Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Это, в свою очередь, оказывает сдерживающее влияние на развитие перевозок подобных веществ, так как судовладельцы, не будучи уверенными в компенсации возможных убытков, со глашаются принимать упомянутые материалы к перевозке лишь при условии финансового обеспечения, представляемого соот ветствующими органами власти.
В частности, в силу соглашения, достигнутого между Гене ральным советом британского судоходства и Управлением Со единенного Королевства по атомной энергии, последнее гаран тирует судовладельцам возмещение ущерба, причиненного судну или иному имуществу судовладельца опасными свойствами радиоактивных веществ.40
Есть, однако, возможность унифицированного решения этого вопроса в международном масштабе. Дело в том, что норма конвенций об освобождении оператора ядерной установки от ответственности за вред, причиненный ядерными веществами судну, на котором они перевозятся, носит диспозитивный харак тер, и государства вправе предусмотреть в законодательном по рядке, что указанное правило не подлежит применению (п. 6
ст. IV Венской конвенции, л. «с» ст. 7 Парижской конвенции). Тем самым ответственность оператора была бы общим образом
распространена и на вред, причиненный судну вследствие опас ных свойств, радиоактивных веществ. Одновременно данные убытки покрывались бы и обязательным страхованием указан
ной ответственности, и у судовладельцев отпала бы потребность изыскивать особые способы компенсации таких убытков.
Возмещение убытков, причиненных третьим лицам в ходе перевозки радиоактивных веществ. Ответственность за такие убытки носит деликтный характер и, согласно ядерним конвен циям, возлагается на оператора ядерной установки, будучи покрываема обязательным страхованием. При этом не имеет
значения, возникли ли убытки от случайных причин или ио вине перевозчика. Воспринятый конвенциями и подробно рас смотренный выше принцип «направленной ответственности»
исключает ее возложение на кого бы то ни было, помимо опе ратора. Этот принцип получил дальнейшее международно-пра вовое закрепление в Брюссельской конвенции о гражданской ответственности в связи с морской перевозкой ядерных мате риалов, принятой 17 декабря 1971 г. Ее основная идея состоит в освобождении судовладельца и других лиц, занятых в мор ской перевозке радиоактивных веществ, от гражданской ответ ственности за связанный с такой перевозкой вред, последствия которого, согласно Парижской и Венской конвенциям, должны концентрироваться исключительно на операторе ядерной уста новки.
|
Так же обстоит дело в странах, придерживающихся системы |
|
« См. Circular No 69/22. |
9* |
131 |
legal channelling (например, Англия, Франция). В государст вах, «ядерное» законодательство которых основано на системе economic channelling (например, США, ФРГ), ответственность,
как уже отмечалось, может быть возложена на любое лицо, по страхование, заключенное оператором, также должно покры вать ответственность любого лица, в том числе и перевозчика.
Страхование ответственности, связанной с перевозкой радио активных веществ, оформляется специальными полисами, выда ваемыми «ядерными пулами» на каждую отправку таких ве ществ. Условия данных полисов существенно отличаются от обычных условий транспортного страхования грузов.
Прежде всего, по стандартным условиям грузы считаются застрахованными «от склада отправителя до склада получате ля»41 вне зависимости от того, расположены ли эти склады на территории одной или разных стран. Поэтому в известном смысле можно говорить об «экстерриториальном» действии
обычного полиса по морскому страхованию. В отличие от этого страховое покрытие, предоставляемое по полисам ядерных пу лов, действует лишь в пределах территории соответствующего государства (включая территориальные воды). Для страхова ния ядерных материалов на период их перевозки за пределами
национальной территории должно быть заключено особое со глашение с ядерным пулом, сопровождаемое выдачей специаль ного полиса; при этом пулы учитывают не только собственно перевозочные риски, но и «ядерное» законодательство страны, куда направляются радиоактивные вещества.
Таким образом, в настоящее время невозможно застрахо вать отправку ядерных материалов по одному полису на весь период перевозки, если начальный и конечный пункты находят ся в разных государствах. Подобное страхование оформляется двумя полисами, один из которых обеспечивает страховую охра
ну в пределах национальной территории (domestic coverage),
адругой — за ее пределами (foreign coverage).
Встранах системы legal channelling перевозчик не может быть привлечен к имущественной ответственности, даже если
подобные убытки обусловлены его собственной небрежностью
(ненадлежащее размещение контейнеров, их недостаточное крепление и т. п.), и потому не имеет в данном случае страхо
вого интереса.
