Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Рис. 4. 10. Линия включения на ф азовой плоскости в полуавтоматическом реж име:
8ф , Еф — фазовые координаты ; 1 — зона дви
жения по инерции; 2 — зона включенной от рицательной тяги ; 3 — зона включенной поло жительной тяги ; 4 — линии включения; 5 — зо на нечувствительности ручки управления
на тренажере, показали, что оптимальным является квадратич ный закон формирования командных сигналов:
|
|
(1*® |
р |
- 2 )2 |
|
<oK= ^ s i g n ( 8 p) |
ор| - 2 - |
(4. 18) |
|||
|
|
Тде (Оцщ— максимальное значение командного сигнала в град/с;
бр — угол отклонения |
ручки управления (в градусах). |
Предусматривается два |
режима: нормальный при <вКт = |
= 20 град/с и точный при соит= 4 град/с. |
Логика цифрового автопилота обеспечивает два метода управ ления: прямое управление угловой скоростью и псевдоавтоматическое с плавным переходом от одного к другому. Благодаря этому обеспечивается сочетание быстрой реакции с высокой точ ностью управления.
Цифровой автопилот формирует стандартный цикл включе ния сопел с постоянной длительностью их включения тВКлОн также интегрирует разность Асо = «в—сок и, сравнивая ее с сиг налом гироплатформы, формирует ошибку ориентации; вычис ляет потребное время создания момента по данной оси в соот ветствии с формулой
где cty — измеренное угловое ускорение с учетом смещения нуля акселерометров;
^вкл — определяет направление потребного момента.
При резких отклонениях ручки управления на вход цифро вого автопилота поступает значительный сигнал и система рабо тает по методу прямого управления. Если | ^вкл | > т ВКл, то соот ветствующее сопло включается на полное время тВКл> а в течение последующей паузы снова вычисляется ^внл. Если | *вкл| < т вкл>. то сопло включается на время |^вкл|. Эта процедура повторяется
130
до тех пор, пока не наступят условия перехода к методу псевдо* автоматического управления. В качестве таких условий при
няты следующие:
1) Дсо соответствует повороту ручки управления на угол не более (2°) 0,035 рад (зона нечувствительности ручки);
2) сигнал ошибки становится меньше уровня сигнала паузы стандартного цикла автопилота.
Псевдоавтоматический метод реализует логику включения, определяемую линиями включения на фазовой плоскости, кото рые аналогичны линиям переключения точного закона при авто матическом управлении (рис. 4. 10). Этот метод обеспечивает точность ориентации в пределах зоны нечувствительности датчи ков гироплатформы по углу. При медленном отклонении ручки он используется с самого начала.
Экипаж лунного корабля имеет полную информацию о его движении. Кроме индикатора трехосной ориентации, на его борту есть приборы, указывающие горизонтальную составляющую ско рости, высоту, скорость снижения и тягу. Второй член экипажа может получить дополнительную информацию на индикаторе вычислителя в виде горизонтальной скорости, массы корабля и наклонной дальности до места посадки. Имеется возможность дросселировать главный двигатель вручную. Однако в целях раз грузки экипажа управление скоростью снижения производится вычислителем, что позволяет пилоту концентрировать внимание на управлении ориентацией и горизонтальном перемещении.
4.4. УТОЧНЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ В ПИЛОТИРУЕМОМ ПОЛЕТЕ
При длительных космических полетах необходимо периодиче ски уточнять ориентацию КК. Гиростабилизированная платформа (ГСП) может достаточно точно сохранить неизменным угловое положение относительно инерциальной системы координат в тече ние нескольких часов. Однако ввиду дрейфа гироскопов ориента ция ГСП все же изменяется, что требует периодической ее кор рекции.
Р и с. 4. 11. С хем а уточнения ориентации инерциального измерительного блока
5 * |
131 |
Уточнение ориентации может проводиться в полуавтоматиче ском режиме, когда отдельные операции выполняет космонавт, а остальные БЦВМ. На рис. 4. 11 приведена схема уточнения ориентации инерциального измерительного блока (ИИБ) в пило^- тируемом полете. Рассмотрим возможное разделение функций
между экипажем и БЦВМ.
Уточнение ориентации ГСП потребует от космонавта выпол нения координированных действий при работе с оптической системой в условиях невесомости и выполнения точного совмеще ния перекрестия астровизира с навигационными звездами (как правило, выбирается две навигационные звезды).
Обычно штатная оптическая система ориентации КК состоит из сканирующего телескопа с одной осью визирования и широ ким полем зрения, используемого для отыскания светила, и как вспомогательного устройства, секстанта с двумя линиями визирования и узким полем зрения [1, 5]. Сканирующий телескоп и секстант имеют по две степени свободы (могут поворачиваться вокруг двух осей, одна из которых перпендикулярна оптической оси) и конструктивно выполнены в виде блока, отъюстирован ного относительно базы, общей с инерциальным измерительным блоком. Например, на КК «Аполлон» режим работы оптики изменяется при помощи переключателей, установленных непо средственно под блоком оптических приборов, а ориентация линии визирования — при помощи рукоятки, позволяющей пово рачивать линию визирования с тремя различными скоростями. Этой рукояткой можно изменять углы вращения и тангажа или разворачивать оптическую ось сканирующего телескопа. Углы вращения и тангажа отсчитываются при помощц датчиков, сиг налы от которых преобразуются в цифровую форму и вводятся в БЦВМ.
