Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Объем и глубина исследований при обосновании тех или иных нормативов внешней среды определяются уровнем научных знаний в области физиологии и гигие ны вообще.
Внастоящее время можно считать разработанной проблему нормирования микроклимата школьных зда ний, их естественного и искусственного освещения, уров ней ультрафиолетового излучения, шума. Четкое опре деление критериев оценки позволяет считать нормативы этих факторов внешней среды достаточно обоснован ными.
Бесспорность этих критериев дает возможность с ус пехом решать и ряд других вопросов. Так, знание воз растных особенностей теплообмена школьников и кри териев оценки их теплового состояния позволяет нормировать теплозащитные свойства одежды детей и ограждающих конструкций здания (Г. В. Терентьева, 1965; В. В. Недева, 1966, и др.), применение тех или иных санитарно-технических систем (Г. П. Сальникова, 1940; Е. И. Кореневская, 1969; Д. И. Исмаилова, 1970), способов аэрации учебных и других помещений в раз ных климатических районах страны (О. И. Дедабришвили, 1960; 3. П. Громова, 1962; Е. А. Семенцова, 1970).
Врезультате исследования состояния зрительного
анализатора был определенминимально допустимый «угол рассматривания» для учебных помещений в 30— 35° (Е. К- Глушкова, 1962), который в настоящее время служит одним из важнейших критериев при нормиро вании размеров классов и кабинетов (Н. С. Придонова, 1970; Б. 3. Воронова, 1972, и др.). Исследования зри тельного анализатора с успехом применяются и при
•нормировании элементов учебных пособий и решении вопросов гипиены чтения и письм:а. Конечно, при реше нии всех этих вопросов гигиенисты не ограничиваются исследованием только указанных систем и анализа торов. Как правило, изучаются состояние централь ной нервной системы детей, их работоспособность, состояние здоровья и иммунобиологическая реактив ность.
Почти решена проблема гигиенического нормиро вания учебной мебели и оборудования. Для обоснова ния их размеров и определения правильной рабочей позы были применены широкие антропометрические и
15
физиологические исследовании с использованием спе циального тренировочного стенда и включающие стабилографию, электромиографию, фотогониометрию.
В последние годы получены весьма обоснованные ре комендации в области нормирования учебных пособий и
инвентаря, предметов детского обихода |
(Н. М. Попо |
|
ва, Н. А. Куинджи, 1969, и др.). |
нормированием |
|
Значительно хуже |
обстоит дело с |
|
химических факторов |
воздушной среды |
— как естест |
венных (СОг), так и искусственных (различные приме си, появляющиеся в школе в процессе трудового обуче ния школьников, а также в связи с применением в строительстве новых отделочных и синтетических мате риалов и использованием последних для изготовления одежды, обуви, предметов обихода). Сложность их нор мирования заключается, с одной стороны, в том, что речь всегда идет о малых интенсивностях воздействия, с другой — имеютсятрудности дифференцировки у де тей и подростков начальных признаков препатологических состояний от естественных адаптационных ре акций.
В последние же годы в связи с бурным развитием химической промышленности полимеры широко приме няются в строительстве детских учреждений, для изго товления оборудования и предметов детского обихода, поэтому нормирование химических факторов внешней среды в детских учреждениях приобретает все большее значение.
Синтетические полимерные материалы обладают экономическими преимуществами, имеют ценные физи ко-механические свойства и содержат инертные в хими ческом отношении вещества, которые не должны были бы являться источниками загрязнения воздушной сре ды. Однако в процессе изготовления полимеров, проте кающем при определенном термическом воздействии, в них сохраняются остаточные количества мономеров и низкомолекулярных летучих соединений, которые ока зывают токсическое действие и способны выделяться в окружающую среду даже в нормальных метеорологи ческих условиях. Кроме того, полимеры могут подвер
гаться деструкции под влиянием механических, |
терми |
|
ческих, химических и других воздействий. |
выяви |
|
Исследования, проведенные |
рядом авторов, |
|
ли миграцию вредных веществ |
и наличие интенсивного |
запаха в детских учреждениях, где применялись для покрытия пола поливинилхлоридные плитки и линоле
ум, древесно-стружечные |
плиты на основе мочевино- |
формальдегидных смол, |
поливинилацетатные краски |
(Ф. Л. Кальманович, 1968, |
и др.). |
Вредные вещества были также выделены из синтети ческих, искусственных и натуральных материалов, об работанных формальдегадсодержащей пропиткой и применяющихся для изготовления детской одежды, из стиролсодержащих материалов, предназначенных для выпуска детской обуви, из павинола, текстовинита, ис пользуемых в производстве детских колясок, и других материалов, предназначенных для изготовления дет ских ’игрушек (О. В. Кайсина, А. И. Саутин, А. Б. Ки-
лессо, 1968; О. В. Кайсина, |
К. А. Рапопорт, 1970, |
1973, |
и др.). |
материалы обладают |
не |
Кроме того, полимерные |
удовлетворительными физическими качествами: низки ми теплозащитными и сорбционными свойствами, по вышенной загрязняемостью и способностью генериро вать значительные величины статического электриче ства (3. А; Плужникова, 1968; К. И. Станкевич, 1972; Н. С. Смирницкий, 1972; А. Н. Боков, 1972; О. В. Кай енна, К- А. Рапопорт, 1973).
