Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
укорочения. Снижение предела текучести и рост объема структурных превращений могут привести к деформа циям удлинения.
Структурное увеличение объема при охлаждении начинается при низкой температуре (180—200°С) и про текает до комнатных температур. Это означает, что температурная компенсация структурных деформаций, происходящая в низкоуглеродистых и других сталях с высокими температурами распада аустенита при охлаж дении, у сталей с низкими температурами распада от сутствует. Весь запас структурных превращений может быть использован иа то, чтобы уменьшить продольное укорочение [23].
Деформации, возникающие при сварке прямолиней ных швов. В сварных швах сталей мартенситного класса возникают напряжения сжатия. Шов оказывается удли ненным по отношению к свариваемым листам и это затрудняет применение известных методов исправления деформаций. Листовые элементы после сварки испыты вают деформацию потери устойчивости и требуют правки. Такой вид деформаций обычно устраняется прокаткой зоны остаточных деформаций укорочения (т. е. зоны напряжений растяжения), но не всегда при водит к желаемому результату.
Для определения общих закономерностей образова ния деформаций важно знать зависимость величины остаточных деформаций от погонной энергии сварки.
Для получения такой зависимости необходимо обес печить изоляцию свариваемых образцов от окружающей среды. Для этого применяют теплоизолирующие про кладки из асбеста, закрывающие с двух сторон всю поверхность образца, за исключением узкого участка зоны шва. Деформацию оценивают по прогибу образца. С увеличением погонной энергии сварки растет и оста точный прогиб, что соответствует общепринятым поло жениям теории сварочных деформаций и напряжений. При условии получения удовлетворительного качества сварного соединения полностью ликвидировать остаточ ный прогиб только за счет изменения погонной энергии не удается. Аналогичная картина наблюдается при сварке в зажимном приспособлении без теплоизолирую щих прокладок. Разница состоит лишь в том, что вели чина деформаций при сварке с одной и той же погонной энергией сварки в последнем случае несколько меньше.
8 В. М_ Сагалевнч |
20 L |
Жесткие режимы при роликовой сварке приводят к удли нению образцов в области наложения шва. Величины продольных деформаций при аргоно-дуговой сварке мартенситных сталей показывают, что происходит про дольное сокращение зоны шва (усадка), а поэтому для устранения деформаций не исключено применение про катки.
Эпюры остаточных напряжений соединений, сварен ных аргоно-дуговой сваркой в зажимном приспособле нии с применением теплоизолирующих прокладок и без них (на медной прокладке со стальными клавишными прижимами сверху), показывают, что величина сжимаю щих напряжений вне зоны шва во втором случае меньше. Уменьшается и кривизна сварного образца. Это проис ходит не только вследствие сужения зоны пластических деформаций. Исследования, проведенные на стали Х18Н9Т, показали, что значение теплоотдачи у сталей невелико (например, снижения остаточных напряжений и деформаций при сварке стали Х18Н9Т почти не на блюдается). Сужение зоны пластических деформаций у мартенситной стали может привести к уравновешиванию эпюры остаточных напряжений в пределах центрального участка без передачи усилий на края пластины. Необ ходимо обеспечить интенсивный теплоотвод от околошов ной зоны, сужая тем самым зону пластических дефор маций и увеличивая крутизну изотерм при относительно низких температурах. Этим можно добиться силового равновесия остаточных напряжений в пределах зоны пластических деформаций.
Хорошие результаты дает применение медных охлаждующих шин (рис. 95) [23]. Отвод тепла от околошов ной зоны уменьшает ширину зоны пластических дефор маций тогда, когда сама эта зона имеет значительную ширину, т. е. при сварке с большой погонной энергией. В этом случае легче добиться уравновешенности эпюры остаточных продольных напряжений в пределах узкого центрального участка шва и исключить образование деформаций потери устойчивости.
