Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
К затратам, связанным с качеством подготовки, следует
отнести разнообразные потери, в том числе и такие, которые обусловлены текучестью кадров, поломками оборудования, ин
струмента, а также травмами, полученными рабочими, Все эти потери связаны с низким уровнем квалификации рабочих.
Поступая на производство, рабочие, обученные индиви дуально-бригадным методом, требуют от общества значитель но больших дальнейших затрат, чем выпускники профтехучи
лищ. По объему эти затраты в среднем за год |
превышают |
|
сумму, израсходованную на первоначальную подготовку |
при |
|
обучении индивидуально—бригадным методом. |
|
|
Учет отмеченных выше дополнительных расходов |
|
вносит |
значительные коррективы в исчисляемые показатели экономи ческой эффективности и повышает их объективность.
Таким образом, затраты общества на подготовку рабочих не заканчиваются с окончанием срока обучения рабочего. Об щество продолжает затрачивать средства на дальнейшее по
вышение его квалификации, а также нести другие |
издержки, |
объем которых во многом определяется качеством |
первона |
чальной подготовки. В результате этого в совокупных затра
тах на подготовку квалифицированной рабочей силы |
имеют |
место две группы общественных затрат: собственно затраты |
|
на подготовку рабочего по данной профессии; затраты |
на |
переподготовку, повышение квалификации и др. |
|
Решение второй задачи при определении экономической эф
фективности предполагает исчисление прибавочного |
продукта, |
|
создаваемого рабочим. Рабочие, получившие в |
результате |
|
первоначального обучения более высокую квалификацию, |
спо |
|
собны создать в единицу времени большую стоимость. |
В о - |
|
первых, они могут заниматься более сложным по |
содержа |
|
нию трудом. Во-вторых, они, как правило, добиваются |
более |
|
высокой производительности труда. Такие рабочие |
создают |
больше продукта для общества. Естественно, что и экономи
ческий эффект от деятельности рабочих, получивших первона чальную подготовку при разных формах обучения, также бу дет различным.
Эффективность подготовки проявляется только через опре деленный промежуток времени трудовой деятельности обучен ных рабочих, минимальная величина которого зависит от ус ловий производства и первоначальной подготовки.
Со сменой профессии ранее полученные знания сохраняют ценность, так как помогают рабочему быстрее освоить новую профессию, создавать больший объем чистого дохода.
93
Величину чистого дохода, создаваемого молодым |
рабочим, |
следует определять на основе фактического уровня |
оплаты |
труда работников, прошедших различные формы обучения. При этом исходят из предположения, что доля прибавочного про-* дукта, создаваемого работниками различного уровня квалифи—
кашш, пропорциональна уровню полученной ими |
|
заработной |
|
платы. |
|
|
|
Учитывая особенности рыбной промышленности, |
на |
наш |
|
взгляд, целесообразно определять экономическую |
эффектив |
||
ность подготовки квалифицированных рабочих в три этапа: |
|
||
определение стоимости подготовки рабочего; |
|
|
|
расчет величины прибавочного продукта, |
создаваемого |
||
вновь подготовленным рабочим; |
|
|
|
определение показателей, характеризующих экономическую эффективность и срок окупаемости затрат на подготовку.
