Файл: Комбалов, В. С. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
уменьшился в 40 раз, износ валов — в |
3 |
раза, коэффициент тре |
ния понизился в 1,8 раза, температура |
в |
зоне трения понизилась |
в1,5 раза, что весьма существенно.
Внастоящее время имеется несколько гипотез, объясняющих влияние предварительного упрочнения на износоустойчивость. По данным работы [37], предварительное упрочнение уменьшает износ за счет деформации смятия и за счет истирания микроне ровностей на контакте. Как считают авторы [43] и [101], предва рительное упрочнение пластической деформацией способствует диффузии кислорода воздуха в металле и образованию в нем твер дых химических соединений FeO, Fe20 3, Fe30 4 в результате окис лительного изнашивания, происходящего с ничтожно малой ин тенсивностью. Согласно гипотезе [109] упрочнение поверхностно го слоя рассматривается как средство повышения жесткости поверхностных слоев и уменьшения взаимного внедрения при механическом и молекулярном взаимодействии. На этот счет
существуют и другие теории. Так, например, по мнению А. А. Маталина [64], главным фактором, определяющим износо устойчивость, является величина остаточных напряжений после приработки изделий. Между микротвердостью поверхностного слоя и его износоустойчивостью имеется определенная связь:
впроцессе изнашивания микротвердость поверхностных слоев после приработки стремится к оптимальному значению; однако
всилу одновременного влияния разнообразных факторов (шеро ховатость поверхности, напряженное состояние поверхностного слоя и пр.) эта связь имеет только качественный характер и не может быть использована для практических расчетов.
§ 3. Равновесная шероховатость трущихся поверхностей
|
/Ьаличие оптимальной шероховатости достаточно широко иссле- |
||||
|
I ковано и подтверждено практикой. |
|
|||
|
По терминологии авторов [37, ПО, 116], под оптимальной ше |
||||
|
роховатостью понимается воспроизводимая в стационарных усло |
||||
|
виях шероховатость, которой соответствует наименьшая интен |
||||
|
сивность |
изнашивания. |
Некоторые исследователи применяют |
||
|
этот термин к задачам, в которых рассматривается как стацио |
||||
|
нарное, так и нестационарное состояние процесса изнашивания. |
||||
|
Мы предлагаем в случае стационарного процесса изнашива- |
||||
, |
ния употреблять термин «равновесная» |
шероховатость, под ко- |
|||
: |
4орой следует понимать шероховатость, |
устанавливающуюся на |
|||
' фрикционном контакте |
при неизменном |
режиме трения только |
|||
|
Уйосле з авершения п родесса_прдр.аботки. |
|
|||
|
Равновесная шероховатость, |
устанавливающаяся на тру |
|||
|
щихся телах, зависит от ряда факторов: механических свойств |
||||
|
поверхностей, смазки, условий работы, конфигурации сопря |
||||
|
женных |
поверхностей и т. д. В |
литературе имеются различные |
14
мнения исследователей по установлению равновесной шерохова тости поверхностей. По данным авторов [25, 26, 28, 41, 115, 117], в процессе приработки устанавливается вполне определенная ше роховатость. Другое мнение заключается в том, что степень ше роховатости до приработки и после приработки не меняется. Име ются также утверждения о том, что высокая начальная гладкость поверхности является наилучшей в отношении длительности и качества процесса приработки. Как показывается в работе [41],
;дюка не во всех случаях известно, какая должна быть шерохо ватость для того, чтобы ускорить процесс приработки с мень
шими потерями на износ. |
- |
Существует мнение, что для |
каждого конкретного сопряже-} |
ния имеется своя наиболее рациональная шероховатость. Если' такую шероховатость сообщить поверхности в процессе механи ческой обработки, то величина износа и длительность приработки трущихся поверхностей будут минимальными. Однако вопрос об оптимальной шероховатости теоретически не был решен, и для различных условий работы ее устанавливали эксперимен-j тально.
Приведем примеры, данные в предисловии А. И. Каширина к работе [ПО]. «...Сравнительные испытания износа баббитового вкладыша при шлифованной суперфиниш-процессом шейке коленчатого вала, проведенные на машине трения Уэллесом, показали, что по' истечении 60 мин. работы при одинаковых условиях износ вкладыша при шлифованной шейке был 60 мг, а при суперфинишированной— 1 мг [134]. В то же время испыта ния, проведенные на американских автомобильных заводах «Бюик» и др., показывают, что наименьший износ сопряженной пары шейка вала — подшипник получается не при наиболее гладкой поверхности шейки (как это, казалось бы, должно быть), а при поверхности, имеющей среднее квадратическое отклоне ние профиля Rq= 1-1-2 мкм. Причину такого странного, на пер вый взгляд, явления главный инженер фирмы «Бюик» Ч. А. Чейн (Ch. A. Chayne) видит в том, что канавки или микроскопические углубления между рисками на поверхности шейки служат микро каналами, по которым распределяется смазка, а также в том, что в случае разрыва масляной пленки ее целостность при наличии местных масляных карманов, образуемых микроуглублениями поверхности, восстанавливается сравнительно быстро. С гладкой же поверхности масло лучше выдавливается, и целостность пленки восстановить труднее. Завод «Бюик» пошел даже на увеличение шероховатости цилиндра в скользящей сопряженной паре цилиндр — поршень до Rq= 0,3—0,5 мкм...» Аналогичные данные приведены в работе [37].