Напротив, в странах системы economic channelling ответ ственность в подобных случаях с перевозчика не снимается и должна быть только застрахована оператором ядерной уста
новки. Перевозчик, таким образом, не утрачивает своего стра
хового интереса в |
отношении |
подобной |
ответственности. По |
||
скольку «транспортное покрытие», |
обеспечиваемое |
по .полису, |
|||
41 Соответствующая |
оговорка |
так |
и |
именуется: |
«Warehouse |
to warehouse clause». |
|
|
|
|
|
132
выданному оператору, не является полным (оно, в частности,
не распространяется на некоторые риски, связанные с промежу точным хранением и сухопутной доставкой ядерных материа лов), перевозчик в дополнение к страхованию, заключенному оператором, может застраховать в ядерных пулах свою ответ
ственность в тех пределах, в каких она не покрывается страхо ванием оператора. Поэтому, например, в США применяются две разновидности полисов по транспортному страхованию ядерных материалов: facility form, выдаваемая оператору, и supplier’s and transporter’s form, выдаваемая перевозчику.42
42 Bovlan F. Liability Insurance in Transport of Nuclear Materials, p. 66—68.
A
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие |
|
Стр. |
||
|
3 |
|||
Глава |
L Правовой статус ядерных судов...................................................... |
|
4 |
|
§ |
1. |
Нормы, определяющие правовой статус ядерных судов (об- |
||
„ щий |
обзор) ................................................................................................. |
|
— |
|
§ 2. Правовые аспекты пребывания ядерных судов в иност |
||||
ранных водах..................................................................................... |
|
; 1? |
||
Глава |
II. Правовое регулирование морской |
перевозки |
радиоактив |
|
|
|
ных веществ......................................................................................... |
|
28 |
§ 1. Общая характеристика морской перевозки радиоактивных |
||||
веществ.............................................................................................................. |
|
— |
||
§ 2. Технические правила по безопасной транспортировке радио |
||||
активных веществ морем.......................................................................... |
|
29 |
||
§ 3. |
Проблема контроля........................................................................... |
|
40, |
|
Глава |
III. Морская атомная деятельность и |
охрана |
окружающей |
|
|
|
среды.................................................................................................... |
|
50 |
§1. Источники радиоактивного загрязнения морских пространств
§2. Противоправность радиационного заражения моря с точки
зрения действующих норм международного права |
. |
. |
. |
59 |
||||||
§ 3. Правовое обеспечение недопущения радиационного зараже |
77 |
|||||||||
ния |
морских пространств |
........ |
|
|
|
|
||||
Глава |
IV. Ответственность за ущерб, |
причиненный в связи с морской |
84 |
|||||||
§ |
1. |
атомной деятельностью................................................. |
|
|
. |
|||||
Общие положения............................................................................ |
|
и международных |
организаций |
— |
||||||
§ |
2. |
Ответственность |
государств |
86 |
||||||
§ 3. Гражданская ответственность оператора атомной установки |
|
|||||||||
за |
ядерный ущерб |
. |
. |
. |
....................................................90 |
|
||||
Глава V. Морская атомная |
деятельность и вопросы страхования |
. |
119 |
|||||||
§ 1. Особенности страхования в связи с морской атомной дея |
— |
|||||||||
тельностью ................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
§"2. Страхование па случай причинения убытков ядерной уста |
121 |
|||||||||
новке ........................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
§ 3. Страхование ответственности владельца установки перед |
126 |
|||||||||
третьими лицами.......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
§ 4. |
Страхование в связи с перевозкой радиоактивных материалов |
128 |
Малинин Сергей Александрович Мусин Валерий Абрамович
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОРСКОЙ АТОМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Редактор В. Μ. Коган
Техн, редактор Г. С. Орлова
Корректоры Т. Г. Павлова, Э. А. Горелик
М-53745. Сдано |
в набор 23 VIII |
1974 |
г.. |
|||
Подписано |
к |
печати |
29 |
XI |
1974 |
г. |
Формат бумаги 60×901∕ιe. |
|
|
|
|
||
Бум. тип. |
№ 3. |
Печ. |
л. |
8,5. |
|
|
Уч.-изд. л. 9,03. Бум. л. 4,25. Тираж 1550 экз. Заказ 281. Цена 65 коп.
Издательство ЛГУ им. А. А. Жданова. 199164. Ленинград,
Университетская наб., 7/9.
Типография ЛГУ им. А. А. Жданова* 199164. Ленинград,
Университетская наб., 7/9.
65 коп.
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА∙1974