Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер прибавочного продукта М рассчитывают

путем

умножения годовой заработной платы на коэффициент

приба­

вочного продукта, который в свою очередь находится

из от­

ношения прибавочного продукта к необходимому.

 

Определив по той же формуле экономический эффект подго­

товки рабочих как в средних профтехучилищах, так и в обыч­

ных,

можно установить сравнительную экономическую

эффек­

тивность обучения рабочих в училищах нового типа

 

 

<^ср. э<$> - 3 1 ~ Э Ъ ,

 

где

^ср.эф"" сравнительная экономическая эффективность

 

подготовки молодых рабочих в

средних

 

профтехучилищах;

 

-экономический эффект подготовки рабочих в

средних профтехучилищах; 32 - экономический эффект подготовки рабочих в

 

обычных профтехучилища х.

 

 

Мы считаем, что за критерий эффективности следует

при­

нять

определенную сумму показателей производственной

от­

дачи

рабочего, включающих в себя, помимо

экономических

факторов, основные социальные аспекты; способность рабоче­

го совмещать профессии; профессиональная устойчивость;

от­

ношение рабочего к средствам производства; отношение

ра­

бочего к труду; трудовая инициатива, дисциплина труда;

по­

нимание общественной значимости труда; удовлетворенность своей профессией; степень ответственности в работе; участие в движении за коммунистический труд; участие в передовых починах; участие в рационализаторской работе.

На заключительном этапе исследования необходимо провес­

ти сравнительный анализ полученных данных по

 

установлен­

ным показателям производственной деятельности

выпускни­

ков как средних, так и обычных профтехучилищ и

установить

социально-экономическую эффективность подготовки рабочих

в училищах нового типа по указанным факторам.

 

Таким образом, определив экономическую

эффективность

предлагаемым методом и рассчитав отдельно показатели

ос­

новных социальных факторов трудовой деятельности рабочих,

обучающихся в средних ПТУ и училищах обычного типа,

мож­

но при помощи сравнительного анализа установить

наиболее

полную социально-экономическую эффективность

подготовки

квалифицированных рабочих кадров в профтехучилищах нового типа.

89



В профтехучилищах стоимость

1 ч

теоретических

занятий

колеблется от 2,9 до 7,7 коп.,

а на производстве -

от

3,3

до 8,0 коп. (в зависимости от наполняемости группы).

Та­

ким образом, размеры почасовой стоимости

теоретического

обучения примерно одинаковы.

 

 

 

 

 

 

Стоимость производственного обучения в

профтехучилищах

7 ,7 -1 0 ,6 коп. в 1 ч, а на производстве -

2 ,0 -5 ,7

коп.,

а

месячный расход на одного человека составляет в

училищах

1 3 ,4 4 - 1 8 ,6 7 руб., на производстве

-

3 ,0 -1 0 ,0 руб.

 

Следовательно, удельный расход на производственное обу­

чение на предприятиях в 2 -4 раза ниже, чем в училищах.

В

то же время затраты на теоретическое

обучение меньше

за­

трат на производственное обучение как в училищах, так и на

производстве

примерно в 1 ,5 -2 раза. Тем самым при увели­

чении сроков

обучения резко возрастет

значение

правильной

организации производственной практики за счет

рационально­

го сочетания политехнизации теоретического ■

обучения

и

практической специализации. С другой стороны,

 

повышение

теоретического обучения в учебных программах приводит

к

экономии средств.

 

 

 

 

 

В училищах учебные, хозяйственные и прочие

расходы

на

одного учащегося составляют (по смете, принятой

 

Мини­

стерством финансов СССР на 1968 г.): с содержанием

по

нормам Р У (ремесленные училища) - "/'9 руб.;

с

содержани­

ем по нормам Т У (технические училища)

- 69

руб.;

с

со­

держанием по нормам профессиональных школ -

101

руб.

 

Необходимо отметить также, что в профтехучилищах в

от­

личие от подготовки на производстве существует точно

учи­

тываемая величина в форме частичной самоокупаемости.

Из

всей суммы начисленной учащимся заработной платы за

из­

готовление полезной продукции во время

производственной

практики, им выдается только 33% заработка, 22 —25%

по­

ступает в распоряжение училища и около 44% отчисляется

в

государственный бюджет.

 

 

 

 

 

Рассмотренные выше методы определения

 

экономической

эффективности подготовки квалифицированных рабочих

имеют

свои преимущества и недостатки и в определенной

степени

не учитывают специфики подготовки рабочих в рыбной

 

про­

мышленности. Так, например, на предприятиях рыбной

 

про­

мышленности широко развита система подготовки на

общест­

венных началах, т.е. повышение квалификации

не

требует

затрат.

