Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
Рис. 92. Профилограммы стыка пластин, за меренные перед (а) и после (б) сварки и за висимость продольного прогиба (в) и оста точных напряжений в шве (г) от высоты подъема кромок
1Д 7 В. М. Сагалевнч
значений высоты подъема кромок Іг, в котором возможна сварка стыковых швов без образования деформаций потери устойчивости. Прогиб возникает при малой вы соте подъема кромок вследствие сжимающих напря жений, образующихся при сварке, как обычно, вне зоны сварочных пластических деформаций. При чрезмерно большой высоте подъема кромок Іі деформации потери устойчивости возникают за счет сжимающих напряже ний в зоне сварного шва.
Для определения оптимальной высоты подъема кро мок зададимся некоторыми исходными данными и введем определенные допущения. Обозначим: 2b — ши рина зоны пластических деформаций; 2 а — ширина зоны, приподнимаемой над поверхностью прижимного приспо собления; а.ѵ — остаточные продольные напряжения при сварке встык листов в плоском состоянии; R — радиус кривизны приспособления. Считаем, что величина про дольных пластических деформаций одинакова во всех участках зоны шириной 2 b и не зависит от конструк тивных особенностей, обусловленных цилиндрической формой поверхности.
Если в поперечном сечении профилограмма кромок свариваемых листов — наклонная прямая линия, то оптимальная высота подъема кромок определится из условия
ь
г к (а— х) Еах = охЬ.
J |
aR |
|
а |
|
|
Откуда. |
h = ---- üxR----- _ |
(85) |
|
||
При R = 300 мм, |
а=15 мм для сплава |
ОТ4 высота |
Ч‘-£)
подъема кромок Іг, при которой после сварки отсутство вали напряжения ах, составила 1,4—1,7 мм. Расчетная величина h —Л,6 мм. В случае сварки низкоуглеродистой стали СтЗ высота подъема кромок при прочих равных параметрах в 3,5—4 раза меньше, чем при сварке титана. Технологическое осуществление сварки без про дольных деформаций таким методом не вызывает осо бых сложностей. Определенные трудности возникают в процессе сборки листов на выпуклой или вогнутой под
194
кладке, но они во многом зависят от конструктивного выполнения приспособлений. Опыты, проведенные в МВТУ им. Баумана, показали, что удовлетворительные результаты могут быть получены при сварке пластин толщиной до 1 мм.
МЕТОДЫ ГЛУБОКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
Методы местного глубокого охлаждения деталей для устранения остаточных деформаций и напряжений при изготовлении сварных конструкций исключают необхо димость проведения механических правочных операций, ие требуют использования сложного и тяжелого обо рудования для пластического деформирования мате риала. Можно выделить отдельные виды сварных соеди нений, в которых глубокое охлаждение дает ощутимые результаты.
1. Стержневые конструкции рам и ферм. Сварочн деформации выявляются в виде укорочений стержней вследствие усадки металла в зоне их соединения между собой и в местах приварки к поясам. Механическое воз действие на шов ие всегда приводит к желаемым ре зультатам, так как укорочения стержней оказываются значительными вследствие свободного сокращения зоны шва, а область, в которой можно производить пласти ческую осадку металла, сравнительно невелика.
Если перед сваркой среднюю часть стержня Охладить, то образовавшееся укорочение компенсирует изменение размера стержня, возникшее при сварке. Технологиче ски данную операцию производят следующим образом. На средней части стержня укрепляют охладительную камеру длиной 300—400 мм, в которую заливают жид кий азот или пропускают пары азота, испаряемого из сосуда Дюара. Охлаждение до сварки осуществляют в течение 4—5 мин для алюминиевых стержней и 10— * 15 мни для стальных. После этого производят сварку. После охлаждения сварных швов охладительную камеру снимают со стержня, начинается его удлинение вслед ствие повышения температуры. Основные параметры данного технологического приема — длина охладителя, длина стержня, температура охлаждающего вещества, продолжительность охлаждения и величина укорочения, которую необходимо компенсировать при применении данного процесса. Способ применяется для изготовле
Ѵ Л * |
195 |
ния ферменных конструкций высокой точности из алю миниевых сплавов.
