Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем и глубина исследований при обосновании тех или иных нормативов внешней среды определяются уровнем научных знаний в области физиологии и гигие­ ны вообще.

Внастоящее время можно считать разработанной проблему нормирования микроклимата школьных зда­ ний, их естественного и искусственного освещения, уров­ ней ультрафиолетового излучения, шума. Четкое опре­ деление критериев оценки позволяет считать нормативы этих факторов внешней среды достаточно обоснован­ ными.

Бесспорность этих критериев дает возможность с ус­ пехом решать и ряд других вопросов. Так, знание воз­ растных особенностей теплообмена школьников и кри­ териев оценки их теплового состояния позволяет нормировать теплозащитные свойства одежды детей и ограждающих конструкций здания (Г. В. Терентьева, 1965; В. В. Недева, 1966, и др.), применение тех или иных санитарно-технических систем (Г. П. Сальникова, 1940; Е. И. Кореневская, 1969; Д. И. Исмаилова, 1970), способов аэрации учебных и других помещений в раз­ ных климатических районах страны (О. И. Дедабришвили, 1960; 3. П. Громова, 1962; Е. А. Семенцова, 1970).

Врезультате исследования состояния зрительного

анализатора был определенминимально допустимый «угол рассматривания» для учебных помещений в 30— 35° (Е. К- Глушкова, 1962), который в настоящее время служит одним из важнейших критериев при нормиро­ вании размеров классов и кабинетов (Н. С. Придонова, 1970; Б. 3. Воронова, 1972, и др.). Исследования зри­ тельного анализатора с успехом применяются и при

•нормировании элементов учебных пособий и решении вопросов гипиены чтения и письм:а. Конечно, при реше­ нии всех этих вопросов гигиенисты не ограничиваются исследованием только указанных систем и анализа­ торов. Как правило, изучаются состояние централь­ ной нервной системы детей, их работоспособность, состояние здоровья и иммунобиологическая реактив­ ность.

Почти решена проблема гигиенического нормиро­ вания учебной мебели и оборудования. Для обоснова­ ния их размеров и определения правильной рабочей позы были применены широкие антропометрические и

15

физиологические исследовании с использованием спе­ циального тренировочного стенда и включающие стабилографию, электромиографию, фотогониометрию.

В последние годы получены весьма обоснованные ре­ комендации в области нормирования учебных пособий и

инвентаря, предметов детского обихода

(Н. М. Попо­

ва, Н. А. Куинджи, 1969, и др.).

нормированием

Значительно хуже

обстоит дело с

химических факторов

воздушной среды

— как естест­

венных (СОг), так и искусственных (различные приме­ си, появляющиеся в школе в процессе трудового обуче­ ния школьников, а также в связи с применением в строительстве новых отделочных и синтетических мате­ риалов и использованием последних для изготовления одежды, обуви, предметов обихода). Сложность их нор­ мирования заключается, с одной стороны, в том, что речь всегда идет о малых интенсивностях воздействия, с другой — имеютсятрудности дифференцировки у де­ тей и подростков начальных признаков препатологических состояний от естественных адаптационных ре­ акций.

В последние же годы в связи с бурным развитием химической промышленности полимеры широко приме­ няются в строительстве детских учреждений, для изго­ товления оборудования и предметов детского обихода, поэтому нормирование химических факторов внешней среды в детских учреждениях приобретает все большее значение.

Синтетические полимерные материалы обладают экономическими преимуществами, имеют ценные физи­ ко-механические свойства и содержат инертные в хими­ ческом отношении вещества, которые не должны были бы являться источниками загрязнения воздушной сре­ ды. Однако в процессе изготовления полимеров, проте­ кающем при определенном термическом воздействии, в них сохраняются остаточные количества мономеров и низкомолекулярных летучих соединений, которые ока­ зывают токсическое действие и способны выделяться в окружающую среду даже в нормальных метеорологи­ ческих условиях. Кроме того, полимеры могут подвер­

гаться деструкции под влиянием механических,

терми­

ческих, химических и других воздействий.

выяви­

Исследования, проведенные

рядом авторов,

ли миграцию вредных веществ

и наличие интенсивного


запаха в детских учреждениях, где применялись для покрытия пола поливинилхлоридные плитки и линоле­

ум, древесно-стружечные

плиты на основе мочевино-

формальдегидных смол,

поливинилацетатные краски

(Ф. Л. Кальманович, 1968,

и др.).

Вредные вещества были также выделены из синтети­ ческих, искусственных и натуральных материалов, об­ работанных формальдегадсодержащей пропиткой и применяющихся для изготовления детской одежды, из стиролсодержащих материалов, предназначенных для выпуска детской обуви, из павинола, текстовинита, ис­ пользуемых в производстве детских колясок, и других материалов, предназначенных для изготовления дет­ ских ’игрушек (О. В. Кайсина, А. И. Саутин, А. Б. Ки-

лессо, 1968; О. В. Кайсина,

К. А. Рапопорт, 1970,

1973,

и др.).