При сварке с малой погонной энергией относитель ное сужение зоны пластических деформаций за счет охладительных , медных шин недостаточно для того, чтобы предупредить возникновение потери устойчивости. Уменьшение же расстояния шин от шва нецелесообразно из-за технологических соображений. Поэтому необхо-
202
димо |
увеличивать |
погонную энергию |
сварки. |
Однако |
|
увеличение |
погонной удельной |
энергии |
(свыше |
||
7000 |
кал/см2) |
при |
интенсивном теплоотводе |
приводит |
к возникновению прогиба. Об этом свидетельствуют ре зультаты непосредственных измерений остаточных про-
|
— ------------ -------- |
T - t |
-O l |
— |
) — Ц— X I |
» |
|
|
2000 30 0 0 WOO |
5 0 0 0 |
6000 у/ѵс е д ,т іл /см 2 |
||||
Рис. |
95. |
Зависимость прогиба пластин (//) |
|||||
из |
|
мартенситностареющеіі |
стали |
||||
Х15Н5Д2Т (толщиной |
1,5 |
мм и |
длиной |
||||
300 мм) от погонной |
удельной |
энергии |
|||||
сварки |
и расстояния |
медных |
охлаж |
||||
|
дающих шин |
(I) |
от оси шва: |
||||
/ — |
15 мм: 2 — d « 5 |
мм: |
3 — </«4,5 мм: 4 — d= |
||||
|
|
*»3,5 |
мм; |
5 — d —2,5 мм |
|
дольных укорочении в пластинах, сваренных аргонодуговой сваркой [23].
На основании приведенных на рис. 95 данных можно установить оптимальные параметры режима аргоно дуговой сварки прямолинейных швов сталей мартенсит ного класса из условия полного предотвращения дефор маций. Остаточные напряжения при сварке с медными шинами уравновешиваются в пределах центральной ча сти образца — в зонах шва и термического влияния.
Деформации мартенситных сталей при точечной сварке. Низкие температуры распада аустенита оказы вают особое влияние на характер деформаций стали при местном сосредоточенном нагреве.
8* 203
Определение величии остаточных напряжений точеч носварных соединений показывают, что несмотря на наличие структурного превращения в листе возникают остаточные радиальные напряжения растяжения, не до стигающие на границе нагрева предела текучести мате риала. Максимум напряжений растяжения соответствует границе зоны пластических деформаций и отстоит от центра литого ядра на величину, несколько больше радиуса зоны плавленыя. Радиус зоны пластических деформаций является осредпенпой величиной по толщине листа, что для определения осесимметричных деформа ций существенного значения не имеет.
Последовательность процесса, протекающего при охлаждении точки, следующая: в первой стадии, до начала структурного превращения, происходит накапли вание напряжений растяжения за счет деформаций уко рочения «в точке» в пределах зоны пластических дефор маций, во второй стадии — снижение напряжений рас тяжения в листе за счет увеличения объема в зоне структурных превращений.
Таким образом, структурные превращения возникают в предварительно напряженном при охлаждении точки листе. Остаточные напряжения в листе могут быть опре делены в два этапа: перед началом структурного пре вращения и после структурного превращения.
Основное влияние на характер деформаций точечных соединений сталей со структурными превращениями должно оказывать соотношение радиусов зон пластиче ских деформаций а и структурных превращений г, т. е. режим сварки и режим охлаждения. Ниже приведены приемы уменьшения величины напряжений растяжения на границе нагрева пластического пятна при условии, что внутри этого пятна имеется зона структурных пре вращений, радиус которой несколько меньше радиуса зоны пластических деформаций.
Обозначим радиус зоны пластических деформаций и структурных превращений соответственно а и г. Номо грамма (рис. 96) выражает зависимость величины на пряжений растяжения на границе радиуса а от соот ношения вышеуказанных радиусов. Кривые построены для разных величин структурной деформации ес.
Номограмма соответствует напряженному состоянию, возникающему непосредственно после структурного пре вращения. Последующее остывание точки сопровож-
204
дается некоторым снижением эффекта структурного превращения. Поэтому для материала, у которого струк турная деформация равна ес, действительная картина номограммы, соответствующая-остаточной деформации,
бг
Рис. 96. Остаточные напряжения а г на границе зоны пластических дефор мации:
; — ес £ = - ^ |
ст (1—ц); 2 |
— в с £=<тт (1—и); |
3 - Е С £ = !,3 |
огт (1—И): 4 |
- ес£=2,0 0т (1 -ц ) |
будет характеризоваться величиной, несколько меньшей, чем ес:
е; = Бс— а (Гк — Т0),
где Тк — температура окончания структурного превра
щения.
