Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
мулы усилия. Это связано с упрочняемостыо большин ства материалов в процессе деформирования. Поэтому возможности использования схемы прокатки с односто ронним деформированием оказываются весьма огра ниченными.
б0ст,кгс/ммг
Рис. 6. Зависимость усилия прокатки от толщины материала (d —
= 12 см, с= 1,6 см)
Рис. |
7. |
Зависимость |
|
остаточных |
|
напряже |
|
ний |
от числа |
проходов |
|
при |
усилии |
прокатки |
|
330 |
кгс |
для |
сплава |
МА2-1 толщиной 4,5 мм:
1 — шов, 2 — околошовная зона (d—8 см, с=1 см)
На рис. 6 показаны экспериментальные зависимости величин усилий прокатки швов двумя роликами, при которых остаточные напряжения снижаются до нуля, от толщины материала. Все образцы прокатывали в идентичных условиях, меняли лишь усилие прокатки. С увеличением толщины прокатываемых листов, а сле довательно, и величины абсолютной деформации по толщине необходимое усилие растет для разных мате риалов по различным законам, но почти всегда возра стает более резко, чем это следует из расчетной фор мулы. Следовательно, при подборе режимов прокатки необходимо несколько завышать усилия по сравнению с расчетными.
Повторная прокатка по шву (рис. 7) при неизмен ном усилии незначительно изменяет характер распреде-
34
ления остаточных напряжений. Второй проход вызы вает увеличение напряжений сжатия в шве не более 8—10% от величины остаточных напряжений после первого прохода и заметно снижает напряжения растя жения в околошовной зоне. Если при повторной про катке необходимо получить большую величину пласти ческой деформации с целью полного исправления де формаций, то следует увеличить усилие. При этом следует опасаться переката, при котором возникают деформации, обратные сварочным. Исправление их представляет более сложную задачу, чем исправление деформаций от сварки.
Первоначально метод прокатки сварных швов с целью устранения деформаций был разработан для металлов малой толщины (до 4—5 мм). Однако суще ственных препятствий на пути применения прокатки для больших толщин нет. В настоящее время прокатка применяется для устранения деформаций от продоль ных швов цилиндрических оболочек из алюминиевых сплавов толщиной до 15 мм. При этом деформации под вергается околошовная зона по обе стороны от шва, так как при прокатке зоны шва практически невозмож
но обеспечить равномерную |
деформацию по длине |
из-за наличия усиления. |
|
В результате прокатки собственные напряжения |
|
уравновешиваются в пределах |
узкой центральной по |
лоски и не передают сжимающего или растягивающего усилия на остальную часть конструкции (рис. 8). Это объясняет исчезновение деформаций, вызванных поте рей устойчивости. Однако деформации листов толщиной, по крайней мере, более 10 мм определяются не только потерей устойчивости, но и изгибом из-за неравномер ного распределения напряжений по толщине. Следова тельно, полное устранение деформаций означает, что помимо устранения напряжений сжатия в сечении листа вне зоны сварного соединения, в местах прохож дения роликов пластические деформации более интен сивно протекали на той поверхности, где напряжения были выше, и это обеспечило выравнивание продольных остаточных напряжений по толщине.
