Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Были подписаны соглашения с |
Нидерландами (28 |
октября |
|||
1968 |
г.), |
Либерией (27 |
мая 1970 г.), Португалией (29 |
январе |
|
1971 |
г.), |
Аргентиной |
(21 мая |
1971 г.), Бразилией |
(7 июня |
1972 г.), а также с Канадой, Норвегией, Швецией, Бельгией.18 Упомянутые двусторонние соглашения направлены на регла ментацию заходов ядерных судов в иностранные порты. Однако в дальнейшем необходимость заключения такого рода соглаше
ний (по причинам, которые будут рассмотрены ниже), видимо,
отпадет, так что их роль в установлении правового режима
ядерных судов не следует преувеличивать.
Наконец, наблюдается тенденция регулирования отношений,
возникающих в связи с использованием атомных судов, и на
циональным законодательством. Некоторые государства уже из дали соответствующие специальные акты или включили особые разделы о ядерных судах в «атомные» законы.
В Дании, например, в 1963 г. издан специальный закон о
компенсации за ущерб, причиненный в связи с эксплуатацией ядерных судов. В Бельгии также действует закон об ответст
венности операторов ядерных судов, принятый 9 |
августа 1963 г. |
||
В Испании же вопросам ядерных судов посвящена глава XI |
|||
Акта о ядерной ответственности |
перед третьей |
стороной |
от |
29 апреля 1964 г.1617 |
о ядерных судах пока |
не |
|
Национальное законодательство |
получило широкого развития, и его роль в регламентации во
просов, связанных с использованием данных средств транспор та, в настоящее время можно считать весьма скромной. Это объясняется тем, что только некоторые государства имеютядер-
ные суда, а атомное мореплавание находится в стадии зарож дения. В дальнейшем, конечно, положение изменится и значе ние национальных-законов в связи с эксплуатацией ядерных судов существенно возрастет. Правда, к тому времени будет, видимо, заключено немало международных соглашений, и ос новным назначением национальных законов (по крайней мере по вопросам безопасности мореплавания) станет создание усло
вий для неукоснительного соблюдения содержащихся в этих соглашениях норм, принятие практических мер для их осущест вления. Тем не менее следует ожидать, что круг проблем, ко торые будут решаться национальным законодательством, рас ширится.
Что же касается международно-правовых актов, специально посвященных атомным судам, то они содержат: а) отсылку к
нормам, регламентирующим правовое положение торговых су дов вообще и полностью применимым также к ядерным судам; б) указания на те уточнения, которые в связи с особенностями
16 Моисеев Е. Г. Указ, соч., с. 27, 28.
17Cm. подробнее: Strohl P. Basic Features of National Legislation Applicable to Nuclear Ships. — In: Experience and Trends in Nuclear Law. IAEA. Vienna, 1972, Legal series No 8, p. 121—123.
8
ядерного судна внесены в существующие правила относительно торговых судов вообще; в) указание на дополнительные требо
вания, предъявляемые уже только к ядерным судам.
Отсылка к нормам, применяемым к торговым судам вообще, содержится _в Правиле 2 главы VIII Конвенции по охране чело веческой жизни на море 1960 г. Смысл этой отсылки состоит в том, что на ядерные суда распространяются все правила кон
венции, за исключением тех изменений, которые вызваны осо бенностями ядерного судна. Учитывая, что такие изменения
четко указаны в самой конвенции (в гл. VIII и приложении «С»)
и их распространительное толкование недопустимо, можно прий ти к выводу, что в Правиле 2 Конвенции 1960 г. зафиксировано общее указание (все нормы, применяемые к обычным судам,
распространяются и на суда ядерные), а остальные положения главы VIII и приложения «С» составляют исключения из на званного общего указания (вызванные особенностями ядерного судна уточнения, внесенные в некоторые уже существующие правила, и новые дополнительные требования, применяемые только к ядерным судам).
Уточнения, внесенные в существующие правила относитель но торговых судов вообще, касаются порядка и характера осви детельствования (Правило 9), а также формы и содержания свидетельства (Правило 10 гл. VIII Конвенции 1960 г.) ядер ного судна.
Дополнительные требования, предъявляемые только к ядер
ным судам, касаются: 1) |
конструкции ядерного судна |
вообще |
и реакторной установки в особенности; 2) правильной ее экс |
||
плуатации; 3) обеспечения |
радиационной безопасности; |
4) вы |
работки информации о безопасности; 5) |
освидетельствования; |
|
6) специального контроля в иностранных |
портах; 7) |
мер по |
ограничению вредных последствий аварий; |
8) выдачи |
разреше |
ний (лицензий) на эксплуатацию.18 |
|
|
Одна из главных целей указанных требований — поставить |
||
ядерные суда (их строительство и эксплуатацию) под контроль |
государства флага.
. Такой контроль начинается с одобрения проекта, конструк ции и нормы монтажа реакторной установки судна органом, уполномоченным на то правительством (Правило 4 главы VIII
Конвенции 1960 г.). Требует одобрения государственным орга ном и конструкция судна (п. «а» ст. I «Рекомендаций»), Из этих положений вытекает, на наш взгляд, ряд серьезных правовых последствий. Во-первых, государственный контроль распростра няется не только на государственные, но и на частные ядерные суда. Во-вторых, государство не должно разрешать на своей территории эксплуатацию неконтролируемых и технически не
18О специфике освидетельствования ядерного судна, а также об особых требованиях к его конструкции и энергетической установке см.: Al а л и н и н С. Л. Мирное использование атомной энергии, с. 115—-119, 124—125.
