Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
отходов экономится около 50% металла, а производи тельность труда выше, чем при точении, в 10—12 раз. Благодаря наклепу и рациональному формированию во локон металла прочность изделий при холодной высад ке увеличивается на 20—30%. Например, у винтов, сделанных холодной высадкой, долговечность по уста лости увеличивается в 2 раза, а предел прочности при растяжении по сравнению с горячевысаженным стерж нем и нарезной резьбой — на 12%.
Это свойство особенно ценно, когда болты находят ся в условиях динамических нагрузок. Благодаря повы шению физико-механических свойств в результате ме ханического упрочнения и ориентации волокон в направ лении деформации создается возможность использовать обычные углеродистые стали вместо легированных. Это дает дополнительную экономию па разнице в стоимости материалов.
Все, сказанное выше, относится к гайкам, втулке муфты сцепления автомобиля и многим другим деталям, производство которых намного эффективнее на высадоч ных автоматах, чем на металлорежущих станках.
Холодное выдавливание — один из многочисленных методов обработки металла пластическим деформиро ванием. При этом методе металл течет через отверстие матрицы или зазор между пуансоном и стенками матрицы.
В настоящее время холодное выдавливание налаже но прямым, обратным и комбинированным способами как на крупных, так и на мелких предприятиях. Так, на минских моторном, автомобильном и мотовелосипедном заводах этим методом за последние годы изготовлено свыше 1200 т различных деталей. Их себестоимость на 30—45%, ниже, чем при обработке резанием. В резуль тате этого сэкономлено 500 тыс. руб. и более 1000 т ме талла.
Об экономической эффективности методов холодного выдавливания свидетельствуют данные, приведенные в табл. 33. Из таблицы явствует, что если делать сфери ческую шайбу и заглушку коленчатого вала трактора «Беларусь» резанием, то 88% металла в первом и 75% во втором случае шло в отходы, тогда как холодным выдавливанием — только 5%. В результате изготовле ния методом холодного выдавливания стакана форсун-
122
Таблица 33
Экономическая эффективность внедрения холодного выдавливания деталей на минских машиностроительных заводах
0)
|
|
я |
ь 1 |
|
|
S t а |
|
З а в о д |
Д е т а л ь |
Е . |
|
2 |
и |
||
|
|
я |
з |
|
|
Годове т а л е й , |
У У
ч я
у
Si
яй
£ Е
ег я о] у сс
£3
|
К |
|
|
|
|
К |
Я |
= |
|
Е Я |
|
gag У |
|||||
|
|
|
I |
0 |
S |
Е- |
о |
|
И |
|
У |
|
|
|
n « g |
о |
|
t i g |
|
О « |
Ч |
||
|
( ■ Ч О |
||||
|
о |
га |
я |
||
. 4 |
й |
4) |
П |
щ Щ |
|
X |
в |
s |
я |
ч |
н |
У & |
|
|
новой |
|
|
03 « |
|
|
|
|
Годовой экон ом н - |
ч е с к и к эф ф ект |
[ |
|
еталл |
ы с . у б . |
м т |
т р |
Минский трак |
верхний наконечник |
480,0 |
0,039 |
0,34 |
0,64 |
16,3 |
0,7 |
торный |
штанги толкателя |
||||||
|
тарелка пружины |
|
|
|
|
|
|
|
клапана |
480,0 |
0,040 |
0,26 |
0,34 |
15,8 |
1,2 |
|
заглушка коленча |
240,0 |
0,045 |
0,25 |
0,95 35,8 |
2,8 |
|
|
того вала |
||||||
|
сферическая |
240,0 |
0,060 |
0,37 |
0,39 |
2,9 |
|
|
шайба (50-3003017) |
0 , 2 |
|||||
|
регулировочная |
240,0 |
0,257 |
0,37 |
0,62 |
42,0 |
3,0 |
|
пробка |
||||||
|
сферическая |
480,0 |
0,035 |
|
0,95 |
|
8,6 |
Минский мотор |
шайба (50-3104029) |
0 , 1 2 |
1 1 0 , 0 |
||||
стакан форсунки |
240,0 |
0,145 |
0,19 |
0,39 25,6 |
28,3 |
||
ный |
тарелка пружины |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
клапана |
480,0 |
0,040 |
0,25 |
0,35 |
15,0 |
1 , 1 |
Минский авто |
сухарь |
140,0 |
0,105 |
0,43 |
0,73 |
10,0 |
0,6 |
мобильный |
(200-3003066) |
||||||
|
сухарь |
140,0 |
|
0,36 |
0,70 31,9 |
4,2 |
|
|
(200-3003067) |
0 , 2 0 0 |
|||||
|
сухарь |
222,3 |
0,140 |
0,35 |
0,64 |
24,1 |
3,2 |
|
(501-3003022) |
ки и тарелки пружины клапана двигателя для трактора «Беларусь» годовая экономия металла составляет 46,6 т.
