Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Размер прибавочного продукта М рассчитывают |
путем |
умножения годовой заработной платы на коэффициент |
приба |
вочного продукта, который в свою очередь находится |
из от |
ношения прибавочного продукта к необходимому. |
|
Определив по той же формуле экономический эффект подго |
товки рабочих как в средних профтехучилищах, так и в обыч
ных, |
можно установить сравнительную экономическую |
эффек |
тивность обучения рабочих в училищах нового типа |
|
|
|
<^ср. э<$> - 3 1 ~ Э Ъ , |
|
где |
^ср.эф"" сравнительная экономическая эффективность |
|
|
подготовки молодых рабочих в |
средних |
|
профтехучилищах; |
|
-экономический эффект подготовки рабочих в
средних профтехучилищах; 32 - экономический эффект подготовки рабочих в
|
обычных профтехучилища х. |
|
|
Мы считаем, что за критерий эффективности следует |
при |
||
нять |
определенную сумму показателей производственной |
от |
|
дачи |
рабочего, включающих в себя, помимо |
экономических |
факторов, основные социальные аспекты; способность рабоче
го совмещать профессии; профессиональная устойчивость; |
от |
ношение рабочего к средствам производства; отношение |
ра |
бочего к труду; трудовая инициатива, дисциплина труда; |
по |
нимание общественной значимости труда; удовлетворенность своей профессией; степень ответственности в работе; участие в движении за коммунистический труд; участие в передовых починах; участие в рационализаторской работе.
На заключительном этапе исследования необходимо провес
ти сравнительный анализ полученных данных по |
|
установлен |
ным показателям производственной деятельности |
выпускни |
|
ков как средних, так и обычных профтехучилищ и |
установить |
|
социально-экономическую эффективность подготовки рабочих |
||
в училищах нового типа по указанным факторам. |
|
|
Таким образом, определив экономическую |
эффективность |
предлагаемым методом и рассчитав отдельно показатели |
ос |
новных социальных факторов трудовой деятельности рабочих, |
|
обучающихся в средних ПТУ и училищах обычного типа, |
мож |
но при помощи сравнительного анализа установить |
наиболее |
полную социально-экономическую эффективность |
подготовки |
квалифицированных рабочих кадров в профтехучилищах нового типа.
89
В профтехучилищах стоимость |
1 ч |
теоретических |
занятий |
|||
колеблется от 2,9 до 7,7 коп., |
а на производстве - |
от |
3,3 |
|||
до 8,0 коп. (в зависимости от наполняемости группы). |
Та |
|||||
ким образом, размеры почасовой стоимости |
теоретического |
|||||
обучения примерно одинаковы. |
|
|
|
|
|
|
Стоимость производственного обучения в |
профтехучилищах |
|||||
7 ,7 -1 0 ,6 коп. в 1 ч, а на производстве - |
2 ,0 -5 ,7 |
коп., |
а |
|||
месячный расход на одного человека составляет в |
училищах |
|||||
1 3 ,4 4 - 1 8 ,6 7 руб., на производстве |
- |
3 ,0 -1 0 ,0 руб. |
|
|||
Следовательно, удельный расход на производственное обу |
||||||
чение на предприятиях в 2 -4 раза ниже, чем в училищах. |
В |
|||||
то же время затраты на теоретическое |
обучение меньше |
за |
трат на производственное обучение как в училищах, так и на
производстве |
примерно в 1 ,5 -2 раза. Тем самым при увели |
|||||
чении сроков |
обучения резко возрастет |
значение |
правильной |
|||
организации производственной практики за счет |
рационально |
|||||
го сочетания политехнизации теоретического ■ |
обучения |
и |
||||
практической специализации. С другой стороны, |
|
повышение |
||||
теоретического обучения в учебных программах приводит |
к |
|||||
экономии средств. |
|
|
|
|
|
|
В училищах учебные, хозяйственные и прочие |
расходы |
на |
||||
одного учащегося составляют (по смете, принятой |
|
Мини |
||||
стерством финансов СССР на 1968 г.): с содержанием |
по |
|||||
нормам Р У (ремесленные училища) - "/'9 руб.; |
с |
содержани |
||||
ем по нормам Т У (технические училища) |
- 69 |
руб.; |
с |
со |
||
держанием по нормам профессиональных школ - |
101 |
руб. |
|
|||
Необходимо отметить также, что в профтехучилищах в |
от |
личие от подготовки на производстве существует точно |
учи |
||||
тываемая величина в форме частичной самоокупаемости. |
Из |
||||
всей суммы начисленной учащимся заработной платы за |
из |
||||
готовление полезной продукции во время |
производственной |
||||
практики, им выдается только 33% заработка, 22 —25% |
по |
||||
ступает в распоряжение училища и около 44% отчисляется |
в |
||||
государственный бюджет. |
|
|
|
|
|
Рассмотренные выше методы определения |
|
экономической |
|||
эффективности подготовки квалифицированных рабочих |
имеют |
||||
свои преимущества и недостатки и в определенной |
степени |
||||
не учитывают специфики подготовки рабочих в рыбной |
|
про |
|||
мышленности. Так, например, на предприятиях рыбной |
|
про |
|||
мышленности широко развита система подготовки на |
общест |
||||
венных началах, т.е. повышение квалификации |
не |
требует |
|||
затрат. |
|
|
|
|
|
90
Как показывает опыт, процесс формирования квалифици рованного рабочего складывается из периода первоначально
го обучения, повышения квалификации и переподготовки, |
С |
|
учетом практики формирования квалифицированных |
рабочих |
|
суммарные затраты на профессиональное обучение на |
произ |
водстве следует считать равными сумме затрат на подготов
ку плюс повышение квалификации и переподготовка. |
|
Поскольку затраты на обучение в профтехучилищах |
осуще |
ствляются за счет средств госбюджета, их легко |
подсчи |
тать полностью. Иное положение складывается при |
обучении |
рабочих непосредственно на производстве. Здесь лишь незна чительная часть средств поступает из госбюджета; основная масса расходов на профессиональное обучение включается в себестоимость продукции по статьям "Заработная плата" "Ад министративно-хозяйственные расходы", а в части использу емых для обучения средств производства по другим статьям.
