Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потери от второгодничества, выбытия из учебного заведе­ ния исчисляются так. Умножается стоимость обучения одного

студента

за 1

год (

)

на численность

второгодни­

ков и выбывших по

неуспеваемости в данном году

(

).

Полученное число делится на среднегодовой контингент

за

данный год ( ИГср1

). В виде формулы это можно

 

предста­

вить так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

 

С<р\ Л 1

 

 

 

 

 

 

1

Lf

 

 

 

 

 

 

 

 

Л Ср1

 

 

 

 

Как выше было отмечено, затраты на обучение в

профтех­

училищах осуществляются за счет средств госбюджета,

их

нетрудно учесть полностью. Другое положение при

обучении

рабочих на производстве. В формах отчетности о

подготовке

рабочих в учебно-курсовой

сети предприятий

 

отражаются

только учебные расходы. В

них не учитывается значительная

часть средств, расходуемых на заработную плату

обучаемых

рабочих и списываемых на себестоимость продукции.

Кроме

того, в общую сумму затрат на обучение новых

рабочих

в

этом случае не включают различные капитальные и

хозяйст­

венные затраты, что несколько снижает сумму

фактических

затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вследствие

этого

укоренилось неправильное

 

представле­

ние, что подготовка на производстве при всех

условиях тре­

бует меньших затрат, чем в профтехучилищах

(табл.

2 0 ).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

20

Формы, сроки и стоимость подготовки одного

 

 

 

 

квалифицированного рабочего

 

 

 

 

 

Формы подготовки

Индивидуальная

Бригадная .......................

Профессионально-те хническое училище (П Т У ) . Мореходная школа . . .

П р и м е ч а н и е .

гт" .........................

Сроки подготовки Стоимость под­ готовки одного квалифицирован­ ного рабочего,

____ВДЁ»—______

4 —6

месяцев

159

 

1 -6

месяцев

27

 

2 года

1220

 

1 год

918

 

Данные ЦПКТБ

"Азчеррыбы"

за

1972

г.

 

 

98


Годовой прибавочный продукт в стоимостном выражении, создаваемый рабочим, прошедшим соответствующую подготов­

ку, определяется путем произведения заработной платы

на

коэффициент 1,05

(отношение стоимости прибавочного

 

про­

дукта к заработной плате рабочих промышленности С С С Р ).

Для рабочих, прошедших индивидуальную и бригадную

под­

готовку, принята среднегодовая тарифная ставка

1 разряда —

899 руб. рабочих,

окончивших профессионально-техническое

училище, -

1028

руб. и мореходную школу -

 

1138

руб.

(табл.

2 1 ).

 

 

 

т-

гг

 

on

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

Стоимость прибавочного продукта, создаваемого

 

 

 

рабочими при разных Формах обучений

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость прибавочно-

Окупаемость

Формы подготовки

го продукта, создава-

затрат

на

 

 

 

 

емого обученным рабо-

подготовку,

 

 

 

 

ним, руб.____________

 

годы

 

Индивидуальная . . .

934

 

0,2

 

Бригадная . . . . . .

934

 

0 ,03

 

Мореходная школа. .

1195

 

0,8

 

 

П Т У ...........................

1080

 

1,1

 

 

Расчеты по определению экономического эффекта

различ­

ных форм подготовки квалифицированных рабочих

производят­

ся по формуле

 

С г t ^ C , t ^ C , t ^ C bQ - K Z C ntn ,

 

 

 

 

 

 

где

стЦ—

сумма

экономического эффекта, измеряемого

сто-

s.имостью прибавочного продукта, создаваемого ра­ бочим в период его трудовой деятельности, руб.;

К- коэффициент, характеризующий норму прибавочно­

 

го продукта

(отношение стоимости

прибавочно­

Сп -

го продукта к заработной плате);

 

 

годовая тарифная ставка по

соответствующему

tn

разряду, шестиразрядной тарифной сетки, руб.;

 

время работы по данному разряду, годы.

 

Годовая тарифная ставка

определена из расчета

2077

ч

работы и величины расценок, действующих на работах

со

сдельной оплатой труда на

береговых

рыбообрабатывающих

предприятиях, а в расчетах по мореходным школам -

на

плавбазах.

 

 

 

 

 

99



Способность рабочего к трудовой деятельности принята в 35 лет. Из этой величины необходимо вычесть время на обу­

чение, и повышение квалификации, а также время

на

окупа­

емость этого обучения (табл.

