Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
возникающий в реальных условиях последовательного неодновременного наложения швов, представляет собой деформацию продольного изгиба. Неравномерное про
плавление |
полки или листа по толщине приводит к пос |
перечному |
изгибу (рис. 4, е) в балках таврового и. |
Рис. 4. Виды деформаций простейших сварных элементов — балки и пластины
двутаврового сечения — это так называемые деформациигрибовидности. Одной из форм изгиба, образующегося вследствие поперечной усадки сварных соединений, яв ляется деформация излома продольной оси сечения, связанная с поворотом одного из элементов относитель но другого (рис. 4,г). Это по существу также деформа ция в плоскости свариваемого элемента, при которой, однако, величины перемещений точек соединяемых де талей не являются постоянными по длине сварного шва. Здесь имеется некоторая аналогия со случаем угловогоto поступательного перемещения деталей при электро шлаковой сварке прямолинейным швом.
3.Деформации потери устойчивости листовых эл
ментов конструкций (рис. 4,ж). Они возникают под
' 'Т.-'\ехкич\
С‘к. ■- ИО О 'л£. ч \
действием напряжений сжатия (рис. 4,з). При этом происходят значительные перемещения из исходной плоскости листовых и оболочковых элементов.
4. Деформации скручивания относительно продоль ной оси (рис. 4, е). Этот вид деформаций характерен в основном для балочных конструкций. Предполагаемой причиной их образования считаются различные сдвиго вые деформации кромок в зоне нагрева при сварке де талей между собой. Однако убедительного объяснения причин образования такого вида деформаций при сварке плавлением без воздействия внешних сил нет.
5. Деформации, объединяющие несколько видов из четырех вышеперечисленных. Иногда изменения, проис ходящие при сварке конструкций, бывают настолько сложными, что их трудно отнести к тому или иному кон кретному виду, но они всегда могут быть дифференциро ваны при более тщательном рассмотрении причин, их вызывающих [4].
Для определения остаточных деформаций широко используют расчетные методы. Задача определения де формаций (перемещений) от сварки представляет собой два самостоятельных раздела (исследованию которых посвящено большое количество работ): термомеханнческий и деформационный. Термомеханнческое решение сводится к определению величины усадочной силы, по перечной усадки по длине и толщине соединения и других элементов деформаций, возникающих в зоне сварного соединения. Эти элементы вводятся в расчет при определении деформаций конструкций и представ ляют собой деформационное решение. Исходные элемен ты деформации, определяемые из термомеханического решения, связывают с режимами сварки, видом соедине ния и другими факторами, которые оказывают влияние на развитие деформаций в процессе сварки. В деформа ционном решении широко использован аппарат сопро тивления материалов, теории упругости и пластичности, теории оболочек, а при определении деформаций конст рукций с течением времени — теории ползучести [4, 18, 20, 21, 32].
В большинстве случаев остаточные перемещения, воз никающие при сварке конструкций, могут быть вычисле ны путем приложения к конструкции фиктивных сил, по лученных либо посредством термомеханического реше ния, либо экспериментально — по величине замеров
18
остаточных напряжений. При этом при определении пе ремещений используется в основном принцип одновре менности укладки шва по длине, который означает, что пластические деформации от сварки одинаковы во всех поперечных сечениях шва. Однако само распределение пластических деформаций по поперечному сечению мо жет быть достаточно точно определено лишь при реше нии термомеханиеской задачи с учетом действительной картины явлений, происходящих при сварке. Иногда в особенности при наличии экспериментальных данных по определению деформаций и усилий, действующих в зоне сварных швов, сразу переходят к деформационному решению.
Расчетные и расчетно-экспериментальные методы оп ределения деформаций сварных конструкций представ ляют значительный практический интерес. Если имеется возможность достаточно точно определить величины и характер деформирования от сварки, то это позволяет квалифицированно выбрать такой вариант изготовленияконструкции, который приведет к наименьшим свароч ным деформациям. При этом могут быть использованы либо принципы рационального конструктивно-техноло гического проектирования, либо введены в технологи ческий процесс те или иные методы и средства предот вращения или устранения деформаций.
УСТРАНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИИ, НАПРЯЖЕНИЙ И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
В основу принципиальных возможностей снижения' или устранения сварочных деформаций и напряжений могут быть положены три пути, учитывающие физиче скую сущность процессов, происходящих при сварке.
1. Снижение величины пластической деформации уко рочения либо ширины зоны ее распространения прш нагреве путем регулирования термического воздействия при сварке, уменьшения погонной энергии, введения предварительного подогрева, приложения усилий присварке.
2. Увеличение пластических деформаций удлинения либо в процессе охлаждения сварного шва, либо после сваркип утем прокатки, проковки, растяжения, вибрации и т. д.
19'
3. Компенсация деформаций путем создания пред рительных деформаций, обратных по знаку сварочным, рациональной последовательностью сборки и сварки.
