Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Потери от второгодничества, выбытия из учебного заведе ния исчисляются так. Умножается стоимость обучения одного
студента |
за 1 |
год ( |
) |
на численность |
второгодни |
|||
ков и выбывших по |
неуспеваемости в данном году |
( |
). |
|||||
Полученное число делится на среднегодовой контингент |
за |
|||||||
данный год ( ИГср1 |
). В виде формулы это можно |
|
предста |
|||||
вить так: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
С<р\ Л 1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Lf |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л Ср1 |
|
|
|
|
Как выше было отмечено, затраты на обучение в |
профтех |
|||||||
училищах осуществляются за счет средств госбюджета, |
их |
|||||||
нетрудно учесть полностью. Другое положение при |
обучении |
|||||||
рабочих на производстве. В формах отчетности о |
подготовке |
|||||||
рабочих в учебно-курсовой |
сети предприятий |
|
отражаются |
|||||
только учебные расходы. В |
них не учитывается значительная |
|||||||
часть средств, расходуемых на заработную плату |
обучаемых |
|||||||
рабочих и списываемых на себестоимость продукции. |
Кроме |
|||||||
того, в общую сумму затрат на обучение новых |
рабочих |
в |
||||||
этом случае не включают различные капитальные и |
хозяйст |
|||||||
венные затраты, что несколько снижает сумму |
фактических |
|||||||
затрат. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вследствие |
этого |
укоренилось неправильное |
|
представле |
||||
ние, что подготовка на производстве при всех |
условиях тре |
|||||||
бует меньших затрат, чем в профтехучилищах |
(табл. |
2 0 ). |
|
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
||
Формы, сроки и стоимость подготовки одного |
|
|
|
|
||||
квалифицированного рабочего |
|
|
|
|
|
Формы подготовки
Индивидуальная
Бригадная .......................
Профессионально-те хническое училище (П Т У ) . Мореходная школа . . .
П р и м е ч а н и е .
гт" .........................
Сроки подготовки Стоимость под готовки одного квалифицирован ного рабочего,
____ВДЁ»—______
4 —6 |
месяцев |
159 |
|
1 -6 |
месяцев |
27 |
|
2 года |
1220 |
|
|
1 год |
918 |
|
|
Данные ЦПКТБ |
"Азчеррыбы" |
за |
|
1972 |
г. |
|
|
98
Годовой прибавочный продукт в стоимостном выражении, создаваемый рабочим, прошедшим соответствующую подготов
ку, определяется путем произведения заработной платы |
на |
|||||||
коэффициент 1,05 |
(отношение стоимости прибавочного |
|
про |
|||||
дукта к заработной плате рабочих промышленности С С С Р ). |
||||||||
Для рабочих, прошедших индивидуальную и бригадную |
под |
|||||||
готовку, принята среднегодовая тарифная ставка |
1 разряда — |
|||||||
899 руб. рабочих, |
окончивших профессионально-техническое |
|||||||
училище, - |
1028 |
руб. и мореходную школу - |
|
1138 |
руб. |
|||
(табл. |
2 1 ). |
|
|
|
т- |
гг |
|
on |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
21 |
||
Стоимость прибавочного продукта, создаваемого |
|
|
|
|||||
рабочими при разных Формах обучений |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Стоимость прибавочно- |
Окупаемость |
|||
Формы подготовки |
го продукта, создава- |
затрат |
на |
|||||
|
|
|
|
емого обученным рабо- |
подготовку, |
|||
|
|
|
|
ним, руб.____________ |
|
годы |
|
|
Индивидуальная . . . |
934 |
|
0,2 |
|
||||
Бригадная . . . . . . |
934 |
|
0 ,03 |
|
||||
Мореходная школа. . |
1195 |
|
0,8 |
|
|
|||
П Т У ........................... |
1080 |
|
1,1 |
|
|
|||
Расчеты по определению экономического эффекта |
различ |
|||||||
ных форм подготовки квалифицированных рабочих |
производят |
|||||||
ся по формуле |
|
С г t ^ C , t ^ C , t ^ C bQ - K Z C ntn , |
|
|||||
|
|
|
|
|
||||
где |
стЦ— |
сумма |
экономического эффекта, измеряемого |
сто- |
s.имостью прибавочного продукта, создаваемого ра бочим в период его трудовой деятельности, руб.;
К- коэффициент, характеризующий норму прибавочно
|
го продукта |
(отношение стоимости |
прибавочно |
||
Сп - |
го продукта к заработной плате); |
|
|
||
годовая тарифная ставка по |
соответствующему |
||||
tn — |
разряду, шестиразрядной тарифной сетки, руб.; |
|
|||
время работы по данному разряду, годы. |
|
||||
Годовая тарифная ставка |
определена из расчета |
2077 |
ч |
||
