Файл: Глушихин, Ф. П. Трудноуправляемые кровли в очистных забоях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
1
ведения кровель, сложенных прочными и массивными породами [45], во Франции для определения взаимо действия подпорных стенок с массивом пород, в СССР
при решении задач по устойчивости насыпей и основа ний плотин гидроэлектростанций. Структурное модели рование имитирует взаимодействие элементов уже раз рушенных пород, не рассматривая сам процесс образо вания этих элементов.
Величина коэффициента бокового распора в моделях изменялась от 0,08 до 0,5. Граничные условия начала отработки модели имитировались вертикальным смеще нием торцевого клина, так как при первом обрушении кровля смещается по нормали к пласту. В модели ими тируется полупролет первого обрушения кровли еще до образования блоков. Крепь нарастающего сопротивле ния имитировалась стальными пластинками определен ной жесткости, которые оснащались тензометрическими датчиками. Крепь постоянного сопротивления изготовля лась в виде рычажной системы. Смещение блоков изме рялось методом фотофнксации с последующей обработ кой пластинок на стереокомпараторе.
Большие скорости смещения кровли измерялись индуктивными датчиками перемещения ДП-3 и виброизмерительной аппаратурой ВИА-5а. Чувствительность датчиков 1,8 мА/мм. Показания датчиков записывались осциллографом К-24 на фотобумагу шириной 100' мм. Скорость перемещения ленты осциллографа от 10 до 200 мм/с. Одновременно на ленту записывались пока зания отметчика времени, что позволяло уверенно про изводить отсчет времени с точностью 0,005 с (при ско рости ленты 200 мм/с расстояние между «пиками» отме ток составляло 2 мм при времени 0,01 с).
Датчики устанавливались на наружной стороне мо дели с помощью специальных шаровых кронштейнов, один из которых закреплялся на стенде, а второй вблизи нижнего контура непосредственной кровли.
Пласт вынимался выпиливанием слоя эквивалентного материала. Шаг выемки соответствовал длине блока по простиранию. Последовательность рабочих операций соответствовала натурным условиям.
Методикой предусматривалось: изменение отношения мощности слоя непосредственной кровли к мощности пласта в пределах от 1,2 до 5, изменение коэффициента
80
трения по плоскостям трещин от 0,27 до 0,75, использо вание крепи поддерживающего и оградительио-поддер- живающего типа нарастающего и постоянного сопротив лений с влиянием осадок основной кровли и без них. При этом особое внимание обращалось на условия 'образования арочных систем и их проседания, на вели чину смещений и реакцию крепи. Угол наклона «трещин давления» в моделях был принят 65°.
§ 2. Результаты исследований механизма перемещения и взаимодействия с крепью непосредственной кровли
Зависание в выработанном пространстве блоков кровли наблюдалось в натурных условиях при значе ниях 2 < К М< 5 .
Общий характер перемещения блоков над призабой ным и выработанным пространствами во всех моделях был одинаковым. По мере удаления угольного забоя от целика происходило обрушение торцевого клина и при легающих к нему одного-двух блоков, которые отклоня лись в сторону выработанного пространства. После этого начиналось постепенное зависание блоков за крепью, т. е. образование арочной системы.
По мере подвигания забоя угол разворота блоков постепенно уменьшался. Это происходило из-за того, что развернувшиеся блоки при опускании на почву не полностью, восстанавливали свое первоначальное поло жение. Угол отклонения блоков при образовании арок
колебался от |
1 до 5°, т. е. имел те же значения, что и |
в натуре. |
|
В период |
между началом образования пролета и |
его разрушением смещения кровли в призабойном про странстве нарастали медленно. Кровля как бы оставалась на верхнем уровне. При достижении предельного про лета происходило ее резкое перемещение и кровля за нимала нижний уровень.
