Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
математической, программной, информационной и правовой совместимости иерархии систем. Типизация программ — типо вые операторы (группы команд), типовые блоки программ для, решения различных задач, типовые программы (при общности задач или математических методов их решения). Создание ти повых наборов комплекса технических средств. Обеспечение возможности тиражирования систем в целом или части их ма
тематического обеспечения.
6.Принцип непрерывности развития, гибко сти построения организационной структуры, функциональной и обеспечивающей частей
АСУ. Обеспечение формирования системы с учетом ее непре рывного развития и совершенствования, расширения и усложне ния экономико-математического обеспечения, наращивания тех нической базы.
7.Принцип построения технологического
процесса АСУ на базе: максимального снижения трудоем кости, автоматизации документооборота и исключения в конеч
ном счете ручного труда при подготовке, преобразовании, пе редаче и обработке информации; совмещения подготовки исход ных данных для ЭВМ на машинных носителях с подготовкой первичных служебных документов; типизации структуры, техни ческого оснащения и др.; эффективного использования KTC; согласованного функционирования всех звеньев на разных уровнях управления; централизации подготовки справочных и статистических данных.
•8. Принцип' централизации обработки ин
формации .в системе, одноразового ввода ин формации и накопления ее массивов. Обеспечение сокращения времени на ввод и вывод информации за счет од норазового ввода, хранения и максимального (многоразового) использования информации. Создание мощных массивов инфор
мации, их регулярное обновление независимо от решения задач. 9. Принцип подготовки системного матема тического обеспечения с учетом экономической, алго
ритмической, информационной, программной увязки задач.
10.Принцип построения информационно
справочных массивов на основе единых принципов ко дирования информации для всех уровней управления.
11.Принцип согласования технических ха рактеристик всех элементов комплекса технических средств (пропускной способности, быстродействия, емкости памяти, ско
рости ввода и вывода данных и др.).
12..Принцщп концентрации и в за и мо резерви
рования вычислительных мощностей. Необходимо обеспечивать резервные мощности KTC и рациональную кон центрацию функционирования вычислительных средств с целью взаиморезервирования, повышения надежности и эффективности
150
работы. Использовать межотраслевую кооперацию при создании ВЦ и сетей связи.
13.Принцип связи с локальными технологи ческими автоматизированными (АСУТП) и ав томатическими системами. Устанавливаются необхо димые информационные связи между локальными автоматизиро
ванными и автоматическими системами, управляющими
отдельными технологическими процессами и объединяемыми системой диспетчеризации, и АСУ с целью максимального ис пользования локальных систем как средства автоматизации
формирования производственной первичной информации.
14.Принцип выигрыша времени. Функционирова
ние АСУ должно обеспечить выигрыш времени: сокращение времени формирования, передачи, обработки, оценки информа ции, выработки и реализации управленческих решений; сокра щение общего разрыва во времени между изменением ситуации
входе производства или хозяйственной деятельности (появление возмущений) и началом реализации управленческих решений, вытекающих из новой ситуации (направленных на приспособле
ние к изменившейся ситуации или на подавление возмущения
ивосстановление ранее запланированного хода производства).
15.Принцип экономии ресурсов информации
за счет управления при минимизированных по объемам инфор мационных потоках в системе и максимальном использовании имеющейся информации. Круг планируемых показателей мо жет быть минимизирован и определяться показателями, приня тыми в народном хозяйстве, и критерием управления. Учетные
ианалитические показатели должны строго соответствовать
плановым (плюс государственная статистическая отчетность).
, 16. Принцип построения экономного аппара та управления. Приостановка увеличения абсолютной и относительной (к объему производства, числу рабочих) числен
ности управленческого персонала и снижение его численности
вперспективе. Снижение издержек управления.
17.Принцип повышения качества управле
ния (качества и обоснованности планов и принимаемых реше ний), постепенный переход на управление по прогнозированию.
18. Принцип обеспечения стабильности
функционирования (устойчивости) системы за счет наличия в ней необходимых резервов различных ресурсов, в том числе резервов информации и времени.
Создание АСУ предусматривает следующие стадии работ:
предпроектную, включающую обследование объектов управле ния (предприятие, комбинат, министерство) и разработку тех нического задания на создание АСУ; разработку технического проекта; разработку рабочего проекта; внедрение.
