Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
контроль за выпуском законченных работ. Каждый выпускае мый документ тщательно просматривается и проверяется. При этом основным качественным показателем является соответст вие сводных итогов контрольным числам.
Контроль операций технологического процесса является до полнительной работой, удлиняющей цикл обработки информа
ции и увеличивающей эксплуатационные затраты. Поэтому вы бор наиболее экономичного и действенного способа контроля каждой операции имеет большое значение для ускорения обра
ботки информации и существенно влияет на общую эффектив ность применения ЭВМ.
§5. ТРУДОЕМКОСТЬ РАБОТ И ФУНКЦИИ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ АСУ
При функционировании АСУ работы, выполняемые в управ ленческом аппарате предприятий и организаций, будут осуще ствляться как с помощью технических средств, так и традици
онными способами. На трудоемкость получения выходной ин формации могут влиять: необходимая скорость движения информации; пути движения информации; емкость носителей информации; полнота и достоверность информации; наличие и отсутствие искажений; сроки хранения и пополнения данных.
Определение трудовых затрат на подготовку данных к машин ной обработке, поиск информации с применением ЭВМ и дру гие операции производятся по действующим нормативам. В АСУ (особенно в первый период функционирования) сохра няются традиционные работы по приему, подготовке и переда че различной корреспонденции и телеграфных сообщений, чте нию различных материалов и т. д. Трудоемкость многих из
этих видов работ также может определяться по нормативам.
Средние затраты времени на чтение одной страницы маши
нописного текста составляют 1—1,5 мин, а информационная пропускная способность челойека при этом равна 45 бит/с (при чтении) и 18 бит/с при корректировке. Переписывание материа ла от руки требует в среднем 20 мин для машинописной стра ницы. Установлено, что человек может воспринимать в секунду
информацию, состоящую не более чем из 4 ÷ 5 десятичных знаков или в двоичном исчислении —■ 15 бит/с. В тех случаях,
когда человек должен принимать решения, т. е. перерабатывать информацию, устанавливать активные связи, объем ее восприя тия уменьшается до 0,8 бит/с. Для инженерно-технических ра ботников, учитывая характер их работы (просмотр документов,
чтение «про себя», подсчеты, принятие решения и т. д.), сред
няя пропускная способность по информации может приниматься 2,3 бит/с. Пропускная способность человека в значительной сте пени зависит от характера поступающей информации, ее слож ности для осмысления, психофизиологических особенностей
143
человека, состояния окружающей среды и многих других фак торов. В связи с этим трудоемкость обработки информации с изменением указанных факторов изменяется в значительных пределах.
При проектировании и внедрении автоматизированных си
стем управления надо прежде всего стремиться не κ автомати зации всех процессов, а к оптимальному распределению функ ций между человеком и машиной, между работниками управ ленческого аппарата, между отдельными техническими средствами АСУ. По сравнению с ЭВМ человек более гибок и тратит меньше времени для: приспособления к изменившейся ситуации; выбора удовлетворительного решения задачи в ус ловиях неполноты информации; решения новых, эпизодических,
ранее не встречавшихся задач То, что человеку очевидно, не всегда легко и просто перевести на язык машины. Таким обра зом, необходимо иметь такое управление предприятием, при котором используемые технические средства обеспечивали бы достижение следующих условий:
S
Ф = ɪ Φ1∙ → max;
I=I
Ap N1 → min;
ι=l
7φ = |
}(41) |
|
|
|
¿=i |
Sφ = ɪ Sπp. -→ min;
ι=‰,
где Ф — функции, выполняемые техническими средстами в системе управления; і= 1,2,...,«;
Ap— число работников в системе управления;
Ni— число работников, выполняющих і-ю функцию; Тф— затраты времени на реализацию всех функций в
системе управления;
ti — затраты времени на выполнение i-й функции; Sφ—приведенные денежные затраты на реализацию
всех функций;
S∏pi∙ — приведенные денежные затраты на реализацию i-й функции;
Фі—i-я функция, выполняемая техническими сред ствами;
144
f — коэффициент, показывающий |
своевременность |
|||
выполнения всех функций, возлагаемых на |
си |
|||
стему |
управления; |
величина |
коэффициента |
|
/>1 |
показывает, что |
система |
управления |
не |
обеспечивает выполнения функций в необходи мые интервалы времени;
Тфт—интервал времени, в течение которого должны
реализовываться все функции в системе управ ления.
Приведенные денежные затраты на реализацию i-й функции
S∏pi∙ — Sκ. -J-(42)
где SK/ — приведенные годовые капитальные затраты для реализации i-й функции;
S3. — приведенные годовые эксплуатационные затраты для реализации і-й функции.