При вытачивании колец карданных подшипников ив прутка около 73% металла уходит в отходы. В связи с этим на Первом государственном подшипниковом заво де разработали и внедрили технологический процесс об ратного выдавливания заготовок из стали в холодном со стоянии, благодаря чему коэффициент использования металла повысился с 0,27 до 0,7, а годовая экономия ме талла составила 3 тыс. т.
В ЧССР и некоторых других зарубежных странах для производства заготовок поршневых пальцев приме
123
няется одно- и двустороннее холодное выдавливание. Учитывая высокую технико-экономическую эффектив ность этого метода, его рекомендовали для промышлен ного освоения на харьковском заводе «Поршень». Предварительные исследования подтвердили, что при дву стороннем прессовании заготовок для поршневых паль цев отходы металла по сравнению с резанием из прутка уменьшаются в 2 раза, а суммарные затраты снижаются на 26%.
Однако создание автоматов для двустороннего встречного выдавливания поршневых пальцев рента бельно лишь при объеме производства их свыше 2 млн. штук в год. При небольшом их выпуске целесообразнее применять выдавливание.
За последние годы в автомобилестроении ФРГ, Англии, США и других стран в изготовлении точных за готовок (впускных клапанов, конических шестерен полуосей заднего моста автомобилей и др.) большое распространение получили комбинированные процессы холодной обработки металла давлением: выдавливание, высадка и редуцирование в жестких матрицах. По сравнению с обработкой резанием при холодном формо образовании деталей за счет уменьшения отходов и на пусков экономится от 40 до 70% металла. За счет улуч шения физических свойств, идентичности размеров и высокой чистоты поверхности увеличиваются прочност ные характеристики детали, ее износостойкость и срок службы.
Холодное прессование. Это один из прогрессивных, а иногда и единственно возможный метод получения про филей различных форм поперечных сечений и больших длин. Его сущность заключается в образовании дета лей переменного поперечного сечения путем вытеснения (выдавливания) материала заготовки без предвари тельного ее нагрева в полость, образуемую рабочим ин струментом.
Экспериментальные исследования показывают, что этим методом можно формировать зубья цилиндриче ских шестерен путем продавливания через матрицу, конфигурация калибрующего очка которой повторяет профиль готового зубчатого колеса. Ступенчатые валы небольшого диаметра можно также получать путем пря мого выдавливания за несколько переходов.
124.
При изготовлении ступенчатых валов таким спосо бом в массовом и крупносерийном производстве отходы металла в стружку при механической обработке сокра щаются до 40%, а в некоторых случаях изделия вовсе не требуют механической обработки. За счет улучшения структуры металла и его упрочнения повышается предел прочности до 28%, предел текучести увеличивается до 26, твердость материала возрастает до 36%. Поверхность изделия становится гладкой и чистой.
Благодаря улучшению прочностной характеристики стали в процессе обработки этот метод позволяет при менять в качестве исходного материала для заготовки горячекатаную сталь вместо холоднотянутой, что дает дополнительную экономию от стоимости материала.
Учитывая большую экономическую эффективность холодного прессования заготовок из стали, его начали широко применять в зарубежных странах с высокораз витым машиностроением, таких, как Чехословакия, Польша, Англия, США, Япония и др. Прессование ве дется на мощных и быстроходных гидравлических прес сах, номенклатура деталей исчисляется тысячами типо размеров. Например, некоторыми фирмами Англии и США холодное прессование ступенчатых валов произ водится на специальных горизонтальных гидравличе ских прессах с усилием 250 т и выше, имеющих от двух до четырех рабочих позиций и регулируемый ход. Тако го оборудования наша промышленность не выпускает.
