Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сжатие газа в компрессоре

Анализ процесса сжатия проведем по диаграммам р—ѵ и Т—S (рис. 76,а, б). Идеальным процессом неохлаждаемого компрессо­

ра считается адиабатическое сжатие 1—2 ад от начального давле­ ния р I до конечного р%

Удельную работу компрессора (затрачиваемую на сжатие 1 кг воздуха от давления р\ до давления рг) определим по уравнению сохранения энергии. Полагая процесс сжатия адиабатическим, получим

wj

WI

(190)

(*2.. - *і) +

 

 

 

191

или

/ад

где /ад

К

іѵ *

— удельная адиабатическая работа компрессора;

— массовая энтальпия заторможенного потока в нача-

ле и конце адиабатического сжатия.

Рг

Рйс. 76

Первый член в уравнении (190)

представляет собой удельную

работу адиабатического сжатия /”

= (/'

 

—г,).

Для ее опре-

сж

-^ад

 

(см. рис. 76, б).

деления можно воспользоваться диаграммой і—5

W \ W j

 

затраченной на увеличе­

Член ----- 2------1 соответствует работе,

ние кинетической энергии воздуха. При этом под W \ понимается скорость воздуха на входе в компрессор, а под w2,— скорость его на выходе из диффузора. Если торможение потока в диффузоре происходит до скорости, равной скорости воздуха на входе в ком­ прессор, то работа, затраченная на привод компрессора, будет рав­ на работе адиабатического сжатия

=

(190')

Действительный процесс сжатия сопровождается потерями, основными из которых являются потери на преодоление гидравли­ ческих сопротивлений. Работа, затрачиваемая на преодоление этих сопротивлений, необратимо переходит в тепло, и энтропия газа увеличивается (S2> S i). Поэтому температура газа в дейстзитель-

192


ном процессе сжатия будет выше, чем при адиабатическом сжатии до того же давления (Га > Г2. ).

Степень приближения действительного процесса сжатия к адиа­ батическому характеризуется адиабатическим к. п. д., равным отно­

шению адиабатического теплоперепада

 

(і > і\)

к действительно­

му (h — h)

4>д

С

£I

 

Т‘2

— 7,

 

у,ад _

.— ,

 

 

_

^ а л

1

 

д ад

 

1

(191)

 

/к ' іг - г, ~

Т2

 

Г,

 

 

 

В приближенном

равенстве

предполагается равенство средних

теплоемкостей ср

Г гад

 

г2

 

 

 

 

 

 

 

|

— ср | .

 

 

 

 

 

 

 

т,

 

7,

 

 

 

 

 

 

 

В выполненных конструкциях компрессоров^

0,72 — 0,78 для

центробежных и

=s

0,84-—0,90 для осевых.

 

Действительная работа компрессора определится по действи­

тельному теплоперепаду, т. е. /к =

г2— гф

 

В соответствии

с уравнениями

(191)

и (190')

 

 

 

 

 

/ад =

/

-лад

 

 

ИЛИ

 

 

/®д

К

1

к

 

 

 

~

 

 

 

(*2ад

г'і)‘

(192)

 

 

^ад ' — ~Гад-

Удельная действительная работа сжатия в координатах рѵ эквивалентна площади сd—7—2с, ограниченной линией 7—2 условного политропического процесса с показателем п, осью орди­ нат и двумя изобарами рі и ра. Для уменьшения работы сжатия в компрессоре применяют охлаждение сжимаемого газа. Наиболее

интенсивному охлаждению соответствует изотермическое

сжатие.

Сопоставление

действительного,

адиабатического

и изо­

термического сжатия показано на диаграммах р—о и і—5 (см.

рис.

76).

сжатия на диаграмме рѵ определяются площадями:

Работы

при

действительном сжатии F і_2-с—_і, при адиабатическом —

F\~2 3A-c-d-i,

а при изотермическом —Л - 2из- с-<і- і.

Выигрыш в работе компрессора при изотермическом сжатии по сравнению с адиабатическим соответствует площади Z7]_2ИЗ_2ад_1.

Уменьшение работы сжатия при охлаждении газа объясняется тем, что при этом уменьшается объем газа, а следовательно, и работа компрессора. Вместе с тем охлаждение газа при сжатии вызы­ вает уменьшение конечной температуры по сравнению с температу­ рой при сжатии без охлаждения и ведет к понижению энергии газа, что в некоторых случаях имеет отрицательный эффект. Например, в газотурбинных двигателях без регенерации снижение температу­ ры воздуха за компрессором ведет к повышенному расходу топлива на нагревание воздуха перед турбиной до заданной температуры.

13—1207 193


Турбины

Втурбине осуществляется преобразование потенциальной энер­ гии рабочего тела, подведенной извне, в механическую работу вра­ щения ротора турбины.

Взависимости от направления газового потока различают два типа турбин: осевые и радиальные.

Восевых турбинах направление потока параллельно оси турби­ ны; в радиальных — перпендикулярно к оси турбины или близко к этому направлению.

Наибольшее распространение в настоящее время получили осе­ вые турбины. Принципиальная схема такой турбины показана на рис. 77.

