Файл: Методики постановки опытов и исследований по молочному хозяйству [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени К. А. ТИМИРЯЗЕВА

МЕТОДИКИ ПОСТАНОВКИ

ОПЫТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МОЛОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Под ред. профессоров П. В. Кугенёва, iH. iB. Б араб аттиков а

МОСКВА 1973

Гос. публичная

каучно-'гохничбсчая библио.. (<а СССР

ЗЧЗГ.М.ЫЯР

] ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

З Е Т -611Ч

М

519Я1

 

(ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Решениями XXIV съезда iKOGC предусмотрено значитель­

 

ное увеличение производства молока и молочный; продуктов

 

для питания населения нашей страны. Наряду с увеличением

 

количества молока необходимо значительно улучшить его каче­

 

ство, что, в свою очередь, явится предпосылкой для выработки

 

доброкачественных молочных продуктов. В этой связи большие

 

задачи стоят перед специалистами, связанными

с молочным

 

делом, зоотехниками, ветеринарами,' агрономами, экономи­

 

стами по изысканию путей

увеличения

производства

 

молока и улучшения его .качества. Данными вопросами долж­

 

ны заниматься опытные станции зональных и головных инсти­

 

тутов, племенные заводы, молочнохозяйственные лаборатории.

 

Важно, чтобы научно-опытные учреждения имели производст­

 

венную базу и оборудование для выполнения исследований в

 

этих направлениях. При этом существенным является наличие

 

методик, способствующих правильной постановке опытов и ис­

 

следований.

 

 

 

Предлагаемое руководство составлено коллективом кафед­

 

ры молочного дела и молочнохозяйственной лаборатории Мо­

 

сковской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимиря­

 

зева. В сборнике описаны методики, которые сотрудниками не

 

только апробированы,но во многих случаях разработаны на

 

основе последних достижений науки. Методики позволяют изу­

 

чать молоко, молочные продукты и технологические процессы

|

на уровне, приближающемся к молекулярным исследованиям

при использовании электронной микроскопии, электрофореза,

j

хроматографии и других современных средств.

 

 

Издание включает ряд новых методов: физиологические,

 

связанные с секрецией молока, электронную микроскопию,

 

определение фосфолипидов и др.

Обычные методы исследова­

 

ния молока и молочных продуктов, например, определение жи­

. 3


ра, сухих веществ и др., не приводятся, они описаны в доступ­ ных руководствах.

•В предлагаемом руководстве работники высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений, научных « опытных учреждений найдут сведения, позволяющие определять качест­ во молока и молочных продуктов, оценивать результаты науч­ ных исследований, их экономический аффект. Научно обосно­ ванные выводы по любому опыту, связанному с разведением, кормлением и содержанием молочного -скота, невозможно -сде­ лать без данных -о качестве молока и выработанных из него молочных продуктов. И, наоборот, ни один эксперимент техно­ логического характера не будет правильно объяснен без учета качества молока — сырья, полученного в хозяйствах при кон­ кретных условиях кормления, содержания и эксплуатации мо­ лочного скота.

Ни один сельскохозяйственный продукт, используемый в качестве сырья не связан так тесно с конечными продукта­ ми его переработки (масло, сыр, молочные консервы), как мо­ локо. 'Вопросы получения молока и его переработки должны дополнять друг друга и научно объяснять происходящие явле­ ния и процессы.

Все замечания и пожелания просим направлять -по адресу: Москва 125008, ТСХА, кафедра молочного дела.

I. ПОСТАНОВКА ЗООТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

В. П. АРИСТОВА, Р. Б. ДАВИДОВ

Методы зоотехнических опытов

Успех проведения научно-хозяйственных опытов с молоч­ ным скотом прежде всего зависит от методики его проведения.

Необходимо соблюдать основное условие — за вреигя опыта иметь по возможности неизменными все факторы, кроме од­ ного, действие которого изучается. 'На продуктивность и состав молока животных оказывают влияние многие факторы, среди которых главные следующие.

Лактационный период. При экспериментировании на мо­ лочном скоте действие лактации проявляется всегда и сущест­ венно влияет на количество, состав и свойства молока.

Условия кормления животных. Подразумевается не только соотношение кормов в рационе, но также качество кормов, их состав, питательность и переваримость, обеспеченность рацио­ на минеральными веществами, витаминами и т. д. Важно учи­ тывать кратность кормления коров, размеры дачи кормов и порядок их скармливания.

Порода животных. Коровы разных пород различаются по величине молочной продуктивности и составу молока. Поэтому для постановки опытов подбирают животных одной породы, близких по происхождению.

Возраст животных. У молочных коров с возрастом изме­ няется продуктивность, состав и свойства молока и, возможно, реакция на изучаемый фактор.

Индивидуальные особенности животных. В пределах поро­ ды, стада и даже группы для отдельных коров характерны свои показатели продуктивности и состава молока, типичные для данного индивидуума.

5


Случайные обстоятельства. Имеются в виду повседнев­ ные явления, которые могут повлиять на продуктивность ко­ ровы. К ним относятся: состояние организма животного, мик­ роклимат скотного двора, нарушение распорядка дня и др.

При организации научно-хозяйственного опыта влияние перечисленных выше факторов должно быть исключено или уч­ тено, что заставляет применять разные методы постановки опытов.