Холодное прессование ступенчатых валов из стали может быть с большим успехом внедрено в машиностро ении Белоруссии. Если применить названный способ для получения ступенчатых валов электродвигателей на Могилевском заводе «Электродвигатель», то на каждом
валу в среднем |
можно |
сэкономить не менее 40% Ме |
талла. |
|
................. |
Исследования показывают, что за счет упрочнения об |
||
рабатываемого |
металла |
прессованием в холодном' со |
стоянии резко повышаются физико-механические свой
ства готовых деталей: предел прочности |
увеличивается |
||
в |
1,5—2, предел текучести — в 2—4, твердость — в |
1,5— |
|
2 |
раза. В отходы при последующей механической обра |
||
ботке уходит незначительное количество металла. |
вы |
||
|
В целях широкого внедрения метода |
холодной |
садки изделий в кузнечно-штамповочное производство и
125
повышения экономической эффективности необходимо дальнейшее совершенствование этого технологического процесса по следующим направлениям: установка мно гоударного оборудования и оборудования для повтор ной высадки с бункерной загрузкой заготовок; увеличе ние номенклатуры и количества высаживаемых изделий; расширение диапазона размеров и марок высадочных материалов; повышение стойкости высадочного инст румента и точности заготовок; широкое внедрение безоблойной высадки и повышение точности изделий; раз витие технологии высадки изделий с местным электро подогревом заготовок и ее автоматизации; переход на процесс редуцирования совместно с высадочными опе рациями.
Холодная накатка резьб, шлицев и зубьев шестерен. Для сочленения деталей в машиностроении применяется большое количество крепежных изделий с резьбой. Тра диционный метод нанесения резьб путем нарезания рез цами на токарных станках, плашками и метчиками малопроизводителен и дает большие отходы металла. Наиболее эффективно их делать накаткой в холодном со стоянии.
Процесс накатки резьбы методом пластической де формации металла в холодном состоянии был запатен тован еще в 1831 г., а промышленное применение по су ществу нашел только спустя примерно 100 лет. Задерж ка была вызвана отсутствием стали с улучшенными пластическими свойствами, несовершенством резьбона катного оборудования и давильного инструмента. С раз витием технического прогресса накатка резьбы стала наиболее популярной, особенно в метизной отрасли.
В современном машиностроении для образования на ружных профилей резьб применяются резьбонакатные головки, плашки и ролики. Нанесение резьб накатными плашками и роликами производится на специальных резьбонакатных станках, что не всегда выгодно при мелкосерийном и индивидуальном производстве, а го ловками — на универсальных металлорежущих станках.
Последние достижения в выпуске инструмента для накатки внутренних резьб позволяют использовать те же преимущества, что и при накатке наружных резьб. Например, в ГДР подобным методом ' обрабатываются внутренние резьбы диаметром до 12 мм.
126
Процесс изготовления резьбы накаткой нашел впер вые промышленное применение в Белоруссии на Мин ском автомобильном заводе. Здесь в цехе нормалей на носятся наружные резьбы на болтах, штуцерах, винтах, шпильках, резьбовых калибрах и других деталях.
Многолетний опыт накатывания резьб па крепеж ных изделиях на Минском автомобильном заводе, Го мельском заводе сельхозмашин и некоторых других предприятиях республики свидетельствует о больших технико-экономических преимуществах этого метода. Эффективность накатных резьб по сравнению с нарез ными выражается в увеличении производительности труда в 1,5—3 раза. Благодаря упрочнению поверхност ного слоя сопротивление износу у накатных резьб на 30% выше, чем у нарезных. Чистота поверхности на катной резьбы оценивается по 7—9 классам, экономия металла при накатывании в зависимости от диаметра обрабатываемых резьб составляет от 16 до 27%. '
Несмотря на большую экономическую эффективность образования профиля резьбы выдавливанием, метод на катки медленно внедряется в металлообработку. В Бе
лоруссии, |
например, этим методом обрабатывается не |
более 20% |
резьб, тогда как в США — более 2/3 резьб. |
Низкая |
производительность и недостаточная точ |
ность шлицев, изготовляемых фрезерованием, заставила искать новые способы их образования. Одним из наибо лее экономичных стало их пластическое формообразова ние в холодном состоянии. По кинематическим особен ностям этот процесс можно разделить на два метода — копирования и огибания. К первому методу обычно относят изготовление шлицев прямозубого профиля, ко второму — шлицевые валы с эвольвентным и треуголь ным профилями.
Исследования показывают, что из всех шлицевых ва лов, выпускаемых промышленностью страны, 90% при ходится на валы со шлицами прямозубого профиля. При пластическом формообразовании копированием впади ны шлицев, образующиеся на обрабатываемой заготов ке, совпадают с профилем формообразующей части ин струмента.
