Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
мональной перестройкой организма (начало полового созревания) отмечается затруднение в дифференцировке раздражителей.
Эндокринная и вегетативная нервная системы при
нимают участие в регуляции деятельности |
различных |
|||||
органов и систем уже |
на ранних |
стадиях |
онтогенеза. |
|||
В первые дни после |
рождения |
у детей |
преобладают |
|||
влияния симпатико-адреналовой системы, о чем |
свиде |
|||||
тельствует повышенное |
содержание |
катехоламинов в |
||||
надпочечниках и других |
органах |
и тканях. |
Именно |
этой системе приписывается определенная роль в повы шении термогенеза новорожденных и обеспечении высо ких уровней обмена у дошкольников. Однако уже в этом возрасте постепенно повышается роль вагусных воздействий, что приводит к урежению частоты дыхания и сердечных сокращений. Этому способствует и разви тие связей ретикулярной формации с ядрами черепно мозговых нервов и проводящих путей.
Огромную роль в деятельности различных функцио нальных систем играет эндокринная перестройка, свя занная с началом полового созревания детей. Уже в 7— 8-летнем возрасте отмечается дисгармония в состоянии симпатической и парасимпатической активности нерв ной системы детей. Вегетативную неустойчивость детей младшего и среднего школьного возраста подчеркивают большинство исследователей. Именно этот факт обеспе чивает крайнюю лабильность и вариабельность абсо лютных значений показателей, характеризующих дея тельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, системы терморегуляции, а также отсутствие четких возрастных их различий у школьников в покое. Неус тойчивы у детей школьного возраста активность лото вых желез, уровень обменных процессов и сосудистый тонус, а следовательно, и температура кожи (К. П. Ни, 1963; Е. И. Кореневская, 1969, и др.). У 14—15-летних подростков отмечается и неустойчивость самой, эндо кринной системы. При этом, как указывает А. А. Виру (1967), она не связана с истощением ее морфологиче ских структур, а целиком зависит от уровня и качества регуляции в системе гипоталамус — аденогипофиз — кора надпочечников, обеспечивающей выносливость ор ганизма.
Это определяет особый характер реакций детей, в первую очередь младшего школьного возраста,-на воз
10
действия Внешней среды и позволяет понять более вы сокую ранимость и чувствительность их организма при любых внешних воздействиях — будь то физические и химические факторы или учебная нагрузка. Так, из вестно, что недостаток видимого и ультрафиолетового излучения прежде всего сказывается на детях, причем тем скорее и сильнее, чем моложе ребенок: нарушается витаминный и кальциевый обмен, страдают зрительный
анализатор, эндокринная система, |
снижается |
иммуно |
||
биологическая реактивность организма |
(А. |
П. |
Забалуе- |
|
ва, 1952; Ю. Д. Жилов, 1969, и др.). |
Это |
определяет |
||
более высокую заболеваемость |
детей, в |
том числе |
школьного возраста, в условиях Крайнего Севера в по лярную ночь (Л. А. Тарасов, 1967, и др.). Известно, что организм подростка в 3—4 раза более чувствителен к воздействию химических токсических веществ, чем ор ганизм взрослого человека. Дети даже школьного воз раста хуже взрослых переносят влияние как охлажда ющего, так- и нагревающего микроклимата, причем, как показали наши исследования, по характеру тепло
обменных реакций младшие школьники |
ближе к до |
школьникам, а дети среднего школьного |
возраста — к |
взрослым. |
к нормиро |
Все сказанное требует особого внимания |
ванию факторов внешней среды в учреждениях для детей и подростков. Реакции организма ребенка в значи тельной степени определяются формированием условнорефлекторных связей в коре головного мозга на естест венные факторы внешней среды, в частности метеоро логические. В связи с этим для детей и подростков необходимы условия, обеспечивающие тренировку си стемы терморегуляции, сосудистых и потоотделительных реакций. Это последнее положение в той или иной степени относится и к другим функциональным систе мам растущего организма, так как тренировка функций способствует их скорейшему совершенствованию.