Стоимость подготовки квалифицированного рабочего - это выраженные в денежной форме затраты живого и овещест вленного труда на обучение, воспитание и содержание учаще гося. При этом учитывается не только расход рабочей силы преподавателей и обслуживающего персонала, но и ранее за траченный труд, материализованный в учебно-производствен ных фондах и других предметах. Сумма расходов за все вре
мя обучения определяет стоимость подготовки. |
|
|
|
|
Общественные фонды народного потребления |
- часть |
наци |
||
онального дохода, точнее, часть продукта для |
общества, ко |
|||
торую |
предоставляют в данном году трудящимся |
бесплатно |
||
или за |
плату на льготных условиях сверх тех благ |
и |
услуг, |
которые приобретаются населением за счет заработной платы и других доходов по труду. И стоимость образования в дан ном году определяется лишь теми затратами, которые произ ведены и предоставлены трудящимся в данном году бесплатно
или за плату на льготных условиях. |
|
|
|
В стоимость подготовки рабочего могут быть |
включены |
||
лишь те расходы, которые произведены и потреблены |
пол |
||
ностью в |
данном году. Поэтому затраты на |
капитальные |
|
вложения, |
приобретения оборудования и инвентаря |
не |
могут |
быть полностью включены в стоимость подготовки. Ведь ове
ществленные затраты труда в виде вновь выстроенного зда
ния или приобретенного оборудования не потребляются |
за |
||
1 или 5 лет, а служат несколько |
десятков лет. |
Поэтому |
в |
стоимость подготовки рабочего включаются лишь |
ежегодные |
||
затраты на эксплуатацию (износ) |
зданий, сооружений, обору |
||
дования. |
|
|
|
94
Что же касается капитального ремонта, то он служит вос
становлению стоимости основных фондов. Поэтому срок |
их |
|
эксплуатации удлиняется, и общую сумму износа |
основных |
|
фондов следует распределять на более длительный период. |
|
|
Из общей суммы расходов на обучение исключают |
доходы, |
|
отчисляемые в бюджет, и ту часть прибавочного |
продукта, |
которая создается в процессе производственной и других ви
дов хозяйственной деятельности. Это вытекает из той |
осо |
бенности общественных фондов народного потребления |
( в |
профтехучилищах), что из всей суммы благ, предоставляемых за счет этих фондов, учитывается лишь та, которая предо ставлена трудящимся бесплатно или за плату, но на льготных
условиях (стоимость льгот). Следовательно, |
поскольку в про |
||
цессе обучения создается определенная часть |
|
прибавочного |
|
•продукта, которая поступает в распоряжение |
общества, |
на |
|
эту сумму уменьшаются расходы общества на |
подготовку |
||
кадров. |
|
|
|
Народнохозяйственная стоимость подготовки рабочих кадров
^ но складывается из двух групп затрат: расходов |
професси |
ональных учебных заведений на подготовку рабочих |
( £*v ) и |
издержек хозорганов и учреждений, связанных с подготовкой
рабочих ( |
) |
|
^ н о * |
Расходы профессионально-технических училищ на подготов
ку рабочего |
( С0 ) могут быть определены по смете, |
т. |
е. |
по плану, - |
это сметные или плановые расходы, и по |
отчету |
|
учебного заведения за данный год - это фактические |
рас |
||
ходы. |
|
|
|
Для исчисления стоимости подготовки одного рабочего |
бе |
рется определенное подразделение учебного заведения, напри мер, группа, именуемая "контингент изучаемой группы" - /Г, исследуется с момента ее образования (первый год обуче ния) и до выпуска (получения обучающимися документов об образовании).
Плановая стоимость или плановые расходы ПТУ на подго товку одного рабочего определяются по формуле
4.
п
где 6П— плановая стоимость подготовки одного рабочего на весь период обучения;
4 П— плановые ассигнования на весь период обучения контингента изучаемой группы до выпуска;
/Гп - плановый контингент изучаемой группы.
95
Для |
определения плановых |
ассигнований на весь |
|
период |
||||||||||
обучения ( 4П ) |
необходимо рассчитать плановую |
стоимость |
||||||||||||
1 года |
обучения |
( 4 П1 |
): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ 01 ) |
> |
|
|
|
|
где |
4nfплановое |
ассигнование |
1 года |
обучения |
всего |
|||||||||
|
|
контингента; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
СпУ - плановая стоимость первого года |
обучения |
од |
|||||||||||
|
ного обучающегося изучаемой группы; |
|
|
|||||||||||
|
- |
контингент изучаемой группы, |
принятый в учеб |
|||||||||||
|
ное заведение; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
контингент, прибывший (на первом году |
обуче |
||||||||||||
|
