Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Холодная |
и горячая |
обработка |
заготовок из стали |
|
на ротационно-ковочных |
машинах — наиболее |
совер |
||
шенный, высокопроизводительный |
и экономичный-тех |
|||
нологический |
процесс кузнечно-штамповочного |
произ |
водства. Ротационная ковка представляет собой один из процессов редуцирования (вытяжки) пруткового метал ла и труб за счет уменьшения поперечного сечения заго товки путем всестороннего бокового обжатия посредст вом силового воздействия быстродействующих бойков (матриц). Ротационно-ковочные машины малых габари тов могут производить 4000, а машины более крупных габаритов — 1800 и более ударов в минуту. Благодаря этим факторам время одного обжатия исчисляется ты сячными или десятитысячными долями секунды. Ско рость подачи заготовки— 10—50 мм/сек. В отличие от действия пресса при ротационном обжатии весь ход мат риц исчисляется одним миллиметром или его долями, тогда как ход ползуна (штампа) кривошипных прессов равен 70—460 мм. В большинстве случаев вся операция заканчивается за несколько секунд. При ротационном обжатии общая степень деформации за один проход до ходит до 40% первоначальной площади.
Радиальной ковкой можно выполнять точные опера ции, как и на ротационно-ковочных машинах. На этих машинах из круглых и квадратных, сплошных и полых, обжимаемых на фасонных оправках заготовок получают как трубчатые, так и сплошные фасонные, цилиндриче ские и конические изделия из углеродистой и легирован ной стали. Холодной ковкой на радиально-ковочных ма шинах австрийской фирмы «Гезельшафт фюр фертигунгстекник унд машинебау» делают внутренние шлицы, зубчатые зацепления и другие сложные профили. Это дает возможность сэкономить свыше 50% металла.
Благодаря указанным преимуществам ротационная и радиальная ковка находят широкое применение во мно гих отраслях промышленности. В автомобилестроении этим прогрессивным способом изготовляют шаровые шарниры для систем подвесок, соединительные муфты кардана, полуоси задних мостов автомобиля, выхлопные патрубки, ступенчатые валы различного назначения, клапаны двигателей и другие изделия.
Например, в обычных условиях стержень клапана после штамповки и соответствующей термообработки
137
подвергается проточке, а затем четырехкратному шли фованию. Метод ротационного обжатия позволяет одно временно заменить токарную обточку и шлифование. Чистота обработки обжатого стержня при этом соответ
ствует 9—10-му, а точность обработки — 2-му |
классу, |
тогда как чистота шлифованной поверхности не |
выше |
8-го класса. Внедрение этого метода при обработке кла панов двигателей позволяет снизить трудоемкость их из готовления и уменьшить расход металла на 12—14%.
Метод редуцирования ступенчатых валов из загото вок на вертикальных радиально-ковочных машинах впервые в СССР был внедрен на московских заводах «Динамо» и им. Серго Орджоникидзе. Машины имеют программный механизм управления, позволяющий про изводить ковку валов, имеющих 6—13 ступеней. Поков ки разных конфигураций и размеров обрабатываются одновременно четырьмя сходящимися к центру матри цами.
На заводе «Динамо» на радиально-ковочных маши нах обрабатываются заготовки для 130 наименований ступенчатых валов весом от 9 до 45 кг каждый. Благо даря внедрению этого метода коэффициент использова ния металла по сравнению с обработкой резанием увели чился с 0,32—0,81 до 0,40—0,91. В результате экономится 35 тыс. руб. в год. Затраты, связанные с внедрением та
кой технологии, окупились в течение 1,5 года. |
четырех |
||
Об экономической эффективности выпуска |
|||
ступенчатых |
валов н а ' вертикальных радиально-ковоч |
||
ных машинах |
свидетельствуют |
данные, приведенные в |
|
|
|
Т а б л и ц а 36 |
|
Годовая экономическая эффективность выпуска 300 |
|||
многоступенчатых валов на вертикальных |
|
||
|
радиально-ковочных машинах |
|
|
|
|
К оэф ф ициент |
Годовой э к о |
|
|
ном ический |
|
Т ехн ологич ески й п роц есс |
и сп ользован и я |
эф ф ект, ты с . |
|
|
|
м етал л а |
р у б . |
|
|
|
|
При точении из прутка |
0,35—0,56 |
— |
|
При свободной ковке |
0,51—0,76 |
13,2 |
|
При штамповке на молотах |
0,58—0,79 |
19,7 |
|
При штамповке на вертикальных |
0,62—0,85 |
36,0 |
|
радиально-ковочных машинах |
138
Экономическая эффективность применения ковки ступенчатых валов на вертикальных радиально-ковочных машинах, типичных для автомобильных заводов
Н орм а расх ода м е т а л л а , к г |
|
|
||
Н ом ер д е т а л и |
|
|
Годовой |
экон ом и |
|
|
чески й |
эф ф ект, |
|
на |
м о л о тах |
на в е р т и к ал ьн ы х |
ты с . |
р у б . |
р а д и а л ьн о -к о в о ч - |
|
|
||
|
|
ных м аш инах |
|
|
120-1701105 |
12,7 |
11,5 |
72,4 |
|
120-1701048 |
12,4 |
12,2 |
42,5 |
|
121-1802025 |
6,6 |
5,7 |
16,3 |
|
121-1802085 |
6,1 |
5,7 |
8,2 |
|
121-350821 |
2,8 |
2,3 |
9,0 |
табл. 36. Высокоскоростная точная ковка может с боль шим успехом применяться во многих отраслях машино строения (табл. 37).