Основное преимущество метода холодного пластиче
ского формообразования |
шлицев по сравнению с фре |
зерованием — увеличение |
производительности в 2—40 |
127
раз, повышение чистоты поверхности на 30—40% и уп рочнение поверхностного слоя шлицев по сравнению с исходным материалом заготовки от 8 до 80%.
По данным Экспериментального научно-исследова тельского института металлорежущих станков, наиболее широкое распространение в СССР получило накатыва ние многороликовыми головками шлицев с прямозубыми и эвольвентными профилями. Некоторый опыт в этом деле накоплен и на белорусских машиностроительных заводах. Например, на Минском тракторном заводе внедрена холодная прокатка шлицевых валов роликами. При изготовлении шлицевых валов ведущей шестерни трактора «Беларусь» накатыванием в холодном состоя нии расход металла снижается на 12%, уменьшается стоимость обрабатывающего инструмента.
На Минском заводе шестерен организовано произ водство холодной накатки прямозубых шлицев ведущих шестерен бортовой передачи тракторов «ДТ-54» и «Т-74». Роликовая накатка шлиц производится за один проход, что повышает производительность труда, сни жает трудоемкость и экономит металл.
Обработка тел вращения методом накатки без сня тия стружки получила большое распространение в стра нах с развитым машиностроением. Так, многие амери канские фирмы на специальных машинах «Рото-Фло» де лают холодную накатку зубчатых профилей. Благодаря применению накатных реек с постепенно увеличивающи мися по высоте зубьями требуемый профиль формирует ся на заготовке за один ход на полную глубину. Чисто вая накатка выполняется за два последующих оборота заготовки. Производительность этого метода накатки по сравнению с обработкой резанием увеличивается в 30 раз, накатные шлицы и зубья по прочности на 10—20% превосходят нарезные.
На автомобильных заводах фирм «Крайслер корпорейшн» и «Бьюик» на таких машинах накатывают шли цы на концах полуосевой и зубья на ведущей шестерне заднего моста автомобиля. Продолжительность накатки шестерни 14 сек, тогда как при нарезке зубьев — 48 сек. При накатке шлицев одним комплектом инструмента до его перезаточки изготовляют около 300 тыс. изделий.
Используя прогрессивную технологию в получении резьб и зубчатых изделий, последние достижения в про
128
изводство инструмепга, организацию централизованно го выпуска накатных приспособлений в массовом мас штабе, а также применение обычного станочного обору дования в качестве накатного, можно значительно сократить отходы металла в стружку, уменьшить трудо вые и денежные затраты, увеличить срок службы ма шин.
Полугорячая высадка и выдавливание. Недостатки методов холодной и горячей объемной штамповки могут быть устранены, если применить полугорячую высадку и выдавливание. Сущность этого метода заключается в том, что металл перед обработкой нагревается до темпе ратуры фазовых превращений. В процессе полугорячей обработки высадкой или выдавливанием значительно меньше упрочняется металл, а использование эффектив ных смазок снижает коэффициент трения. Все это обес печивает уменьшение удельных давлений но сравнению
схолодной объемной штамповкой в 2,5—3,5 раза.
Кнаиболее прогрессивным методам нагрева сталь ных заготовок, способствующим повышению пластич
ности металла при деформации, увеличению производи тельности труда и снижению потерь металла, относится индукционный нагрев. Характерные его особенности — высокая скорость нагрева; возможность нагрева металла различных марок; значительное снижение окалинообразования; устранение обезуглероживания; исключе ние проникновения внутрь металла вредных приме сей.
Достаточно высокая стойкость инструмента и незна чительное окисление металла при нагреве обеспечивают получение поковок с чистотой поверхности 5—8 классов и с точностью по размерам 4—5 классов при значитель но меньших потерях металла в отходы.
Одним из наиболее прогрессивных технологических процессов является полугорячая штамповка выдавли ванием. В условиях массового и крупносерийного произ водства поковок этот процесс позволяет снизить норму расхода металла от 15 до 40%. Гак, применение электро высадки при изготовлении толкателя клапана на Горь ковском автомобильном заводе повысило коэффициент использования металла по сравнению с обработкой ре занием в 3 раза и высвободило 10 единиц металлорежу щего оборудования. Благодаря высадке оси педали
9. Зак. 504 |
129 |