работы и величины расценок, действующих на работах |
со |
||||
сдельной оплатой труда на |
береговых |
рыбообрабатывающих |
|||
предприятиях, а в расчетах по мореходным школам - |
на |
||||
плавбазах. |
|
|
|
|
|
99
Способность рабочего к трудовой деятельности принята в 35 лет. Из этой величины необходимо вычесть время на обу
чение, и повышение квалификации, а также время |
на |
окупа |
||||
емость этого обучения (табл. |
2 2 ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
22 |
||
Показатели скорости повышения квалификации и сроков |
|
|
||||
окупаемости обучения |
|
|
|
|
|
|
|
Сроки обу Время Сроки |
Время про |
||||
|
чения, го |
на по |
окупа |
изводства |
|
|
Формы |
ды |
выше |
емости |
прибавочного |
||
|
ние |
обучения, |
продукта, |
ч |
||
обучения |
|
|||||
|
квали |
лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
фикации |
|
|
|
|
|
|
до |
|
|
|
|
|
|
уровня |
|
|
|
|
|
|
ПТО, |
|
|
|
|
Индивидуальная . , |
0,5 |
лет |
|
|
|
|
2,0 |
1,0 |
31,5 |
|
|||
Бригадная ............. |
0 ,3 . |
2,0 |
0,3 |
32,4 |
|
|
Мореходная школа. |
1,0 |
1,0 |
1,6 |
31,4 |
|
|
П Т У ....................... |
2,0 |
— |
1,1 |
31,9 |
|
П р и м е ч а н и е . С |
учетом окупаемости затрат |
на |
повышение квалификации. |
|
|
Для дальнейших расчетов |
по экономической эффективности |
|
различных форм обучения необходимо иметь данные по |
ско |
рости повышения уровня квалификации рабочих (время работы по соответствующему разряду). При этом время работы по У1 разряду исчисляется как разность между способностью к трудовой деятельности рабочего и общим сроком обучения, повышения квалификации, а также временем работы по 1—У разрядам (табл. 2 3 ).
Основываясь на полученных данных, в качестве примера рассчитываем экономический эффект от обучения непосредст венно на производстве (индивидуальная форма обучения) и в системе профессионально-технического образования (П Т У ) по формуле
Л * инд= 1,05(899*1,0) + (962*2,0) + (1028-3,0) +
+ (1 1 2 0 -3 ,5 ) + (1 2 3 8 -4 ,5 ) + (1 4 1 7 -2 1 ,0 ) = 1 ,0 5 |
(8 9 9 + |
’ + 1924 + 3 084 + 3920 + 2 9 7 5 7 ) = 1 ,0 5 -3 9 5 8 4 |
=4 1 5 6 3 руб . |
100
Л ф.пту= 1 ,0 5 (1 0 2 |
8 |
.2 |
,0 )+ |
(1 1 2 0 - |
2 ,5 )+ (1 2 3 8 -3 ,5 ) |
+ |
|
+ (1 4 1 7 -2 7 ,0 ) = |
1 ,0 |
5 |
(2 0 5 6 |
+ 2800 |
+ 4 3 3 3 + 3 8 2 5 9 ) |
= |
|
- 1,05 |
• 4 7 4 4 8 |
= 4 9 8 2 0 руб. |
|
Т а б л и ц а 23
Время работы по очередному более высокому разряду
Формы |
Продолжительность работы по разря |
||||||
|
дам, |
годы |
|
|
|
||
обучения |
|
|
|
|
|||
1 |
п |
ш |
1 1У |
У |
У1 |
||
н |
|||||||
Индивидуальная . . . |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
4,5 |
21,0 |
|
Бригадная ................ |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
4,5 |
21,0 |
|
Мореходная школа. . |
— |
- |
2,0 |
2,5 |
3,5 |
27,0 |
|
П Т У ........................... |
— |
— |
2,0 |
2,5 |
3,5 |
27,0 |
Таким образом, квалифицированный рабочий, получивший образование в профессионально-техническом училище, создает
прибавочного продукта на 8 2 5 7 руб., или почти на |
20% |
больше рабочего, прошедшего подготовку непосредственно на
производстве. Это равносильно результатам |
работы |
шести |
рабочих У1 разряда в течение года. |
|
|
Следует учитывать то обстоятельство, что |
исчисленный |
экономический эффект по обучению рабочего в профессиональ
но-техническом училище является неполным. |
Необходимо |
|
иметь в виду, что, как правило, выполнение норм |
выработки |
|
несколько выше у рабочих, подготовленных в системе |
про |
|
фессионально-технического образования (7 -8 % ). Кроме |
того, |
рабочие с профессионально-техническим образованием актив но участвуют в рационализаторской работе. Они вносят в 4—
5 раз больше рационализаторских предложений, чем |
рабочие, |
|
подготовленные без отрыва от производства. |
|
|
Следовательно, укоренившееся представление о том, |
что |
|
система профессионально-технического образования |
слишком |
|
дорога и неэффективна, является несостоятельным. |
|
|
Предложенная методика определения сравнительной |
|
эконо |
мической эффективности затрат по различным формам |
подго |
товки квалифицированных рабочих для рыбной промышленности позволяет проводить нетрудоемкие расчеты и получать эко номически обоснованные результаты.