Существует много приемов, позволяющих уменьшить
•или устранить сварочные деформации и напряжения. В зависимости от того, решается ли вопрос получения абсолютно точной конструкции, входящей по размерам в пределы допусков непосредственно после окончания сварки, или технологический процесс строится с при менением послесварочиых методов обработки конструк ции, можно разделить способы борьбы с деформациями и напряжениями на две группы: 1) способы предупреж дения и регулирования деформаций; 2) способы устра нения деформаций и напряжений после сварки.
К первой группе относятся такие способы, которые предусматривают воздействие на тепловые характерн-
•стики сварочного процесса, геометрические размеры и форму конструкции в процессе сварки, физические ха рактеристики и структуру материала изделия и шва.
Регулирование теплового воздействия связано с подбором соответствующих режимов сварки с учетом уменьшения объема пластического укорочения. Однако критерии режима обычно определяются другими факто рами: производительностью процесса, рациональным ис пользованием деформационной способности шва и уров нем механических свойств металла. Сварка на понижен ных режимах, естественно, снижает производительность труда. Тепловой фактор можно регулировать путем общего подогрева деталей перед сваркой, а также ин тенсивного теплоотвода от зоны шва.
Одними из основных средств регулирования свароч ных деформаций являются: применение рациональной последовательности сборки и сварки конструкций; за крепление изделий в процессе сварки в приспособле ниях; создание предварительных деформаций конструк ции, обратных сварочным; механическое воздействие на конструкцию или зону шва при сварке.
Последовательность сборки и сварки назначают из условий либо расчленения конструкции на отдельные элементы, либо из условий обеспечения достаточной жесткости поперечного сечения свариваемой конструк ции. При условном расчленении конструкции на пред варительно сваренные отдельные элементы общие де формации получаются только от небольшого числа
20
замыкающих или монтажных швов. Деформации же, возникающие при сварке отдельных элементов, либо уст раняются перед общей сборкой, либо компенсируются предварительным припуском. Обеспечение достаточной жесткости поперечного сечения предусматривает начало сварки лишь после того, как собрано определенное чис ло элементов, образующих общее поперечное сечение высокой жесткости.
Создание деформаций, обратных сварочным, обеспе чивается в основном путем закрепления конструкций в приспособлениях, учитывающих те геометрические изме нения, которые могут произойти в результате сварки. Квалифицированное использование этого приема требует достаточно точного определения ожидаемых сварочных деформаций. Наиболее широкое распространение такие методы находят в судостроении, где правка после свар ки, особенно крупногабаритных конструкций, чрезвы чайно затруднена.
Механическое воздействие приводит к пластическому деформированию зоны шва и к уменьшению пластиче ских деформаций укорочения. Среди наиболее известных методов следует отметить растяжение деталей в про цессе сварки, прокатку и проковку остывающего метал ла в сварочном стапеле, вибрационную и ультразвуко вую обработку в процессе кристаллизации.
Регулирование деформаций путем воздействия на физические и структурные характеристики связано с из менением механических характеристик материала в зоне сварки и применением в конструкциях свариваемых и присадочных материалов с особыми дилатометрически ми характеристиками. Последние позволяют при опре деленных условиях осуществить сварку без деформаций.
Ко второй группе относятся способы послесварочного деформирования конструкций внешними силами в хо лодном или нагретом состоянии и способы, основанные на температурном деформировании за счет создания вы соких температурных градиентов без приложения допол нительных внешних сил.
Наиболее распространены способы прокатки и про ковки зоны шва в холодном состоянии или с подогре вом зоны шва многопламенной горелкой. Эти способы, так же как и пластический изгиб, предусматривают соз дание пластических деформаций, обратных сварочным. Хорошие результаты дает также применение растяже-
21
иия с вибрацией. В производстве широко используется местный нагрев, позволяющий создать пластические де формации укорочения в тех зонах конструкции, где они приводят к исправлению ее формы.
Перспективно, по пока еще мало изучено местное температурное деформирование, которое может сочетать местный нагрев одних зон с глубоким охлаждением других. Например, для создания пластических деформа ций удлинения в сварном шве листов из стали, доста точных для устранения остаточных напряжений, нужно многопламенной широкой горелкой нагреть широкую (150—200 мм) зону около шва, после чего произвести его локальное охлаждение, например жидким азотом, с применением контактного, либо какого-то другого ох ладителя.
Устранение деформаций и напряжений путем высо кого отпуска деталей в зажимных приспособлениях — распространенный и широко применяемый процесс, из вестный также под названием метода термофиксацпн.
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
При проектировании конструкции и выборе техноло гических процессов ее изготовления, включая последо вательность выполнения сборочно-сварочных операций, основное внимание должно уделяться получению рацио нальных сочетаний отдельных свариваемых узлов и элементов, позволяющих механизировать и автоматизи ровать процессы сварки, снизить трудозатраты на из готовление, обеспечить безопасную эксплуатацию кон струкции и по возможности получить минимальные отклонения от проектных размеров и форм. Короче го воря, при проектировании конструкции необходимо от дельные ее сварные узлы разрабатывать с учетом при менения прогрессивных методов сварки, снижения концентрации напряжений в сварных соединениях, а также с учетом получения минимальных остаточных деформаций отдельных узлов и конструкции в целом.