Интервал времени, в течение которого должны реализовываться все функции в системе управления,
|
^φm =2 ím.t |
(43) |
|
í=l |
|
где |
tml—устанавливаемые (нормативные) |
затраты време |
ни, в течение которого должна выполняться ¿-я функция.
Система управления должна быть гибкой, надежной, давать возможность человеку варьировать выбор решений. Число ва риантов решений, представляемых на рассмотрение, не должно превышать 3—4, в противном случае оценка вариантов и выбор предпочтительного займет слишком много времени.
В условиях функционирования АСУ человек должен осу ществлять анализ учитываемых, контролируемых и планируе мых показателей. Человек должен принимать и осуществлять решения, ставить (определять) задачи, которые необходимо решать с помощью технических средств. Кроме того, он дол жен выполнять работы, не поддающиеся механизации; чтение и осмысление различных документов; осуществление логическо го и других видов контроля; согласование и редактирование
документов; разработку и исполнение приказов и других дирек тивных документов; написание отчетов; выписку определенного типа документов (справки, больничные листы и др.); вычерчи
вание планов горных работ и др.
Кроме того, управленческий персонал принимает участие в различных совещаниях, повышает свою квалификацию и т. д. Руководящий состав осуществляет функции руководства кол
лективами и отдельными работниками предприятия, организа ции, а также связи с вышестоящими и общественными органи зациями. Высокая эффективность работы технических средств
10-847 |
145 |
и людей в сфере управления может быть достигнута только при
рациональном распределении функций с учетом образовательно го ценза, стажа работы и т. п. Основные виды деятельности ра ботника управленческого аппарата предприятия в условиях функционирования АСУ укрупненно представлены на рис. 30.
Рис. 30. Блок-схема |
деятельности |
работника |
функционального |
||||||||
/—работник |
управленческого подразделения: |
|
|
||||||||
функционального отдела; 2 — функции; |
3 — связи; |
4 — спосо |
|||||||||
бы передачи . информации; |
5 — планирование |
и анализ |
работы; |
6 — конт |
|||||||
роль; 7—оперативное управление; |
8—перспективное; |
9 — текущее; 10—че |
|||||||||
рез ВЦ предприятия, комбината; |
11 — выполнение работ; 12 — исполнение |
||||||||||
приказов |
и |
распоряжений; |
13— отчетность; |
14— выполнение правил экс |
|||||||
плуатации |
и |
безопасности; |
15 — обеспечение |
ритмичной |
работы, |
ликвида |
|||||
ция |
аварий; |
16 — обеспечение сбыта продукции; 17 — обеспечение |
материа |
||||||||
лами |
и оборудованием; |
18— обеспечение |
транспортом; |
19 — внутренние; |
20— внешние; 21 — связи со всеми организациями и подразделениями пред приятий через ВЦ предприятия, комбината
Типизированные функции работников управленческого аппа рата могут быть (рис. 31): элементарными, не требующими вы сокой квалификации, специальной подготовки, но требующими определенных навыков к выполнению однотипных работ; про стыми, требующими специального среднего или высшего обра
зования, но выполняемыми по установленным правилам на ос нове элементарных функций; сложными, требующими специаль ного высшего образования, большого опыта работы по данному 'направлению и выполняемыми на основе простых и элементар ных функций; весьма сложными, требующими специального
высшего образования, большого опыта руководящей работы и выполняемыми на основе совокупности сложных, простых и элементарных функций. ■
146
В процессе управления предприятием как единым целым
для обеспечения выполнения планов по выпуску готовой про дукции в натуральном и денежном выражениях (управления
материальным потоком готовой |
продукции) осуществляется |
управление потоками ресурсов |
различных видов и, следова- |
(рункииа |
I Ресурсы^ |
I |
Простые |
I |
J |
|
I |
|
-[ |
-j |
Учет |
j |
Сложные | βec∕>Ma сложные
!_~Т
I |
Постановка |
ПрupодHbie(горно- |
|
задачи |
геологические)ресур |
|
|
сы |
|
|
-j Контроль |
|
~ |
Прогнозировав |
|
IТрудовые ресурсы |
|
|
|
|
|
ние |
I |
Принятие |
||
—| |
Овравотка | |
_ Документиро |
|
|
|
решений |
Технические ресурсы |
|
-^Нормирование^ |
|
|||||||
-^Размножение I |
вание |
|
|
|
|
|
( оворудование) |
|
|
|
|
|
|
Организация |
|
||
Измерение |
i |
-^Планирование\ |
l- исполнения |
|
||||
|
Оповещение I |
|
||||||
—[ |
|
|
|
|
|
решений |
|
|
|
|
-^Регулирование^ |
|
IДенежные ресурсы |
||||
|
|
|
|
|
||||
|
ПредотаβπeHue |
|
|
|
|
|
|
Ресурсы времени информации
Рис. ЗІ. Типизированные функции работников управленческого аппарата
тельно, функции управленческого аппарата должны соответство вать определенным видам ресурсов: природным (горно-геологи-
чёским), трудовым, техническим (оборудование), материаль ным, энергетическим, денежным, времени и информации. Вне
ресурсов функции управленческого аппарата носят абстракт ный характер и лишены конкретного предметного содержания.