Анализ номограммы показывает, что даже при боль шом объеме структурного превращения (кривая 4) на пряжения растяжения могут оказаться значительными при относительно широкой по сравнению с г зоне
радиуса а ^например, при — <1 0 ,б|. Если отношение этих
радиусов превышает 0,8—0,9, то на границе пластиче ской области могут возникнуть даже остаточные на пряжения сжатия, а при сварке прямолинейного точеч
205
ного шва — остаточные деформации удлинения, а не укорочения. Такой случаи в практике очень редкий. В большинстве случаев приходится бороться с деформа циями укорочения. Радиусы г и а определяют зоны нагрева до температур, при которых соответственно происходят структурные превращения и протекают плас тические деформации. Знание их величин или качествен-
г
ная оценка изменения отношения — в зависимости от
а
изменения параметров сварки позволяет наметить пути предупреждения сварочных деформаций.
При сварке на мягких режимах во всех случаях величина деформаций укорочения больше, чем на жест ких. В отдельных случаях жесткие режимы могут при вести даже к удлинению соединяемых пластин в месте наложения точечного шва [23].
Очень эффективным является наружное охлаждение деталей. Естественно, что теплоотдача резко увеличи
вает крутизну изотерм и отношение — . Поэтому даже
а
при сварке на мягком режиме возможно полное устра нение деформаций.
Измерения местных деформаций при сварке стали ВНС-2 на жестком режиме свидетельствуют о том, что
в |
зоне точек наблюдаются деформации удлинения, |
а |
между точками — укорочения. Этим подтверждается |
необходимость тщательной отработки режимов сварки сталей мартенситного класса.
Применение методов предотвращения деформаций в тонколистовых конструкциях из мартенситных сталей. Мартенситные стали широко используются для изготов ления листовых конструкций. Основные способы сварки
этих сталей: аргоно-дуговая — непрерывная |
и импульс |
ная и контактная — точечная и роликовая. |
Наиболее |
широко распространенные толщины свариваемых эле ментов 0,4— 6 мм.
При изготовлении панельных конструкций точечной сваркой неправильный выбор режимов ведет к деформа циям продольного изгиба, возникающим, как правило, вследствие укорочения материала в месте наложе ния шва.
Для выбора режимов по деформациям могут быть сварены контрольные листовые образцы, имеющие ма лую жесткость. Проверяется несколько различных
206
режимов сварки, обеспечивающих необходимое количе ство соединения по общепринятым техническим требо ваниям.. Наиболее оптимальным считается тот режим, при котором происходит наименьшее изменение базы измерений деформаций.
Выбор режимов с точки зрения образования мини мальных остаточных деформаций позволяет уменьшить продольный изгиб при сварке панельных конструкций из стали Х15Н5Д2Т. Например, была произведена сварка на машине МТПТ-400 панелей (стрингера с об шивкой) толщиной 0,4—0,6 мм, длиной 1,2 м. Из табл. 4 видно, что после сварки на некоторых режимах оста точные деформации практически отсутствуют.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
|
Влияние режимов и условия сварки на деформации образцов |
||||||
|
|
из стали ХІ5Н5Д2Т |
|
|
||
Длительность сварочного |
Укорочение конт |
Стрела продоль |
||||
рольного образца па |
ного прогиба |
|||||
|
импульса, С |
|
||||
|
|
базе 100 мм, мкм |
панели, |
мм |
||
|
|
|
||||
0 ,0 6 |
|
|
78 |
24 |
|
|
|
|
40 |
18 |
|
||
0,07 (сварка в воде) |
...............усилием |
6 |
0 |
|
||
0,06 |
(с ковочным |
11 |
0 |
|
||
1250 |
к г с ) ............................... |
|
|
|
Однако причины деформаций панельных конструк ций не исчерпываются только усадкой. Поэтому в каж дой листовой конструкции необходимо применить все возможные методы предупреждения деформаций
вкомплексе.
Впоследнее время имеется тенденция использовать
эффект расширения металла при температурах струк турного превращения для компенсации усадочного уси лия при сварке аустенитных и других сталей. Это на правление очень перспективно, но для его практического осуществления необходим широкий комплекс работ по созданию новых присадочных материалов, исследованию свойств сварных соединений и отработке технологии сварки с учетом полного устранения сварочных дефор маций. Используемые же в промышленности присадоч
207