Так как часть мономеров оказывает токсическое дей ствие и способна вызывать в организме изменения иммунологического и генетического характера, для ре шения вопроса о возможности применения этих мате риалов необходимо проведение токсикологических ис следований на животных с использованием чувстви тельных биологических методов. При гигиеническом нормировании полимерных материалов следует исхо дить из необходимости обеспечить у детей отсутствие не только каких-либо препатологических реакций, но и напряжения механизмов адаптации. Критериями без вредности могут служить отсутствие токсичности, стой кого запаха, удовлетворительные физико-химические свойства, отсутствие способности генерировать большие • заряды статического электричества.
Особое место в гигиеническом нормировании занима ют вопросы, связанные с обоснованием оптимальных конструктивных решений вместимости и этажности зда ний, взаимного расположения помещений и т. д. Мето дические подходы к решению этих вопросов сложны и
слабо разработаны. Иногда даже высказываются со мнения, насколько в их решении важна гигиеническая компетенция.
Конечно, архитектура школьного здания, его плани ровочное решение определяются в первую очередь пе дагогическими соображениями, особенностями педагоги ческого процесса. Однако школьное здание должно обеспечить оптимальные условия не только для обуче ния и воспитания детей, но и для сохранения и укреп ления их здоровья. Опыт показывает, что правильное с гигиенических позиций решение планировочных и кон структивных вопросов при создании проектов школ определяет во многом состояние воздушной среды, ос вещения помещений и в конечном счете работоспособ ность и состояние здоровья детей и педагогов. Об этом свидетельствуют исследования по обоснованию разме ров и взаимного расположения ряда помещений в школах-интернатах, исследования Л. Г. Ропачевской (1964) по обоснованию условий размещения школ в микрорайонах, работы Е. И. Кореневской с соавтора ми (1965), Н. С. Придоновой (1970), Б. 3. Вороновой (1972) и др. по оценке классов поперечной и квадрат ной конфигурации и размеров кабинетов.
Для успешного решения гигиенических вопросов, ка сающихся архитектуры школьных зданий, необходимо соблюдение двух условий: 1) исследования должны проводиться в натурных условиях, в действующих шко лах, а рекомендации к нормированию должны быть за тем апробированы в условиях экспериментального строительства; 2) исследования должны носить комп лексный характер, так как работа может дать долж ный эффект лишь при условии тесного содружества ги гиенистов, архитекторов и педагогов. Такое содружест во необходимо и оно осуществляется при разработке обоснований к нормированию практически всех факто ров внешней среды в учреждениях для детей и подрост ков.
Гигиенические нормативы служат основой для раз работки норм проектирования и строительства и проек тов школьных зданий, стандартов на учебную мебель, одежду, учебные пособия и предметы детского обихода, нормалей различных помещений и их оборудования, инструкций к проектированию и методических писем по организации санитарного надзора за детскими учреж
1-Г . ' '
<
дениями. Однако гигиенические нормы не могут быть
стабильными. |
Они постоянно меняются в зависимости от: |
' — уровня |
научных знаний, меняющих наши предста |
вления о функциональных возможностях детского ор |
ганизма, усиливающих методическую оснащенность на учных исследований и уточняющих критерии «нормы»; « — развития строительной и санитарной техники, по зволяющей обеспечить ту или иную степень комфорта школьных зданий;
—экономических .возможностей нашей страны;
■— изменения принципов планировки и застройки на селенных мест;
—изменения типов школ и педагогического процес
са, средств и методов обучения.
Изменения гигиенических .нормативов под влиянием первых четырех условий будут прослежены при рас смотрении отдельных вопросов в последующих главах. Вопросы же о влиянии на гигиенические нормативы из
менений педагогического процесса, средств |
и |
методов |
обучения требуют специального рассмотрения, |
так как |
|
в той или иной степени касаются всех |
элементов |
школьных зданий, их планировочной структуры, школь ных участков и т. д.