Подобную же картину перемещения непосредствен ной кровли, составленной из отдельных прямоугольных блоков, наблюдал Г. Н. Кузнецов [23] на моделях и в шахте. -
Для выяснения влияния сопротивления крепи на ха рактер смещения кровли в моделях изменялась несу-
81
щая способность крепи. Результаты исследований, про веденных на двух моделях, приведены на рис. 25. Верх ний уровень кровли (кривая 1) соответствует состоя-
<2 |
|
|
|
Номера блоков |
|
|
|
|||
|
Г |
|
// |
|
/// |
IV |
|
V |
VI |
УН |
О |
Расстояние от тачки измерения дозабоя, м |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
ГО |
Рис. 25. Влияние сопротивления крепи на про филь кровли
нию кровли перед проседанием арки, нижний (кривая 2) — после проседания. Точками на линиях обозначены средние величины перемещения передних концов бло ков. Буквы Ru R2, R3 обозначают места установки кре пи. Расстояния между верхним и нижним профилем соответствует средней величине относительного переме щения кровли в точках
е = - ^ , |
(III. 1) |
пг |
|
82
где ДЛз — смещение нижнего |
контура блока, мм; т — |
|||||
мощность пласта, мм. |
|
|
|
|
||
В одном случае (рис. |
25, а) среднее относительное |
|||||
сопротивление |
крепи |
/?ср: Q = 1,17, |
во |
втором |
||
(рис. 25,6) |
Rcp : Q= 0,82, |
где Rcp — среднее сопротивле |
||||
ние крепи |
под блоком, кге; Q — вес одного блока, кгс. |
|||||
В первом случае на нижнем профиле имеется резкий |
||||||
излом, что указывает на |
существенное влияние |
крепи |
||||
на величину смещения кровли |
в момент |
проседания |
||||
арки. |
|
|
|
|
|
|
Характер кривых во втором случае другой. Верх
ний профиль кровли наклонен больше, |
что указывает |
на большие взаимные проскальзывания |
блоков. Ниж |
ний профиль не имеет излома. При большем сопротив лении крепи смещения кровли в момент проседания арок в призабойном пространстве уменьшаются. При уменьшении относительного сопротивления крепи с 1,17 до 0,82 смещения кровли в призабойном пространстве увеличились более чем в два раза. Это указывает на то, что сопротивление крепи и ее распределение по ширине призабойного пространства оказывает существенное влияние на перераспределение смещений арочной систе мы в призабойном пространстве. Такой же характер влияния сопротивления крепи наблюдался и в других моделях.
Увеличение коэффициента трения |
между |
блоками |
по плоскостям трещин, при прочих |
равных |
условиях, |
способствовало увеличению средней величины пролета арки. При проседании арочной системы в моделях с большим коэффициентом трения случаи полного обру шения всех зависших блоков наблюдались реже.
Сложный характер перемещения блоков в процессе их опускания на почву можно разделить на два пе риода.
I п е р и о д — медленный, иногда небольшими толч ками, рост перемещений всей системы арки в процессе подвигания забоя. Опускание блоков на почву в этот период происходит редко и сравнительно спокойно. Пролет арки увеличивается, а профиль ее становится изогнутым кверху.
II п е р и о д — резкое смещение блоков всей арки на значительные величины обычно при величине пролетов арок, близкой к предельной. При этом непременно про
83
исходит опускание части (одного — трех) зависших блоков на почву. Данный период смещения кровли яв ляется наиболее опасным с точки зрения работы крепи и сохранения необходимой высоты рабочего простран ства.
За время полного опускания блоков на почву оба эти периода повторяются неоднократно, т. е. блоки смещаются как бы толчками. Резкие проседания всех или части арки происходят и между предельными со стояниями кровли, но они сопровождаются меньшей ве личиной смещений и выражены более , слабо. Поэтому дальнейший анализ результатов отработки моделей произведен для предельных состояний кровли.
С точки зрения работы крепи наиболее важно бы ло выявить зависимость смещений кровли от реакции крепи на границе призабойного пространства. С этой целью были отобраны данные по всем случаям просе дания арок при посадках по всем моделям и построен общий эмпирический график для второго, считая от забоя блока. Выбор блока обусловлен технологией вы емки и объектом исследований. Ширина призабойного пространства в натуре изменялась от 2,8 до 4,2 м. Из под третьего от забоя блока крепь выбивалась после каждого цикла подвигания. Постоянно поддерживалось два блока.