На фиг. 9 приведены результаты эксплуатационных испыта ний основных деталей тракторных двигателей Д-54, РМА и Д-35, проведенных А. И. Нисневичем в HATH [75]. Показано влияние (а) чистоты обработки поверхности пальцев двигателя
15
ч* |
rs o |
|
|
|
|
|
|
|
/00 |
Q4 |
|
|
г |
|
|
|
4* |
||
I |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
! |
/00 |
|
|
т |
я ф // |
|
/00 |
||
|
|
|
|
I |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
030 |
|
J07 О |
|
||
I |
/00 |
л\ |
|
|
® / |
| |
1 |
/00 |
|
Зд0 |
|
|
|
|
?00 |
1 |
|||
|
|
|
7с1 ^ 1 |
№ |
' |
|
|||
i |
|
. |
ш |
>’Я ш Г ш |
|
§ |
/00 |
||
ZZ0 |
1__ |
/< 3 ^ 0 0 0 |
|
I |
|||||
* |
<>\ |
|
ь Ь |
т |
|
|
|
||
|
/ш Л |
|
|
|
|
||||
|
|
7300 |
|
|
|
||||
§1m |
|
|
)0!0 А |
, |
> |
|
& |
|
|
/ж |
|
§1 |
/00 |
||||||
020. JJO . ш . m s. л |
0 |
||||||||
'1 |
|
|
300.030. 7300. 7000. |
|
|
||||
00 |
90 07 |
|
|
|
‘1 |
00 |
|||
|
|
|
|
|
I |
|
|||
|
|
___ 1 |
1 |
|
2,0 |
|
|||
|
|
0,00,0 |
|
0,00,0/0 |
0,0 |
|
|||
|
|
V / / |
| |
V /0 V 0 |
|
4 |
0 |
|
a
Фиг. 9
|
|
7300 * |
*73001'370п/ o ') |
||
|
|
(230°/о)%0Z01 |
307 |
||
|
|
|
020 \ |
|
|
|
|
|
®/ |
|
|
|
|
ЛШ / |
020 |
|
|
|
|
«} |
|
||
|
|
|
Iе 9 |
|
|
|
|
7‘'/701 307 |
|
||
|
|
|
1300о |
|
|
|
|
|
*7370 |
|
|
307 |
|
0017 |
1*300 |
|
|
/А~т > |
|
|
|
||
—1t |
л 7300 |
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
m s |
|
|
700/А> |
02t7. А W |
307. 730 |
|
||
|
|
9а0. |
7370. 7000 |
|
|
|
|
|
030 |
030. , (30°,Ч |
|
|
|
|
* |
I |
|
Г |
|
|
_____0 |
J - |
|
0,0 0,0 |
0,0 0,0 /,0 |
0,0 0,00£p jlWtMi |
|||
V // |
|
4 / 0 |
V 0 |
4 |
0 |
/
1-MA на износ сопряжения палец — втулка верхней головки шатуна. По оси абсцисс — средний износ в процентах к среднему износу пальца с чистотой обработки по V10. Цифрами обозна чено время испытаний в часах. Из результатов испытаний сле дует, что с увеличением первоначальной шероховатости поршне вого пальца значительно увеличивается износ самого пальца и втулки верхней головки шатуна. При чистоте обработки поверх ности пальца по V10 износ сопряженных деталей минимальный. Дальнейшее улучшение поверхности приводит к некоторому увеличению износа деталей сопряжения. Аналогичные резуль таты получены и для пары гильза цилиндра — кольцо. После 367 час испытания в полевых условиях оптимальной для гильзы цилиндра явилась чистота V9 — V10. С ухудшением и улучше нием первоначальной чистоты обработки по отношению к опти мальной увеличивался как износ гильз цилиндров, так и средний износ поршневых колец. После 367 час испытания микрогеомет рия всех цилиндров, независимо от первоначального их состоя ния, устанавливалась постоянной и соответствовала V 9(6).