Влияние изменения педагогического процесса, средств и методов обучения
на гигиенические нормативы
Чтобы обеспечить восприятие и усвоение суммы зна ний, необходимых подрастающему поколению в его дальнейшей трудовой и общественно-политической жиз ни, педагогическая наука должна постоянно развивать ся. Система образования и педагогические приемы обу чения обусловливаются все возрастающими запросами обществе, убыстряющимися из года в год темпами раз вития науки и производства. В XIX и начале XX века достаточно было систематического пересмотра учебных планов и программ с целью приведения их в соответствие с накопленными научными знаниями. Во второй половине XX века, которая характеризуется стре мительным научно-техническим прогрессом, этого уже оказывается недостаточно. Объем научных знаний сей час удваивается через каждые 10—12 лет. Для перера ботки и усвоения школьником огромного потока инфор-
19
мадии требуется не только совершенствование учебных программ, но и самого 'педагогического процесса.
Для повышения эффективности обучения необходимо было в первую очередь пересмотреть средства и мето ды подачи информации, способы закрепления^ изучаемо го материала, контроля знаний учащихся. Поиски, про водимые в этом направлении специалистами различно го профиля но всех передовых странах мира, привели к необходимости оснащения школ новыми технически ми средствами обучения (ТСО).
Информационные ТСО (телевизоры, кино- и диапроек торы, кодоскопы и информационио-контролирующие устройства, машины программированного обучения, электронно-вычислительные машины, магнитофоны) в последние 10—15 лет все более широко применяются в практике школьного обучения как за рубежом (США, Англия, Франция, ФРГ, ЧССР и др.), так и в нашей стране. Использование информационных технических средств обучения, с одной стороны, облегчает и ускоря ет процесс усвоения информации, так как она воспри нимается не одной, а сразу двумя анализаторными си стемами организма (работают и слуховой, и зрительный анализаторы); повышает наглядность преподавания и его качество вследствие того, что для создания учеб ных кино-, телепрограмм и диафильмов привлекаются лучшие педагогические кадры. С другой стороны, при менение аудио-визуальных технических средств облег чает труд учителя и высвобождает время для работы по закреплению у учащихся полученных знаний. Этому способствует и применение информационно-контролиру- ющих устройств. Особое место среди них занимают устройства для программированного обучения, которые обеопечивают возможность управления учебным про цессом.
Учебный материал в программированном посо бии разбит на минимальные «дозы» информации. Каж дая из них усваивается после однократного прочтения; за ней следует вопрос или практическое задание, игра ющие роль «подкрепления», саморепетиции. Программа составлена в логической последовательности с таким расчетом, чтобы при неправильном ответе на задание направить ребенка к вспомогательным кадрам.
Таким образом, программированные задания не только облегчают труд учителя, частично заменяя его,
20
но и способствуют индивидуализации обучения в нуж ном для каждого ребенка ритме, активизируют обуче ние.. Программированное обучение стало применяться в нашей стране сравнительно недавно (5—8 лет), но уже получило признание, особенно в начальных, малокомп лектных, сельских школах, где один педагог вынужден заниматься одновременно с двумя—тремя возрастными группами детей, а также в старших классах ряда го родских школ на уроках математики, физики, языка. Преподавание иностранного языка во многих школах проводится в специальных лингафонных кабинетах. В этих кабинетах занятия ведутся также по системе дози рованных программ, но только темп работы учащихся задается учителем и одинаков для всех детей. Примене ние программированных заданий и ЭВМ не заменяет, конечно, работы с книгой или с педагогом, оно лишь до полняет педагогический процесс, закрепляя полученные учащимися знания и контролируя их усвоение.
Применение в школах технических средств обучения облегчает решение и второй задачи нашего века, связан ной с быстрым старением накопленных в процессе обу чения знаний. Чтобы решить эту задачу, школа долж на прививать ребенку навыки самостоятельной работы, самообразования, развить его мышление, волю и твор ческую активность, научить детей не только умело пользоваться накопленными знаниями, но и самостоя тельно двигаться вперед вместе с ускоряющимся научнотехническим пропрессом. С этой целью изменяются как содержание, так и методы обучения в школе. В про граммах все большее место отводится изложению теоре тических основ наук, в частности естественных (биоло гия, химия, физика), рассмотрению связей между отдельными дисциплинами биологического, физико-ма тематического и общественного профиля, между теоре тическими дисциплинами и практикой, производством. Так осуществляется лроблемность обучения и его поли технизация.
Одновременно расширяется, особенно в старших клас сах, курс самостоятельных практических занятий, поз воляющий учащимся овладеть экспериментальными ме тодами и трудовыми приемами, способами работы с книгой, справочником, пленочными материалами и диа позитивами. Учащимся прививаются навыки самосто ятельного использования ТСО для повторения и закреп
21