Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
где (Тост, в — остаточйые сварочные напряжения по сле воздействия растягивающими сгр и вибрационными crD„GP нагрузками;
|
ß _ _ (Траст . |
|
|
СТт |
|
а, Ь, |
t — продолжительность |
вибрирования; |
X — безразмерные постоянные, зависящие |
||
|
от физико-механических свойств мате- |
|
|
териала; |
|
ю = - ^ - , |
k— частота вращения |
двигателя вибра |
тора, об/мин.
Сопоставление данных расчета по формуле (29) с результатами непосредственного измерения остаточных
В заключение приведем пример расчетного опреде ления основных параметров вибронатяжного способа правки боковых стен кузова цельнометаллического сварного пассажирского вагона (рис. 54). Расчет про веден и экспериментально проверен А. М. Мейстером.
Исходные данные |
для |
расчета: |
предел |
текучести |
материала |
||||||
ат= 2400 |
кгс/см2; момент инерции по оконному проему 7.г-=88,6 см4; |
||||||||||
длина конструкции /=2350 см; ширина конструкции 6=241 |
см; |
||||||||||
площадь |
поперечного |
сечения |
/•'=47,8 |
см2; |
толщина |
обшивки |
ö= |
||||
= 0,3 |
см; |
масса конструкции |
Л і= 1289 |
кг; |
площадь поперечного |
се- |
|||||
ення |
стоі'ікн Fo.c — ^ß |
см2; |
расстояние |
между |
стойками |
бет—80 |
см. |
||||
Кроме того, принимается |
пятикратное снижение |
остаточных сва |
|||||||||
рочных напряжений оСв, так |
как в результате исследований уста- |
123
новлено, что для сокращения волнистости |
до |
1 мм на |
1 |
м |
длины |
||
требуется |
уменьшить a CD в 5 раз. Приведенные выше данные также |
||||||
позволяют |
задать необходимые напряжения |
растяжения |
ор— |
||||
= 1200 кгс/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
Число вибраторов рассчитывают по формуле (25). |
по |
формуле |
|||||
Амплитуду колебаний |
конструкции |
определяют |
|||||
|
со |
РІ3 |
|
|
|
|
(30) |
|
= ---------- |
|
|
|
|
||
|
|
16W-D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U = |
|
si- |
|
|
|
|
|
|
|
|
4D |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ебз |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
D — |
пр |
|
|
|
||
|
|
|
|
12 (1 — іН) ’ |
|
|
|
||
s — осевое усилие па |
единицу |
ширины |
конструкции; |
|
|||||
önp — приведенная |
|
толщина: |
|
|
|
|
|
||
|
F |
|
Асс |
47,8 ^ 4,8 |
|
|
|||
бпр = |
ь — ь0 + |
= |
ТбЗ" + |
Ж |
= 0 '37 см; |
|
|||
bо«88 см — ширина |
|
окопного проема. |
|
|
|
||||
Принимаем б„р~0,4 с.м. Тогда |
|
|
|
|
|
||||
|
D = |
2,1•10е- 0,43 |
12,3 - 103 кгс-см. |
|
|||||
|
-----------------= |
|
|||||||
|
|
12(1 — 0,32) |
|
|
|
|
|
||
Требуемое возмущающее усилие |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Р = |
2,66£П3б'* V U |
Ь. |
|
|
||
|
|
|
|
|
— |
|
|
||
|
|
|
|
/з у 2 /7 (1 - р2) |
|
|
|
||
Определяем величины необходимых параметров, амплитуду ко |
|||||||||
лебаний ю п число вибраторов п: |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Р = 610 кгс; |
|
|
|
||
|
U = |
|
1200-0,3-23502 |
= |
200; |
|
|||
|
|
4-12,3-Юз |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
610-2350'3 |
|
= 4,1 см; |
|
||
|
|
|
241-16-2002-12,З-IO3 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
2350 |
|
= 2,9. |
|
|
|
|
|
|
200-4,1 |
|
|
||||
Принимаем |
три вибратора, зона |
действия |
каждого |
— =783 см, |
|||||
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
амплитуда колебаний |
|
3~ = 1,36 см. |
|
|
|
|
124
Частота |
вибрирования |
1.57Х, |
Г |
D |
|
W = |
— |
у - |
(31) |
где |
|
|||
|
Я, = 5,1 + |
1,25Яі; |
Орб/
Р1
Т
т = — 6
у — плотность материала конструкции.
Подставляя соответствующие величины, получаем:
т = |
0,078 |
0,3 = 2,4-10 |
» кгс/смя-с2; |
||
__ |
|||||
Р1 |
980 |
|
|
|
|
1200-0,4-7832 |
2400 кге; |
||||
|
|
|
= |
||
3 ,14212,3- Юз |
|
||||
Я, = 5 |
+ |
1,25-2400 = 3000; |
|||
|
|
^ |
= |
54,7; |
|
1,57-54,7 |
/ |
12,3-10» |
|||
И |
|
||||
IV7 = |
7832 |
у |
|
“$Г,4-10-5 ■= 3,2 Гц. |
Мощность приводного двигателя каждого вибратора
N = 9,82Р\Ѵа = 9,82-610-0,0136-3,2 = 265 Вт.