На предпроектной стадии осуществляются:
151
анализ организационной структуры для разработки рекомен даций по ее совершенствованию;
анализ функциональной структуры для выработки рекомен даций по упорядочению последовательности выполнения функ ций управления и взаимосвязей в структурных подразделениях; анализ материальных потоков для выработки рекомендаций по их совершенствованию и упорядочению, а также для выяв ления их особенностей, влияющих на формирование и функцио
нирование АСУ;
анализ потоков и состава информации для выработки реко мендаций по устранению избыточной информации и определе нию рациональных информационных потоков и структуры доку ментированной информации;
анализ методов планирования и учета для выработки спо собов их реализации в АСУ;
составление краткой характеристики объекта, для которого создается АСУ;
разработка общих рекомендаций по улучшению системы уп равления, в том числе без применения ЭВМ и математических методов, а также других средств автоматизации;
определение объектов (и выполняемых в них функций), уп равление которыми предусматривается автоматизировать, а также технико-экономических показателей, отражающих влия ние автоматизации;
предварительный выбор основных технических средств АСУ,
необходимых для автоматизации выбранных процессов управ ления;
разработка укрупненного перечня мероприятий по подготов ке объекта к внедрению АСУ;
определение возможных затрат на создание АСУ и выявле
ние основных технико-экономических показателей, которые мо гут быть достигнуты при функционировании системы;
составление отчета о проведении обследования; разработка и утверждение технического задания на созда
ние АСУ.
В техническом задании определяются основные данные, не обходимые для разработки АСУ, требования к задачам, решае мым в АСУ, требования к техническому, информационному и
математическому обеспечению. В задании устанавливается оче редность создания АСУ, определяется перечень подсистем и за дач, предусматриваемых к реализации в каждой очереди, а
также указывается перечень предварительно выбранных техни ческих средств, намечаемый размер затрат на создание АСУ и укрупненный расчет экономической эффективности. Техническим проектом АСУ решаются следующие основные вопросы:
общая структура системы с указанием подсистем, состава управленческого персонала, общих принципов функциониро
вания;
152
перечень задач, решаемых каждой подсистемой и функцио нальным подразделением;
схема документооборота в разрезе подразделений и подси стем;
принципы построения математического обеспечения; структура технических средств в целом по системе, а также
в таких звеньях, как ПИП, ЙВЦ, ГВЦ; важнейшие мероприятия по подготовке объекта к внедре
нию АСУ; расчет затрат и экономической эффективности;
.потребность в оборудовании с учетом его серийного произ
водства;
укрупненный график разработки и внедрения.
В рабочем проекте дается обоснование дополнительным про ектным решениям. Разрабатывается технология ввода и реги страции информации. Составляются исходные и выходные фор
мы и маршруты движения документов по кругу решаемых задач на выбранном этапе.
Для каждого должностного лица, участвующего в функцио нировании АСУ, составляются должностные инструкции. Разра
батывается альбом шифров, а также программы и инструкции для решения выбранных задач на ЭВМ. Приводится уточненная
характеристика и схемы размещения комплекса технических
средств в производственных помещениях. Даются чертежи по строительной части проекта и монтажу технических средств.
Внедрение АСУ представляет процесс постепенного перехо да от существующей системы управления к новой. Перед внед рением АСУ осуществляется подготовка предприятия к новым организационным формам управления.
Реализация АСУ начинается с монтажа и наладки техниче
ских средств, предусмотренных проектом. Затем осуществляется опытная эксплуатация задач или подсистем заказчиком со вместно с разработчиками. Заготавливаются новые формы доку ментов и проводится подготовка работников управленческого аппарата к функционированию АСУ. После проведения подго товительных работ, предусмотренных проектом, АСУ сдается в промышленную эксплуатацию (принимается комиссией).
§2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ
ИФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АСУ
Создание и внедрение автоматизированных систем управле
ния, организация их эффективной работы связаны с рядом объ
ективных и субъективных трудностей. Ввиду этого желательно,
а иногда и необходимо проведение некоторых организационных
мер, могущих облегчить решение этих задач. Межотраслевая кооперация при создании
АСУ. Создание АСУ предприятий, объединений, отраслей про-
153