 

 

 

 

 

90


Как показывает опыт, процесс формирования квалифици­ рованного рабочего складывается из периода первоначально­

го обучения, повышения квалификации и переподготовки,

С

учетом практики формирования квалифицированных

рабочих

суммарные затраты на профессиональное обучение на

произ­

водстве следует считать равными сумме затрат на подготов­

ку плюс повышение квалификации и переподготовка.

 

Поскольку затраты на обучение в профтехучилищах

осуще­

ствляются за счет средств госбюджета, их легко

подсчи­

тать полностью. Иное положение складывается при

обучении

рабочих непосредственно на производстве. Здесь лишь незна­ чительная часть средств поступает из госбюджета; основная масса расходов на профессиональное обучение включается в себестоимость продукции по статьям "Заработная плата" "Ад­ министративно-хозяйственные расходы", а в части использу­ емых для обучения средств производства по другим статьям.

Казалось бы, что при этом расходы на обучение

формиру­

ются целиком за счет доли труда, направляемого

на

индиви­

дуальное потребление. Но такой подход был бы

правильным

при одном условии, если бы себестоимость продукции на

со­

циалистических предприятиях включала только два

элемента:

стоимость израсходованных средств производства

и

затраты

на оплаты по труду. Но, как известно, в себестоимость

про­

дукции при социализме входит также такой важный

 

элемент

фондов общественного потребления, как начисления на заработ­

ную плату, перераспределяемые в фонд государственного соци­ ального страхования трудящихся. Расходы на обучение от этого

не меняются, так как они распределяются по ряду

 

статей

себестоимости и становятся как бы незримыми, в

то

время

как начисления на заработную плату выражаются

 

абсолютно

и четко выделяются, что затрудняет учет.

 

 

 

 

 

В промышленности часто учитывают лишь часть

 

данного

вида расходов, которая отражается в сметах отделов

техни­

ческого обучения кадров и расходуется непосредственно

на

учебные цели (оплата труда преподавателей и

инструкторов

производственного обучения, сотрудников отдела

техническо­

го обучения и др.). Та часть расходов, которая связана

с

материальным обеспечением обучаемых и

дополнительными

затратами средств производства может быть обнаружена лишь на основе детального анализа.

Таким образом, вне щэямого учета на предприятиях оказы­ вается от 48 до 85% фактически произведенных на обучение затрат.

91


Затраты на обучение квалифицированных рабочих включают: расходы непосредственно на обучение (преподавание теоре­

тического курса, производственное обучение

и прочие учеб­

ные расходы);

 

 

расходы на содержание учащихся (стелендия

иди сохраня­

емая заработная плата), питание (общее

и

спецпитание),

спецодежда, мягкий инвентарь и обмундирование, квартирные,

суточные, оплата проезда;

 

 

 

прочие расходы,

включая содержание

административного

персонала (ремонт,

уборка зданий и т. л .).

 

 

 

При определении

экономической эффективности

подготовки

рабочих путем сопоставления затрат на обучение с

экономи­

ческим эффектом, полученным от их производственной

де­

ятельности непосредственно на предприятии в результате это­ го обучения, решаются две отличающиеся друг от друга конк­

ретные задачи.

 

Решение первой из них требует выяснения, насколько

ра­

ционально и экономично расходуется та часть денежных

и

материальных средств, которую выделяет общество на подго­

товку необходимых ему кадров квалифицированных

рабочих

(стоимость обучения одного рабочего определенной

профес­

сии) . Однако различные формы подготовки рабочих

обуслов­

ливают и различные по глубине теоретические и

практичес­

кие знания, умения и навыки, что и объясняется не индиви­

дуальными особенностями рабочих, а системой и

содержани­

ем обучения при той или

иной форме подготовки.

Учащиеся

П ТУ при одинаковых или

несколько больших затратах полу—

чают более серьезную профессиональную подготовку. Это не­ обходимо учитывать при сравнении затрат на подготовку од­ ного рабочего в разных формах обучения.

Затраты на подготовку квалифицированных рабочих включа­

ют ряд прямых расходов, а также потери, связанные с

про­

цессом обучения. Из общей суммы этих расходов

исключа­

ется та часть продукта, которая создается в процессе

хо­

зяйственной деятельности учебного заведения, а также в ре­ зультате производственной практики учащихся.

Наряду с учетом отмеченных выше затрат определяют так­

же затраты, связанные с объемом и качеством

полученной

рабочим первоначальной профессиональной подготовки.

При определении экономической

эффективности

професси­

ональной

подготовки необходимо

учитывать затраты как на

первоначальное обучение, так и на дальнейшее

совершенст­

вование

занятой в производстве рабочей силы.

 

92