Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где (Тост, в — остаточйые сварочные напряжения по­ сле воздействия растягивающими сгр и вибрационными crD„GP нагрузками;

 

ß _ _ (Траст .

 

 

СТт

 

а, Ь,

t — продолжительность

вибрирования;

X — безразмерные постоянные, зависящие

 

от физико-механических свойств мате-

 

териала;

 

ю = - ^ - ,

k— частота вращения

двигателя вибра­

тора, об/мин.

Сопоставление данных расчета по формуле (29) с результатами непосредственного измерения остаточных

В заключение приведем пример расчетного опреде­ ления основных параметров вибронатяжного способа правки боковых стен кузова цельнометаллического сварного пассажирского вагона (рис. 54). Расчет про­ веден и экспериментально проверен А. М. Мейстером.

Исходные данные

для

расчета:

предел

текучести

материала

ат= 2400

кгс/см2; момент инерции по оконному проему 7.г-=88,6 см4;

длина конструкции /=2350 см; ширина конструкции 6=241

см;

площадь

поперечного

сечения

/•'=47,8

см2;

толщина

обшивки

ö=

= 0,3

см;

масса конструкции

Л і= 1289

кг;

площадь поперечного

се-

ення

стоі'ікн Fo.c — ^ß

см2;

расстояние

между

стойками

бет—80

см.

Кроме того, принимается

пятикратное снижение

остаточных сва­

рочных напряжений оСв, так

как в результате исследований уста-

123


новлено, что для сокращения волнистости

до

1 мм на

1

м

длины

требуется

уменьшить a CD в 5 раз. Приведенные выше данные также

позволяют

задать необходимые напряжения

растяжения

ор—

= 1200 кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

Число вибраторов рассчитывают по формуле (25).

по

формуле

Амплитуду колебаний

конструкции

определяют

 

со

РІ3

 

 

 

 

(30)

 

= ----------

 

 

 

 

 

 

16W-D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U =

 

si-

 

 

 

 

 

 

 

 

4D

 

 

 

 

 

 

 

Ебз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D —

пр

 

 

 

 

 

 

 

12 (1 — іН) ’

 

 

 

s — осевое усилие па

единицу

ширины

конструкции;

 

önp — приведенная

 

толщина:

 

 

 

 

 

 

F

 

Асс

47,8 ^ 4,8

 

 

бпр =

ь — ь0 +

=

ТбЗ" +

Ж

= 0 '37 см;

 

bо«88 см — ширина

 

окопного проема.

 

 

 

Принимаем б„р~0,4 с.м. Тогда

 

 

 

 

 

 

D =

2,1•10е- 0,43

12,3 - 103 кгс-см.

 

 

-----------------=

 

 

 

12(1 — 0,32)

 

 

 

 

 

Требуемое возмущающее усилие

 

 

 

 

 

 

 

Р =

2,66£П3б'* V U

Ь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у 2 /7 (1 - р2)

 

 

 

Определяем величины необходимых параметров, амплитуду ко­

лебаний ю п число вибраторов п:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = 610 кгс;

 

 

 

 

U =

 

1200-0,3-23502

=

200;

 

 

 

4-12,3-Юз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

610-2350'3

 

= 4,1 см;

 

 

 

 

241-16-2002-12,З-IO3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2350

 

= 2,9.

 

 

 

 

 

200-4,1

 

 

Принимаем

три вибратора, зона

действия

каждого

— =783 см,

 

 

 

и

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

амплитуда колебаний

 

3~ = 1,36 см.

 

 

 

 

124


Частота

вибрирования

1.57Х,

Г

D

 

W =

у -

(31)

где

 

 

Я, = 5,1 +

1,25Яі;

Орб/

Р1

Т

т = — 6

у — плотность материала конструкции.

Подставляя соответствующие величины, получаем:

т =

0,078

0,3 = 2,4-10

» кгс/смя-с2;

__

Р1

980

 

 

 

 

1200-0,4-7832

2400 кге;

 

 

 

=

3 ,14212,3- Юз

 

Я, = 5

+

1,25-2400 = 3000;

 

 

^

=

54,7;

 

1,57-54,7

/

12,3-10»

И

 

IV7 =

7832

у

 

“$Г,4-10-5 ■= 3,2 Гц.

Мощность приводного двигателя каждого вибратора

N = 9,82Р\Ѵа = 9,82-610-0,0136-3,2 = 265 Вт.

Исходя из этого расчета, необходимо выбирать, учитывая поте­ рн мощности, двигатели постоянного тока мощностью 400—459 Вт..