ния) в изучаемую группу из других |
|
учебных |
|||||||||||
|
заведений, из других видов обучения (заочного, |
|||||||||||||
|
вечернего); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
контингент, переведенный (на первом году обу |
||||||||||||
|
чения) |
из изучаемой группы в другие |
|
учебные |
||||||||||
|
|
заведения |
или на другие виды обучения внут |
|||||||||||
|
ри |
учебного заведения. |
|
|
|
|
|
|||||||
Плановая стоимость первого года обучения ( Спх ) |
опреде |
|||||||||||||
ляется путем деления стоимости обучения всех |
обучающих |
|||||||||||||
ся в учебном заведении по смете на тот год, в |
|
|
котором |
|||||||||||
изучаемая группа обучалась первый год ( 4 См ), |
на |
средне- |
||||||||||||
годовой контингент ( к * ) всех обучающихся в |
|
|
учебном |
|||||||||||
заведении в том |
году |
( |
Cni = ~ ~ |
). |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
аСр |
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость обучения |
( |
4 tM |
) принимается не в |
|
|
полной |
||||||||
сумме, установленной по смете учебного заведения, |
Исклю— |
|||||||||||||
чаются ассигнования на капитальные вложения вне |
государ- |
|||||||||||||
ственного плана |
капитальных работ |
(статья |
13) |
|
бюджетной |
|||||||||
классификации |
( |
|
) |
и по государственному плану |
капи |
|||||||||
тальных работ |
(статья |
15) |
( |
), |
на приобретение |
обору |
||||||||
дования и инвентаря (статья |
12) |
( |
0S ), на |
капитальный |
||||||||||
ремонт |
(статья |
16) |
( |
Р, |
). |
Одновременно должен |
|
учиты |
||||||
ваться износ действующих основных фондов учебного |
заведе |
|||||||||||||
ния ( Фд, ) в размере |
2,2 -2,5% |
их стоимости |
(коэффициент |
|||||||||||
0 ,0 2 2 -0 ,0 2 5 ). |
Включается |
износ вновь приобретенных |
ос |
|||||||||||
новных фондов ( |
Фи1 |
), |
которые функционируют |
в |
|
среднем |
в данном году примерно 6 месяцев. Их износ ощэеделяется в половинном размере обычного износа, и применяется коэффи
циент 0 ,1 2 . Кроме того, исключается стоимость выбывающих основных фондов учебного заведения ( 0 Д1 ) из-за полного
96
их износа, что снижает затраты на обучение. По щшмерным
расчетам эта сумма расходов составляет около |
0,1% |
балан |
||||
совой стоимости выбывающих основных фондов |
(коэффициент |
|||||
0 ,0 0 1 ). Таким образом, |
стоимость обучения ( |
4см1 ) |
опре |
|||
деляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
1 - ( £ м1+ |
в пх |
+ |
О, + Я, |
+ / / ,)+ 0 ,0 2 5 Фд, - |
||
- 0 ,0 1 2 Ф н, - 0 ,0 0 1 Ф 8) . |
|
|
|
|||
Профессиональные |
учебные |
заведения за |
счет |
обществен |
ных фондов потребления предоставляют трудящимся два основ
ных вида благ: бесплатные услуги на образование |
(обучение) |
|
и одновременно материальные блага (содержание) - |
стипен |
|
дия, питание, обмундирование, а также общежитие |
на |
льгот |
ных условиях. Кроме того, обучающимся предоставляются ус
луги на медицинское обслуживание (медпункты) и |
физкуль |
||
туру (спортивные базы, сооружения, инвентарь, |
обмундиро |
||
вание). Учитывая, что медицинское обслуживание |
занимает |
||
небольшую долю в общих расходах учебного заведения, |
оста |
||
новимся лишь на двух |
основных видах услуг и благ |
(обу |
|
чение и содержание), Для того чтобы определить |
стоимость |
||
услуг на образование, т. е. на ту деятельность, которая |
ха |
||
рактеризует заведение, необходимо расходы на |
содержание |
||
обучающихся исключить. |
|
|
|
Далее определяется среднегодовой контингент ( |
А"Ср1 ) |
всех |
обучающихся в данном учебном заведении в том году, в ко тором изучаемая группа обучалась первый год. Во-первых, полностью учитывается контингент учебного заведения, пере
ходящий из прошлого на начало нового года |
( Кп^ ). |
Эти |
обучающиеся, за исключением выпускников, |
будут |
учиться |
весь год. Поэтому их численность умножается на 12. |
В о - |
вторых, |
учитывается контингент, принятый в новом учебном |
||
году ( |
Л'пр 1 ), который будет обучаться в данном календар |
||
ном году (при |
начале учебного года 1 сентября) |
лишь 4 ме |
|
сяца. Поэтому |
их численность умножается на 4. |
В-лретьих, |
исключается контингент учебного заведения, окончивший курс
обучения ( /Гвь,п1 ). Е*ыпускники уже не |
будут обучаться |
в |
|
этом календарном году (при выпуске 1 |
августа) 5 месяцев. |
||
Поэтому их численность умножается на |
5 и |
вычитается из |
|
общей суммы контингента. В виде формулы это |
можно изло |
||
жить следующим образом: |
|
|
|
„(/f„i-12)*(n;pl-4)-(/ftt,n1.5)
лч>< 12