Исследование параметров равновесной шероховатости, как правило, связано с изучением профиля поверхности после дли тельной эксплуатации. В работе [93] приведены результаты ис следования деталей кривошипно-шатунного механизма трактор ных двигателей Д-54, СМД-14 и Д-35 на Пришибском заводе «Укрремтреста». В табл. 6 приведены параметры установив-
16
Т а б л и ц а 6
|
|
|
Параметры шероховатости |
|
|
Деталь |
Класс |
|
|
г |
|
чистоты |
|
|
|
0,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м км |
|
|
Гильза цилиндров |
9 |
0,19 |
|
1000 |
0,71 |
Поршневое кольцо |
10-11 |
— |
0,38 |
270 |
0,57 |
Коленчатый вал (коренные и |
|
|
|
|
|
шатунные шейки) |
9 |
0,25 |
_ |
500 |
0,64 |
Вкладыши подшипников |
ко |
|
|
|
|
ленчатого вала |
8 - 9 |
0,42 |
|
300 |
0,52 |
Поршневой палец |
11—12 |
— |
0,11 |
300 |
0,76 |
Втулка верхней головки |
|
|
|
|
|
шатуна |
10 |
|
0,56 |
250 |
0,74 |
Поршень (отверстия в бо |
|
|
|
|
|
бышках) |
9 |
0,18 |
— |
220 |
0,52 |
шейся шероховатости на приработанных поверхностях деталей шатунно-кривошипного механизма двигателя СМД-14 после длительной эксплуатации. В табл. 7 даны параметры шерохо ватости поверхности шеек коленчатых валов двигателя СМД-14,
Т а б л и ц а 7
Параметры шероховатости
Технологические способы финишной обработки |
|
г |
|
|
|
|
*р = 0,3 |
|
|
м км |
|
Приработанная шероховатость |
0,25 |
500 |
0,64 |
Шлифование с последующим полированием абра |
|
|
|
зивной пастой (завод «Серп и молот») |
0,19 |
160 |
0,33 |
Шлифование с последующим полированием абра |
|
|
|
зивной пастой (ремонтный завод) |
0,46 |
76 |
0,25 |
Шлифование с последующим полированием ал |
|
|
|
мазной лентой |
0,23 |
240 |
0,40 |
полученные различными технологическими способами. Очевидно, что наиболее целесообразным является такой вид технологи ческой отделочной обработки, при котором параметры шерохо ватости Ra, Rz, /р наиболее близко соответствуют параметрам приработанных поверхностей, т. е. применение шлифования с последующим полированием алмазной лентой.
17
Следует отметить, что проведенные исследования [93] и даваемые в них рекомендации для выбора величины равновесной шероховатости поверхности деталей не полностью отражают условия работы (нагрузка, смазка, климатические и пр.), при ко торых они получены, что снижает их практическую ценность.
§4. Изменение шероховатости сопряженных поверхностей
впроцессе приработки
иустановление равновесной шероховатости
Процесс приработки сопряженных поверхностей сопровождается сложными необратимыми явлениями, протекающими в тонком поверхностном слое. При приработке изменяются физико-меха нические, теплофизические свойства поверхностных слоев, макро- и микрогеометрия. В начальный период приработки происходит интенсивное изнашивание неровностей, полученных при механи ческой обработке, их дробление и пластическое деформирование, обычно сопровождаемое наклепом тонкого поверхностного слоя [21]. В результате приработки происходит сглаживание наиболее выступающих неровностей, частичное или полное уничтожение первоначальных неровностей и установление новых, отличных от первоначальных по форме и размерам [28, 41, 43, 81, 97, 105, 116].
При трении без смазки в условиях приработки соприкосно вение двух трущихся деталей происходит не по всей номиналь ной площади этих поверхностей, а лишь по соприкасающимся между собой вершинам выступающих неровностей обеих тру щихся поверхностей [ПО]. Таким образом, давление одной поверхности на другую распределяется лишь на фактически находящиеся в контакте микроплощадки, вследствие чего истин ные напряжения смятия на этих площадках могут быть столь велики, что соприкасающиеся выступы профиля будут упруго деформироваться и пластически сжиматься и даже срезаться при 'взаимном скольжении поверхностей.
При жидкостном трении (или граничном трении) поверхно стей с относительно большими неровностями, вследствие разрыва масляной пленки, имеет место металлический контакт по высту пам обеих поверхностей. Интенсивное деформирование и смятие вершин отдельных выступов происходят в начале работы двух трущихся поверхностей, пока они не приработаются, т. е. неров ности этих поверхностей не примут более устойчивой формы и - размеров, обеспечивающих увеличение фактической площади ка сания, при приработке выступы приобретают оптимальную кри визну, обеспечивающую наибольшую устойчивость масляной пленки [37]. По ГОСТу 16429—70 приработка представляет со- * бой «процесс изменения геометрии поверхностей и_физико-меха-
1$ |
» |