Первый блок обычно проседает на значительно мень шие величины как в первом, так и во втором периоде их перемещения.
де |
Результаты отработки моделей представлены в ви |
|||
графика (рис. 26). |
По оси |
абсцисс |
откладывались |
|
смещения е, а по оси |
ординат — суммарная относи |
|||
тельная реакция крепи |
>4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
N |
|
|
|
|
ZiQ + qi) |
|
|
|
п, |
i |
|
N |
где |
|
крепи; |
||
iR — суммарная реакция |
'LiQ + q l) — об |
щий вес арки; N — число блоков в арке; q — удельная пригрузка со стороны вышележащих пород; I — длина блока по простиранию пласта.
84
Точками на графике отмечены случаи, когда в мо менты проседаний арочной системы резких смещений кровли не происходило. Кружками отмечены случаи с резкими смещениями кровли при проседаниях системы. Для получения величины смещений, превышающих тех нологически допустимые, производились медленные раз грузки крепи в призабойном пространстве и искусст венные завалы.
Рис. 26. Влияние сопротивления крепи на перемещения кровли: пунктирные линии — границы разброса точек
Характер кривой указывает на принципиальную возможность уменьшения величины резких смещений кровли в призабойном пространстве лав при проседа нии (разрушении) арочных систем. Но для этого необ ходимо обеспечить сопротивление крепи в любой мо мент ее работы равным не менее 60% от общего веса пород в арке (поддерживаемое и выработанное прост ранства). Данное положение иллюстрируется зоной перехода от кружков к точкам. Естественно, что она относится к результатам исследований на моделях. Однако в моделях основные факторы, влияющие на ве личину смещений кровли (сопротивление крепи, трение между блоками, величина распора крепи и т. д.), изме нялись в широких пределах. Это подтверждает, что арочная система способна возникать при широком диа пазоне изменения относительной величины сопротивле
85
ния крепи. Иными словами, сопротивление крепи не оказывает существенного влияния на условия возник новения арочной системы. Они определяются другими факторами, одним из которых является соотношение высоты блока и мощности разрабатываемого пласта.
Влияние сопротивления крепи на смещение кровли сказывается главным образом в том, что с увеличением сопротивления уменьшаются взаимные проскальзыва ния блоков в призабойном пространстве. Это весьма важный вывод, указывающий на то, что каждый раз с увеличением пролета арочной системы должно повы шаться и сопротивление призабойной крепи, что в шахтных условиях сделать практически невозможно. Следовательно, при выборе крепи необходимо ориенти роваться сразу на максимальное сопротивление. Другим фактором, влияющим на величину относительного про скальзывания блоков и воздействие которого поддается регулированию, является распределение реакции крепи по ширине призабойного пространства. При отсутствии или недостаточной величине сопротивления крепи вбли зи забоя происходит известное на практике «клевание» кровли на забой. В этом случае, конечно, возрастает и общее смещение кровли в призабойном пространстве.
В предыдущем параграфе было отмечено, что в про цессе отработки моделей измерялись усилия распора крепи, действующие по нормали к плоскостям трещин. Отработка моделей показала, что при коэффициенте первоначально задаваемого бокового распора от 0,08 до 0,5 существенного влияния величины распора на харак тер перемещения и взаимодействия блоков над при забойным и выработанными пространствами не наблю далось. Арочная система образовывалась во всех мо делях.
Заметное снижение (в натуре) величины распора начиналось на 5,6—7 м впереди очистного забоя. При подработке блока величина распора уменьшалась, а затем снова возрастала по мере удаления от забоя. На расстоянии 5,6—8,4 м позади забоя усилие распора до стигало
Атах — 0*05 -г- 1,30) А0, . |
(Ш.2) |
где Fmax — максимальное усилие, направленное по нор мали к плоскостям трещин; F0 — начальное усилие бо
86