материалы обладают

не­

Кроме того, полимерные

удовлетворительными физическими качествами: низки­ ми теплозащитными и сорбционными свойствами, по­ вышенной загрязняемостью и способностью генериро­ вать значительные величины статического электриче­ ства (3. А; Плужникова, 1968; К. И. Станкевич, 1972; Н. С. Смирницкий, 1972; А. Н. Боков, 1972; О. В. Кай­ енна, К- А. Рапопорт, 1973).

Так как часть мономеров оказывает токсическое дей­ ствие и способна вызывать в организме изменения иммунологического и генетического характера, для ре­ шения вопроса о возможности применения этих мате­ риалов необходимо проведение токсикологических ис­ следований на животных с использованием чувстви­ тельных биологических методов. При гигиеническом нормировании полимерных материалов следует исхо­ дить из необходимости обеспечить у детей отсутствие не только каких-либо препатологических реакций, но и напряжения механизмов адаптации. Критериями без­ вредности могут служить отсутствие токсичности, стой­ кого запаха, удовлетворительные физико-химические свойства, отсутствие способности генерировать большие • заряды статического электричества.

Особое место в гигиеническом нормировании занима­ ют вопросы, связанные с обоснованием оптимальных конструктивных решений вместимости и этажности зда­ ний, взаимного расположения помещений и т. д. Мето­ дические подходы к решению этих вопросов сложны и


слабо разработаны. Иногда даже высказываются со­ мнения, насколько в их решении важна гигиеническая компетенция.

Конечно, архитектура школьного здания, его плани­ ровочное решение определяются в первую очередь пе­ дагогическими соображениями, особенностями педагоги­ ческого процесса. Однако школьное здание должно обеспечить оптимальные условия не только для обуче­ ния и воспитания детей, но и для сохранения и укреп­ ления их здоровья. Опыт показывает, что правильное с гигиенических позиций решение планировочных и кон­ структивных вопросов при создании проектов школ определяет во многом состояние воздушной среды, ос­ вещения помещений и в конечном счете работоспособ­ ность и состояние здоровья детей и педагогов. Об этом свидетельствуют исследования по обоснованию разме­ ров и взаимного расположения ряда помещений в школах-интернатах, исследования Л. Г. Ропачевской (1964) по обоснованию условий размещения школ в микрорайонах, работы Е. И. Кореневской с соавтора­ ми (1965), Н. С. Придоновой (1970), Б. 3. Вороновой (1972) и др. по оценке классов поперечной и квадрат­ ной конфигурации и размеров кабинетов.

Для успешного решения гигиенических вопросов, ка­ сающихся архитектуры школьных зданий, необходимо соблюдение двух условий: 1) исследования должны проводиться в натурных условиях, в действующих шко­ лах, а рекомендации к нормированию должны быть за­ тем апробированы в условиях экспериментального строительства; 2) исследования должны носить комп­ лексный характер, так как работа может дать долж­ ный эффект лишь при условии тесного содружества ги­ гиенистов, архитекторов и педагогов. Такое содружест­ во необходимо и оно осуществляется при разработке обоснований к нормированию практически всех факто­ ров внешней среды в учреждениях для детей и подрост­ ков.

Гигиенические нормативы служат основой для раз­ работки норм проектирования и строительства и проек­ тов школьных зданий, стандартов на учебную мебель, одежду, учебные пособия и предметы детского обихода, нормалей различных помещений и их оборудования, инструкций к проектированию и методических писем по организации санитарного надзора за детскими учреж­

1-Г . ' '

<

дениями. Однако гигиенические нормы не могут быть

стабильными.

Они постоянно меняются в зависимости от:

' — уровня

научных знаний, меняющих наши предста­

вления о функциональных возможностях детского ор­

ганизма, усиливающих методическую оснащенность на­ учных исследований и уточняющих критерии «нормы»; « — развития строительной и санитарной техники, по­ зволяющей обеспечить ту или иную степень комфорта школьных зданий;

экономических .возможностей нашей страны;

— изменения принципов планировки и застройки на­ селенных мест;

изменения типов школ и педагогического процес­

са, средств и методов обучения.

Изменения гигиенических .нормативов под влиянием первых четырех условий будут прослежены при рас­ смотрении отдельных вопросов в последующих главах. Вопросы же о влиянии на гигиенические нормативы из­

менений педагогического процесса, средств

и

методов

обучения требуют специального рассмотрения,

так как

в той или иной степени касаются всех

элементов

школьных зданий, их планировочной структуры, школь­ ных участков и т. д.

