Файл: Комбалов, В. С. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 3
Материал |
Шлифование, |
Точение, V6 |
Фрезерование, |
Строгание, V4 |
|
V? |
|
V5 |
|
Капрон |
17,4 |
8,7 |
135 |
612 |
Полиамид 68 |
48,5 |
8 ,8 |
530 |
783 |
Полиформальдегид |
109,0 |
7,0 |
556 |
2 620 |
Поликарбонат |
267,0 |
40,0 |
28 500 |
29 600 |
Фторопласт-4 |
282,0 |
433,0 |
552 |
830 |
Волокит |
17,9 |
7,1 |
268 |
286 |
ДПК с 10% графита |
13,3 |
6,65 |
40 |
117 |
Наименьшая величина линейного износа получена при исти рании пластмасс по точеному диску с высотой микронеровностей, соответствующей б-му классу чистоты, при котором Rm&x не пре вышает 10 мкм. Как показывает таблица, для более гладкой поверхности (7-й класс чистоты) износ значительно больше, хотя, казалось бы, гладкие поверхности должны меньше повреждать материал контртела. Так как шероховатость вдоль и поперек штрихов обработки различна, то соответственно износ полимеров при продольном и поперечном перемещении образцов относи тельно штрихов обработки, по данным [5], может меняться в не сколько раз.
Результаты исследований [3] по определению оптимальной шероховатости металлического вала при трении по полимерам представлены в табл. 4. В ней приведены значения коэффициен та трения пар сталь — полимеры в зависимости от степени ше роховатости и вида технологической обработки поверхности тре ния стального вала. Экспериментальные данные получены при удельной нагрузке 12 /сг/сж2, скорости скольжения 0,24 ж/се/с и температуре 40—50°С (трение без смазки). Каждая серия образ-
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
|
|
||
Класс |
|
|
|
Коэффициент трения |
|
||
Вид обработки |
R z , м км |
|
|
|
|
||
чистоты по |
]поликап- |
фторо- |
фторопласт 4 + |
R a , м км |
|||
|
|||||||
верхности |
|
|
роамид |
пласт-4 |
+40% Cu02 |
|
|
10 |
Полирование |
0,75 |
0,38 |
0,22 |
0,21 |
0,16 |
|
9 |
» |
1,37 |
0,34 |
0,21 |
0,16 |
0,27 |
|
8 |
Шлифование |
3,22 |
0,20 |
0,12 |
0,16 |
0,50 |
|
7 |
Точение |
5,50 |
0,18 |
0,12 |
0,15 |
0,80 |
|
6 |
» |
8,90 |
0,25 |
0,13 |
0,16 |
1,50 |
|
5 |
» |
17,30 |
0,|27 |
0,19 |
0,17 |
2,50 |
10
цов испытывалась в течение 56 час, после чего определялось зна чение коэффициента трения.
Минимальный коэффициент трения для испытанных пласт масс соответствует шероховатости точеной поверхности, обрабо танной по V7—8. Для значений Rz в интервале 3--5 мкм коэф
фициент трения имеет явно варажен- |
/ |
|
||||||
ный минимум. |
При меньших и |
боль- |
|
|||||
ших значениях Rz в данных условиях |
|
|
||||||
работы коэффициент |
трения |
возра |
|
|
||||
стает. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На фиг. 6 приведены зависимости |
02 |
|
||||||
коэффициента |
трения f от |
параметра |
|
|||||
шероховатости |
Ra |
металлического |
|
|
||||
контртела |
(1 — поликапроамид; 2 — |
|
|
|||||
фторопласт-4) |
из [3]. В работе [128] ис- |
4/ |
|
|||||
следовалось влияние степени шерохо |
|
|
||||||
ватости и направления |
скольжения по |
0 |
|
|||||
отношению |
к направлению |
финишной |
|
|||||
обработки |
на |
коэффициент |
трения |
в |
Фиг. 6 |
|
||
условиях различных смазок. Образцы |
|
|||||||
|
|
|||||||
были изготовлены из закаленных ста |
|
|
||||||
лей; один из образцов |
имел |
постоянную чистоту |
поверхности |
|||||
(сферический |
индентор |
0 = 4 мм), |
другой — диск |
с различной |
чистотой и направлением штрихов, что достигалось использова нием различных способов финишной обработки и притирки в окружном и продольном направлениях. Опыты показывают, что влияние направления скольжения на коэффициент трения весьма значительно, что объясняется различием в продольной и поперечной шероховатостях. Автор объясняет повышение коэф фициента трения при скольжении в направлении штрихов обра ботки ухудшением условий смазки.
Фиг. 7
11
Анализ влияния вида отделочной обработки на интенсивность изнашивания вкладышей из свинцовистой бронзы и баббита Б-83 показывают, что наиболее перспективным отделочным про цессом для этих целей является микрошлифование [108]. В ре зультате высокой скорости обработки, по сравнению с шлифова нием и другими видами, выделяемое тепло равномерно распре деляется по обрабатываемой поверхности и обеспечивает отсут
ствие структурных превращений в поверхностном слое обрабатывае мой детали. В работах [21, 105] это положение подтверждается.
