Файл: Комбалов, В. С. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уменьшился в 40 раз, износ валов — в

3

раза, коэффициент тре­

ния понизился в 1,8 раза, температура

в

зоне трения понизилась

в1,5 раза, что весьма существенно.

Внастоящее время имеется несколько гипотез, объясняющих влияние предварительного упрочнения на износоустойчивость. По данным работы [37], предварительное упрочнение уменьшает износ за счет деформации смятия и за счет истирания микроне­ ровностей на контакте. Как считают авторы [43] и [101], предва­ рительное упрочнение пластической деформацией способствует диффузии кислорода воздуха в металле и образованию в нем твер­ дых химических соединений FeO, Fe20 3, Fe30 4 в результате окис­ лительного изнашивания, происходящего с ничтожно малой ин­ тенсивностью. Согласно гипотезе [109] упрочнение поверхностно­ го слоя рассматривается как средство повышения жесткости поверхностных слоев и уменьшения взаимного внедрения при механическом и молекулярном взаимодействии. На этот счет

существуют и другие теории. Так, например, по мнению А. А. Маталина [64], главным фактором, определяющим износо­ устойчивость, является величина остаточных напряжений после приработки изделий. Между микротвердостью поверхностного слоя и его износоустойчивостью имеется определенная связь:

впроцессе изнашивания микротвердость поверхностных слоев после приработки стремится к оптимальному значению; однако

всилу одновременного влияния разнообразных факторов (шеро­ ховатость поверхности, напряженное состояние поверхностного слоя и пр.) эта связь имеет только качественный характер и не может быть использована для практических расчетов.

§ 3. Равновесная шероховатость трущихся поверхностей

 

/Ьаличие оптимальной шероховатости достаточно широко иссле-

 

I ковано и подтверждено практикой.

 

 

По терминологии авторов [37, ПО, 116], под оптимальной ше­

 

роховатостью понимается воспроизводимая в стационарных усло­

 

виях шероховатость, которой соответствует наименьшая интен­

 

сивность

изнашивания.

Некоторые исследователи применяют

 

этот термин к задачам, в которых рассматривается как стацио­

 

нарное, так и нестационарное состояние процесса изнашивания.

 

Мы предлагаем в случае стационарного процесса изнашива-

,

ния употреблять термин «равновесная»

шероховатость, под ко-

:

4орой следует понимать шероховатость,

устанавливающуюся на

' фрикционном контакте

при неизменном

режиме трения только

 

Уйосле з авершения п родесса_прдр.аботки.

 

 

Равновесная шероховатость,

устанавливающаяся на тру­

 

щихся телах, зависит от ряда факторов: механических свойств

 

поверхностей, смазки, условий работы, конфигурации сопря­

 

женных

поверхностей и т. д. В

литературе имеются различные

14


мнения исследователей по установлению равновесной шерохова­ тости поверхностей. По данным авторов [25, 26, 28, 41, 115, 117], в процессе приработки устанавливается вполне определенная ше­ роховатость. Другое мнение заключается в том, что степень ше­ роховатости до приработки и после приработки не меняется. Име­ ются также утверждения о том, что высокая начальная гладкость поверхности является наилучшей в отношении длительности и качества процесса приработки. Как показывается в работе [41],

;дюка не во всех случаях известно, какая должна быть шерохо­ ватость для того, чтобы ускорить процесс приработки с мень­

шими потерями на износ.

-

Существует мнение, что для

каждого конкретного сопряже-}

ния имеется своя наиболее рациональная шероховатость. Если' такую шероховатость сообщить поверхности в процессе механи­ ческой обработки, то величина износа и длительность приработки трущихся поверхностей будут минимальными. Однако вопрос об оптимальной шероховатости теоретически не был решен, и для различных условий работы ее устанавливали эксперимен-j тально.