При выборе технологического процесса изготовления конструкции необходимо предварительно рассмотреть различные варианты последовательности соединения элементов сварной конструкции между собой с целью нахождения таких вариантов, которые приведут к ми нимальным геометрическим отклонениям. На основании
22
такой предварительной оценки ожидаемых сварочных деформаций могут быть внесены изменения в сварную конструкцию, а также установлены мероприятия, поз воляющие обеспечить точность в процессе изготовления за счет предварительных деформаций и припусков на укорочение. Точность конструкции, достигаемую при различных вариантах изготовления, можно в некоторых случаях приближенно установить на основании расчет ного определения деформаций [19—22].
Однако для большинства машиностроительных кон струкций, в особенности с большим количеством разно образных сварных соединений упрощенная оценка ве личины деформаций не всегда дает удовлетворительные результаты. Для многих видов конструкций предвари тельная оценка величины сварочных деформаций не позволяет их предотвратить с помощью досварочных конструктивно-технологических мероприятий. Такие кон струкции требуют послесварочной правки, и разработка механизированных и эффективных методов восстанов ления их проектных форм и размеров имеет в этих случаях большое практическое значение. Кроме того, часто наряду с устранением деформаций требуется и устранение напряжений в сварных соединениях. В этом случае доминирующее значение для всех без исключения конструкций имеют методы обработки уже готовых сваренных конструкций.
Для большинства крупногабаритных, например судо строительных, конструкций, обработка которых с целью выправления после сварки представляет значительные трудности, предварительная оценка деформаций имеет большое значение. Работы, проводимые в течение мно гих лет в ЛПИ им. Калинина, привели к созданию ком плекса конструктивно-технологических мероприятий по предотвращению сварочных деформаций, в основу ко торого положены расчетные оценки ожидаемых дефор маций. Эти работы достаточно широко освещены в ли тературе [21, 22 и др.]. В ряде случаев использование их результатов оказывается полезным и в машино строении.
Г л а в а II
ПРОКАТКА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СНИЖЕНИЯ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЙ ПРОКАТКОЙ
Принципы устранения деформаций и напряжений прокаткой чрезвычайно просты. Пластические деформа ции укорочения, возникающие при сварке в зоне шва и в околошовной зоне, приводят, как известно, к местно му остаточному укорочению в продольном направлении. Для снятия напряжений в сварном шве каждое про дольное волокно зоны пластических сварочных деформа ций необходимо удлинить ровно настолько, насколько оно укоротилось при сварке. А так как все укорочения волокон поперечного сечения шва имеют различную ве личину, то для полного устранения напряжений им должна быть сообщена и различная величина дефор маций удлинения. Вполне естественно, что осуществить такую неравномерную по поперечному сечению сварного соединения деформацию невозможно ни одним из су ществующих методов за исключением высокотемператур ного отпуска конструкции. К тому же потребность соз дания точно таких деформаций, которые произошли при сварке, но обратного знака, в большинстве случаев отсутствует.
Необходимая точность сварной конструкции будет обеспечена и тогда, когда остаточные напряжения ра циональным образом перераспределятся по поперечному сечению сварного соединения. Это перераспределение достигается осадкой при прокатке некоторой части зо ны пластических деформаций по толщине. В результате осадки происходит равномерное удлинение металла и компенсация сварочных деформаций укорочения дефор мациями удлинения. Прокатка может осуществляться
24
за один или несколько пропусков прокатываемой зоны между деформирующими роликами, причем многопро ходная прокатка предусматривает прежде всего увели чение ширины прокатываемой зоны, а не увеличение деформации в одной и той же зоне повторным деформи рованием.
а) |
6) |
в) |
Рис. 5. Эпюры напряжений при различных соотношениях между шириной прокатываемых зон Ь и шириной зоны пластических де формаций а
В зависимости от соотношений ширины роликов и ширины зоны остаточных пластических деформаций возможны несколько вариантов изменения эпюр оста точных напряжений в сварных швах. На рис. 5 видно, что при изменении ширины прокатываемой зоны для устранения деформаций требуется большее или мень шее снижение напряжений. Причем, если прокатке под вергается зона более широкая, чем зона сварочных пластических деформаций, устранение напряжений мо жет быть и неполным. Для этого требуются меньшие усилия, нежели при устранении деформаций прокаткой только по шву, но процесс осуществляется за три-четы-
ре |
прохода — прокаткой по' шву по околошовной |
зоне |
|
[4, |
14, |
15, 20]. |
для |
|
Следует различать два назначения прокатки: |
устранения остаточных напряжений и деформаций и для упрочнения шва и заглаживания концентраторов напря жений в сварных швах. Устранение сварочных дефор маций и напряжений достигается при весьма малой степени деформации сварного шва и околошовной зоны по толщине, составляющей десятые доли процента. Во всяком случае для материалов, у которых остаточные
25