Опыт работы с высокопрочными алюминиевыми сплавами показал, что прокатка шва может иметь не желательные последствия, причем особенно это прояв ляется с увеличением толщины листов, когда усилие,
2* 35
приложенное к роликам, становится значительным. При перекатывании цилиндрического ролика по гладкой поверхности основного металла это увеличенное усилие
не вызывает |
существенного |
возрастания |
деформации |
|||||||||||
на поверхности в месте контакта. |
Иное происходит при |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
перекатывании |
ролика |
по |
|||||||
брст ,кг/смг |
|
|
выпуклым |
и |
|
поверхностям |
||||||||
|
|
|
|
|
усиления |
проплава |
шва. |
|||||||
WOO h |
|
|
|
Смятие |
этой |
выпуклости со |
||||||||
|
|
|
|
|
провождается |
местной |
пла* |
|||||||
|
|
|
|
|
стической |
деформацией |
у |
|||||||
|
|
|
|
|
поверхности, заметно воз |
|||||||||
|
|
|
|
|
растающей |
с |
увеличением |
|||||||
|
|
|
|
|
усилия, приложенного кро |
|||||||||
|
|
|
|
|
лику. Кроме того, в случае |
|||||||||
|
|
|
|
|
недостаточно плавного очер |
|||||||||
|
|
|
|
|
тания усиления или пропла |
|||||||||
|
|
|
|
|
ва |
шва |
и наличия |
резкого |
||||||
|
|
|
|
|
перехода от основного ме |
|||||||||
|
|
|
|
|
талла |
|
к |
наплавленному |
в |
|||||
f-й |
ЩЬІГ'И-й |
|
этом |
месте |
возможна |
рез |
||||||||
|
кая |
концентрация |
дефор |
|||||||||||
проходу‘ .. 1[У.\ проход |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
маций. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 8. |
|
Распределение |
про |
|
Поэтому даже для спла |
|||||||||
дольных |
остаточных |
напря |
ва АМгб желательно дефор |
|||||||||||
жений |
в |
поперечном |
сечении |
мации |
исправлять' |
только |
||||||||
пластины |
АМгб |
толщиной |
путем |
|
прокатки основного |
|||||||||
12 мм после сварки (I) |
и пос |
|
||||||||||||
ле прокатки околошовнон зо |
металла, не затрагивая уси |
|||||||||||||
ны (2) при усилии на роликах |
ления шва, |
а |
для |
термо |
||||||||||
2,8 тс; |
диаметре |
роликов d= |
упрочняемых |
сплавов |
типа |
|||||||||
= 160 |
мм, ширине рабочего |
АЦМ, |
01911, |
|
01915 |
и дру |
||||||||
|
пояска с= 16 мм |
|
|
|||||||||||
|
|
гих— тем |
|
более. |
|
При |
||||||||
этом |
происходит |
полное |
|
|
||||||||||
устранение |
|
деформаций. |
Малая величина остаточного прогиба пластины на длине 1400 мм после прокатки (1,2—1,5 мм) по срав нению с прогибом от сварки (26 мм) свидетельствует об устранении и изгибноіі составляющей деформации, вызываемой неравномерностью распределения остаточ ных напряжений по толщине в зоне шва, и выравнива нии этой неравномерности. Так как зона шва непосред ственному воздействию роликов при прокатке не под вергается, то очевидно пластическая деформация удли нения в зонах прокатки вызывает некоторое увеличение напряжений растяжения и в соседних непрокатываемых
36
зонах. Если у одной из поверхностей этих зон напряже ния после сварки близки к пределу текучести, то из-за развития пластической деформации возрастания напря жений практически не происходит, тогда как на проти воположной поверхности, с более низким уровнем на пряжений от сварки, напряжения возрастают более заметно. Косвенным подтверждением сказанного яв ляется более высокое значение напряжения в шве после прокатки пластины по околошовной зоне.
Существенной разницы между прокаткой плоских листов с прямолинейными швами и прокаткой продоль ных швов цилиндрических и конических оболочек нет. Поэтому необходимую корректировку режимов прокатки проводят на плоских образцах с прямолинейными шва ми. Несмотря на то, что стрела прогиба листа после сварки значительно больше, чем изгиб образующей обо лочки в-зоне шва, деформации в обоих случаях удовлет ворительно устраняются на практически одних и тех же режимах. Следует однако иметь в виду, что в конструк циях малой жесткости, в том числе в цилиндрических оболочках средней длины (практически, когда длина равна диаметру или меньше его, а отношение диаметра к толщине превышает 100) продольный изгиб может быть весьма значительным и прокатка между двумя оди наковыми роликами, устраняя продольную равномерную составляющую остаточных напряжений, не приводит к полному исправлению деформаций изгиба. В этом слу чае целесообразно применение одного из двух техноло гических приемов:
1. Перед прокаткой оболочка должна быть выпрям лена вдоль образующей посредством закрепления ее в жестком приспособлении, оставляющем место прокатки доступным для роликов. После этого прокатку произво дят на номинальных режимах, не учитывающих нерав номерность распределения начальных напряжений по толщине. После высвобождения оболочки из приспособ ления никаких остаточных деформаций быть не должно, если режим прокатки соответствовал номинальному. Если же имеется некоторый изгиб, не устраненный в ре зультате прокатки в зажимном приспособлении, то сле дует произвести повторную прокатку. Применение зажимного приспособления для повторной прокатки не обязательно.