Исходя из этого расчета, необходимо выбирать, учитывая поте рн мощности, двигатели постоянного тока мощностью 400—459 Вт..
Г л а в а V
УСТРАНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ, НАПРЯЖЕНИЙ И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ МЕТОДАМИ ТЕРМООБРАБОТКИ И НАГРЕВА
ОТПУСК СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Амбицій отпуск сварной конструкции состоит в равномерном нагреве сварного изделия по всей поверх ности и толщине в течение некоторого промежутка вре мени, выдержке при выбранной температуре нагрева п достаточно медленном равномерном охлаждении с тем, чтобы в процессе охлаждения не возникало больших дополнительных градиентов температур в сечении отпу скаемой детали, приводящих к дополнительным пласти
ческим деформациям |
и остаточным |
напряжениям |
|
[5, |
20]. |
является весьма |
универсаль |
|
Назначение отпуска |
ным, и его можно использовать как для устранения де формаций и перемещений, так и для снижения оста точных напряжений и восстановления пластических свойств [5].
Деформации и перемещения устраняются с по мощью отпуска в таких конструкциях, для которых применение других методов обработки крайне затруд нено из-за плохого доступа к сварным швам, чувстви тельности материала к локальным механическим воз действиям, из-за трудностей технологического характе ра, связанных главным образом с невозможностью перемещения обрабатывающих инструментов вдоль оси сварных швов, а также при близко расположенных друг от друга элементах жесткостей и при пересекаю щихся сварных швах в оболочках сложной кЪнструкцнп. Иногда отпуск совмещают с операциями искусственного старения и стабилизации структуры. В этом случае
126
полного снятия напряжений и устранения деформаций и перемещений может и не быть.
Устранение деформаций и перемещений при отпускевсегда сопровождается и снятием остаточных напряже
ний. Кроме того, |
для обеспечения требуемой |
формы |
||
конструкции перед проведением |
отпуска |
после |
сварки |
|
ей должна быть |
придана такая |
форма, |
которая тре |
буется после отпуска. С этой целью обычно используют зажимные приспособления, значительно более жесткие,, чем подвергаемые отпуску детали. К тому же приспо собления должны отличаться высокой точностью изго товления, отсутствием остаточных напряжений. Мате риал приспособлений должен иметь высокий предел те кучести и высокую релаксационную стойкость в пре делах тех температур, при которых производится от пуск конструкций, и небольшой коэффициент линейного расширения.
В большинстве случаев отпуск является универсаль ным средством обработки конструкций. Например, вы сокий отпуск стальных конструкций — это практически единственный вид обработки, при котором наряду с на пряжениями первого рода снимается наклеп и напряже ния второго и третьего рода. При обработке крупно габаритных конструкций высокий отпуск сварных кон струкций по объему применения превосходит вес остальные способы снижения остаточных напряжений.
Высокий отпуск изделий из конструкционных сталей при температурах 500—800°С предназначен в основном для устранения возможной деформации в процессе по следующей механической обработки, в процессе выле живания и эксплуатации конструкций, а также для по вышения сопротивляемости хрупким разрушениям, в особенности при низких температурах. Наличие оста точных напряжений может привести и к ускоренной коррозии металла, которая также часто является при чиной последующих хрупких разрушений.
Повышение сопротивляемости сварных конструкций хрупким разрушениям в результате проведения высоко го отпуска достигается благодаря восстановлению пла стических свойств металла в тех местах, где в значи тельной степени произошли пластические деформации, подкалка, старение и имеются условия для возникнове ния разрушений. Снижение остаточных напряжений приводит к уменьшению запаса накопленной потен-
127
циалыюй энергии, высокая величина которой также яв ляется одним из факторов, способствующих началу и развитию хрупкого разрушения.
На рис. 55 приведены результаты эксперименталь ных исследований ударной вязкости сварных соедине ний и основного металла легированной стали после
ан,кгом/см2
Рис. 55. Изменение ударной вязкости об разцов, вырезанных по перек шва стали, леги рованной марганцем, ни келем, хромом, молибде
ном, в зависимости |
от |
|||
температуры |
испытании: |
|||
а — основной |
металл; б — от |
|||
пуск при 650° С, |
2 ч; о—свар |
|||
ное |
соединение, |
г — отпуск |
||
при |
450° С; |
д — отпуск |
при |
|
|
550° С |
|
различных режимов термической обработки. Испытание на ударную вязкость, так же как испытание образцов с острым надрезом на растяжение, является одним из объективных показателей хрупкой прочности сварных соединений. Рациональный режим термообработки су щественно смещает порог хладноломкости в область низких температур, улучшая пластические показатели. Более низкие температуры отпуска, наоборот, могут существенно понизить пластичность вследствие возмож ного протекания процессов деформационного старения и охрупчивания металла вследствие происходящих при этом структурных изменений. В связи с этим темпера тура отпуска и продолжительность выдержки должны определяться с учетом реакции материала на нагрев, а также конфигурации и размеров изделий. Вопрос вос становления пластических свойств может быть решен однозначно лишь экспериментальным путем посредст вом проведения испытаний па ударную вязкость пли растяжение надрезанных образцов.
128