Г л а в а V

УСТРАНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ, НАПРЯЖЕНИЙ И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ МЕТОДАМИ ТЕРМООБРАБОТКИ И НАГРЕВА

ОТПУСК СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Амбицій отпуск сварной конструкции состоит в равномерном нагреве сварного изделия по всей поверх­ ности и толщине в течение некоторого промежутка вре­ мени, выдержке при выбранной температуре нагрева п достаточно медленном равномерном охлаждении с тем, чтобы в процессе охлаждения не возникало больших дополнительных градиентов температур в сечении отпу­ скаемой детали, приводящих к дополнительным пласти­

ческим деформациям

и остаточным

напряжениям

[5,

20].

является весьма

универсаль­

 

Назначение отпуска

ным, и его можно использовать как для устранения де­ формаций и перемещений, так и для снижения оста­ точных напряжений и восстановления пластических свойств [5].

Деформации и перемещения устраняются с по­ мощью отпуска в таких конструкциях, для которых применение других методов обработки крайне затруд­ нено из-за плохого доступа к сварным швам, чувстви­ тельности материала к локальным механическим воз­ действиям, из-за трудностей технологического характе­ ра, связанных главным образом с невозможностью перемещения обрабатывающих инструментов вдоль оси сварных швов, а также при близко расположенных друг от друга элементах жесткостей и при пересекаю­ щихся сварных швах в оболочках сложной кЪнструкцнп. Иногда отпуск совмещают с операциями искусственного старения и стабилизации структуры. В этом случае

126

полного снятия напряжений и устранения деформаций и перемещений может и не быть.

Устранение деформаций и перемещений при отпускевсегда сопровождается и снятием остаточных напряже­

ний. Кроме того,

для обеспечения требуемой

формы

конструкции перед проведением

отпуска

после

сварки

ей должна быть

придана такая

форма,

которая тре­

буется после отпуска. С этой целью обычно используют зажимные приспособления, значительно более жесткие,, чем подвергаемые отпуску детали. К тому же приспо­ собления должны отличаться высокой точностью изго­ товления, отсутствием остаточных напряжений. Мате­ риал приспособлений должен иметь высокий предел те­ кучести и высокую релаксационную стойкость в пре­ делах тех температур, при которых производится от­ пуск конструкций, и небольшой коэффициент линейного расширения.

В большинстве случаев отпуск является универсаль­ ным средством обработки конструкций. Например, вы­ сокий отпуск стальных конструкций — это практически единственный вид обработки, при котором наряду с на­ пряжениями первого рода снимается наклеп и напряже­ ния второго и третьего рода. При обработке крупно­ габаритных конструкций высокий отпуск сварных кон­ струкций по объему применения превосходит вес остальные способы снижения остаточных напряжений.

Высокий отпуск изделий из конструкционных сталей при температурах 500—800°С предназначен в основном для устранения возможной деформации в процессе по­ следующей механической обработки, в процессе выле­ живания и эксплуатации конструкций, а также для по­ вышения сопротивляемости хрупким разрушениям, в особенности при низких температурах. Наличие оста­ точных напряжений может привести и к ускоренной коррозии металла, которая также часто является при­ чиной последующих хрупких разрушений.

Повышение сопротивляемости сварных конструкций хрупким разрушениям в результате проведения высоко­ го отпуска достигается благодаря восстановлению пла­ стических свойств металла в тех местах, где в значи­ тельной степени произошли пластические деформации, подкалка, старение и имеются условия для возникнове­ ния разрушений. Снижение остаточных напряжений приводит к уменьшению запаса накопленной потен-

127


циалыюй энергии, высокая величина которой также яв­ ляется одним из факторов, способствующих началу и развитию хрупкого разрушения.

На рис. 55 приведены результаты эксперименталь­ ных исследований ударной вязкости сварных соедине­ ний и основного металла легированной стали после

ан,кгом/см2

Рис. 55. Изменение ударной вязкости об­ разцов, вырезанных по­ перек шва стали, леги­ рованной марганцем, ни­ келем, хромом, молибде­

ном, в зависимости

от

температуры

испытании:

а — основной

металл; б — от­

пуск при 650° С,

2 ч; о—свар­

ное

соединение,

г — отпуск

при

450° С;

д — отпуск

при

 

550° С

 

различных режимов термической обработки. Испытание на ударную вязкость, так же как испытание образцов с острым надрезом на растяжение, является одним из объективных показателей хрупкой прочности сварных соединений. Рациональный режим термообработки су­ щественно смещает порог хладноломкости в область низких температур, улучшая пластические показатели. Более низкие температуры отпуска, наоборот, могут существенно понизить пластичность вследствие возмож­ ного протекания процессов деформационного старения и охрупчивания металла вследствие происходящих при этом структурных изменений. В связи с этим темпера­ тура отпуска и продолжительность выдержки должны определяться с учетом реакции материала на нагрев, а также конфигурации и размеров изделий. Вопрос вос­ становления пластических свойств может быть решен однозначно лишь экспериментальным путем посредст­ вом проведения испытаний па ударную вязкость пли растяжение надрезанных образцов.

128