе полетов;
— увеличением продолжительности активного существова ния КА;
23