Объем простых и сложных функций определяется номенклату рой и сложностью решаемых задач по управлению потоками ресурсов всех видов, функционирующими на предприятии. Объем элементарных функций зависит от сложности и частоты решения тех же задач управления.
В условиях АСУ необходимо четкое распределение функций между подразделениями аппарата управления и отдельными работниками для обеспечения:
своевременного выполнения функций с минимально возмож ными затратами труда и средств;
исключения случайных или преднамеренных ошибок в ин
формации из-за необъективности ее подготовки; сокращения длительности процесса управления производст
венно-хозяйственной деятельностью за счет совмещения во вре
мени различных этапов работ;
ю* |
147 |
простоты и «прямоточное™» процессов управления;
оптимизации принимаемых решений;
повышения ответственности за выполняемую работу и ис ключения дублирования функций.
В соответствии с изложенным при организации управленче ских процессов с использованием средств вычислительной тех ники и математических методов рекомендуется:
закреплять за каждым подразделением и исполнителем строго определенные работы (функции), что позволит значи тельно экономить труд, повышать качество управления и на
капливать опыт. В то же время круг рассматриваемых вопро сов должен быть достаточно широк, чтобы максимально
использовать квалификацию работников и обеспечивать разно сторонний и глубокий подход к решению поставленных задач; более строго учитывать индивидуальные !Способности и осо
бенности работников управления; выделять из процессов управления работы, которые подда
ются механизации и автоматизации; создавать на рабочих местах условия труда, соответствую
щие эргономическим и инженерно-психологическим требова ниям;
обеспечивать правильное соотношение между численностью руководящих работников и рядовых исполнителей;
разработать для руководителей предприятий систему пока зателей, отражающих в полном объеме работу подчиненных
подразделений;
ограничить объем корреспонденции, просматриваемой руко водителем предприятия;
ограничить число совещаний и ввести планирование совеща ний с заранее разработанной повесткой дня по наиболее важ ным вопросам, требующим коллективного решения;
соблюдать правило, согласно которому поступление инфор
мации снизу вверх должно соответствовать 'организационной структуре, т. е. каждый работник передает информацию своему непосредственному начальнику.
Глава VIII
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АСУ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АСУ
§1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ИОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АСУ
Нужно отметить следующие основные принципы, которых необходимо придерживаться три создании автоматизированной системы управления любого уровня.
1. Принцип постановки новых задач и ко нечных целей. Нецелесообразно создавать АСУ только ра ди задач, которые решаются и при отсутствии АСУ, хотя вве дение АСУ обеспечит решение традиционных задач с большей
подробностью, точностью, достоверностью, скоростью. Необхо димо находить принципиально новые задачи (например, опти
мального планирования, оптимального выбора решений и др.), которые не решаются дез применения экономико-математиче ских методов и вычислительной техники.
При разработке функций и задач конкретной АСУ ориенти роваться на конечные цели системы, определяя очередность и последовательность их реализации.
2. Принцип подготовки предприятия, как объекта управления, к работе в АСУ. Для успеш ного внедрения и функционирования АСУ необходима подготов ка предприятия: технологическая, экономико-математическая, организационная, информационная, нормативная, техническая.
3. Принцип взаимного приспособления (адаптации) предприятия, объединения (объ екта управления) и АСУ. Формирование функциональ ных подсистем и экономико-математического обеспечения, вве дение нового документооборота с учетом особенностей сущест вующей системы управления, совершенствования методов,
структуры и органов управления. Совместная последовательная
оптимизация организационной структуры управления предприя тием (объединением) и структуры АСУ.
4. Принцип ведущей роли руководителей со ответствующих уровней и их аппарата управ ления в создании АСУ — формулировка целей, поста новка задач, подготовка объекта управления к работе в АСУ,
профессиональная и психологическая подготовка кадров и др.
5: |
Принцип |
совместимости и типизации |
АСУ. |
Обеспечение |
организационной, технической, экономико- |
149