Групповой метод. Сущность метода заключается в том, что из стада отбираются животные, аналогичные для опытных групп. Обычно составляется 3—б .групп, в которые подбирают­ ся коровы, однородные по породе, возрасту, времени отела, жи­ вому весу и основным показателям молока — содержанию жи­ ра, белка и сухого вещества.

Группы составляются из коров-аналогов. (Каждому .живот­ ному одной группы соответствуют сходные животные в .других Группах. Главным требованием для группового метода являет­ ся однородность подобранных .групп. (Поэтому выбор живот­ ных, изучение их характеристик и распределение по группам должны проводиться особенно тщательно.

.С целью проверки правильности подбора трупп опыт начи­ нают с подготовительного периода, в течение которого живот-, ные всех групп находятся на однотипных кормовых рационах при одинаковых режимах содержания, кормления и доения. В этот период ведется учет молока, проводятся его анализы по отдельным животным, наблюдения за их поведением. Если в группах коров аналоги оказываются неоднородными и нети­ пичными по продуктивности или составу молока, их переводят из группы в группу до тех пор, пока не будет достигнуто отно­ сительное сходство групп.

Подопытные животные в группах должны 10—15 дней на­ ходиться на рационах подготовительного периода. Показатели их продуктивности и состава молока за этот период принима­

ют как исходные.

За подготовительным периодом следует основной период. В этот опытный период создаются условия для проявления изучаемого фактора, о котором судят но изменению продуктив­ ности коров и составу .молока.

<В одной из опытных ррупп сохраняются те же условия, что и в предварительный период, эта группа контрольная.

Опыт заканчивается заключительным периодом, в течение которого группы вновь переводятся на режим кормления и со­ держания предварительного периода.

6


Результат всего опыта определяется по данным основного периода. Заключительный период вводится для того, чтобы убедиться, что опытные группы животных действительно со­ хранили тождественность в течение основного периода, и, сле­ довательно, наблюдаемая разница, например, >в удоях или в составе молока, в основной период зависела именно от изме­ нившегося кормления или другого фактора, действие которого изучалось.

•Как пример опыта группового метода дается схема по изу­ чению влияния на состав и свойства молока рационов, содер­ жащих различное количество льняного жмыха (табл. ,1).

Таблица' 1

Продолжи'Тель1-

Периоды1 ность Группы Характер рациона периода,

дни

Подготовительный

30

I

Основиой+пшеничные отруби

 

 

II

 

 

III

 

Основной

65

I

Основной+пшеничные отруби

 

 

II

Основной+2,5 кг жмыха

 

 

III

Основной-)-5,0 кг жмыха

Заключительный

25

I

Основной+пшеничные отруби

 

 

И

 

 

III

 

Пр и ме ч а н ие .

В каждой группе по 10 коров.

Как видно из схемы, I группа животных является контроль­ ной.

К преимуществам группового метода относится возмож­ ность проведения длительных опытов с большим количеством животных, исключение или сведение до минимума влияния ин­ дивидуальных особенностей, наличие животных-аналогов по времени отела, исключение влияния хода лактации.

'Положительной стороной этого метода является исключе­ ние влияния последействия изучаемого (фактора, т. е. влияния действующего фактора в один период на результаты другого периода. Это достигается удлинением периодов опыта и ©зяти-

,7


ем образцов молока для исследования после прекращения пос­ ледействия. Например, в>опыте, поставленном по приведенной схеме, в HI группе, получавшей большие дачи жмыха, сущест­ венно ‘менялся состав молочного жира: повышалось содержа­ ние непредельных кислот при одновременном уменьшении пре­ дельных и низкомолекулярных летучих. После перевода III группы «а рацион заключительного периода состав молочного жира этой группы еще сохранялся в течение 5—6 дней, хотя коровы уже не получали жмыха. 'При небольшой .продолжи­ тельности периодов опыта продолжающееся действие больших дач жмыха привело бы к искажению данных по составу молоч­ ного жира III группы в последующий период.

Влияние случайных обстоятельств учитывается по кон­ трольной группе: замеченные отклонения в продуктивности, со­ ставе и свойствах молока контрольной группы распространя­ ются в равной мере и на другие опытные группы.

Но, наряду с положительными сторонами, групповой метод имеет и недостатки. Подбор однородных опытных групп воз­ можен лишь при условии большогочисла сходных животных. Поэтому из стада в 250—300 гол. с трудом удается скомплек­ товать три опытные группы по ilO гол. в каждой. 'Кроме того, при чрезмерной продолжительности опыта снижаются удои и изменяется состав молока с ходом лактации. Возникают за­ труднения в сохранении значительных количеств кормов при одном и том же качестве и составе рациона на весь период опыта.

Метод периодов. Сущность этого метода заключается в том, что влияние изучаемого фактора испытывается на одной группе коров в течение нескольких следующих один за другим периодов.

Схема метода периодов показана на примере опыта, когда изучалось влияние культур зеленого конвейера на продуктив­ ность коров и состав молока (табл. 2).

Опытная группа коров в течение 5 последовательных пери­ одов получала кормовые рационы, которые отличались видом зеленой подкормки. Все другие условия содержания и корм­ ления коров были одинаковые. Результаты опыта учитывают­ ся иначе, чем в групповом методе. Интересующие данные получаю1путем сравнения продуктивности и состава молока коров за один период с аналогичными данными предшествующего и последующего периодов. В этом случае принято, например, удои, полученные во 2-й, 3-й и последующие периоды сравни­ вать с «теоретическими» удоями. «Теоретические» удои рас-

8