Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мулы усилия. Это связано с упрочняемостыо большин­ ства материалов в процессе деформирования. Поэтому возможности использования схемы прокатки с односто­ ронним деформированием оказываются весьма огра­ ниченными.

б0ст,кгс/ммг

Рис. 6. Зависимость усилия прокатки от толщины материала (d —

= 12 см, с= 1,6 см)

Рис.

7.

Зависимость

остаточных

 

напряже­

ний

от числа

проходов

при

усилии

прокатки

330

кгс

для

сплава

МА2-1 толщиной 4,5 мм:

1 — шов, 2 — околошовная зона (d—8 см, с=1 см)

На рис. 6 показаны экспериментальные зависимости величин усилий прокатки швов двумя роликами, при которых остаточные напряжения снижаются до нуля, от толщины материала. Все образцы прокатывали в идентичных условиях, меняли лишь усилие прокатки. С увеличением толщины прокатываемых листов, а сле­ довательно, и величины абсолютной деформации по толщине необходимое усилие растет для разных мате­ риалов по различным законам, но почти всегда возра­ стает более резко, чем это следует из расчетной фор­ мулы. Следовательно, при подборе режимов прокатки необходимо несколько завышать усилия по сравнению с расчетными.

Повторная прокатка по шву (рис. 7) при неизмен­ ном усилии незначительно изменяет характер распреде-

34

ления остаточных напряжений. Второй проход вызы­ вает увеличение напряжений сжатия в шве не более 8—10% от величины остаточных напряжений после первого прохода и заметно снижает напряжения растя­ жения в околошовной зоне. Если при повторной про­ катке необходимо получить большую величину пласти­ ческой деформации с целью полного исправления де­ формаций, то следует увеличить усилие. При этом следует опасаться переката, при котором возникают деформации, обратные сварочным. Исправление их представляет более сложную задачу, чем исправление деформаций от сварки.

Первоначально метод прокатки сварных швов с целью устранения деформаций был разработан для металлов малой толщины (до 4—5 мм). Однако суще­ ственных препятствий на пути применения прокатки для больших толщин нет. В настоящее время прокатка применяется для устранения деформаций от продоль­ ных швов цилиндрических оболочек из алюминиевых сплавов толщиной до 15 мм. При этом деформации под­ вергается околошовная зона по обе стороны от шва, так как при прокатке зоны шва практически невозмож­

но обеспечить равномерную

деформацию по длине

из-за наличия усиления.

 

В результате прокатки собственные напряжения

уравновешиваются в пределах

узкой центральной по­

лоски и не передают сжимающего или растягивающего усилия на остальную часть конструкции (рис. 8). Это объясняет исчезновение деформаций, вызванных поте­ рей устойчивости. Однако деформации листов толщиной, по крайней мере, более 10 мм определяются не только потерей устойчивости, но и изгибом из-за неравномер­ ного распределения напряжений по толщине. Следова­ тельно, полное устранение деформаций означает, что помимо устранения напряжений сжатия в сечении листа вне зоны сварного соединения, в местах прохож­ дения роликов пластические деформации более интен­ сивно протекали на той поверхности, где напряжения были выше, и это обеспечило выравнивание продольных остаточных напряжений по толщине.

Опыт работы с высокопрочными алюминиевыми сплавами показал, что прокатка шва может иметь не­ желательные последствия, причем особенно это прояв­ ляется с увеличением толщины листов, когда усилие,

2* 35


приложенное к роликам, становится значительным. При перекатывании цилиндрического ролика по гладкой поверхности основного металла это увеличенное усилие

не вызывает

существенного

возрастания

деформации

на поверхности в месте контакта.

Иное происходит при

 

 

 

 

 

перекатывании

ролика

по

брст ,кг/смг

 

 

выпуклым

и

 

поверхностям

 

 

 

 

 

усиления

проплава

шва.