Эти принципиальные положения нашли подтвержде ние и дальнейшее развитие в работах гигиенистов. Наши исследования показали значимость определения для детей не только оптимальных параметров тех или иных метеорологических факторов внешней среды (соб ственно норму), но, главное, допустимых пределов их колебаний, обеспечивающих периодически умеренное напряжение терморегуляции и способствующих ее тре
11
нировке. Это подтвердило правильность заключений П.. М Ивановского (1949). и. В , Б. Койранркого (1966) о необходимости обеспечения в помещениях. так назы
ваемого пульсирующего,' «динамического |
микроклима |
||||||||||
та »^ позволило |
наметить |
пути его |
осуществления в |
||||||||
школах. |
|
показали также, |
что если |
оптималь |
|||||||
Исследования |
|||||||||||
ные параметры ряда |
естественных |
факторов |
внешней |
||||||||
среды (например, |
температуры, |
влажности, |
подвижно |
||||||||
сти воздуха, уровней |
видимой, |
тепловой |
и ультрафио |
||||||||
летовой радиации) не нуждаются в возрастной |
диффе |
||||||||||
ренциации (оптимальные |
уровни — «собственно |
нор |
|||||||||
ма»— едины для |
всех детей школьного возраста и даже |
||||||||||
взрослых), то допустимые пределы |
их колебаний |
тем |
|||||||||
меньше, |
ближе |
к «собственно |
норме», |
чем |
моложе |
||||||
ребенок |
(Е. И. |
Кореневокая, |
1969; |
Ю. Д. |
Жилов, |
1969). Это полностью согласуется с изложенными выше
данными возрастной физиологии, так |
как |
расширение |
||
границ |
допустимых пределов колебаний |
естественных |
||
факторов внешней среды |
происходит |
под влиянием |
||
двух |
взаимообусловленных |
причин — возрастного со |
зревания функциональных систем и тренировки их,рас
ширяющей |
условнорефлекторные связи |
организма с |
|||
внешней |
средой и увеличивающей тем самым адапта |
||||
ционные, |
приспособительные возможности |
организма. |
|||
На основании изучения |
реакций |
теплообмена детей |
|||
обоснована |
необходимость |
снижения |
(по сравнению с |
учебными помещениями) нормативных значений темпе ратуры воздуха в помещениях, где школьники находят
ся в |
состоянии двигательной активности (гимнастиче |
||
ские залы, |
'Мастерские) и в спальнях |
(Ц. Л. Усищева, |
|
1953; |
Е. И. |
Кореневская, 1968; Н. И. |
Володина, 1969, |
и др.). Изучение теплообмена учащихся, вынужденных находиться в классах в течение 4—6 ч в состоянии от носительного покоя, в непосредственной близости от наружных ограждений, позволило обосновать необхо димость нормирования в учебных помещениях темпера
туры не только воздуха, но и ограждающих |
конструк |
||||
ций или величины |
облученности (В. |
В. Недева, 1966; |
|||
Е. И. Кореневская, |
1969, и др.). |
|
комплекса ме |
||
Известно, что длительное воздействие |
|||||
теорологических условий, |
светового |
и |
ультрафиолето |
||
вого режимов атмосферы, |
характерных |
для |
каждого |
сезона года и климатических условий местности, созда
12
ет особый стереотип реакций организма, связанный с адаптацией и акклиматизацией человека к определен ным условиям среды обитания.
В основе акклиматизации лежит сложный процесс приспособления, уравновешивания организма с внеш ней средой, который обеспечивает человеку возмож ность сохранять определенные константы его внутрен ней среды в различных (иногда далеких от общеприня того комфорта) условиях существования (А. Д. Слоним, 1952; Г. А. Данишевский, 1957; Б. Б. Койранский, 1966; Е. М. Крепе, Н. А. Вержбинская и др., 1956).
Изменения, происходящие под влиянием акклима тизации, касаются не только процессов теплообмена и терморегуляции; они затрагивают все функциональные системы, что в конечном счете создает новое физиологи ческое состояние организма. Это новое состояние опре деляет различия в характере ответных реакций людей, постоянно проживающих в условиях холодного, уме ренного или жаркого климата,' на одинаковые термиче ские воздействия среды, на одинаковую световую об становку.
Изменяется стереотип реакций организма и под влия нием циклических годовых изменений радиационного баланса земли, температуры и влажности воздуха. Эти изменения носят условнорефлекторный характер. Как справедливо отмечают К. М. Быков и А. Д. Слоним (1949), «оказывается достаточным лишь сигналов «вес ны», удлинения дня, зеленого ландшафта, сравнительно высокой температуры воздуха, чтобы сезонный цикл у человека, диктуемый главным образом экстероцептивными сложнорефлекторными влияниями, оказался , извра щенным»1.
Эти ритмические сезонные колебания физиологиче ских функций и сдвиги акклиматизационного характера не могут не учитываться при нормировании метеороло гических факторов внешней среды и радиационных ус ловий помещений (их светового, ультрафиолетового режимов). Особенно это необходимо в нашей стране с ее огромным многообразием природно-климатических условий.
1 Б ы к о в К- М., С л о н и м А. Д. Опыт изучения кортикаль ных регуляций в естественных условиях жизни. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях сущест вования организма. М.— Л., АН ССрР, 1949, с. 5.
13
Необходимость создания дифференцированных норм
микроклимата жилых помещений была |
показана |
М. С. Горомосовым еще в 1954 г. Имеются |
дифферен |
цированные в климатическом и сезонном аспекте нормы микроклимата промышленных предприятий. Для школь ных же зданий до настоящего времени такая диффе ренциация не была узаконена, хотя изложенные выше данные возрастной физиологии свидетельствуют о ее необходимости именно для детей.
Проведенный нами и Ю. Д. Жиловым сравнительный анализ сезонных изменений теплообмена и зрительных функций у детей и подростков, проживающих в разных
климатических районах страны, |
позволил установить, |
|
что функциональное состояние |
системы |
терморегуля |
ции и оптического анализатора |
у них, |
как и у взрос |
лых, меняется в зависимости от длительности и харак тера предшествующего воздействия факторов внешней среды. Поэтому, например, оптимальные параметры и допустимые пределы колебаний температуры воздуха учебных помещений в средней полосе Советского Союза под влиянием летнего облегчения одежды и закалива ющего действия постоянной смены атмосферных усло вий от весны к осени расширяются; в условиях же юга страны они лишь сдвигаются в сторону более высоких температур. С учетом уровня и длительности инсоля ции минимально необходимые уровни яркости и норма тивные значения температуры воздуха помещений в се
верных районах должны быть выше, чем в южных. |
|
||
В соответствии с этими |
положениями |
в зависимости |
|
от климатических условий |
строительства |
должны |
ме |
няться конструктивные решения и этажность школьных зданий, теплозащитные свойства ограждающих кон струкций, характер остекления и санитарно-техничес кое оборудование.
Состояние и перспективы изменения
гигиенических нормативов
Изложенные принципы должны учитываться при раз работке любых гигиенических нормативов для детей. В зависимости от направления исследований и харак тера воздействия внешней среды будут меняться лишь методические приемы, арсенал методов исследований и ведущие критерии оценки полученных результатов.
14