Большую роль в процессе обмена информацией между БЦВМ и экипажем при уточнении ориентации играет табло и панель управления (ТПУ) с клавишным пультом. ТПУ отображает режим работы вычислительной машины. При помощи ТПУ эки паж получает необходимые сведения от БЦВМ и вводит в нее команды или константы.
Рассмотрим подробнее процесс уточнения ориентации ГСП с блоком инерциальных датчиков при движении КК на около земной орбите [5]. Предполагаются следующие условия работы:
—в памяти БЦВМ хранятся данные о конфигурации КК;
—стабилизация КК может осуществляться по выбору при помощи ручного управления, системы наведения и навигации или автоматической системы стабилизации и управления;
—в памяти БЦВМ заложены данные, характеризующие приближенно ориентацию стабилизированной платформы относи тельно опорной инерциальной системы координат.
Для обращения в БЦВМ к подпрограмме уточнения ориента ции блока инерциальных датчиков космонавт на пульте наби-
132
Рис. |
4. |
12. |
Обзор |
пространства |
оптической |
|
системой: |
|
|
|
|
|
|
1 — отсек |
экипажа; |
2 — угол |
обзора |
иллюминато |
||
ра |
(~ 9 0 |
); |
3 — угол обзора |
сканирую щ его те |
||
лескопа |
('"'4/f0o) ; |
4 — угол |
обзора |
секстанта |
||
( ~ 1 ,8 ’ ) ; |
5 — |
лаправление оси вращения оптиче |
||||
ском системы |
|
|
|
|
рает соответствующий код. При помощи мигающего индикатора БЦВМ обращается к космонавту с запросом о выборе режима уточнения ориентации. Если цель переориентации платформы состоит в совмещении осей платформы с осями инерциальной геоцентрической системы координат, то оператору следует ука зать требуемый код. Затем при помощи мигающего индикатора БЦВМ вновь обращается к космонавту с запросом, чтобы две выбранные навигационные звезды (всего в памяти БЦВМ хра нятся координаты 37 звезд) попали в поле зрения иллюмина тора. Одновременно задается код, соответствующий вызову подпрограммы, целью которой является слежение за углами карданова подвеса стабилизированной платформы. Следовательно, задача состоит в захвате сканирующим телескопом цели при одновременном маневре КК. Мгновенное поле зрения телескопа равно конусу с углом при вершине я/3 рад, а обзор можно про изводить в конусе, неподвижно ориентированном относительно
КК и имеющем угол при вершине я/2 |
рад (рис. 4. 12). |
При попа |
дании визируемых звезд космонавт должен ввести |
в БЦВМ |
|
сигнал. ТПУ высвечивает сигнал |
тревоги, если |
вращение |
КК приводит к выходу одной из визируемых звезд из угла обзо ра иллюминатора. После выбора второй звезды, разворота теле скопа и осуществления ее визирования в БЦВМ введены все данные, необходимые для вычисления матрицы разворота, кото рая используется при ориентации осей гиростабилизированной платформы импульсным приложением моментов. На ТПУ высве чиваются данные о требуемой ориентации карданова подвеса и значениях вычисленных углов поворота подвеса. Если оператор
133
согласен с полученными данными и не требуется визирования третьей звезды, то к датчикам момента гироскопов автоматиче ски подаются сигналы для изменения ориентации платформы с инерциальным измерительным блоком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белковиц, Хорриган, Уолш. Ручные методы определения параметров ор биты на борту космического аппарата. — «Воцросы ракетной техники», 1973,
ЛЬ 10. с. 64—80.
2. Дрейпер Ч., Ригли У. и др. Навигация, наведение и стабилизация в кос мосе. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», 1970, 363 с.
3. Невинс Дж. Л. Взаимодействие человека и вычислительной машины в системе навигации, наведения и управления космического корабля «Апол лон».— В кн.: Управление в космосе. М., «Наука», 1972, т. 2, с. 289—304.
4.Меньшов А. И. Космическая эргономика. М., «Наука», 1971, 295 с.
5.Хэнд. Уточнение ориентации стабилизированной платформы с помощью БЦВМ в пилотируемом космическом полете. — «Вопросы ракетной техники»,
1969, № 12, с. 52—66.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЦВМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АППАРАТА
5.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АППАРАТА И ЕГО СИСТЕМ
Для оценки состояния космического аппарата предназна чаются системы контроля. Объектами контроля являются отдель ные системы, технические устройства и живые организмы.
Вкачестве основных критериев, которые могут использо ваться при оценке систем контроля, являются параметры, харак теризующие достоверность системы контроля, время, затрачивае мое на оценку состояния аппарата, стоимость системы контроля.
Вкачестве параметров, характеризующих достоверность могут использоваться достоверность контроля Яд и вероятность ошибок первого и второго рода Я* и Я2.
Достоверность контроля определяется соотношением
Я= Р Ч - Р 2,
ДД 1 Д’
где Р\ — вероятность того, что аппарат исправен и система
контроля подтверждает это; Я2— вероятность того, что система контроля сигнализи
рует об отказе аппарата и аппарат в действительности отказал.
Обозначим вероятность ошибки в системе контроля через Я0, тогда
Ро— 1 Яд.
Существенное значение при оценке системы контроля имеет также время, которое затрачивается на обнаружение факта изме нения состояния аппарата и его систем. Достоверность контроля и время оценки, в свою очередь, оказывают существенное влия ние на стоимость системы контроля.
Основными задачами, которые ставятся перед системой кон троля, являются:
—анализ поведения систем аппарата в процессе испытания;
—контроль за правильностью функционирования систем
135