2. Фланцевые соединения в пластинах и оболочках Наиболее эффективным является предварительное охлаждение фланца и поддержание охлажденного состояния до полного завершения процесса сварки. Охлаждение осуществляется заливкой охлаждающего компонента в кольцевое полое внутреннее пространство фланца, герметизируемое с наружной и внутренней стороны плотным прижатием фланца верхней крышкой, в которой имеются отверстия для заливки и испарения охладителя. По окончании сварки охлаждение фланца прекращается, и за счет его расширения происходит компенсация сварочных напряжений и устранение де формаций.
3. Замыкающие кольцевые, круговые, продольные швы малогабаритных тонких оболочек. Часто для сня тия внутренних напряжений применяется отпуск свар ных конструкций. Иногда, когда сварка является заклю чительной операцией, нагрев изделия выше температуры 120—150° С нежелателен из-за нарушения последующих эксплуатационных характеристик. В этом случае целе сообразно применение операции местного охлаждения зоны сварного шва. Как показывают измерения, местное охлаждение только зоны шва жидким азотом (при использовании местной охлаждающей камеры) не при водит к заметному снижению остаточных напряжений. Поэтому перед охлаждением производят общий нагрев узла до температуры 120—150° С вместе с приспособле ниями для охлаждения в течение 40—60 мин. После вы емки из печи в замкнутую систему накладных охлади телей пропускают жидкий азот. Резкий перепад темпе ратур способствует более интенсивному протеканию пла стических деформаций удлинения в зоне сварного шва
-и устранению остаточных напряжений.
4.Сварка стыковых швов в пластинах и оболочках.
Вэтом случае охлаждению подвергается околошовная зона, что в значительной степени снижает размеры областей нагрева до одних и тех же максимальных тем ператур и уменьшает величину продольной и поперечной усадки шва. Для снижения деформаций при сварке листов может быть использовано приспособление, прин цип которого показан на рис. 93. Следует, однако, иметь
ввиду, что полного устранения деформаций при сварке
196
прямолинейных швов такими приемами добиться невоз можно. Например, при охлаждении околошовной зоны жидким азотом величина прогиба плоских листов из сплава АМгб снижается на 40%, а величина попереч-
Рис. 93. Приспособление для сварки пря молинейных швов с охлаждением околошовноіі зоны:
/ — основание; 2 — прижимные планки; 3 — свари ваемые пластины; '/ — полости для заполнения
охладителем
Практическое осуществление методов охлаждения с целью компенсации деформаций, возникающих от по перечного укорочения, в значительной степени зависит от времени, в течение которого производится охлаждение до сварки. Чем больше длительность охлаждения, тем значительнее поперечное укорочение ввариваемого эле мента. Существенное значение оказывает и длина охлаж даемого участка детали (рис. 94). Если известна вели чина поперечного укорочения при сварке без охлажде ния, то, сопоставляя ее с величиной укорочения при охлаждении, нетрудно определить те параметры охлаж дения, которые дадут полную компенсацию поперечной деформации. Ввиду того, что при сварке стержней охлаждаемый участок, как правило, находится вдали от места сварки и не подвергается непосредственному теп ловому воздействию сварочного процесса, деформации укорочения от сварки и охлаждения независимы друг от друга, и оптимальное соотношение между режимами сварки можно устанавливать на основе простого равен ства поперечного укорочения от сварки и укорочения стержня от охлаждения.
При вварке фланцев, в особенности малых диаметров (100—150 мм), в плоские листы и оболочки метод
197
охлаждения оказывается неэффективным, так как теп
ловое воздействие источника нагрева вызывает |
пласти |
|
ческие деформации укорочения |
при нагреве не |
только |
в листе или оболочке, но и |
в охлажденной |
кромке |
О |
5 |
10 |
15 |
20 |
25Ірхл |
Рис. |
94. |
Зависимость |
|
продольного |
укорочения Д/ стержня из алюминие
вого |
сплава от |
длины |
охладителя |
||
/охл |
при различной длине |
стержня |
|||
(охлаждающий |
компонент — жид |
||||
|
кий |
азот): |
|
|
|
I и 2 — 1=200 мм: |
3 — /=100 |
мм; |
4 — 1= |
||
=50 мм; 2—4 — продолжительность |
охлаж |
||||
дения— 10 мнн; |
1 — то же |
20 |
мин |
фланца, также значительно нагревающейся. А так как область пластических деформаций распространяется да леко за пределы сварного шва в оболочку или лист, то ожидаемого эффекта при расширении центральной части фланца можно не получить, так как сохранившийся запас укорочения оказывается явно недостаточным для компенсации продольной и поперечной составляющих сварочных деформаций.