WOO h

 

 

 

Смятие

этой

выпуклости со­

 

 

 

 

 

провождается

местной

пла*

 

 

 

 

 

стической

деформацией

у

 

 

 

 

 

поверхности, заметно воз­

 

 

 

 

 

растающей

с

увеличением

 

 

 

 

 

усилия, приложенного кро­

 

 

 

 

 

лику. Кроме того, в случае

 

 

 

 

 

недостаточно плавного очер­

 

 

 

 

 

тания усиления или пропла­

 

 

 

 

 

ва

шва

и наличия

резкого

 

 

 

 

 

перехода от основного ме­

 

 

 

 

 

талла

 

к

наплавленному

в

f-й

ЩЬІГ'И-й

 

этом

месте

возможна

рез­

 

кая

концентрация

дефор­

проходу‘ .. 1[У.\ проход

 

 

 

 

 

 

маций.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.

 

Распределение

про­

 

Поэтому даже для спла­

дольных

остаточных

напря­

ва АМгб желательно дефор­

жений

в

поперечном

сечении

мации

исправлять'

только

пластины

АМгб

толщиной

путем

 

прокатки основного

12 мм после сварки (I)

и пос­

 

ле прокатки околошовнон зо­

металла, не затрагивая уси­

ны (2) при усилии на роликах

ления шва,

а

для

термо­

2,8 тс;

диаметре

роликов d=

упрочняемых

сплавов

типа

= 160

мм, ширине рабочего

АЦМ,

01911,

 

01915

и дру­

 

пояска с= 16 мм

 

 

 

 

гих— тем

 

более.

 

При

этом

происходит

полное

 

 

устранение

 

деформаций.

Малая величина остаточного прогиба пластины на длине 1400 мм после прокатки (1,2—1,5 мм) по срав­ нению с прогибом от сварки (26 мм) свидетельствует об устранении и изгибноіі составляющей деформации, вызываемой неравномерностью распределения остаточ­ ных напряжений по толщине в зоне шва, и выравнива­ нии этой неравномерности. Так как зона шва непосред­ ственному воздействию роликов при прокатке не под­ вергается, то очевидно пластическая деформация удли­ нения в зонах прокатки вызывает некоторое увеличение напряжений растяжения и в соседних непрокатываемых

36


зонах. Если у одной из поверхностей этих зон напряже­ ния после сварки близки к пределу текучести, то из-за развития пластической деформации возрастания напря­ жений практически не происходит, тогда как на проти­ воположной поверхности, с более низким уровнем на­ пряжений от сварки, напряжения возрастают более заметно. Косвенным подтверждением сказанного яв­ ляется более высокое значение напряжения в шве после прокатки пластины по околошовной зоне.

Существенной разницы между прокаткой плоских листов с прямолинейными швами и прокаткой продоль­ ных швов цилиндрических и конических оболочек нет. Поэтому необходимую корректировку режимов прокатки проводят на плоских образцах с прямолинейными шва­ ми. Несмотря на то, что стрела прогиба листа после сварки значительно больше, чем изгиб образующей обо­ лочки в-зоне шва, деформации в обоих случаях удовлет­ ворительно устраняются на практически одних и тех же режимах. Следует однако иметь в виду, что в конструк­ циях малой жесткости, в том числе в цилиндрических оболочках средней длины (практически, когда длина равна диаметру или меньше его, а отношение диаметра к толщине превышает 100) продольный изгиб может быть весьма значительным и прокатка между двумя оди­ наковыми роликами, устраняя продольную равномерную составляющую остаточных напряжений, не приводит к полному исправлению деформаций изгиба. В этом слу­ чае целесообразно применение одного из двух техноло­ гических приемов:

1. Перед прокаткой оболочка должна быть выпрям­ лена вдоль образующей посредством закрепления ее в жестком приспособлении, оставляющем место прокатки доступным для роликов. После этого прокатку произво­ дят на номинальных режимах, не учитывающих нерав­ номерность распределения начальных напряжений по толщине. После высвобождения оболочки из приспособ­ ления никаких остаточных деформаций быть не должно, если режим прокатки соответствовал номинальному. Если же имеется некоторый изгиб, не устраненный в ре­ зультате прокатки в зажимном приспособлении, то сле­ дует произвести повторную прокатку. Применение зажимного приспособления для повторной прокатки не обязательно.