194

Основными элементами турбины являются: неподвижный на­ правляющий (или сопловой) аппарат 1, установленный в корпусе 2 турбины, рабочее колесо 3, закрепленное на валу и имеющее рабо­ чие лопатки 4. Вращающиеся части турбины образуют ротор.

Преобразование потенциальной энергии в механическую проис­ ходит в два этапа. Первый этап — преобразование потенциальной энергии давления газа в кинетическую происходит полностью или частично в сопловом аппарате. Второй этап — преобразование полу­ ченной кинетической энергии в работу на валу турбины происхо­ дит с помощью рабочих лопаток.

Расширение газа в турбине

Рабочий процесс в турбине, схема которой представлена на рис. 76, рассмотрим по диаграмме Т—S (рис. 78).

L

Р и с . 7 8

S

:1 Iх

195

 

Исходное состояние газа

(точка 0) на входе в турбину характе­

ризуется параметрами

J ѵ0 и wa

Точка 0 * характеризует

полную энергию газового потока по заторможенным параметрам. В неподвижном сопловом аппарате происходит расширение газа и соответствующее увеличение его скорости. Для адиабатического течения этот процесс изображается отрезком 0—Г, параллельным оси ординат и ограниченным изобарами ро и р\. Давления р0 и р\ соответствуют статическим давлениям перед сопловым аппаратом и за ним.

Действительный процесс расширения сопровождается потерями энергии на преодоление гидравлических сопротивлений, связанных в основном с вязкостью газа. Эти потери преобразуются в тепло и вызывают повышение действительной температуры газа 7\ в кон­ це расширения по сравнению с адиабатической Т ѵ.

В рабочем колесе в общем случае происходит дальнейшее рас­ ширение газа и совершается механическая работа. Если течение газа в каналах рабочего колеса адиабатическое, то процесс расши­ рения изображается отрезком Г2' (или отрезком 12" для слу­ чая действительного течения газа в каналах соплового аппарата). При наличии необратимых потерь энергии при течении газа в кана­ лах рабочего колеса процесс расширения изобразится линией 12. При этом температура Т2 газа в конце действительного расшире­ ния будет выше, чем в конце адиабатического 7V (или 7>). Состоя­ ние газа на выходе из турбины характеризуется точкой 2 или точ­ ками 2' и 2" при адиабатическом расширении. Точкой 2 * отмечено состояние газа на выходе из турбины по заторможенным пара­ метрам.

Оценка качества проточной части турбины с точки зрения гид­ равлических потерь энергии осуществляется путем сравнения дей­ ствительного процесса расширения с некоторым идеальным. Для неохлаждаемой турбины за идеальный процесс расширения прини­ мается адиабатический процесс расширения 0—2' от начального со­ стояния газй до конечного давления ра.

Работа при адиабатическом расширении определяется на осно­ вании уравнения сохранения энергии (168). Пренебрегая измене­ нием кинетической энергии при расширении, получим

l? = ( h - i r ) = cp {Ta- T r ) .

(193).

Так как с’р

Имея в виду, что —-

, получим.

То

Р а J

196



k~\

k 1

R T 0

/V

k

k — 1

RT0

fe-i

(194)

/V

 

 

 

 

r ^

 

В приведенных уравнениях:

 

 

 

 

P<

степень понижения давления в турбине;

 

Рг

 

 

 

 

 

 

 

 

Т0; Ті— энтальпии и температуры в потоке в соответ­

 

ствующих

сечениях проточной части турбины.

Степень приближения действительного процесса расширения к адиабатическому характеризуется адиабатическим к. п. д., равным

отношению действительного

теплоперепада

(іоі2) к адиабати­

ческому 0— /Ѵ)>

 

 

 

„ял

*2 .

Тп

(195)

I

ІО I')'

тл

Гт

 

 

 

7". 7У

Приближенное равенство справедливо в предположении ср 1 = ^ 1

То т„

Действительная работа расширения в турбине определяется по действительному теплоперепаду. Учитывая уравнения (194) и

(195), получим

 

 

 

 

/т - ^.Чад

k

R T 0

fc-1

(196)

 

- \

т Ä

 

 

 

 

 

§ 2. ЦИКЛЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Газотурбинным называется тепловой двигатель внутреннего сго­ рания, в котором потенциальная энергия рабочего тела преобразу­ ется в механическую работу в газовой турбине.

Основными элементами газотурбинного двигателя (ГТД) явля­ ются компрессор, камера сгорания и турбина. Более сложные схемы ГТД включают теплообменники, камеры дожигания и т. д.

Газотурбинные двигатели находят применение в авиации, судо­ вых установках, на железнодорожном транспорте и являются пер­ спективными для других видов наземного транспорта. Основными достоинствами ГТД являются малые габариты и вес и хорошие пус­ ковые качества в любых климатических условиях.

По способу сжигания топлива газотурбинные двигатели делят­ ся на два основных типа: со сгоранием при постоянном давле­ нии (р =* const) и со сгоранием при постоянном объеме (Vfc^const).

Практическое распространение получили ГТД со сгоранием при р =з consit, как более простые и надежные.

197