На фиг. 7 представлены экспери ментальные данные [108] зависимо сти величины износа (а) и темпера туры (б) на поверхности трения вкладышей от чистоты поверхно
сти |
цапф. |
Окружная |
скорость — |
2 |
м/сек, |
удельная |
нагрузка — |
60 кг/см2, смазка — трансформатор ное масло; измерение величины из носа производилось в каждом слу чае на пути трения 28 400 м. Опти мальное значение параметра шеро
ховатости поверхности # ск для баббитовых вкладышей состав ляло от 0,1 до 0,2 мкм, для вкладышей из свинцовистой бронзы — от 0,08 до 0,12 мкм (1 — свинцовистая бронза; 2 — баббит Б-83).
На фиг. 8 показана экспериментально полученная [26] зави симость величины износа металла в мг от параметра шерохова тости 7?а при изнашивании стальной цапфы с подшипником из свинцовистой бронзы при удельном давлении 400 кг/см2 и обиль ной смазке под давлением. Цапфы были обработаны суперфи нишированием (Я. от 0,04 до 0,1 мкм) и чистым шлифованием (Ra от 0,008 до 1,0 мкм). Из графика видно, что минимальный
износ подшипников получился при |
чистом |
шлифовании |
(Ra от |
0,3 до 0,5 мкм). Более чисто обработанная |
поверхность (супер |
||
финиширование) и более грубая |
(грубое |
шлифование) |
дают |
больший износ, чем поверхность, обработанная чистым шлифо ванием. Следовательно, для данных условий изнашивания рацио нально применять поверхность, обработанную шлифованием.
Исследования [16] долговечности образцов и шариковых под шипников № 204 и 307 показали, что при одном значении пара метра Ra износ полированных образцов выше, чем доведенных. Хорошо известно, что различные виды технологической обработ ки поверхности образца обусловливают не только различное на правление штрихов обработки и класс чистоты поверхности, но и различное геометрическое очертание единичных микронеров ностей, а также их распределение по высоте. Эти характеристики также оказывают существенное влияние на величину износа.
12
В приведенных выше работах учитывались только высотные па раметры шероховатости поверхности исследуемых образцов, что явно 'недостаточно для характеристики процессов трения и изна шивания.
В работах последнего времени дана более полная оценка пара метров шероховатости поверхности, где учитывается форма не ровностей, определяемая максимальной высотой 7?тах. Кроме того, используется угол наклона образующих выступа или неров ности, а также распределение неровностей по высоте, определяе мое параметрами Ъи v степенной аппроксимации участка относи тельной опорной кривой профиля tl) = b&v. Под относительной опорной кривой профиля понимается графическое изображение зависимости значений относительной опорной длины профиля от уровня сечения профиля. Так, например, в работах [104, 113] и других авторов используется радиус неровностей, отношение f'/Rm&x и угол наклона элементов профиля к средней линии.
В табл. 5 [112] приведены параметры микрогеометрии различ но обработанных поверхностей, форма которых по-разному влия ет на силу трения.
Т а б л и ц а 5
Вид |
К ласс |
г, мкм г!^ т а х |
0 , гра |
Вид |
Класс |
г, мкм г7^ т а х |
0 , гра |
обработки |
чистоты |
дусы |
обработки |
чистоты |
дусы |
||
|
|
. |
|
|
|
. |
|
Шлифова- |
6 |
8 |
0,8 |
4 - 7 |
Обкатывание |
6 |
|
ние |
7 |
10 |
1,6 |
6 - 1 0 |
шаром |
7 |
800 |
|
8 |
— |
— ■ |
9 — 1 0 |
|
8 |
9 0 0 |
Точение |
5 |
150 |
7,5 |
7 - 1 4 |
|
9 |
1000 |
Виброобка- |
|
|
|||||
|
6 |
— |
— |
И — 18 |
6 |
1400 |
|
|
7 |
— |
— |
8 - 1 2 |
тывание |
7 |
4 300 |
|
|
|
|
|
|
8 |
7 000 |
|
|
|
|
|
|
9 |
12 200 |
127 |
7—14 |
|
СД |
00 |
|
|
|
1 |
280 |
3 - 5 |
|
625 |
2 - 3 |
|
140 |
3 - 5 |
|
633 |
2 - 3 |
|
2400 |
1 ,5 - 2 |
|
7600 |
1—1,5 |
В работе [113] изучалось влияние направления штрихов об работки, а также профиля шероховатости на коэффициент тре ния. Опыты показали, что шероховатость, оценивающаяся вели чинами Ra и Rz, не является исчерпывающим фактором, опреде ляющим условия трения. Большое влияние оказывают на процесс трения форма неровностей и их расположение относительно на правления трения.
Виброобкатывание роликами не только 'изменяет микро геометрию обрабатываемых поверхностей треция, но и упрочня ет тонкий поверхностный слой. Это упрочнение, как правило, оказывает влияние на процесс последующего изнашивания при трении. В результате упрочнения поверхностного слоя стального вала накаткой, по данным [30], износ капроновых подшипников
13