2. Без применения зажимного приспособления при

37

прокатке изогнутой поверхности оболочки в зоне шва деформации изгиба могут быть устранены только по­ средством неравномерного пластического деформирова­ ния по толщине [24]. Со стороны сжатых волокон необ­ ходимо вызвать большую пластическую деформацию удлинения, чем со стороны растянутых. Это может быть

достигнуто созданием

контактных напряжений различ­

 

 

ной величины на границе ро­

 

 

лик — металл

с

одной и дру­

 

 

гой стороны.

Выполнить

это

 

 

условие можно, применяя ро­

 

 

лики различных диаметров, а

 

 

именно:

со

стороны

 

вогнутой

 

 

поверхности — ролик

мень­

 

 

шего диаметра, со стороны вы­

 

 

пуклой— большего

(рис.

9).

 

 

Рекомендуемые

соотношения

 

 

диаметров

 

роликов

di

=

 

 

 

 

 

= 0,64-0,8,

 

 

 

 

di

 

 

 

причем отношение

 

 

меньшего

из

диаметров к тол­

Рис. 9. Схема

прокатки

щине

не

следует

принимать

продольного шва

оболочки

менее

15,

учитывая

возмож­

роликами разных

диамет­

ность

возникновения

поверх­

ров

 

 

 

ностного наклепа при про­

 

 

катке.

 

 

 

 

 

 

 

Особую группу представляют собой кольцевые и эк­

ваториальные

швы в

цилиндрических

и

сферических

оболочках. Вследствие малой жесткости в направлении диаметра усадка сварного шва может привести к зна­

чительным местным

перемещениям с

образованием в

околошовной зоне

тонких оболочек

(6 = 0,44-0,8 мм)

деформаций потери устойчивости от сжимающих напря­ жений [14]. Обычно у большинства материалов из-за продольного укорочения по окружности кольцевого шва уменьшается диаметр обечайки с образованием дефор­ маций местного изгиба оболочки. Деформации укороче­ ния исправляются прокаткой после сварки (рис. 10, а).

Если после сварки кольцевой шов для прокатки ро­ ликами недоступен, то можно использовать предвари­ тельную раскатку кромок с целью создания де­ формаций удлинения, обратных возникающим от сварки (рис. 10,6). При этом устранения остаточных напряже­ ний, естественно, не происходит.

38


Предварительная прокатка кромок плоских листов, устраняя продольное укорочение, не предотвращает деформаций, возникающих вследствие потери устойчи­ вости под действием собственных напряжений. В оболоч-

Рис. 10. Влияние

послесварочной и предварительной

прокатки на

деформации

от

кольцевого

шва

R — изменение

радиуса; L

 

расстояние

по

образующей от

оси шва):

 

а —деформация

оболочки

с

кольцевым

швом;

б — устранение деформаций

раскаткой кромок до сварки:

1 — положение кромки после раскатки; 2 — ожи­

даемая деформация от сварки без применения

прокатки:

3 — деформация

после прокатки и сварки;

в — устранение деформаций прокаткой после сварки;

/ — деформация

от сварки; 2 — деформация после

прокатки околошовной зоны

шириной 10 мм с одной стороны;

3 — деформация после прокатки околошовной

 

зоны

шириной 20 мм

с одной

стороны

 

ке же остаточные напряжения приводят к изгибу по­ верхности, обратному тому, который возникает в ре­ зультате предварительной раскатки кромок. В тонких оболочках и в этом случае не исключено образование деформаций потери устойчивости.

39