Получение сложных профилей как в сквозных, так и в глухих отверстиях обычными методами — очень трудоемкая и дорогостоящая операция. Если использо вать ротационную или радиальную ковку, то значитель но увеличивается производительность, снижаются тру довые затраты, повышается прочность и экономится боль шое количество металла. На ковочных машинах путем обжатия полых цилиндрических заготовок можно быстро сделать овальные, квадратные и шестигранные отвер стия, прямые и эвольвентные шлицы, зубья шестерен и спиральные профили. Учитывая важность ротационной ковки, пятилетним планом развития народного хозяй ства СССР намечено выпустить в 1975 г. этим методом свыше 250 тыс. т поковок. Экономия металла составит около 40 тыс. т.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формирование изделий пластическим деформированием на ротационно-ковочных и радиально-ковочных машинах является весьма эффективным технологическим процес сом в кузнечно-штамповочном производстве. По сравне нию с обработкой резанием редуцирование повышает производительность труда в 5—6 раз. Эти машины мож но оборудовать магазинами подачи заготовок и автома тическими съемно-загрузочными устройствами, за счет
чего их производительность повышается до 1250 изде
лий в час.
Ротационная ковка наиболее выгодна при крупно серийном и массовом производстве, так как в этом слу чае требуются значительно меньшие первоначальные за траты на приобретение оборудования и оснастки. По скольку инструментальную оснастку для таких машин сделать несложно, она проста в наладке и долговечна при эксплуатации, то данный метод обработки металла будет эффективен даже в мелкосерийном производстве.
Для ротационной ковки лучше использовать более дешевую горячекатаную сталь, обладающую наибольшей пластичностью по сравнению с холоднокатаной. Кали брованная сталь, идущая обычно для холодной объем ной штамповки, в результате нагартовки при обработке в холодном состоянии становится при ковке менее пла стичной. В связи с этим с каждой тонны горячекатаной стали вместо холоднокатаной можно получить дополни
тельную экономию.
Холодная листовая штамповка. Из общего объема потребления проката черных металлов в машинострое нии удельный вес листового проката составляет около 35%. Вот почему рациональный способ получения из не го заготовок и деталей имеет важное народнохозяйст венное значение.
Для выпуска деталей холодной листовой штамповкой пригодны различные материалы в виде листов, лент и полос. Наибольшее распространение в машиностроении получили стали различных марок. Метод холодной ли стовой штамповки обеспечивает необходимую жесткость и прочность деталей при их малом весе за счет профили рования, отбортовки кромок, введения ребер, точность формо- и размерообразования деталей и их взаимозаме няемость, высокое качество поверхности.
Технологические преимущества данного метода сле дующие: самая высокая производительность; простота технологического процесса, что позволяет получать де тали сложных форм при относительно небольшом коли честве простых операций; высокая приспосабливаемость оборудования и инструмента к различным масштабам производства; возможность автоматизации процессов; стабильность качества и низкая стоимость деталей; удобство утилизации отходов. Однако при малом объеме
140
выпуска штампуемых деталей не оправдывается стои мость изготовления штампов, что ограничивает возмож ность внедрения данного метода.
Решающим критерием работоспособности стальных штампованных деталей в подавляющем большинстве случаев является их жесткость, а не прочность. Поэтому рекомендуется пользоваться сталями с низким содержа нием углерода как более дешевыми и обладающими наибольшей способностью к формообразованию. При менение низкоуглеродистой стали сопряжено с уменьше нием усилия штамповки на всех операциях, что позво ляет загружать менее мощные прессы и снижать расхо ды энергии.
При выборе сортамента стали нужно иметь в виду, что холоднокатаный материал дороже горячекатаного и что с повышением чистоты поверхности и точности про ката стоимость материала повышается. Поэтому без до статочных оснований не следует применять дорогостоя щую сталь там, где можно использовать более дешевую.
Холоднокатаную сталь с высокой точностью проката и высоким качеством поверхности можно брать для де талей, получаемых путем глубокой вытяжки, подвергае мых хромированию, никелированию, высококачествен» ной окраске. В остальных случаях пойдет более дешевая горячекатаная сталь.
Важнейший конструктивный параметр листоштампо ванной детали — толщина металла, из которого она из готовляется. Если деталь не рассчитывают на прочность, то толщину металла выбирают исходя из условия обе спечения жесткости. Для плоских и изогнутых деталей нужна наименьшая толщина листов, так как необходи мая жесткость легко обеспечивается путем профилиро вания, введения ребер и местных выдавок. Уменьшение толщины металла снижает его расход, вес деталей и уси лие штамповки.
Однако коэффициент использования листовой стали остается еще низким. Даже в таких ведущих отраслях, как автомобильная промышленность, тракторное и сель скохозяйственное машиностроение, при раскрое и холод ной штамповке листового проката от 10 до 20% его идет в отходы.
Удельный вес этих отходов в общем балансе отходов листового проката составляет: а) от несоответствия фор
141