В этом случае наряду с предварительным укороче нием фланца необходимо уменьшить ширину зоны пла стических деформаций в пластине или оболочке, в кото рые вваривается фланец, для чего может быть исполь зован комбинированный прием, при котором наряду с охлаждением фланца производят охлаждение околошов ной зоны листа или оболочки по схеме, аналогичной приведенной на рис. 93. Практическое осуществление
198
метода устранений деформаций охлаждением зоны флан цевых соединений сопряжено с рядом трудностей сбо рочного характера. Как показывают эксперименты, тех нология получения сварных соединений посредством переплава охлажденного до низких температур металла никаких существенных изменений в процессе сварки не вносит, и обеспечение высокого качества шва и надле жащих механических свойств трудностей не представ ляет. Но для гарантии успешного осуществления ком пенсации сварочных деформаций и напряжений необхо димо строго выдержать предварительные припуски на укорочение деталей в процессе охлаждения перед свар кой. Это относится как к оболочковым, так и к стерж невым конструкциям.
В промышленности США массивные фланцы ввари вают в оболочки из алюминиевых сплавов непосредст венно после выдержки фланца в течение 15—20 мин в жидком охлаждающем компоненте. При этом на 60—70% уменьшается радиальная составляющая оста точных напряжений и почти полностью устраняются пе* ремещения поверхности оболочки. Если фланец имеет диаметр, превышающий 2 0 0 мм, то дополнительное охлаждение околошовной зоны оболочки вряд ли по требуется, так как увеличение его диаметра после сварки может оказаться вполне достаточным для компенсации упругой составляющей продольных и поперечных дефор маций в зоне шва. Следует иметь в виду, что эффек тивность метода компенсации сварочных деформаций охлаждением повышается с увеличением коэффициента линейного расширения и уменьшением запаса темпера^ турпой упругой деформации.
УСТРАНЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ И НАПРЯЖЕНИЙ
ВСОЕДИНЕНИЯХ МАРТЕНСИТНЫХ СТАЛЕЙ
Впромышленности довольно широко применяют вы
сокопрочные стали мартенситного класса, обладающие к тому же достаточно высокими пластическими свой ствами. Деформации этих сталей при сварке оказы ваются часто намного меньше, чем у других мате риалов за счет происходящих при охлаждении струк турных превращений.
Сварка без деформаций невозможна, так как нет факторов, действующих в противоположном усадочному
199
усилию направлении. Распад аустенита может быть та ким фактором, поэтому определение закономерностей образования сварочных деформаций в таких материа лах и возможностей управления их величиной в особен ности в мартенситных сталях, имеют значительный практический смысл.
Особенности образования остаточных деформаций и напряжений. Чтобы составить представление о дефор мациях при сварке материалов, необходимо знать их дилатометрические свойства, т. е. способность изменять свои линейные размеры при изменении температур. На основании дилатограммы материала можно прибли женно подсчитать уровень остаточных напряжений, ве личину усадочного усилия и правильно выбрать методы устранения деформаций.
Из анализа дилатометрических кривых мартенситных сталей следует, что внутри зоны пластических дефор маций может располагаться область, в которой при охлаждении происходит распад аустенита [23], что способствует снижению сварочных деформаций укороче ния.
Определение сварочных деформаций сводится к сле дующему. Исходя из запаса температурной упругой деформации, термического цикла сварки и механических свойств материала, устанавливают величину усадочного усилия и характер распределения напряжений к мо менту начала структурного превращения. Приближенно это можно сделать известными методами с применением гипотез одновременности укладки шва и плоских сече ний. При большихпогонных энергиях сварки можно изменить знак остаточных деформаций [23], так как увеличивается ширина области распада устеиита в зоне сварного шва при охлаждении. Однако с ростом погон ной энергии сварки деформации укорочения также растут. Снижение же деформаций укорочения и изме нение их знака происходят при очень больших величи нах погонной энергии, которые находятся за пределами диапазона применяемых в практике режимов сварки. Для материалов с большими структурными деформа циями имеется возможность полностью устранить оста
точные деформации (например, материал |
с пределом |
|
текучести 8000 кгс/см |
и структурной |
деформацией |
60-ІО-4). С увеличением2 |
предела текучести и снижением |
|
объема структурного превращения растут |
деформации |
200