Приведем примеры, данные в предисловии А. И. Каширина к работе [ПО]. «...Сравнительные испытания износа баббитового вкладыша при шлифованной суперфиниш-процессом шейке коленчатого вала, проведенные на машине трения Уэллесом, показали, что по' истечении 60 мин. работы при одинаковых условиях износ вкладыша при шлифованной шейке был 60 мг, а при суперфинишированной— 1 мг [134]. В то же время испыта­ ния, проведенные на американских автомобильных заводах «Бюик» и др., показывают, что наименьший износ сопряженной пары шейка вала — подшипник получается не при наиболее гладкой поверхности шейки (как это, казалось бы, должно быть), а при поверхности, имеющей среднее квадратическое отклоне­ ние профиля Rq= 1-1-2 мкм. Причину такого странного, на пер­ вый взгляд, явления главный инженер фирмы «Бюик» Ч. А. Чейн (Ch. A. Chayne) видит в том, что канавки или микроскопические углубления между рисками на поверхности шейки служат микро­ каналами, по которым распределяется смазка, а также в том, что в случае разрыва масляной пленки ее целостность при наличии местных масляных карманов, образуемых микроуглублениями поверхности, восстанавливается сравнительно быстро. С гладкой же поверхности масло лучше выдавливается, и целостность пленки восстановить труднее. Завод «Бюик» пошел даже на увеличение шероховатости цилиндра в скользящей сопряженной паре цилиндр — поршень до Rq= 0,3—0,5 мкм...» Аналогичные данные приведены в работе [37].

На фиг. 9 приведены результаты эксплуатационных испыта­ ний основных деталей тракторных двигателей Д-54, РМА и Д-35, проведенных А. И. Нисневичем в HATH [75]. Показано влияние (а) чистоты обработки поверхности пальцев двигателя

15


ч*

rs o

 

 

 

 

 

 

 

/00

Q4

 

 

г

 

 

 

4*

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

!

/00

 

 

т

я ф //

 

/00

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

030

 

J07 О

 

I

/00

л\

 

 

® /

|

1

/00

Зд0

 

 

 

 

?00

1

 

 

 

1 ^ 1

'

 

i

 

.

ш

>’Я ш Г ш

 

§

/00

ZZ0

1__

/< 3 ^ 0 0 0

 

I

*

<>\

 

ь Ь

т

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

7300

 

 

 

§1m

 

 

)0!0 А

,

>

 

&

 

 

§1

/00

020. JJO . ш . m s. л

0

'1

 

 

300.030. 7300. 7000.

 

 

00

90 07

 

 

 

‘1

00

 

 

 

 

 

I

 

 

 

___ 1

1

 

2,0

 

 

 

0,00,0

 

0,00,0/0

0,0

 

 

 

V / /

|

V /0 V 0

 

4

0

 

a

Фиг. 9

 

 

7300 *

*73001'370п/ o ')

 

 

(230°/о)%0Z01

307

 

 

 

020 \

 

 

 

 

®/

 

 

 

ЛШ /

020

 

 

 

«}

 

 

 

 

Iе 9

 

 

 

7‘'/701 307

 

 

 

 

1300о

 

 

 

 

*7370

 

307

 

0017

1*300

 

/А~т >

 

 

 

—1t

л 7300

 

 

 

 

 

 

 

 

m s

 

700/А>

02t7. А W

307. 730

 

 

 

9а0.

7370. 7000

 

 

 

 

030

030. , (30°,Ч

 

 

 

*

I

Г

 

 

_____0

J -

0,0 0,0

0,0 0,0 /,0

0,0 0,00£p jlWtMi

V //

 

4 / 0

V 0

4

0

/

1-MA на износ сопряжения палец — втулка верхней головки шатуна. По оси абсцисс — средний износ в процентах к среднему износу пальца с чистотой обработки по V10. Цифрами обозна­ чено время испытаний в часах. Из результатов испытаний сле­ дует, что с увеличением первоначальной шероховатости поршне­ вого пальца значительно увеличивается износ самого пальца и втулки верхней головки шатуна. При чистоте обработки поверх­ ности пальца по V10 износ сопряженных деталей минимальный. Дальнейшее улучшение поверхности приводит к некоторому увеличению износа деталей сопряжения. Аналогичные резуль­ таты получены и для пары гильза цилиндра — кольцо. После 367 час испытания в полевых условиях оптимальной для гильзы цилиндра явилась чистота V9 — V10. С ухудшением и улучше­ нием первоначальной чистоты обработки по отношению к опти­ мальной увеличивался как износ гильз цилиндров, так и средний износ поршневых колец. После 367 час испытания микрогеомет­ рия всех цилиндров, независимо от первоначального их состоя­ ния, устанавливалась постоянной и соответствовала V 9(6).