2. Без применения зажимного приспособления при
37
прокатке изогнутой поверхности оболочки в зоне шва деформации изгиба могут быть устранены только по средством неравномерного пластического деформирова ния по толщине [24]. Со стороны сжатых волокон необ ходимо вызвать большую пластическую деформацию удлинения, чем со стороны растянутых. Это может быть
достигнуто созданием |
контактных напряжений различ |
||||||||
|
|
ной величины на границе ро |
|||||||
|
|
лик — металл |
с |
одной и дру |
|||||
|
|
гой стороны. |
Выполнить |
это |
|||||
|
|
условие можно, применяя ро |
|||||||
|
|
лики различных диаметров, а |
|||||||
|
|
именно: |
со |
стороны |
|
вогнутой |
|||
|
|
поверхности — ролик |
мень |
||||||
|
|
шего диаметра, со стороны вы |
|||||||
|
|
пуклой— большего |
(рис. |
9). |
|||||
|
|
Рекомендуемые |
соотношения |
||||||
|
|
диаметров |
|
роликов |
di |
= |
|||
|
|
|
— |
||||||
|
|
= 0,64-0,8, |
|
|
|
|
di |
|
|
|
|
причем отношение |
|||||||
|
|
меньшего |
из |
диаметров к тол |
|||||
Рис. 9. Схема |
прокатки |
щине |
не |
следует |
принимать |
||||
продольного шва |
оболочки |
менее |
15, |
учитывая |
возмож |
||||
роликами разных |
диамет |
ность |
возникновения |
поверх |
|||||
ров |
|
||||||||
|
|
ностного наклепа при про |
|||||||
|
|
катке. |
|
|
|
|
|
|
|
Особую группу представляют собой кольцевые и эк |
|||||||||
ваториальные |
швы в |
цилиндрических |
и |
сферических |
оболочках. Вследствие малой жесткости в направлении диаметра усадка сварного шва может привести к зна
чительным местным |
перемещениям с |
образованием в |
околошовной зоне |
тонких оболочек |
(6 = 0,44-0,8 мм) |
деформаций потери устойчивости от сжимающих напря жений [14]. Обычно у большинства материалов из-за продольного укорочения по окружности кольцевого шва уменьшается диаметр обечайки с образованием дефор маций местного изгиба оболочки. Деформации укороче ния исправляются прокаткой после сварки (рис. 10, а).
Если после сварки кольцевой шов для прокатки ро ликами недоступен, то можно использовать предвари тельную раскатку кромок с целью создания де формаций удлинения, обратных возникающим от сварки (рис. 10,6). При этом устранения остаточных напряже ний, естественно, не происходит.
38
Предварительная прокатка кромок плоских листов, устраняя продольное укорочение, не предотвращает деформаций, возникающих вследствие потери устойчи вости под действием собственных напряжений. В оболоч-
Рис. 10. Влияние |
послесварочной и предварительной |
прокатки на |
||||||
деформации |
от |
кольцевого |
шва |
(ДR — изменение |
радиуса; L — |
|||
|
расстояние |
по |
образующей от |
оси шва): |
|
|||
а —деформация |
оболочки |
с |
кольцевым |
швом; |
б — устранение деформаций |
|||
раскаткой кромок до сварки: |
1 — положение кромки после раскатки; 2 — ожи |
|||||||
даемая деформация от сварки без применения |
прокатки: |
3 — деформация |
||||||
после прокатки и сварки; |
в — устранение деформаций прокаткой после сварки; |
|||||||
/ — деформация |
от сварки; 2 — деформация после |
прокатки околошовной зоны |
||||||
шириной 10 мм с одной стороны; |
3 — деформация после прокатки околошовной |
|||||||
|
зоны |
шириной 20 мм |
с одной |
стороны |
|
ке же остаточные напряжения приводят к изгибу по верхности, обратному тому, который возникает в ре зультате предварительной раскатки кромок. В тонких оболочках и в этом случае не исключено образование деформаций потери устойчивости.
39