Влияние изменения педагогического процесса, средств и методов обучения

на гигиенические нормативы

Чтобы обеспечить восприятие и усвоение суммы зна­ ний, необходимых подрастающему поколению в его дальнейшей трудовой и общественно-политической жиз­ ни, педагогическая наука должна постоянно развивать­ ся. Система образования и педагогические приемы обу­ чения обусловливаются все возрастающими запросами обществе, убыстряющимися из года в год темпами раз­ вития науки и производства. В XIX и начале XX века достаточно было систематического пересмотра учебных планов и программ с целью приведения их в соответствие с накопленными научными знаниями. Во второй половине XX века, которая характеризуется стре­ мительным научно-техническим прогрессом, этого уже оказывается недостаточно. Объем научных знаний сей­ час удваивается через каждые 10—12 лет. Для перера­ ботки и усвоения школьником огромного потока инфор-

19



мадии требуется не только совершенствование учебных программ, но и самого 'педагогического процесса.

Для повышения эффективности обучения необходимо было в первую очередь пересмотреть средства и мето­ ды подачи информации, способы закрепления^ изучаемо­ го материала, контроля знаний учащихся. Поиски, про­ водимые в этом направлении специалистами различно­ го профиля но всех передовых странах мира, привели к необходимости оснащения школ новыми технически­ ми средствами обучения (ТСО).

Информационные ТСО (телевизоры, кино- и диапроек­ торы, кодоскопы и информационио-контролирующие устройства, машины программированного обучения, электронно-вычислительные машины, магнитофоны) в последние 10—15 лет все более широко применяются в практике школьного обучения как за рубежом (США, Англия, Франция, ФРГ, ЧССР и др.), так и в нашей стране. Использование информационных технических средств обучения, с одной стороны, облегчает и ускоря­ ет процесс усвоения информации, так как она воспри­ нимается не одной, а сразу двумя анализаторными си­ стемами организма (работают и слуховой, и зрительный анализаторы); повышает наглядность преподавания и его качество вследствие того, что для создания учеб­ ных кино-, телепрограмм и диафильмов привлекаются лучшие педагогические кадры. С другой стороны, при­ менение аудио-визуальных технических средств облег­ чает труд учителя и высвобождает время для работы по закреплению у учащихся полученных знаний. Этому способствует и применение информационно-контролиру- ющих устройств. Особое место среди них занимают устройства для программированного обучения, которые обеопечивают возможность управления учебным про­ цессом.

Учебный материал в программированном посо­ бии разбит на минимальные «дозы» информации. Каж­ дая из них усваивается после однократного прочтения; за ней следует вопрос или практическое задание, игра­ ющие роль «подкрепления», саморепетиции. Программа составлена в логической последовательности с таким расчетом, чтобы при неправильном ответе на задание направить ребенка к вспомогательным кадрам.

Таким образом, программированные задания не только облегчают труд учителя, частично заменяя его,

20

но и способствуют индивидуализации обучения в нуж­ ном для каждого ребенка ритме, активизируют обуче­ ние.. Программированное обучение стало применяться в нашей стране сравнительно недавно (5—8 лет), но уже получило признание, особенно в начальных, малокомп­ лектных, сельских школах, где один педагог вынужден заниматься одновременно с двумя—тремя возрастными группами детей, а также в старших классах ряда го­ родских школ на уроках математики, физики, языка. Преподавание иностранного языка во многих школах проводится в специальных лингафонных кабинетах. В этих кабинетах занятия ведутся также по системе дози­ рованных программ, но только темп работы учащихся задается учителем и одинаков для всех детей. Примене­ ние программированных заданий и ЭВМ не заменяет, конечно, работы с книгой или с педагогом, оно лишь до­ полняет педагогический процесс, закрепляя полученные учащимися знания и контролируя их усвоение.

Применение в школах технических средств обучения облегчает решение и второй задачи нашего века, связан­ ной с быстрым старением накопленных в процессе обу­ чения знаний. Чтобы решить эту задачу, школа долж­ на прививать ребенку навыки самостоятельной работы, самообразования, развить его мышление, волю и твор­ ческую активность, научить детей не только умело пользоваться накопленными знаниями, но и самостоя­ тельно двигаться вперед вместе с ускоряющимся научнотехническим пропрессом. С этой целью изменяются как содержание, так и методы обучения в школе. В про­ граммах все большее место отводится изложению теоре­ тических основ наук, в частности естественных (биоло­ гия, химия, физика), рассмотрению связей между отдельными дисциплинами биологического, физико-ма­ тематического и общественного профиля, между теоре­ тическими дисциплинами и практикой, производством. Так осуществляется лроблемность обучения и его поли­ технизация.

Одновременно расширяется, особенно в старших клас­ сах, курс самостоятельных практических занятий, поз­ воляющий учащимся овладеть экспериментальными ме­ тодами и трудовыми приемами, способами работы с книгой, справочником, пленочными материалами и диа­ позитивами. Учащимся прививаются навыки самосто­ ятельного использования ТСО для повторения и закреп­

21