2 2 ).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

22

Показатели скорости повышения квалификации и сроков

 

 

окупаемости обучения

 

 

 

 

 

 

Сроки обу­ Время Сроки

Время про­

 

чения, го­

на по­

окупа­

изводства

 

Формы

ды

выше­

емости

прибавочного

 

ние

обучения,

продукта,

ч

обучения

 

 

квали­

лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фикации

 

 

 

 

 

 

до

 

 

 

 

 

 

уровня

 

 

 

 

 

 

ПТО,

 

 

 

 

Индивидуальная . ,

0,5

лет

 

 

 

 

2,0

1,0

31,5

 

Бригадная .............

0 ,3 .

2,0

0,3

32,4

 

Мореходная школа.

1,0

1,0

1,6

31,4

 

П Т У .......................

2,0

1,1

31,9

 

П р и м е ч а н и е . С

учетом окупаемости затрат

на

повышение квалификации.

 

 

Для дальнейших расчетов

по экономической эффективности

различных форм обучения необходимо иметь данные по

ско­

рости повышения уровня квалификации рабочих (время работы по соответствующему разряду). При этом время работы по У1 разряду исчисляется как разность между способностью к трудовой деятельности рабочего и общим сроком обучения, повышения квалификации, а также временем работы по 1—У разрядам (табл. 2 3 ).

Основываясь на полученных данных, в качестве примера рассчитываем экономический эффект от обучения непосредст­ венно на производстве (индивидуальная форма обучения) и в системе профессионально-технического образования (П Т У ) по формуле

Л * инд= 1,05(899*1,0) + (962*2,0) + (1028-3,0) +

+ (1 1 2 0 -3 ,5 ) + (1 2 3 8 -4 ,5 ) + (1 4 1 7 -2 1 ,0 ) = 1 ,0 5

(8 9 9 +

’ + 1924 + 3 084 + 3920 + 2 9 7 5 7 ) = 1 ,0 5 -3 9 5 8 4

=4 1 5 6 3 руб .

100


Л ф.пту= 1 ,0 5 (1 0 2

8

.2

,0 )+

(1 1 2 0 -

2 ,5 )+ (1 2 3 8 -3 ,5 )

+

+ (1 4 1 7 -2 7 ,0 ) =

1 ,0

5

(2 0 5 6

+ 2800

+ 4 3 3 3 + 3 8 2 5 9 )

=

- 1,05

• 4 7 4 4 8

= 4 9 8 2 0 руб.

 

Т а б л и ц а 23

Время работы по очередному более высокому разряду

Формы

Продолжительность работы по разря­

 

дам,

годы

 

 

 

обучения

 

 

 

 

1

п

ш

1 1У

У

У1

н

Индивидуальная . . .

1,0

2,0

3,0

3,5

4,5

21,0

Бригадная ................

1,0

2,0

3,0

3,5

4,5

21,0

Мореходная школа. .

-

2,0

2,5

3,5

27,0

П Т У ...........................

2,0

2,5

3,5

27,0

Таким образом, квалифицированный рабочий, получивший образование в профессионально-техническом училище, создает

прибавочного продукта на 8 2 5 7 руб., или почти на

20%

больше рабочего, прошедшего подготовку непосредственно на

производстве. Это равносильно результатам

работы

шести

рабочих У1 разряда в течение года.

 

 

Следует учитывать то обстоятельство, что

исчисленный

экономический эффект по обучению рабочего в профессиональ­

но-техническом училище является неполным.

Необходимо

иметь в виду, что, как правило, выполнение норм

выработки

несколько выше у рабочих, подготовленных в системе

про­

фессионально-технического образования (7 -8 % ). Кроме

того,

рабочие с профессионально-техническим образованием актив­ но участвуют в рационализаторской работе. Они вносят в 4—

5 раз больше рационализаторских предложений, чем

рабочие,

подготовленные без отрыва от производства.

 

 

Следовательно, укоренившееся представление о том,

что

система профессионально-технического образования

слишком

дорога и неэффективна, является несостоятельным.

 

 

Предложенная методика определения сравнительной

 

эконо­

мической эффективности затрат по различным формам

подго­

товки квалифицированных рабочих для рыбной промышленности позволяет проводить нетрудоемкие расчеты и получать эко­ номически обоснованные результаты.