Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мональной перестройкой организма (начало полового созревания) отмечается затруднение в дифференцировке раздражителей.

Эндокринная и вегетативная нервная системы при­

нимают участие в регуляции деятельности

различных

органов и систем уже

на ранних

стадиях

онтогенеза.

В первые дни после

рождения

у детей

преобладают

влияния симпатико-адреналовой системы, о чем

свиде­

тельствует повышенное

содержание

катехоламинов в

надпочечниках и других

органах

и тканях.

Именно

этой системе приписывается определенная роль в повы­ шении термогенеза новорожденных и обеспечении высо­ ких уровней обмена у дошкольников. Однако уже в этом возрасте постепенно повышается роль вагусных воздействий, что приводит к урежению частоты дыхания и сердечных сокращений. Этому способствует и разви­ тие связей ретикулярной формации с ядрами черепно­ мозговых нервов и проводящих путей.

Огромную роль в деятельности различных функцио­ нальных систем играет эндокринная перестройка, свя­ занная с началом полового созревания детей. Уже в 7— 8-летнем возрасте отмечается дисгармония в состоянии симпатической и парасимпатической активности нерв­ ной системы детей. Вегетативную неустойчивость детей младшего и среднего школьного возраста подчеркивают большинство исследователей. Именно этот факт обеспе­ чивает крайнюю лабильность и вариабельность абсо­ лютных значений показателей, характеризующих дея­ тельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, системы терморегуляции, а также отсутствие четких возрастных их различий у школьников в покое. Неус­ тойчивы у детей школьного возраста активность лото­ вых желез, уровень обменных процессов и сосудистый тонус, а следовательно, и температура кожи (К. П. Ни, 1963; Е. И. Кореневская, 1969, и др.). У 14—15-летних подростков отмечается и неустойчивость самой, эндо­ кринной системы. При этом, как указывает А. А. Виру (1967), она не связана с истощением ее морфологиче­ ских структур, а целиком зависит от уровня и качества регуляции в системе гипоталамус — аденогипофиз — кора надпочечников, обеспечивающей выносливость ор­ ганизма.

Это определяет особый характер реакций детей, в первую очередь младшего школьного возраста,-на воз­

10


действия Внешней среды и позволяет понять более вы­ сокую ранимость и чувствительность их организма при любых внешних воздействиях — будь то физические и химические факторы или учебная нагрузка. Так, из­ вестно, что недостаток видимого и ультрафиолетового излучения прежде всего сказывается на детях, причем тем скорее и сильнее, чем моложе ребенок: нарушается витаминный и кальциевый обмен, страдают зрительный

анализатор, эндокринная система,

снижается

иммуно­

биологическая реактивность организма

(А.

П.

Забалуе-

ва, 1952; Ю. Д. Жилов, 1969, и др.).

Это

определяет

более высокую заболеваемость

детей, в

том числе

школьного возраста, в условиях Крайнего Севера в по­ лярную ночь (Л. А. Тарасов, 1967, и др.). Известно, что организм подростка в 3—4 раза более чувствителен к воздействию химических токсических веществ, чем ор­ ганизм взрослого человека. Дети даже школьного воз­ раста хуже взрослых переносят влияние как охлажда­ ющего, так- и нагревающего микроклимата, причем, как показали наши исследования, по характеру тепло­

обменных реакций младшие школьники

ближе к до­

школьникам, а дети среднего школьного

возраста — к

взрослым.

к нормиро­

Все сказанное требует особого внимания

ванию факторов внешней среды в учреждениях для детей и подростков. Реакции организма ребенка в значи­ тельной степени определяются формированием условнорефлекторных связей в коре головного мозга на естест­ венные факторы внешней среды, в частности метеоро­ логические. В связи с этим для детей и подростков необходимы условия, обеспечивающие тренировку си­ стемы терморегуляции, сосудистых и потоотделительных реакций. Это последнее положение в той или иной степени относится и к другим функциональным систе­ мам растущего организма, так как тренировка функций способствует их скорейшему совершенствованию.

Эти принципиальные положения нашли подтвержде­ ние и дальнейшее развитие в работах гигиенистов. Наши исследования показали значимость определения для детей не только оптимальных параметров тех или иных метеорологических факторов внешней среды (соб­ ственно норму), но, главное, допустимых пределов их колебаний, обеспечивающих периодически умеренное напряжение терморегуляции и способствующих ее тре­

11


нировке. Это подтвердило правильность заключений П.. М Ивановского (1949). и. В , Б. Койранркого (1966) о необходимости обеспечения в помещениях. так назы­

ваемого пульсирующего,' «динамического

микроклима­

та »^ позволило

наметить

пути его

осуществления в

школах.

 

показали также,

что если

оптималь­

Исследования

ные параметры ряда

естественных

факторов

внешней

среды (например,

температуры,

влажности,

подвижно­

сти воздуха, уровней

видимой,

тепловой

и ультрафио­

летовой радиации) не нуждаются в возрастной

диффе­

ренциации (оптимальные

уровни — «собственно

нор­

ма»— едины для

всех детей школьного возраста и даже

взрослых), то допустимые пределы

их колебаний

тем

меньше,

ближе

к «собственно

норме»,

чем

моложе

ребенок

(Е. И.

Кореневокая,

1969;

Ю. Д.