Казалось бы, что при этом расходы на обучение |
формиру |
||
ются целиком за счет доли труда, направляемого |
на |
индиви |
|
дуальное потребление. Но такой подход был бы |
правильным |
||
при одном условии, если бы себестоимость продукции на |
со |
||
циалистических предприятиях включала только два |
элемента: |
||
стоимость израсходованных средств производства |
и |
затраты |
|
на оплаты по труду. Но, как известно, в себестоимость |
про |
||
дукции при социализме входит также такой важный |
|
элемент |
фондов общественного потребления, как начисления на заработ
ную плату, перераспределяемые в фонд государственного соци ального страхования трудящихся. Расходы на обучение от этого
не меняются, так как они распределяются по ряду |
|
статей |
|||
себестоимости и становятся как бы незримыми, в |
то |
время |
|||
как начисления на заработную плату выражаются |
|
абсолютно |
|||
и четко выделяются, что затрудняет учет. |
|
|
|
|
|
В промышленности часто учитывают лишь часть |
|
данного |
|||
вида расходов, которая отражается в сметах отделов |
техни |
||||
ческого обучения кадров и расходуется непосредственно |
на |
||||
учебные цели (оплата труда преподавателей и |
инструкторов |
||||
производственного обучения, сотрудников отдела |
техническо |
||||
го обучения и др.). Та часть расходов, которая связана |
с |
||||
материальным обеспечением обучаемых и |
дополнительными |
затратами средств производства может быть обнаружена лишь на основе детального анализа.
Таким образом, вне щэямого учета на предприятиях оказы вается от 48 до 85% фактически произведенных на обучение затрат.
91
Затраты на обучение квалифицированных рабочих включают: расходы непосредственно на обучение (преподавание теоре
тического курса, производственное обучение |
и прочие учеб |
|
ные расходы); |
|
|
расходы на содержание учащихся (стелендия |
иди сохраня |
|
емая заработная плата), питание (общее |
и |
спецпитание), |
спецодежда, мягкий инвентарь и обмундирование, квартирные,
суточные, оплата проезда; |
|
|
|
|
прочие расходы, |
включая содержание |
административного |
||
персонала (ремонт, |
уборка зданий и т. л .). |
|
|
|
При определении |
экономической эффективности |
подготовки |
||
рабочих путем сопоставления затрат на обучение с |
экономи |
|||
ческим эффектом, полученным от их производственной |
де |
ятельности непосредственно на предприятии в результате это го обучения, решаются две отличающиеся друг от друга конк
ретные задачи. |
|
Решение первой из них требует выяснения, насколько |
ра |
ционально и экономично расходуется та часть денежных |
и |
материальных средств, которую выделяет общество на подго
товку необходимых ему кадров квалифицированных |
рабочих |
(стоимость обучения одного рабочего определенной |
профес |
сии) . Однако различные формы подготовки рабочих |
обуслов |
ливают и различные по глубине теоретические и |
практичес |
кие знания, умения и навыки, что и объясняется не индиви |
дуальными особенностями рабочих, а системой и |
содержани |
|
ем обучения при той или |
иной форме подготовки. |
Учащиеся |
П ТУ при одинаковых или |
несколько больших затратах полу— |
чают более серьезную профессиональную подготовку. Это не обходимо учитывать при сравнении затрат на подготовку од ного рабочего в разных формах обучения.
Затраты на подготовку квалифицированных рабочих включа
ют ряд прямых расходов, а также потери, связанные с |
про |
|
цессом обучения. Из общей суммы этих расходов |
исключа |
|
ется та часть продукта, которая создается в процессе |
хо |
зяйственной деятельности учебного заведения, а также в ре зультате производственной практики учащихся.
Наряду с учетом отмеченных выше затрат определяют так
же затраты, связанные с объемом и качеством |
полученной |
||
рабочим первоначальной профессиональной подготовки. |
|||
При определении экономической |
эффективности |
професси |
|
ональной |
подготовки необходимо |
учитывать затраты как на |
|
первоначальное обучение, так и на дальнейшее |
совершенст |
||
вование |
занятой в производстве рабочей силы. |
|
92