Исследование параметров равновесной шероховатости, как правило, связано с изучением профиля поверхности после дли­ тельной эксплуатации. В работе [93] приведены результаты ис­ следования деталей кривошипно-шатунного механизма трактор­ ных двигателей Д-54, СМД-14 и Д-35 на Пришибском заводе «Укрремтреста». В табл. 6 приведены параметры установив-

16


Т а б л и ц а 6

 

 

 

Параметры шероховатости

 

Деталь

Класс

 

 

г

 

чистоты

 

 

 

0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

м км

 

 

Гильза цилиндров

9

0,19

 

1000

0,71

Поршневое кольцо

10-11

0,38

270

0,57

Коленчатый вал (коренные и

 

 

 

 

шатунные шейки)

9

0,25

_

500

0,64

Вкладыши подшипников

ко­

 

 

 

 

ленчатого вала

8 - 9

0,42

 

300

0,52

Поршневой палец

11—12

0,11

300

0,76

Втулка верхней головки

 

 

 

 

шатуна

10

 

0,56

250

0,74

Поршень (отверстия в бо­

 

 

 

 

бышках)

9

0,18

220

0,52

шейся шероховатости на приработанных поверхностях деталей шатунно-кривошипного механизма двигателя СМД-14 после длительной эксплуатации. В табл. 7 даны параметры шерохо­ ватости поверхности шеек коленчатых валов двигателя СМД-14,

Т а б л и ц а 7

Параметры шероховатости

Технологические способы финишной обработки

 

г

 

 

 

 

*р = 0,3

 

 

м км

 

Приработанная шероховатость

0,25

500

0,64

Шлифование с последующим полированием абра­

 

 

 

зивной пастой (завод «Серп и молот»)

0,19

160

0,33

Шлифование с последующим полированием абра­

 

 

 

зивной пастой (ремонтный завод)

0,46

76

0,25

Шлифование с последующим полированием ал­

 

 

 

мазной лентой

0,23

240

0,40

полученные различными технологическими способами. Очевидно, что наиболее целесообразным является такой вид технологи­ ческой отделочной обработки, при котором параметры шерохо­ ватости Ra, Rz, /р наиболее близко соответствуют параметрам приработанных поверхностей, т. е. применение шлифования с последующим полированием алмазной лентой.

17


Следует отметить, что проведенные исследования [93] и даваемые в них рекомендации для выбора величины равновесной шероховатости поверхности деталей не полностью отражают условия работы (нагрузка, смазка, климатические и пр.), при ко­ торых они получены, что снижает их практическую ценность.

§4. Изменение шероховатости сопряженных поверхностей

впроцессе приработки

иустановление равновесной шероховатости

Процесс приработки сопряженных поверхностей сопровождается сложными необратимыми явлениями, протекающими в тонком поверхностном слое. При приработке изменяются физико-меха­ нические, теплофизические свойства поверхностных слоев, макро- и микрогеометрия. В начальный период приработки происходит интенсивное изнашивание неровностей, полученных при механи­ ческой обработке, их дробление и пластическое деформирование, обычно сопровождаемое наклепом тонкого поверхностного слоя [21]. В результате приработки происходит сглаживание наиболее выступающих неровностей, частичное или полное уничтожение первоначальных неровностей и установление новых, отличных от первоначальных по форме и размерам [28, 41, 43, 81, 97, 105, 116].

При трении без смазки в условиях приработки соприкосно­ вение двух трущихся деталей происходит не по всей номиналь­ ной площади этих поверхностей, а лишь по соприкасающимся между собой вершинам выступающих неровностей обеих тру­ щихся поверхностей [ПО]. Таким образом, давление одной поверхности на другую распределяется лишь на фактически находящиеся в контакте микроплощадки, вследствие чего истин­ ные напряжения смятия на этих площадках могут быть столь велики, что соприкасающиеся выступы профиля будут упруго деформироваться и пластически сжиматься и даже срезаться при 'взаимном скольжении поверхностей.

При жидкостном трении (или граничном трении) поверхно­ стей с относительно большими неровностями, вследствие разрыва масляной пленки, имеет место металлический контакт по высту­ пам обеих поверхностей. Интенсивное деформирование и смятие вершин отдельных выступов происходят в начале работы двух трущихся поверхностей, пока они не приработаются, т. е. неров­ ности этих поверхностей не примут более устойчивой формы и - размеров, обеспечивающих увеличение фактической площади ка­ сания, при приработке выступы приобретают оптимальную кри­ визну, обеспечивающую наибольшую устойчивость масляной пленки [37]. По ГОСТу 16429—70 приработка представляет со- * бой «процесс изменения геометрии поверхностей и_физико-меха-

1$

»