9
совершенных ядерных установок. В-третьих, государство в слу чае одобрения технически несовершенных проектов ядерных
установок должно нести и международно-правовую ответствен ность -за причинение вреда в результате эксплуатации этих установок.19
Государство выдает также разрешение (лицензию) на экс плуатацию ядерного судна. Упоминание о лицензиях содержит
ся в Брюссельской конвенции 1962 г. |
(п. |
2 ст. I, |
п. |
2 |
ст. III, |
п. 1 ст. V, п. 1 ст. XV и др.)20 и Венской конвенции об ответ |
|||||
ственности за ядерный ущерб 1963 |
г. |
(л. «d» |
п. |
1 |
ст. I).21 |
В Лондонской конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г. данное требование отражено в правилах о выдаче сви детельств и освидетельствовании, а также в норме об обяза
тельном одобрении государством Информации о безопасности. Последнее может быть выдано только при условии, если кон струкция ядерного судна и особенно силовой установки удо
влетворяет всем требованиям главы VIII и приложения «С» Конвенции 1960 г.
Необходимость получения лицензий на эксплуатацию ядер ного судна от соответствующих государственных органов пре дусмотрена и законодательством ряда стран.
Обычно по национальному законодательству атомное судно
приравнивается к любой другой ядерной энергетической уста новке, а эксплуатация последних без соответствующего разре шения государства запрещена. Именно так обстоит дело, в ча стности, в США (разд. 101 Атомного закона 1954 г.), ФРГ
(разд. 7—4 Атомного закона 1959 г.), Испании (гл. XI Закона о ядерной ответственности перед третьей стороной от 29 апреля
1964 г.).
Однако условия предоставления лицензии в каждой из на званных стран различны. В США, например, правом выдачи лицензии на ядерные суда пользуется только КАЭ. В Испании разрешение на эксплуатацию ядерного судна, зарегистрирован ного в этой стране, может выдаваться теми же лицами, кото рые выдают лицензии для обычных торговых судов, однако под общим наблюдением Хунты по ядерной энергии, которая может (и обязана) давать соответствующие рекомендации указанным
лицам.22 В Японии установлен довольно сложный порядок
оформления лицензии, причем он распространяется не только
на суда, зарегистрированные в этой стране, |
по также на |
ино- |
|
19 См.: Малинин С. |
А. Атомная проблема в |
международном |
праве, |
т. II. Докт. дне. Л., 1967, с. |
586. |
|
|
20 Статья XV (п. 1), например, гласит: «Каждое государство — участник Конвенции обязуется принять все необходимые меры с тем, чтобы ядерное судно под его флагом не могло находиться в эксплуатации без лицензии или разрешения, выданных этим государством».
21 International Conventions on Civil Liability for Nuclear Damage, р. 124—137.
22 Strohl P. Op. cit., p. 122.
10
странные суда, заходящие в порты Японии. Во Франции, на оборот, атомные судна не входят в категорию ядерных объек тов, требующих получения лицензии.23
Целесообразность разрешительного порядка эксплуатации ядерных судов не вызывает сомнений. Любая атомная деятель ность должна находиться под особым контролем государства,
независимо от того, кто в данный момент несет непосредствен
ную ответственность за эксплуатацию ядерного объекта. И со
вершенно не случайно в Венской конвенции об ответственности
за ядерный ущерб 1963 г. специально говорится об «отвечающем
за установку государстве» (л. «d» п. 1 ст. I).
Необходимость такого контроля вызвана рядом причин. Вопервых, ядерные материалы, которые применяются в реакторной установке или которые образуются в результате ее эксплуата ции, могут быть использованы и для военных целей. Передача таких материалов в неконтролируемое распоряжение лицам,
отвечающим за эксплуатацию ядерных объектов, может соз дать опасность как для данного государства, так и для других стран. Гарантии того, что опасные ядерные материалы будут использованы по назначению, могут быть предоставлены госу дарством только в том случае, если оно осуществляет контроль за эксплуатацией ядерных установок. Во-вторых, при атомной деятельности, связанной с использованием ядерных материалов, обладающих особой опасностью для окружающих, важное зна чение приобретает строгое соблюдение правил техники безопас ности. Эти правила устанавливаются государством, и соблюде
ние их должно, естественно, контролироваться им. Государство не может передоверить осуществление этих функций кому бы то ни было.
Наконец, уполномоченный государством орган одобряет ин
формацию о безопасности ядерного судна (ст. 9 «Рекоменда ций»), Информация должна указывать, что реакторная уста
новка не представляет чрезмерной опасности для экипажа, пас
сажиров и населения, а также для водных путей, пищевых или
водных ресурсов. Однако эта информация не может быть огра ничена указанной констатацией, а должна включать такие тре бования, которые позволили бы любому квалифицированному персоналу определить безопасность судна и его силовой уста новки.
Статья 9 «Рекомендаций» дает довольно подробный перечень вопросов, которые должны быть освещены в информации: опи сание судна, система реактора и главной силовой установки;
описание их работы при нормальных условиях плавания судна
в море, в портѵ и в аварийных условиях; описание управления реактором, защита и ограждение; радиационная защита, уда ление радиоактивных отходов, загрузка топлива, запасные и
23 Op. cit.