Жилов,

1969). Это полностью согласуется с изложенными выше

данными возрастной физиологии, так

как

расширение

границ

допустимых пределов колебаний

естественных

факторов внешней среды

происходит

под влиянием

двух

взаимообусловленных

причин — возрастного со­

зревания функциональных систем и тренировки их,рас­

ширяющей

условнорефлекторные связи

организма с

внешней

средой и увеличивающей тем самым адапта­

ционные,

приспособительные возможности

организма.

На основании изучения

реакций

теплообмена детей

обоснована

необходимость

снижения

(по сравнению с

учебными помещениями) нормативных значений темпе­ ратуры воздуха в помещениях, где школьники находят­

ся в

состоянии двигательной активности (гимнастиче­

ские залы,

'Мастерские) и в спальнях

(Ц. Л. Усищева,

1953;

Е. И.

Кореневская, 1968; Н. И.

Володина, 1969,

и др.). Изучение теплообмена учащихся, вынужденных находиться в классах в течение 4—6 ч в состоянии от­ носительного покоя, в непосредственной близости от наружных ограждений, позволило обосновать необхо­ димость нормирования в учебных помещениях темпера­

туры не только воздуха, но и ограждающих

конструк­

ций или величины

облученности (В.

В. Недева, 1966;

Е. И. Кореневская,

1969, и др.).

 

комплекса ме­

Известно, что длительное воздействие

теорологических условий,

светового

и

ультрафиолето­

вого режимов атмосферы,

характерных

для

каждого

сезона года и климатических условий местности, созда­

12


ет особый стереотип реакций организма, связанный с адаптацией и акклиматизацией человека к определен­ ным условиям среды обитания.

В основе акклиматизации лежит сложный процесс приспособления, уравновешивания организма с внеш­ ней средой, который обеспечивает человеку возмож­ ность сохранять определенные константы его внутрен­ ней среды в различных (иногда далеких от общеприня­ того комфорта) условиях существования (А. Д. Слоним, 1952; Г. А. Данишевский, 1957; Б. Б. Койранский, 1966; Е. М. Крепе, Н. А. Вержбинская и др., 1956).

Изменения, происходящие под влиянием акклима­ тизации, касаются не только процессов теплообмена и терморегуляции; они затрагивают все функциональные системы, что в конечном счете создает новое физиологи­ ческое состояние организма. Это новое состояние опре­ деляет различия в характере ответных реакций людей, постоянно проживающих в условиях холодного, уме­ ренного или жаркого климата,' на одинаковые термиче­ ские воздействия среды, на одинаковую световую об­ становку.

Изменяется стереотип реакций организма и под влия­ нием циклических годовых изменений радиационного баланса земли, температуры и влажности воздуха. Эти изменения носят условнорефлекторный характер. Как справедливо отмечают К. М. Быков и А. Д. Слоним (1949), «оказывается достаточным лишь сигналов «вес­ ны», удлинения дня, зеленого ландшафта, сравнительно высокой температуры воздуха, чтобы сезонный цикл у человека, диктуемый главным образом экстероцептивными сложнорефлекторными влияниями, оказался , извра­ щенным»1.

Эти ритмические сезонные колебания физиологиче­ ских функций и сдвиги акклиматизационного характера не могут не учитываться при нормировании метеороло­ гических факторов внешней среды и радиационных ус­ ловий помещений (их светового, ультрафиолетового режимов). Особенно это необходимо в нашей стране с ее огромным многообразием природно-климатических условий.

1 Б ы к о в К- М., С л о н и м А. Д. Опыт изучения кортикаль­ ных регуляций в естественных условиях жизни. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях сущест­ вования организма. М.— Л., АН ССрР, 1949, с. 5.

13

Необходимость создания дифференцированных норм

микроклимата жилых помещений была

показана

М. С. Горомосовым еще в 1954 г. Имеются

дифферен­

цированные в климатическом и сезонном аспекте нормы микроклимата промышленных предприятий. Для школь­ ных же зданий до настоящего времени такая диффе­ ренциация не была узаконена, хотя изложенные выше данные возрастной физиологии свидетельствуют о ее необходимости именно для детей.

Проведенный нами и Ю. Д. Жиловым сравнительный анализ сезонных изменений теплообмена и зрительных функций у детей и подростков, проживающих в разных

климатических районах страны,

позволил установить,

что функциональное состояние

системы

терморегуля­

ции и оптического анализатора

у них,

как и у взрос­

лых, меняется в зависимости от длительности и харак­ тера предшествующего воздействия факторов внешней среды. Поэтому, например, оптимальные параметры и допустимые пределы колебаний температуры воздуха учебных помещений в средней полосе Советского Союза под влиянием летнего облегчения одежды и закалива­ ющего действия постоянной смены атмосферных усло­ вий от весны к осени расширяются; в условиях же юга страны они лишь сдвигаются в сторону более высоких температур. С учетом уровня и длительности инсоля­ ции минимально необходимые уровни яркости и норма­ тивные значения температуры воздуха помещений в се­

верных районах должны быть выше, чем в южных.

 

В соответствии с этими

положениями

в зависимости

от климатических условий

строительства

должны

ме­

няться конструктивные решения и этажность школьных зданий, теплозащитные свойства ограждающих кон­ струкций, характер остекления и санитарно-техничес­ кое оборудование.

Состояние и перспективы изменения

гигиенических нормативов

Изложенные принципы должны учитываться при раз­ работке любых гигиенических нормативов для детей. В зависимости от направления исследований и харак­ тера воздействия внешней среды будут меняться лишь методические приемы, арсенал методов исследований и ведущие критерии оценки полученных результатов.

14